МОРЕТТИ ФЕДЕРИКО

Найдено 1 определение
МОРЕТТИ ФЕДЕРИКО
Великий итальянский гитарист и композитор, камерный виолончелист Его Величества короля Испании и командир бригады в испанской армии. “Вдохновляемый этой правдой, – говорит Моретти, – и увлекшись, я прилежно посвятил себя гитаре и постарался найти какой–нибудь трактат, чтобы досконально изучить этот инструмент, поскольку мои усилия не увенчались успехом, я решил учиться на гитаре самостоятельно, используя свои музыкальные познания. В конце 1787 года я составил достаточно неполные принципы разных записей, которые я собирал в течение нескольких месяцев, где были гаммы, аккорды, каденции и разные способы взятия струн для аккомпанемента. Я не мог удержаться, чтобы не дать своим друзьям несколько копий, но они размножились в таком большом количестве экземпляров и были такими несовершенными, что я сам в некоторых итальянских городах встречал их под именами разных авторов. Это послужило причиной того, что, вернувшись в Неаполь, я решил выпустить в свет свои “Принципы игры на гитаре”, значительно расширив и, насколько возможно, усовершенствовав. В 1792 году она была впервые напечатана в музыкальном издательстве Луиса Марескальки, издателя Его Королевского Величества. Несмотря на незначительные достоинства “Руководства”, оно было принято хорошо и несколько экземпляров попали в Испанию, где также были приняты благосклонно лучшими преподавателями и исполнителями на этом инструменте, появились желающие перевести его на испанский язык. Но после того, как стало известно, что я находился в Мадриде, мне сообщили об этом намерении, и, так как эти желающие и друзья настаивали, я решился отдать “Руководство” в печать с переводами в переложении для шестиструнной гитары”. В конце имеется приписка: “Хотя я пользуюсь простой семиструнной гитарой, мне показалось более подходящим переделать эти “Принципы” для шестиструнной гитары, потому что тогда в Испании заиграют на ней. По той же причине я должен был напечатать их по–итальянски в 1792 году, переделанные для пятиструнной гитары, потому что в Италии не знали еще шестиструнной гитары”. Это среди других вещей Моретти написал в “Прологе” своего сочинения. “Принципы игры на шестиструнной гитаре с предварительным изложением основных понятий музыки, Посвящается нашей Госпоже Королеве, капитаном доном Федерико Моретти, младшим лейтенантом Королевской Валлонской Гвардии. Мадрид. 1799 год.” Это сочинение, названного года выпуска, которое мы держим в руках, действительно, монумент дидактики и первая существенная попытка возвести гитару в ранг великого и выразительного инструмента, уводя ее от настройки и игры доктора Амата.
Моретти ввел в свое руководство первые гармонии с педагогической целью, эти гармонии сочинил он сам, и они хорошо построены со структурной точки зрения. В них он применяет как пиццикато, так и аккорды, так как он заметил, “что одно из характерных свойств гитары – легкость исполнения аккордов”. Фердинанд Сор воспользовался идеями Моретти для своего ценного дидактического сочинения, после того как он услышал в исполнении своего друга упражнения по методу великого новатора Моретти. То же можно сказать и об Агуадо, который верно следовал, хотя и с большим педагогическим талантом, итальянскому композитору. Руководство Моретти в основной части под названием “Основные элементы музыки” включает 21 страницу и оглавление, начинающее “Практические принципы”, музыкальные упражнения с предварительной печатью 24 таблиц и их оглавления, иллюстрирующие музыкальные примеры. В этой новой части 53 полностью заполненных страницы, причем, 8 первых напечатаны только с одной стороны. Таким образом, имеется всего 74 вытянутых в ширину страницы (31 на 21), в которых и заключается первый дидактический памятник гитаре. Выходившие до этого сочинения такого рода являются только пьедесталом, на который опирается сочинение великого композитора, о котором мы пишем.
В 1807 году оно было расширено и обогащено новыми, несомненно, ценными дополнениями. Позже, в 1821 году, он выпустил “Аргументированную музыкальную грамматику в форме диалогов для начинающих. Дона Федерико Моретти, бригадира национальной армии, кавалера Национального и Военного Ордена Святого Эрменсиельдо и т.д., академика филармонического общества Болоньи. Мадрид. Посвящается глубокоуважаемому сеньору дону Франсиско де Паула, инфанту испанскому. Читателю.” В 1798 году при публикации перевода на испанский язык моего сочинения под названием “Принципы игры на шестиструнной гитаре” я посчитал своевременным дополнить их общими элементами музыки. В 1807 году после того, как было закончено печатание первого издания этого сочинения, я отредактировал эти элементы в форме диалогов, но из–за неприятностей в восьмом году и в последующие годы я должен был оставить идею опубликовать их. Предложение уважаемых людей заставило меня решиться выпустить их в свет по отдельности”. В другом сочинении говорится: “Система в одном ключе или же по унифицированию музыкальных ключей с их привязкой к одному нотному стану. Посвящается Филармонической Академии Болоньи Кабальеро доном Федерико Моретти. Мадрид. 1824 год”. Этот том размером 18 на 15 из 23 страниц и перегнутым пополам вкладышем с гравюрами музыкальных примеров. Все названные сочинения были изданы в типографии Х. Санча. У нас в руках рукопись его сочинения: “Вариации для гитары”, которая находилась в архиве маэстро Феррера Эстеве, которая в настоящее время принадлежит нам. Это сочинение включает следующие темпы: Ларго – Тема – Вариации с 1 по 5 и Финал. Ларго написан в ре миноре, а все остальное в ре мажоре. Это, несомненно, великое для своего времени сочинение, очень свежее и приятное, с совершенной контекстурой и, прежде всего, очень хорошо подходящее для гитары, чего не хватало большинству предшествовавших Моретти композиторов. По данным словаря Роберта Эйтнера Моретти написал “Большой дуэт” для двух лир или гитар, который был опубликован в Париже. По данным некоторых биографов, в том числе Педреля, в каталоге Депутации Барселоны Федерико Моретти умер в Мадриде в 1838 году.

Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998