Эта слобода возникла в начале XVIII в. у Адмиралтейства. Населяли ее люди «морского дела», то есть матросы, мастеровые и другие служащие, приписанные к Адмиралтейству. Память о слободе сохранилась в названиях двух улиц – Большой и Малой Морских.
Страшный пожар в ночь с 11 на 12 августа 1736 г. уничтожил дотла практически всю Морскую слободу. В столице подозревали, что пожар произошел не из‑за несчастного случая, а в результате поджога, совершенного недоброжелателями императрицы Анны Иоанновны. Тайная канцелярия энергично взялась за расследование причин его возникновения и, как всегда, начала поиск виновных. В городе прошли массовые аресты.
Для выяснения масштабов ущерба и решения вопроса о новой застройке на пепелище Морской слободы и в других «погорелых местах» Кабинет министров поручил архитектору Михаилу Земцову вместе с «одним полицмейстерским офицером» произвести «опись обывательским домам и живущих в оных лицам». В результате были разработаны новые плавила застройки – увеличивалась ширина улиц, укрупнялись участки, между домами со стороны улиц предписывалось ставить ворота. Однако к выполнению намеченного плана приступить не успели: новый страшный пожар, разразившийся 24 июня 1737 г., спалил Греческую слободу по соседству с бывшей Морской слободой.
Опустошительные пожары поставили вопрос о коренном преобразовании планировки всего города, для чего была создана «Комиссия о Санкт‑Петербургском строении». Стал разрабатываться новый генеральный план столицы, согласно которому была решена и судьба сгоревшей Морской слободы. Жителей бывшей слободы и погорельцев, не имевших средств на постройку каменных домов, намечалось расселить в новых районах.
В 1738 г. началась новая застройка территории у Адмиралтейства. Именно тогда в бывшей Морской слободе проложили Большую и Малые Морские улицы. Статус района изменился: селиться в этих местах теперь разрешалось лишь людям с достатком, которые могли возводить каменные дома. Их строили по «образцовым проектам» в один и два этажа. Некоторые старые здания на Большой и Малой Морских и сегодня стоят на подвалах тех самых «образцовых» домов…