научно-литературный журнал, издаваемый в Москве М.П. Погодиным в 1841-1856 гг. Придерживался направления "официальной народности", вел борьбу против прогрессивной литературы.
МОСКВИТЯНИН
Москвитянин
Источник: Краткий исторический словарь. 2004
"МОСКВИТЯНИН"
учено-лит. журнал, издававшийся в Москве в 1841-56. Издатель и редактор - М. П. Погодин. В 40-х гг. проводил реакц. теорию офиц. народности. В нач. 1845 три номера "М." были изданы негласно под ред. И. В. Киреевского. Гл. сотрудники "М." - С. П. Шевырев, Ф. Н. Глинка, М. А. Дмитриев, И. И. Давыдов, В. И. Даль. С 1850 направление "М." при т.н. молодой редакции (А. А. Григорьев, А. Н. Островский, E. Н. Эдельсон и др.) представляло разновидность славянофильства. В развитии ист. журналистики в России "М." принадлежит особое место как первому общему "толстому" журналу, создавшему особый отдел для публикации ист. мат-лов и источников. В "М." печатались ценные памятники гл. обр. 18-19 вв. Лит.: Барсуков Н. П., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1-22, СПБ, 1888-1910; Дементьев А. Г., Очерки по истории рус. журналистики 1840-1850-х гг., М.-Л., 1951; Бартенев П. И., Указатель ст. и мат-лов по истории, словесности... помещенных в "Москвитянине" за 1841-1855 гг., (М., 1855). С. С. Дмитриев. Москва.
«МОСКВИТЯНИН
, «учено-литературный» журнал, выходивший в 1841–56 гг., сначала ежемесячный, с 1849 г. выходил два раза в месяц. Редактор – М. П. Погодин, ведущий критик – С. П. Шевырев. В журнале сотрудничали синолог И. Бичурин, собиратель былин А. Ф. Гильфердинг, историк И. Е. Забелин, филологи И. И. Срезневский и Ф. И. Буслаев и др. Сам Погодин печатал в журнале найденные им памятники допетровской литературы, в т. ч. «Повесть о Фроле Скобееве» 17 в. Внимание к русской истории, древнему искусству, к национальным основам культуры было основой идеологии журнала, противопоставившего себя западнической и прогрессистской петербургской литературе, в особенности «Современнику» Н. А. Некрасова и В. Г. Белинского. К власти Погодин и Шевырев относились лояльно; считается, что они участвовали в формулировании официальной идеологии царствования Николая I («самодержавие, православие, народность»). В нач. 1845 г. руководство журналом на короткий срок переходило к славянофилу И. В. Киреевскому, в 1850–53 гг. вместе с Погодиным работали новые сотрудники, образовавшие т. н. «молодую редакцию»: Ап.Григорьев, А. Н.Островский, критики Б. Н. Алмазов и Е. Н. Эдельсон, превратившие «Москвитянин» из практически маргинального и коммерчески безнадежного в одно из наиболее ярких явлений русской журналистики; в выступлениях авторов «молодой редакции» начала формироваться идеология почвенничества.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
МОСКВИТЯНИН
русский патриотический журнал, созданный при участии графа С.С. Уварова, выходил в Москве в 1841-56. Редактор-издатель М.П. Погодин, его ближайший помощник - С.П. Шевырев. Сотрудниками журнала были М.А. Дмитриев, И.И. Давыдов, Ф.Н. Глинка, А.С. Стурдза, П.И. Шаликов, К.К. Павлова, П.А. Вяземский, К.С. Аксаков, Н.М. Языков, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, А.А. Фет, А.А. Григорьев, Н.В. Берг и др. В "Москвитянине" появилось большое число сочинений по истории религии, проповедей и "слов" митрополитов. Провозгласив Запад разлагающимся трупом, "Москвитянин" призывал опереться на русские самобытные начала, которые помогут России спасти мир и повести его за собой. Самобытность России - это "древнее чувство религиозное, чувство ее государственного единства и сознание своей народности", которая понималась руководителями "Москвитянина" как духовно-нравственное смиренномудрие народа, его единство с царем и Православной Церковью. Все эти положения были сформулированы в статье Шевырева "Взгляд русского на современное образование Европы".
В соответствии с общим направлением "Москвитянина" находились и его философские и исторические воззрения. Резко критикуя западноевропейскую философию, "Москвитянин" в статьях А.С. Стурдзы, И.И. Давыдова, М.А. Дмитриева развивал христианскую философию, которая ставила целью борьбу с безбожием, материализмом и рационализмом. Статьи по русской истории Погодина раскрывали глубокую духовно-нравственную пропасть между Россией и Европой, подчеркивая тупиковый характер западной цивилизации. Журнал резко обличал космополитическую печать ("Отечественные записки" и т.п.) и ее вождей, вроде В. Белинского и других антирусских деятелей.
В соответствии с общим направлением "Москвитянина" находились и его философские и исторические воззрения. Резко критикуя западноевропейскую философию, "Москвитянин" в статьях А.С. Стурдзы, И.И. Давыдова, М.А. Дмитриева развивал христианскую философию, которая ставила целью борьбу с безбожием, материализмом и рационализмом. Статьи по русской истории Погодина раскрывали глубокую духовно-нравственную пропасть между Россией и Европой, подчеркивая тупиковый характер западной цивилизации. Журнал резко обличал космополитическую печать ("Отечественные записки" и т.п.) и ее вождей, вроде В. Белинского и других антирусских деятелей.