МОРО
Моро
группа народов (сулу, самаль, магин-данао, ланао, или маронао, яканы и др.), живущих на архипелаге Сулу и островах Минданао, Палаван, Басилан (Филиппины). Общая численность 1,97 млн. чел. (1992). Язык относится к малайско-полинезийским языкам. Верующие – мусульмане-сунниты. В 15 в. у Моро возникли султанаты Сулу и Магинданао. В крнце 19 в. они были завоеваны испанцами. Моро занимаются земледелием (а сулу и рыболовством), издавна развиты ремесла, мореходство и торговля. По основным элементам культуры моро близки малайским народам Индонезии и Малайзии. В языке значительно арабское влияние. См. Филиппинцы.
Моро
(Moreau) Жан Виктор (1763-1813), див. ген. (1794). Вступил волонтером в армию (1791). Команд. франц. армией в Италии, где потерпел поражение от А.В. Суворова в битве при Нови (1799). После переворота 18 брюмера (9 нояб. 1799), совершенного Наполеоном I, М. стал команд. Рейнской армией, одержал победу над австрийцами в битве при Гогенлиндене (1800). В 1804 был обвинен в роялистском заговоре и приговорен к 2 годам тюремного заключения, замененного высылкой из Франции. Эмигрировал в Сев. Америку. Принял предложение Александра I и стал воен. советником при штабе союзных армий. Принял участие в воен. действиях против Наполеона I. Смертельно ранен в бою под Дрезденом (1813).
МОРО
от исп. moro - мавр) - группа народов сулу, самаль, магинданао, ланао (маронао), яканы и др. архипелага Сулу и о-вов Минданао, Палаван, Басилан (Филиппины). Общая числ. - св. 1120 т. ч. (1961). Языки М. относятся к сев. ветви индонезийской группы малайско- полинезийской семьи, они близки языкам висайя и горных народов о. Минданао. Религия - ислам. В 15 в. у М. возникли султанаты Сулу и Магинданао. Они позже других филиппинцев (в кон. 19 в.) были подчинены испанцам. Занимаются земледелием, а сулу и рыболовством, издавна развиты ремесла, мореходство и торговля. По осн. элементам культуры близки малайским народам Индонезии и Малайи. В культуре и языке значительно араб. влияние. Лит.: Барышникова О. Г., Филиппины. Экономико-географич. характеристика, М., 1960; Левтонова Ю., Как живут моро?, "Совр. Восток", 1958, No 10; Saleeby N. M., Studies in Moro history. Law and religion, Manila, 1905. M. Г. Журавлева. Москва.
МОРО
moreau) Гюстав (1826, Париж – 1898, там же), французский живописец и график, представитель символизма. Учился у отца, главного архитектора Парижа Луи Моро, затем поступил в Школу изящных искусств в Париже (1848), но не закончил ее. Продолжил самообразование в музеях, путешествиях, в общении с художниками. Значительное влияние на становление Моро как художника оказала дружба с живописцем-романтиком Т. Шассерио. В 1857–58 гг. Моро путешествовал по Италии, откуда привез несколько сотен копий произведений великих мастеров эпохи Возрождения; в 1859 г. изучал античное искусство в Помпеях и Геркулануме. С 1888 г. – профессор Академии изящных искусств в Париже. В 1892–98 гг. возглавлял парижскую Школу изящных искусств.
В ранних работах ощутимо влияние Э. Делакруа: восхищение красотой женского тела, пристрастие к роскошным нарядам и вещам. Однако, в отличие от Делакруа, у Моро женские образы воплощают роковую, подчас гибельную силу («Эдип и сфинкс», 1864; «Елена у ворот Трои», 1880). Библейские или мифологические героини его полотен («Венера, выходящая из волн», 1866; «Галатея», 1881; «Ева», 1880–85; «Пасифая», 1880–90) являются, подобно фантастическим видениям, в мерцании волшебного света, в великолепных одеждах или обнаженные, в драгоценных украшениях, которые подчеркивают их красоту («Фея и грифон», 1876; «Венеция», 1885). Столь же драгоценны сияющие светоносные краски и эмалевая, тщательно отделанная поверхность картин Моро, которые он иногда покрывал воском, а также использовал процарапывание, имитировавшее тончайшую ювелирную резьбу. В композициях почти нет действия. Героини Моро пребывают в царственной неподвижности, являя себя окружающим, позволяя любоваться своей красотой и лишь иногда одним единственным скупым движением демонстрируя свою колдовскую власть. Так, во властно простертой вперед руке Саломеи («Видение», 1876) воплотилась магическая энергия жеста-заклинания, вызывающего из небытия и материализующего в пространстве голову Иоанна Крестителя. Некоторые поздние акварельные эскизы Моро предвосхищают свободной игрой цветовых пятен абстрактное искусство.
В последние годы жизни художник работал, запершись, как отшельник, в мастерской, отказываясь выставлять и продавать свои картины. За три года до смерти, закончив огромную картину «Юпитер и Семела» (1895), Моро приступил к созданию дома-музея в собственном особняке, в котором ныне представлено почти полное собрание его произведений.
Творчество Моро оказало сильное влияние на О. Редона и бельгийских символистов Ф. Кнопфа и Дж. Делвилля. Будучи одним из самых «чистых» представителей символизма, он вместе с тем оказал влияние на сюрреалистов, которые считали его своим предшественником, а в качестве педагога воспитал целую плеяду фовистов – А. Матисса, Ж. Руо, А. Марке и др.
В ранних работах ощутимо влияние Э. Делакруа: восхищение красотой женского тела, пристрастие к роскошным нарядам и вещам. Однако, в отличие от Делакруа, у Моро женские образы воплощают роковую, подчас гибельную силу («Эдип и сфинкс», 1864; «Елена у ворот Трои», 1880). Библейские или мифологические героини его полотен («Венера, выходящая из волн», 1866; «Галатея», 1881; «Ева», 1880–85; «Пасифая», 1880–90) являются, подобно фантастическим видениям, в мерцании волшебного света, в великолепных одеждах или обнаженные, в драгоценных украшениях, которые подчеркивают их красоту («Фея и грифон», 1876; «Венеция», 1885). Столь же драгоценны сияющие светоносные краски и эмалевая, тщательно отделанная поверхность картин Моро, которые он иногда покрывал воском, а также использовал процарапывание, имитировавшее тончайшую ювелирную резьбу. В композициях почти нет действия. Героини Моро пребывают в царственной неподвижности, являя себя окружающим, позволяя любоваться своей красотой и лишь иногда одним единственным скупым движением демонстрируя свою колдовскую власть. Так, во властно простертой вперед руке Саломеи («Видение», 1876) воплотилась магическая энергия жеста-заклинания, вызывающего из небытия и материализующего в пространстве голову Иоанна Крестителя. Некоторые поздние акварельные эскизы Моро предвосхищают свободной игрой цветовых пятен абстрактное искусство.
В последние годы жизни художник работал, запершись, как отшельник, в мастерской, отказываясь выставлять и продавать свои картины. За три года до смерти, закончив огромную картину «Юпитер и Семела» (1895), Моро приступил к созданию дома-музея в собственном особняке, в котором ныне представлено почти полное собрание его произведений.
Творчество Моро оказало сильное влияние на О. Редона и бельгийских символистов Ф. Кнопфа и Дж. Делвилля. Будучи одним из самых «чистых» представителей символизма, он вместе с тем оказал влияние на сюрреалистов, которые считали его своим предшественником, а в качестве педагога воспитал целую плеяду фовистов – А. Матисса, Ж. Руо, А. Марке и др.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Моро
, Гюстав (Moreau, Gustave) 1826, Париж — 1898, Париж. Французский живописец и график, близкий к символизму. Гюстав Моро, живший в эпоху расцвета творчества художников реалистического направления, современник импрессионистов, для которых источником вдохновения была реальная действительность, черпал идеи и темы своих произведений в мире фантазии, изысканных грез, мифологии, окрашенной подчас оттенком мистики и эротики. Два года (1846—1848) Моро учился в мастерской Ф. Пико — одного из поздних последователей неоклассицизма. Недовольный, уходит от него и начинает заниматься самостоятельно. В 1848 сближается с Шассерио, оказавшего на Моро большое влияние (Суламифь, 1853, Дижон, Музей изящных искусств). После смерти Шассерио уезжает в Италию, где находится два года. Изучает и копирует мастеров Возрождения — Карпаччо, Гоццоли, Мантенью, Леонардо да Винчи, Микеланджело, а также флорентийских маньеристов. По возвращении в Париж выставляется в Салоне: Эдип и Сфинкс (1864, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Юноша и смерть (1865), Девушка с головой Орфея (1865, обе — Париж, Лувр). На Всемирной выставке 1878 показывает несколько работ (Саломея, танцующая перед Иродом, 1876, Нью-Йорк, частное собрание и др.). Персонажи в картинах Моро словно не от мира сего. Представленные на фоне фантастических интерьеров, великолепных дворцовых залов, обнаженные или одетые со сказочной роскошью, они грезят, застыв в торжественных, почти ритуальных позах, их жесты значительны и театральны. Театральность, декоративность присуща многим творениям мастера, он вводит зрителя в некий таинственно-рафинированный мир, где царят собственные законы эстетики. "Не следует переносить в картину естественные формы в том виде, какими их находишь в природе; необходимо подчинить их условным закономерностям…" — считал художник. Другое требование, которому живописец неукоснительно следует: принцип "необходимого великолепия". Юные прекрасные герои обитают в особой атмосфере цветовых феерий: Юпитер и Семела (1894—1895), Единороги (ок. 1895), Фея с грифонами (1876), Женщина с пантерой (1880), Павлин, жалующийся Юноне (1881, все — Париж, Музей Г. Моро). Обращаясь к мифологическим сюжетам, художник не трактует их с буквальной точностью, его воображение вплетает в канву известной фабулы новые детали, то загадочные, то исполненные мистики (Явление, ок. 1875, Париж, Музей Г. Моро). На пиру Ирода перед танцующей Саломеей из сумрака огромного зала внезапно возникает окровавленная голова Иоанна Крестителя, источающая ослепительное сияние. В отличие от многих современников, отводящих сюжету второстепенную роль или вовсе отрицающих его значение, для Моро он важен. Начиная картину, художник обычно делал несколько подготовительных рисунков, точных, строгих, хорошо проработанных; приступая к работе в цвете, он позволяет себе большую свободу. Добиваясь нужного тона, он смешивает краски на палитре, иногда употребляет воск, это придает изображению обнаженного тела сияющую свежесть и чистоту, красочный слой порой уподобляется эмали. В 1888 Моро был избран в члены Академии художеств, в 1891 стал профессором. Среди учеников пользовался неизменным уважением, т. к., давая им необходимые профессиональные знания, не подавлял творческой индивидуальности, не стремился сделать новых "маленьких Моро". Этим можно объяснить, что из его мастерской вышли такие разные живописцы, как символист Рене Пио; склонный к религиозному экспрессионизму Руо; целая группа мастеров, возглавивших впоследствии фовистов (от франц. fauve — дикий) Матисс, Марке, Манген. Творчество Моро привлекало поэтов-символистов — Малларме, Анри де Ренье; художников и теоретиков сюрреализма — Андре Бретона, Сальватора Дали и др. В 1898 Моро передал свою мастерскую со всеми работами государству. Ныне там находится его музей. Первым хранителем Музея Гюстава Моро был художник Жорж Руо.
Лит.: Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994; Catalogue du musee Gustave Moreau. Paris, 1974; Mathieu P.-L. Gustave Moreau. Sa vie, son ?uvre. Catalogue raisonne de l’?uvre acheve. Paris; Fribourg, 1976.
В. Стародубова
Лит.: Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994; Catalogue du musee Gustave Moreau. Paris, 1974; Mathieu P.-L. Gustave Moreau. Sa vie, son ?uvre. Catalogue raisonne de l’?uvre acheve. Paris; Fribourg, 1976.
В. Стародубова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006