МОРЛЕНД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МОРЛЕНД
Moreland), Уильям Харрисон (13.VII.1868 - 28.IX.1938) - англ. историк, специалист в области экономич. истории Индии, гл. обр. 16-17 вв. С кон. 19 в. по 1914 был видным чиновником в Индии по делам с. х-ва. Хорошо зная перс., португ. и голл. языки, строил свои работы на основании источников, стремился к точному определению ист. терминов. Вместе с тем М. в своих работах выражал взгляды англ. колон. властей, утверждая, что царившие в ср.-век. Индии нищета и произвол сменились при брит. владычестве порядком и прогрессом. На произведения М., отличающиеся богатством использованных источников и четкостью терминологич. характеристик, опираются все последующие исследователи социально- экономич. проблем Индии 16-17 вв.

Соч.: India at the death of Akbar, L., 1920; From Akbar to Aurangzeb, L., 1923; The agrarian system of Moslem India, Camb., 1929; Переводы и редакция: Relsaert F., Jahangir´s India, Camb., 1925; Relations of Golconda in the early 17th century, L., 1931.

Лит.: Harrison J. В., Notes on W. H. Moreland as historian, в кн.: Philips C. H. Historians of India, Pakistan and Ceylon, L., 1961, p. 310-18.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Морленд
, Джордж (Morland, George) 1763, Лондон — 1804, Лондон. Английский живописец. Работал главным образом в жанровой живописи и пейзаже. Вместе с Ф. Уитли и Дж. К. Иббетсоном ввел в репертуар национального искусства тему деревенского быта. Родился в семье художника и реставратора Г. Морленда, специализировавшегося на изображении домашних сцен. Учился у отца в 1771—1784, а также посещал классы Королевской академии художеств. Школа, пройденная в детстве, когда мальчика заставляли копировать голландских и фламандских мастеров, определила в дальнейшем профессионализм, легкость и плодовитость мастера. Но главный творческий импульс художник получил от Гейнсборо. Небольшим по формату картинам Морленда свойственны широкая живописная манера, свобода обращения с красочной массой, общий серебристый тон, переливы голубого, зеленого, бело-розового цветов, особенно в изображениях женских фигур. Он создал мир, проникнутый идиллическим видением деревенской жизни, однако не классицистического толка. Художник стремился запечатлеть повседневность и быт конкретного человека со свойственной англичанам, начиная с Хогарта, тягой к занимательному сюжету, повествовательности. Сочетание идилличности и конкретности переводит порой его образы в категорию нравоучительности и добродетельности, иногда несколько жеманной. Изображения мирного пейзажа, фермерских дворов, конюшен и хлевов с ухоженными животными, а также являющихся неотъемлемой частью этого мира добропорядочных помещиков, довольных зажиточных крестьян у себя дома или в таверне за кружкой эля — все это проникнуто идеями руссоизма, владевшими тогдашними умами. Творчество мастера связано в основном с окрестностями Лондона и Лестерширом. В 1799 он несколько месяцев провел на острове Уайт, где писал сцены на побережье. Несмотря на большую популярность картин Морленда (которой способствовало гравирование его произведений зятем, художником У. Уордом), при всех замечательных живописных их качествах, огромное художественное наследие мастера далеко не равноценно. Произведения: В конюшне (1791, Лондон, Нац. галерея), Приближение грозы (1791, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Пастух и молочница (1792), У дверей пивной (1792, обе — Лондон, галерея Тейт), Дверь кабачка (1792, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии).
Лит.: Williamson G. Ch. George Morland. London, 1904.
Т. Воронина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006