Москва – третий Рим

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

«МОСКВА—ТРЕТИЙ РИМ»
политическая теория XV—XVI вв., обосновала историческое значение столицы Русского государства — Москвы, как всемирного политического и церковного центра. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Сформулирована в письмах Филофея великому князю московскому Василию III.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Москва - Третий Рим
это положение является одним из составляющих идеологии русского самодержавия. Рим Петра и Константина пал в наказание за ересь. Москва стала Третьим Римом, и как таковая будет стоять вечно, ибо четвертому не бывать. Русь является безупречнейшим и благочестивейшим христианским царством на земле. Идея эта сформирована в 1-й пол. XVI в. псковским монахом Филофеем и стала неотъемлемой частью официальной политической теории Московской Руси.

Источник: Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

Москва - третий Рим
политическая теория в XVI в. в России, обосновавшая всемирно - историческое значение столицы русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория "Москва - третий Рим" утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, создателя этой теории, из-за отклонения от "истинной веры", является Московская Русь - "третий Рим". Теория "Москва - третий Рим" была сформулирована в начале XVI в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

«Москва – третий Рим»
теория, сложившаяся в период образования Русского централизованного государства и обосновывавшая его самостоятельность. Возникла после падения Константинополя в 1453 г. под ударами турок и под влиянием того, что Иван III женился на последней представительнице древней византийской династии Палеологов – Софье. Была сформулирована в посланиях Василию III псковского монаха Филофея, который писал: «Рим пал за грехи от варваров, второй Рим – Константинополь пал из-за ересей от турок-османов, третий Рим – Москва будет стоять вечно. Четвертому Риму не бывать». Тем самым утверждалась преемственность власти московских государей от римских и византийских императоров. Позднее этой теорией вдохновлялись разнообразные движения религиозных подвижников (старообрядчество), славянофильская идеология, православное учение о русском народе и др.

Источник: Краткий исторический словарь

"МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ"
политич. теория, сложившаяся в период образования Рус. централизованного гос-ва и обосновывавшая его самостоятельность. Мысль (или представление) о Москве как о новом центре мирового христианства впервые прозвучала в "Изложении пасхалии" митрополита Зосимы (1492), выражена в рус. Хронографе 1512 и особенно в посланиях псковского монаха Филофея (1520-30). По словам Филофея, "вся христианския царства... снидошася во Росейское царство, два убо Рима падоша, а третий (Москва) стоит". Позднее эта мысль была подхвачена в анонимной "Казанской истории", "Повести о двух посольствах" (1612-14). Моск. пр-во использовало теорию "М. - т. Р." для борьбы с попытками Ватикана распространить свое влияние на рус. земли, отстаивания независимости Рус. гос-ва и укрепления его авторитета. К кон. 17 в. эта теория постепенно выходит из употребления.

Лит.: Малинии В., Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания, К., 1901; Чаев Н. С. "Москва - третий Рим", в политич. практике моск. пр-ва XVI в., ИЗ, т. 17, 1945; Лихачев Д. С., Национальное самосознание Др. Руси, М.-Л., 1945; Лурье Я. С., О возникновении теории "Москва - третий Рим", "ТрОДРЛ", т. 16, М.-Л., 1960; Масленникова Н. Н., К истории создания теории "Москва - третий Рим", там же, т. 18, М.-Л., 1962.

А. Л. Гольдберг. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

"Москва – Третий Рим"
учение о Московском царстве как центре мирового православия. Сложилось в первой половине XVI в., существенно определив не только многие особенности дальнейшей истории Русской Церкви, но также специфику развития русского национального самосознания. Основополагающие предпосылки формирования этого учения были связаны с Флорентийской унией между Греческой и Римской Церквями, заключенной в 1439, отказом великого князя Московского Василия II присоединиться к союзу с папским Римом (1441), крушением Византии в 1453, а также неуклонным политическим возвышением и усилением Московского государства. Эти исторические обстоятельства наводили русских государственных деятелей, церковных иерархов и книжников на мысль, что православная Русь остается единственной хранительницей истинной веры; за это она возвышается Богом и пользуется покровительством небесных сил. Обобщенное выражение такого рода мыслей и настроений принадлежит старцу псковского СпасоЕлеазарова монастыря Филофею (ок. 1465 – ок. 1542). Именно в посланиях старца, адресованных видным современникам (в частности, государеву дьяку Мисюрю Мунехину и будущему царю Ивану Грозному), окончательно оформилось учение о М. – Т. Р., которое сплавило библейское представление о преемственности царств, высказанное в Книге пророка Даниила (Дан. 2, 31–45), идею перемещения на Русь центра христ. благочестия и понятие о московском государе как хранителе исторического наследия прежних мировых монархий. Вся эта величественная теория сложилась в период от начала 20х до конца 40х гг. XVI в. Во второй половине XVI – середине XVII в. формула «М. – Т. Р.» вошла в состав государственных актов.

Источник: Краткий православный словарь.