МОРЕЛЛИ
МОРЕЛЛИ
Morelly) - франц. утопич. коммунист 18 в. Взгляды М. развиты в поэме "Базилиада" (1753) и в трактате "Кодекс природы, или Истинный дух ее законов", опубл. на франц. яз. анонимно в 1755-60. Исходя из принципов рационализма, М. считал, что существующий строй, основанный на частной собственности, противоречит разуму и природе и должен быть заменен коммунистич. порядками. Это будет, полагал он, в известной степени возвращением к утраченному естественному состоянию. Однако, если коммунизм прошлого, отмечал М., был бессознательным, то коммунизм грядущий будет сознательным. В отличие от Т. Мора и Т. Кампанеллы, чьи взгляды оказали влияние на М., он излагал свои идеи о будущем коммунистич. обществе не в виде описания обществ. строя некоей фантастич. страны, а в форме законодат. проектов. Переход к коммунизму будет, по М., результатом деятельности мудрых законодателей, осознавших, что причина всех обществ. зол и бедствий - частная собственность. М. сформулировал три "основных и священных" закона, с издания к-рых начнется переустройство общества на коммунистич. началах. Первый из них отменяет частную собственность, второй обеспечивает всем гражданам право на труд и гарантирует получение содержания от общества, третий обязывает каждого гражданина заниматься общественно-полезным трудом "сообразно своим силам, дарованию и возрасту". М. предполагал, что коммунизм будет осуществлен не в отдельных небольших общинах, как думали ранние утописты, а в масштабе целой страны, с централизованным учетом и распределением труда и его продуктов. M. ближе, чем другие утописты 16-18 вв., подходил к идее уничтожения противоположности между физич. и умств. трудом при коммунизме. Вместе с тем взглядам М. свойственны черты ист. ограниченности. В его учении сильны уравнит. тенденции, демократич. принцип проводится им непоследовательно. Почти неизвестный современникам, М. оказал влияние на формирование взглядов Бабефа и "равных", а также на франц. утопич. социалистов 1-й пол. 19 в. - Кабе, Фурье, отчасти Дезами. Соч.: Le naufrage des ?sles flottantes ou la Basiliade..., v. 1-2, 1753, в рус. пер. - Кодекс природы, или Истинный дух ее законов, М.-Л., 1947. Б. А. Каменецкий. Москва.
Морелли
, Доменико (Morelli, Domenico) 1826, Неаполь — 1901, Неаполь. Итальянский живописец, сценограф, работал в монументальной живописи, мозаике. Неаполитанская школа. Учился в Академии художеств в Неаполе. С 1869 — профессор Академии. В 1848—1849 участвовал в сражениях за освобождение Италии. Много путешествовал, посетив Рим (1845), Флоренцию, Милан, был также в Германии, Бельгии, Австрии, Голландии, Франции (1855, 1867). Начинал в 1840-е как исторический живописец. В манере академической живописи исполнены его картины Цезарь Борджа при осаде в Капуа (частное собрание), Беглецы из Аквилеи (частное собрание), Герцог Лара и его паж (Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте). Сцены трактованы с конкретной достоверностью и несколько театрально. В принесшем художнику известность полотне Иконоборцы (1855, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте) на сюжет из истории Нидерландов нашли отзвук революционные события в Италии. Одетые в темные плащи фигуры иконоборцев больше напоминают членов карбонарских вент, собиравшихся на тайные встречи в храмах. В 1850, посетив впервые Флоренцию, сблизился с мастерами "Школы маккьяйоли" (живописи цветовым пятном). Стал завсегдатаем кафе "Микеланджело", где проходили дискуссии мастеров этого направления. В начале 1860-х поселился во Флоренции, писал в манере живописи цветовым пятном (На солнце, 1860-е; Дочь Ева в саду, 1860; Женщина в белом на желтом фоне, все — частные собрания). В 1861 создал в окрестностях Неаполя, в селении Портичи, вместе с Ф. Палицци группу художников-пленэристов, работавших в русле мастеров "Школы Позилиппо" и "Школы маккьяйоли". Морелли дал ей название "Республика Портичи", так как входившие в нее молодые неаполитанские художники не подчинялись академическим авторитетам и отстаивали идеи нового искусства. На протяжении всей своей деятельности писал полотна на исторические и литературные сюжеты (Тассо и Элеонора, 1867, Флоренция, галерея Питти; Леди Годива, 1870-е, Рим, Нац. галерея современного искусства). Черты академической живописи присущи серии эскизов для росписи церкви Св. Франциска в Гаэта (1859, Рим, Нац. галерея современного искусства). Морелли был также известным художником-сценографом, создавшим декорации к драматическим постановкам в театрах Италии в 1870—1880-е, операм Дж. Верди Макбет, Набукко, Эрнани, Отелло. Под впечатлением книги Ж. Ренана в 1868—1875 художник создал цикл полотен с эпизодами из жизни Христа (Христос в пустыне, Осмеяние Христа, Поверженный Христос, Христос, успокаивающий бурю, все — Рим, Нац. галерея современного искусства). Сцены решены в традиции академической исторической картины, сближенной с чертами бытовой живописи сер. — 2-й пол. XIX в. Для написания евангельского цикла Морелли ездил в Палестину, где на натуре исполнил пейзажные эскизы, но при переведении их в законченные композиции они утратили пленэрную свежесть, приобретя характер натуралистичной декорации. В рассказе о Страстном пути Спасителя Морелли выразил свои взгляды на волновавшие итальянскую демократическую интеллигенцию проблемы. Как убежденный сторонник идеалов Дж. Маццини, переживая итоги Рисорджименто, он в романтических образах серии воплотил идею противостояния общественных сил добра и зла. В портретах Морелли — Художник Б. Челентано (1859), Луиза Руджеро (1880-е), Вирджиния Виллари (1882, все — Рим, Нац. галерея современного искусства), Архитектор Г. Бианки (Флоренция, частное собрание) — с веристской наблюдательностью переданы характер и социальное положение портретируемых. Приглушенная колористическая гамма придает образам подчеркнутую внутреннюю собранность и одухотворенность. В 1870—1890-е под влиянием живописи испанца Фортуни Морелли создавал костюмированные сцены на исторические, литературные и восточные темы (Помпеянские бани, Суламифь, обе — Рим, Нац. галерея современного искусства), решенные в салонном духе с привкусом эротизма и натурализма. Эта т. н. вторая манера художника была, скорее, связана с вынужденной коммерческой стороной его деятельности. Морелли работал также в технике акварели. Разнообразие и тонкость пленэрных наблюдений присущи серии акварелей, выполненных в окрестностях Неаполя, в селении Кава (1880-е, Рим, Нац. галерея современного искусства).
Лит.: Федотова Е. Д. Евангельская тема в произведениях Доменико Морелли и русских художников 1860—1890-х гг. // Зарубежные художники и Россия. СПб., 1991; Levi P. Domenico Morelli nella vita e nell’arte. Torino, 1906; Conti A. Domenico Morelli. Napoli, 1926; Schettini A. I Grandi Pittori dell’Ottocento italiano. La Scuola Napoletana. Milano, 1961.
Е. Федотова
Лит.: Федотова Е. Д. Евангельская тема в произведениях Доменико Морелли и русских художников 1860—1890-х гг. // Зарубежные художники и Россия. СПб., 1991; Levi P. Domenico Morelli nella vita e nell’arte. Torino, 1906; Conti A. Domenico Morelli. Napoli, 1926; Schettini A. I Grandi Pittori dell’Ottocento italiano. La Scuola Napoletana. Milano, 1961.
Е. Федотова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006