(наст. фам. Янчевецкий) [23.3(4.4). 1862 (в нек-рых источ. 1864), Чернигов. губ. 26.12.1914 (8.1.1915), Петербург] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец и педагог. Род. в семье священника. В детские годы пел в Киев. хоре митрополита Арсения. Окончив Чернигов. гимназию, уехал в Петербург, где посещал регентские классы Придв. певческой капеллы. Пению обучался в 1882—89 в Петерб. конс. (кл. К. Эверарди, С. Габеля, О. Палечека), по окончании к-рой выступал в оперных т-рах Одессы (до 1892), Киева (1892—93, 1894— 95), Харькова (1893—94), Ростова-н/Д. Тифлиса, Москвы. В 1895—1906 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партиях Радамеса, Хозе — "Кармен", Рауля, Ленского), где чередовался с И. Ершовым и Н. Фигнером. В окт. 1903 выступил в партии Германа ("Пиковая дама") на сцене моск. Большого т-ра. В 1896 гастролировал в "Ковент-Гарден" (Лондон), в 1906 — в Саратове. Обладал сильным голосом широкого диапазона (свободно брал верхнее до). Исп. отличалось тщательной отделкой партий, однако как актер "он не шел дальше рутинных чисто оперных жестов" и был лишен "того огня, который делает артиста творцом" (Э. Старк). Репертуар включал св. 50 партий.
1-й исп. партий: Рустана ("Урвази — утренняя звезда"), Тразея Пет ("Сервилия"), Гары ("Актея"), Самозванца ("Борис Годунов", ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова); в Петербурге — Народного певца ("Рафаэль"); в Мариинском т-ре — Лыкова ("Царская невеста"); в Киеве — Берендея ("Снегурочка"). Лучшие партии: Собинин, Финн, Герман ("Пиковая дама"), Альфред ("Травиата"), Радамес, Самсон, Рауль, Васко да Гама, Гара, Др. партии: Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Владимир Игоревич, Синодал, Садко, Моцарт, Левко ("Майская ночь"), Карл VII ("Орлеанская дева"), Водемон; Фауст ("Фауст"), Герцог ("Риголетто"), Рудольф ("Богема"), Иоанн Лейнденский, Вертер, Канио, Гофман, Лоэнгрин, Тангейзер. Партнеры: М. Баттистини, Дж. Беллинчиони, А. Больска, М. Корякин, Е. Мравина, М. Славина, Ф. Стравинский, И. Тартаков, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев. Пел п/у А. Аренского, Ф. Блуменфельда, Э. Крушевского, Э. Направника, Н. Римского-Корсакова, П. Шенка.
Часто выступал в концертах. Исп. сольные партии в 9-й симфонии Л. Бетховена (Киев. 1893, Петербург, 1898), "Потоп" К. Сен-Санса (Киев. 1895, в ансамбле с Е. Азерской, Я. Светловым), в кантате "Свитезянка" Н. Римского-Корсакова (1-е исп., 14 ноября 1898, п/у В. Сафонова), в кантате "Песнь о вещем Олеге" Римского-Корсакова (1-е исп., 18 дек. 1899, п/у автора), в Реквиеме Г. Берлиоза. Камерный репертуар включал многочисленные романсы самого разного характера. Певцу посвятили романсы Н. Римский-Корсаков ("Певец"), А. Миклашевский ("Ни отзыва, ни слова", 1899), А. Глазунов ("Сновидение"). В Петербурге устраивал концерты укр. музыки.
С 1907 вел пед. деят-сть: был одним из организаторов Петрргр. нар. конс. Среди его учеников — К. Отс.
Автор романсов на сл. Т. Шевченко, в т. ч. "У гаю, гаю вітру нема".
Записывался на грампластинки (7 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1899, 1901, 1906, 1907; "Пате", 1903; "В. И. Ребиков", 1903; "Лирофон", 1905).
Лит.: Свириденко С. Русская опера в Мариинском театре за 25 лет // РМГ. 1912. № 5. Стлб. 44; Г. А. Морской, (Некролог) // Рампа и жизнь. 1915. № 1. С. 13.