МОРГАН
МОРГАН
1. (Morgan), Жак Жан Мари (3.VII.1857 - 12.VII.1924) - франц. археолог. В 1886-89 на Кавказе и в Сев. Иране осуществил раскопки погребений позднего бронз. и раннего жел. века. В 1892-97 - директор Службы древностей Египта. Открыл гробницы фараонов I династии в Негаде, мастабу VI династии в Саккара и др. В кон. 1897 начал раскопки на акрополе Суз, к-рые дали важные мат-лы по истории Др. Востока: стелу Нарамсина, кодекс Хаммурапи, эламские надписи и др. М. проводил раскопки и в др. р-нах Ирана, а также в Индии. В 1907, в Тунисе, М. выделил капсийскую культуру. В последние годы жизни написал ряд общих работ по истории, археологии и этнографии, в т. ч. "Историю арм. народа", "Доист. человечество" и др. Соч.: Mission scientifique au Caucase, v. 1-2, P., 1889; Mission scientifique en Perse, v. 1-5, P., 1894-1905; M?moires de la D?l?gation arch?ologique en Perse, publi?s sous la direction de J. de Morgan, v. 1-13, P., 1900-12; Essai sur les nationalit?s, P., 1917; Histoire du peuple arm?nien depuis les temps les plus recul?s de ses annales Jusqu´а nos Jours, P., 1919; L´humanit? pr?historique. Esquisse de pr?histoire g?n?rale, P., 1921 (рус. пер. - M., 1926); La pr?histoire orientale. Ouvrage posthume publi? par L. Germain, v. 1-3, P., 1925-27. Лит.: Reinach S., J. de Morgan, "Revue arch?ologique", 1924, v. 20, p. 205-22. В. С. Титов. Москва. 2. (Morgan), Льюис Генри (21.XI.1818 - 17.XII.1881) - амер. этнограф и археолог, историк первобытного общества, прогрессивный обществ. деятель. По образованию юрист, занимался адвокатурой, позднее также коммерцией. С ранних лет интересовался бытом индейцев-ирокезов, в 1840 основал общество "Великий орден ирокезов" (впоследствии "Новый союз ирокезов") для изучения индейцев и оказания им помощи. Как юрист выступал в защиту зем. прав индейцев, за что в 1847 был усыновлен ирокезским племенем сенека под именем "Тот, Кто является Мостом" (между индейцами и белыми). Опубликовал ряд статей, направленных против ограбления, дискриминации и истребления индейцев в США. Первый крупный труд М. "League of the Ho-de-no-sau-nee, or Iroquois" (N. Y., 1851), несмотря на известную неполноту гл. обр. в освещении хоз. деятельности ирокезов, поныне остается важнейшим исследованием об этих племенах. В последующих трудах ("Systems of consanguinity and affinity of the human family", Wash., 1870; "Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации", 1877, рус. пер., 2 изд., Л., 1934; "Дома и домашняя жизнь амер. туземцев", 1881, рус. пер., Л., 1934) М. выступает уже преим. как историк первобытного общества, утверждающий идеи прогресса и единства ист. пути человечества. Центр. место в учении М. занимает положение о роде как универсально-ист. основной ячейке первобытного общества и о развитии родового строя от матриархата к патриархату. С ним связано положение о развитии собственности от коллективных форм к частным; об эволюции семьи и брака, в к-рой М. выделил ряд последовательных ступеней: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, парная семья, патриарх. семья, моногамия. Наконец, М. создал первую науч. периодизацию первобытной истории, подразделив ее в соответствии с успехами в произ-ве средств существования на периоды дикости и варварства, а каждый из них - на три подпериода. Крупнейший представитель эволюционизма, М. фактически сумел почти оторваться от него: по словам Ф. Энгельса, "Морган в границах своего предмета самостоятельно вновь открыл марксово материалистическое понимание истории..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 97). К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценили труды Моргана. Маркс составил подробный конспект книги М. "Древнее общество", Энгельс положил ее в основу своего классич. труда "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Хотя основоположники марксизма, критически используя М., сделали в своих трудах качественно новый шаг в разработке первобытной истории, в историографии имя М. навсегда осталось связанным с их именами, а его учение остается объектом критики со стороны ученых-антимарксистов. Данные совр. этнографии и археологии показали, что в наследии М. есть ряд положений, требующих пересмотра. Признаны ошибочными реконструкции кровнородственной и пуналуальной семьи, спорна универсальность отцовского рода, в значит. мере устарела периодизация М., заменяемая сейчас более совершенной. Но все основные положения учения М., в т. ч. положения об универсальности материнского рода и первичности групповых форм брака, подтверждены множеством вновь накопленных фактов и продолжают развиваться марксистской наукой. Лит.: Маркс К., Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Л. Г. Морган. Жизнь и учение, 2 изд., Л., 1935; Винников И. Н., Из архива Льюиса Генри Моргана, М.-Л., 1935 (Тр. ин-та антропологии и этнографии, т. 2); Семенов Ю. И., Учение Моргана, марксизм и совр. этнография,"СЭ", 1964, No 4; White L., Lewis Henry Morgan. His life and his researches., в кн.: Morgan L. H., The Indian journals 1859-62, Ann Arbor, 1959; Resek C., L. H. Morgan. American scholar, Camb., 1960. A. И. Першиц. Москва.