(04.07.1916—18.06.1944) — летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1942), гвардии подполковник. Участник советско-финляндской войны. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 4 иап. 7 июля 1941 г. в Молдавии в бою таранил истребитель противника. Приземлился на парашюте и взял в плен летчика. Прошел путь от командира звена до командира полка. Сбил лично 11 и в группе 6 самолетов противника, 8 уничтожил на земле.
МОРОЗОВ Анатолий Афанасьевич
МОРОЗОВ Анатолий Афанасьевич
род. в 1937 г.) — режиссер, один из организаторов и художественный руководитель (с 1963 по 1987 г.) театра Челябинского политехнического института «Манекен». Его путь к театральной профессии — характерное в 1960-х гг. явление. Окончив Московский авиационный институт, А. Морозов вернулся в Челябинск, стал преподавать в политехническом (ЧПИ). За время учебы в Москве он, заядлый театрал, посещал не только профессиональные театры, но и молодежные любительские. Особенно увлекался постановками студии «Наш дом» и Студенческого театра МГУ. В театр ЧПИ попал как консультант в момент объединения факультетских эстрадных групп в общеинститутский СТЭМ по приглашению младшего брата Бориса Морозова, студента. А. Морозов вошел в инициативную группу и вскоре возглавил СТЭМ. Сознание и творчество молодого преподавателя технических дисциплин, воспитанного в духе идеалов «социализма с человеческим лицом», неожиданно для себя оказавшегося в театре, эволюционировало в сторону общечеловеческих, гуманистических ценностей, от революционной публицистики к классике, от эстрады к философской драме, к ассоциативно-поэтическому, метафорическому сценическому языку. Многое в трансформации социальной и художественной идеологии А. Морозова определили «шестидесятнический» театр, киноискусство, литература, занятия в московском семинаре режиссера и театрального педагога Л.Е. Хейфеца при СТД России, участие в международных фестивалях студенческих, молодежных театров. Немалое значение имел и отрезвляющий опыт строительства неординарного театра в условиях «партийного руководства», стандартов социалистической «государственной культуры». Во второе десятилетие театральной деятельности А. Морозов вступил со сложившимися взглядами на сценическое искусство как мощное средство межличностной коммуникации, объединения людей в малые (театр) и большие (театр и зрители) духовные сообщества, способные противостоять обезличивающему воздействию тоталитарной идеологии. «Манекен» 1970-х гг. — подлинная театральная студия, в стенах которой вокруг А. Морозова собиралась и объединялась талантливая молодежь, формировались яркие актерские индивидуальности, господствовала атмосфера сотворчества. Поставленные А. Морозовым по оригинальным инсценировкам спектакли — «Петербургские повести» Н. Гоголя (1972), «Театральная комедия» по Ф. Кривину (1973), «После сказки» («Белый пароход») Ч. Айтматова (1974), «Сорок первый» Б. Лавренева (1977), «Моя жизнь» по повестям и рассказам А. Чехова (1980) — выдвинули «Манекен» и его руководителя в лидеры молодежного театрального движения, привлекли внимание известных театроведов, критиков, режиссеров, писателей (Ч. Айтматов, В. Комиссаржевский, А. Свободин, М. Строева, К. Рудницкий и др.). В начале 80-х А. Морозов оставил преподавательскую работу в институте, давно не определявшую его истинное призвание, и перешел на работу в Челябинский академический театр драмы им. Цвиллинга. Он оставался художественным руководителем «Манекена», но постепенно отдалялся от него. Лишь один спектакль, «Наш городок» по пьесе Т. Уайлдера (1984), творчески соединил А. Морозова с новым поколением манекеновцев, напомнив о неиссякших возможностях театра. В 1987 г. А. Морозов по приглашению художественного руководителя театра им. Ленсовета И. Владимирова переехал в северную столицу. (А. Ш.)Лит.: Агишева Н. Им аплодируют // Правда. 1975. 14 февр.; Лицом ко времени // Театр. 1978. № 9; Силин А. «Потому, что не могут не выйти...»: Из опыта работы молодежных любительских театров 1967–1977 гг. М., 1978; 4. Морозов А. Этот многоликий театр // Вечерний Челябинск. 1979. 1, 2, 3 февр.; 5. Морозов А. Точки пересечения // Советская культура. 1983. 3 сент.; 6. Шульпин А. «Манекен» от А до Ю // Автограф. 1999. № 3; 7. Шульпин А. Театральные опыты «Манекена». Челябинск, 2001.
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010