Московский проспект в Харькове

Найдено 1 определение
Московский проспект в Харькове
Является главной магистралью и композиционной осью восточной части города. Тянется от центра до окружной дороги, переходя далее в Чугуевское шоссе. Формировался он длительное время; образование его началось на месте, где в ХVІІ - ХVІІІ ст. была дорога на Москву (от крепостной Московской проезжей башни). Застраивавшаяся дорога на участке до бывшей Конной площади стала называться Московской. Позднее этот ее восточный участок был назван Старомосковской. Часть улицы, формировавшаяся за Конной площадью, получила название Корсиковской. В ХІХ ст. начались работы по упорядочению и благоустройству улицы. В 1837 ее участок от Николаевской площади до Харьк. моста замостили, в 1840 осветили 38 масляными фонарями. В середине ст. Старомосковскую улицу называли также Московской или ЗаХарьк. (расположенной за рекой Харьков). Во второй половине ХІХ - начале ХХ ст. на восточной окраине города стали появляться крупные промышленные предприятия преимущественно машиностроительного профиля (заводы паровозостроительный, сельскохозяйственных машин, «Всеобщей электрической компании»), что содействовало застройке улицы. Здесь появляются учебные заведения: первая Харьк. мужская гимназия (1845, Московский пр., 24, арх. Н. Ашитков), 6-классное реальное училище на Вознесенской площади (1873). В 1883–1884 на улице открылось движение конки (от Николаевской до Конной площадей). На месте нынешнего ДК ХЭМЗ в 1903 был открыт Народный дом. Напротив этого дома на Старомосковской, 103, в 1910 был открыт стадион «Саде-футбол-клуба», на котором в 1911 состоялась первая международная футбольная игра в городе. После 1917 улицу переименовали в Первомайскую (Первого Мая). Уже в советское время она превратилась в крупнейшую городскую магистраль, протянувшуюся на 18 км. Бурному ее росту содействовало строительство новых предприятий (ХТЗ, Турбогенераторный завод, «Электротяжмаш» и др.). В 1923–1924 были построены первые рабочие поселки, расположенные на участке Московского просп. и Плехановской ул. Затем появились поселки Артема и «Красный Луч», а в центре этого района был создан парк им. Артема. Одновременно со строительством ХТЗ с южной стороны проспекта началось сооружение поселка Тракторостроителей. Активное жилищное и промышленное строительство продолжилось и в послевоенное время, когда улица приобрела статус проспекта. Некоторое время в 1930–50-е она носила имя Сталина (улица и проспект). Кварталы жилых домов для рабочих постепенно слились с новыми микрорайонами, образовав с южной стороны проспекта систему жилых массивов (Селекционная станция, Новый Харьков, Восточный поселок, Роганский массив). Проспект в районе заводов представляет собой широкий бульвар, засаженный деревьями (парк им. Маяковского и др.). В центре его проходит трамвайная линия, по сторонам - шоссейные дороги. Вдоль проспекта проходит линия метрополитена (станции «Московский проспект» - «Пролетарская»). В конце его у выезда на автомагистрали сооружена автотранспортная развязка с окружной автодорогой. На проспекте расположено много интересных в архитектурном отношении объектов, показывающих эволюцию градостроительства ХІХ-ХХ ст.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.