Мосолов Николай Семенович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Мосолов Николай Семенович

Мосолов, Николай Семенович - гравер-офортист (1846 - 1914). Занимался под руководством профессора Ф. Иордана ; довершил свое образование в Дрездене и Париже. В 1871 году получил звание академика. Число эстампов, гравированных М., достигает нескольких сот; из них только немногие исполнены с его собственных эскизов и рисунков, остальные - воспроизведение чужих композиций. Особенно ценятся его офорты с избранных картин Эрмитажа, изданные в 1872 году в Вене, в виде двух сборников: ""Les chefs d´oeuvre de l´Ermitage"" (20 листов) и ""Les Rembrandts de l´Ermitage"" (40 листов). Рембрандту посвящен также альбом гравюр, выпущенный М. в 1876 году, под заглавием: ""Dix eauxfortes d´apres Rembrandt"". М. гравировал также с картин В.В. Верещагина , Н. Ге (""Тайная Вечеря""), В. Шварца , В. Якобия , К. Маковского , Г. Макса, Жерома, Ф. Каульбаха, Лейса и других. - Ср. С.С. Шайкевич ""Н.С. Мосолов"" (""Вестник Изящных Искусств"", 1885); Д.А. Ровинский ""Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков"" (II, Санкт-Петербург, 1895, стр. 665 - 679).

Источник: Биографический словарь. 2008

Мосолов, Николай Семенович

— гравер-аквафортист, род. в 1846 г. 14-ти лет от роду уже рисовал и гравировал копии с рисунков и офортов Рембрандта, будучи поощряем к тому своим отцом, страстным поклонником великого голландского живописца; за одну из таких копий, в 1861 г., М. получил от Имп. Акад. худ. малую серебр. медаль. Затем, в течение недолгого времени, занимался под руководством проф. Ф. Иордана, учился рисованию и гравированию у Фридриха и Г. Планера, в Дрездене, и довершил свое артистическое образование в мастерской Л. Фламенга, в Париже. В 1864 г., за несколько гравюр с Рембрандта и с натуры, Акад. худ. наградила его больш. зол. медалью; в 1868 г., за офорт с картины Рубенса: "Пир Вакха", М. был удостоен звания классн. художника 1-й ст. и, наконец, в 1872 г., признан академиком, как художник, уже доказавший свое мастерство предшествовавшими работами. Число эстампов, гравированных М., простирается до 200; из них только 13 исполнены с его собственных эскизов и рисунков, все же остальные — воспроизведения чужих композиций. Любителями гравюры и живописи особенно ценятся его офорты с избранных картин Импер. Эрмитажа, изданные в 1872 г. у Другулина, в Вене, в виде двух сборников под заглавиями: "Les Chefs d´oeuvre de l´Ermitage" (10 листов) и "Les Rembrandts de l´Ermitage" (40 листов). Рембрандту посвящен также альбом гравюр, выпущенный в 1876 г. под заглавием: "Dix eaux-fortes d´après Rembrandt" и доставивший ему золотую медаль в парижском салоне этого года. М. гравировал также с картин некоторых из новейших художников, как русских, так и иностранных: В. В. Верещагина, Н. Ге ("Тайная Вечеря"), В. Шварца, В. Якобия, К. Маковского, Г. Макса, Жерома, Ф. Каульбаха, Лейса и др.



А. Св.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Мосолов Николай Семенович

один из лучших офортистов нашего времени; родился в 1847 году. Отец его и дед, страстные собиратели картин и гравюр, оставили ему в наследство богатую картинную галерею и собрание редких эстампов, которое Николай Семенович значительно пополнил первоклассными экземплярами Остада, Рюйсдаля и других знаменитых голландцев. Особенно хорош его Остад, — другого такого собрания Остада, в частных руках, в Европе, едва ли y кого найти можно.


С ранних лет Николай Семенович начал заниматься офортом; первое время он преимущественно копировал гравюры Рембрандта и так набил себе руку его манерою, что, как справедливо замечает Сире, в передаче картин Рембрандта он не только самый блестящий, но и самый верный передатчик его произведений, которые выходят y него точнее и проще, чем y других мастеров, работавших по этой части, не исключая и самого Унгера. Отец Мосолова приготовлял ему доски, травил и печатал, приспособляясь к тем приемам, которые употреблялись Рембрандтом.


Некоторое время Н.С. Мосолов пользовался советами Ф.И. Иордана; затем, в Дрездене, он работал y Фридриха Планера и за сделанную им гравюру с картины Боля "Сон Иакова" получил в 1865 г. классного художника академии. После того он работал в студиях Унгера и Фламенга; в 1868 получил классного художника 1-й степени за гравюру "Бахуса", с картины Рубенса в Эрмитаже, a в 1872 выступил с самостоятельными трудами. В этом году лейпцигский торговец Другулин выпустил два великолепных издания его работ: 1. "Les chefs d´oeuvre de l´Ermitage Imperial à St.-Petersburg. 20 pl." и 2. "Les Rembrandts de l´Ermitage; 40 pl.". Эти издания поставили Мосолова наряду с первоклассными офортистами нашего времени. За первое из них Мосолов признан академиком нашей академии. Затем в 1876 г. Другулин издал третью сюиту из 10 листов: "Dix eaux-fortes d´après Rembrandt", за которую Мосолову присуждена в Парижском салоне золотая медаль. С этих пор Н.С. Мосолов продолжал гравировать офортом, но досок своих не издавал; иногда он дарил их в художественные журналы и для раздачи премий, но, имея огромное состояние, не имел надобности пускать их в продажу.


Подробная биография Николая Семеновича и подробный перечень его работ помещены С.С. Шайкевичем в Вестнике Изящных Искусств А.И. Сомова за 1885 год. С его любезного дозволения помещаю здесь краткий перечень работ Мосолова в том же порядке и под теми же номерами:


Издание "Les Rembrandts de l´Ermitage": 1. Авраам угощает Троицу; 2. Жертвоприношение Авраама; 3. Братья Иосифовы приносят Иакову его одежды; 4. Жена Пентефрия обвиняет Иосифа; 5. Падение Амана; 6. Св. семейство; 7. Возвращение блудного сына; 8. Притча о виноградаре; 9. Отречение св. Петра; 10. Снятие со креста; 11. Неверие Фомы; 12. Даная; 13. Молитва перед обедом; 14. Мать Рембрандта с книгой; 15. Она же в черном чепце; 16. Она же; 17. Она же с книгой и очками; 18. Каллиграф Коппенол; 19. Молодой воин; 20. Старый еврей; 21. Ян Собесский; 22. Молодая еврейка; 23. Турок; 24. Старый воин; 25. Старый еврей; 26. Старик; 27. Молодая девушка; 28. Старик; 29. Молодая женщина; 30. Раввин бен-Израэль; 31. Мужской портрет; 32. Монахиня и дитя; 33. Портрет пожилой женщины; 34. Портрет пожилого мужчины; 35. Портрет молодого человека; 36. Девушка с метлой; 37. Мужской портрет; 38. Портрет молодого человека; 39. Женский портрет; 40. Вид Рейна.


В издание "Dix eaux-fortes d´après Rembrandt":


41. Ночной дозор (La Ronde de nuit). Оригинал находится в Амстердамском музеуме.


42. Группа из "Ночного дозора" (не вошла в Альбом). Фигура офицера в белом платье: "N. Mossoloff 1874. — dedié à mon père".


43. Свадьба Самсона, с ориг. Дрезденской галереи.


44. Портрет Рембрандта, с ориг. Венского бельведера.


45. Яков, благословляющий своих детей, с ориг. Кассельской галереи.


46. Саския, первая жена Рембрандта (там же).


47. Портрет каллиграфа Коппеноля (там же).


48. Бургомистр Ян Сикс (ориг. там же).


49. Молодая женщина в богатом наряде (то же).


50. Математик (то же).


51. Знаменщик (то же).


Отдельные, неизданные листы


52. Возвращение блудного сына (Эрмитаж, № 797): "N. Mossoloff fec. 1868".


53. Христос в Эммаусе, с ориг. Луврской галереи; гравировано в 1877 году.


54. Снятие с креста, с ориг. Мюнхенского музея; гравир. в 1876 году.


55. Ночной дозор, повторение № 41, но в меньшую величину; в 1-х отпечатках заметка: голова знаменщика.


56. Урок анатомии, с ориг., находящегося в Гааге, в музеуме; гравирован в 1876 году.


57. Синдики суконного ряда; с ориг. Амстердамского музея. 1-е отпеч. не совсем конченые; 2-е конченые.


58. Большой портрет раввина Манассии (Эрмит., 820); гравирован в 1867 г.


59. Портрет старика, с длинными седыми волосами, бородой и усами несколько завитыми; с ориг. Дрезденской галереи. Помещен в: "Die graphischen Kunste".


60. Портрет старика, с ориг. Кассельской галереи; гравирован в 1877 году.


61. Мужской портрет (в ухе сережка), с ориг. музея в Гааге.


62. Портрет молодого человека с длинными кудрями, с ориг. Кассельской галереи (1877).


63. Воин в латах с копьем (там же).


64. Рембрандт с женой, с ориг. Дрезденской галереи.


65. Портрет Рембрандта, с луврского оригинала; гравирован в 1877 году; во 2-х отпечатках доска уменьшена и овал уничтожен.


66. Портрет Рембрандта; ориг. в Лондонской национальной галерее.


67. Женский портрет. Повторение № 39. 1-е отпечатки без подписи; 2-е с подписью: "пис. Рембрандт гравировал Н. Мосолов 1865 г. — с картины Императорского С.-Петербургского Эрмитажа".


68. Женщина в купальне, с ориг. Луврского музея; гравиров. в 1877 г.


69. Мать Рембрандта (Эрмитаж, № 806). Повторение № 16, но в значительно большей величине; гравиров. в 1865 г. — 1-е отпеч. без подписи; 2-е с подписью: "пис. Рембрандть. — гравировал Н. Мосолов 1865 г.".


70. Портрет матери Рембрандта, с ориг., принадлежащего художнику. Старушка, с покрывалом на голове, стрижет себе ноготь на пальце. Первая работа Мосолова офортом.


71. Тот же портрет, в большем размере.


71а. Тот же портрет в обратную сторону.


С этой доски существует только несколько пробных отпечатков.


72. Портрет жены Рембрандта, с ориг. Дрезденской галереи. 1-е отпеч. с заметкой.


73. Саския, первая жена Рембрандта, с ориг. Кассельской галереи, повторение № 46, но в большем размере: "N. Mossoloff sc. 1874. Rembrandt pinx".


74—106. Копии с офортов Рембрандта; по Барчу: №№ 22, 23, 35, 54, 88, 120, 150, 152, 159, 162, 165, 166, 167, 168, 171, 172, 174, 176, 179, 180, 204, 236, 287, 288, 289, 293, 306, 309, 311, 355, 360, 370, 372, все с подписью: "Н. Мосолов, 1861".


Гравюры с других старинных мастеров


107. С Ливенса: Портрет еврея Филона, с ориг., принадлежащего художественному критику Бюргеру. Доска уничтожена.


108. С Боля: Ученый; в сборнике Мосолова: "Les chefs d´oeuvre de l´Ermitage".


109. Отдыхающее семейство, с ориг. Дрезден. галереи.


110. Сновидение Иакова, с ориг. Дрезденской галереи. Лист этот гравирован в 1865 г. в мастерской Густава Планера в Дрездене. Одна из первых работ Мосолова, доставившая ему звание классного художника: "N. Mossoloff, fec.


1865".


111. Астролог, с офорта Боля (Ва. 5): "N. Mossoloff. f".


112. Портрет офицера, с офорта Боля (Ва. 11).


113. С Брауера: Портрет молодого человека, с ориг., находящегося y г. Ветри в Париже: "N. Mossoloff. fec. 1867".


114. С Адриана Остада: Крестьянское семейство; ориг. в Эрмитаже, № 954. Доска уничтожена.


115. Семейство, с оригинального офорта Остада (Ва. 33).


116. С Герарда Дова: Читальщица. В альбоме: "Les chefs d´oeuvre de l´Ermitage".


117. C Франса Мьериса: Утро голландской дамы; из того же альбома.


118. С Габриэля Метсю: Больная. То же.


119. С Тербурга: Полученная весть. То же.


120. С Питера де Хога: Кружевница. То же.


121. С Ф. Вувермана: Дорога. То же.


122. С Павла Потгера: Коровы: "N. Mossoloff, 1884". То же.


123. С Карла Дюжардена: Скот. То же.


124. С Альберта Куина: Пасущийся скот. То же.


125. С Павла Рубенса: Два сатира, с ориг. Мюнхенского музея. Гравиров. в 1866 г. и была помещена в "Gazette des beaux-arts".


126. Вакханалия, с ориг. Эрмитажа, № 551


127. Голова Силена. Этюд резцом с редкой гравюры Больсверта.


128. Вакханалия; Эрмитаж, № 550. За эту гравюру в 1868 г. Мосолов получил звание классного художника 1-й степени.


129. Портрет Елены Форман, с ориг. Мюнхенского музея; гравиров. в 1867 году.


130. То же, в меньшую величину: "Rubens pinx. Nicolas Mossoloff sculp.". Был помещен в "Gazette des beaux-arts".


131. Портрет Елены Форман, с эрмитажного ориг., № 576.


132. Он же, с того же оригинала; повторение № 131 в меньшую величину. Вошел в "Les chefs d´oeuvre de l´Ermitage". Кроме того, был издан в "Zeitschrift fur bildende Kunst", c подписью: "Rubens pinx. N. Mossoloff sculp. Helène Forment. Das Original befindet sich in der Ermitage zu St.-Petersburg. Druck. v. F. A. Brockhaus in Leipzig".


133. Портрет того же лица, с ориг. рисунка Рубенса (в Эрмитаже). Доска уничтожена.


134. Богоматерь с Младенцем, с эрмитажного оригинала, № 538. Вошла в "Les chefs d´oeuvre de l´Ermitage".


135. C Ван-Дика: Амур со стрелой, с ориг., принадлежащего Мосолову; гравирован в 1867 г.


136. Франц Снейдерс и его семейство; в "Les chefs-d´oeuvre de l´Ermitage".


137. C Франса Хальса: Мужской портрет, с эрмитажного ориг., № 771.


138. С неизвестного фламандского оригинала: Голова старика с седыми волосами и бородой: "N. Mossoloff fec". Гравирован в мастерской Фламенга в 1867 году.


139. С Леонардо да Винчи: Богоматерь Литты; в "Les chefs-d´oeuvre de l´Ermitage".


140. Св. семейство с безбородым св. Иосифом, с ориг. Рафаэля, Эрмитаж, № 37. Там же.


141. Св. Георгий, с эрмитажного ориг. Рафаэля.


142. С Бонвичино: Юдифь, с эрмит. ориг. В "Les chefs-d´oeuvre de l´Ermitage".


143. C Микеланджело Америги: Ce человек. Там же.


144. С Тициана: Даная; то же.


145. С Карла Маратти: Портрет папы Климента IX: То же.


146. С Мурильо: Молодой крестьянин. То же.


147. Видение св. Антония, с ориг. Эрмитажа.


148. С Павла Веронезе: Снятие со креста, с эрмитажного оригинала.


148а. То же, в меньшем размере.


149. С Сальватора Розы: Св. Севастьян; с оригинала, принадлежащего Мосолову.


149а. То же в меньшем размере.


150. С Веласкеса: Папа Инокентий X, с эрмитажного оригинала.


151. Мужской портрет, с ориг. Мюнхенского музея. Доска уничтожена.


152. Св. Христофор, с гравюры Марка Антония (Ва. 146).


Работы с живописцев XIX столетия


153. Пьющий арнаут, с Жерома.


154. Воин с обнаженным мечом. То же.


155. Христианская мученица, с Габриэля Макса (Licht); c ориг., принадлежащего Д.П. Боткину, в Москве.


156. Привет (Ein Gruss).


157. Женская головка в овальной рамке, с Ф.А. Каульбаха.


158. Молодой человек, провожающий девушку, идущую из церкви с молитвенником, с Г. Лейса. Гравиров. в 1873 году. На 2-м отпеч.: "N. Mossoloff fec. 1873".


159. Старик и женщина y арки дома.


160. Монах с цепью на шее.



161. Молодая женщина в средневековом наряде: "H.L. 1863".


162. Девушка с прялкой: "N.M.".


163. Молодой человек, пишущий на круглом столе. 1-е отпеч. без подписи, с большой доски; во 2-х доска уменьшена.


164. Прогулка: "d´après H. Leys. — à M.W. Drugulin N. Mossoloff".


165. Девушка с кувшином, с Ланделя.


166. Голова старика, смотрящего влево, с Шнора.


167. Две головы (старика и юноши) на одном листе, с того же мастера.


168. Фигура юноши с лирой, с Швиндта.


169. Венера с яблоком, с Рафаэля; оригинал принадлежит Мосолову. Доска уничтожена.


170. Старушка в платке, с рисунка художника Мона. Гравирована в мастерской Фридриха: "N. Mossoloff".


171. Портрет Карла V, с неизвестной немецкой гравюры.


Работы с произведений русских живописцев


172. Тайная вечеря, с картины Н. Ге; оригинал в Академии художеств. 1-е отпеч. без подписи; 2-е с подписью, розданы, в виде премии, С.-Петербургским Обществом Поощрения Художников.


173. Схимник, с картины В. Шварца; ориг. y П.М. Третьякова; 1-е отпеч. с большой доски; 2-е с уменьшенной; 3-и с подписью, — розданы в виде премии Московским Обществом любителей художеств.


174. Гонец XVI века, с того же мастера, оригинал y Мосолова. Слева монограмма Шварца и 1868 год. 1-е отпеч. без подписи; 2-е с подписью: "Гонец (XVI века). Премия гг. членов Общества любителей художеств за 1870 год".


174а. Ta же гравюра, неудачно травленная; отпечатки с нее чрезвычайно редки.


175. Царь Иван Грозный y гроба сына, с оригинала Шварца, находящегося y г-жи Смирновой. 4.10 х 6.4.


176—179. Альбом, состоящий из четырех гравюр, к роману гр. А.К. Толстого "Князь Серебряный", с рисунков Шварца с объяснительным текстом к ним (один лист): "1) Царь, обрадованный приходом Малюты; 2) Иоанн в изнеможении y преддверия храма; 3) Царь и слепые; 4) Боярин в шутовском кафтане за столом y Иоанна".


180. Лимонщик, с картины В. Якоби, принадлежащей П.М. Третьякову.


181. У ворот, с картины Рачкова; ориг. y П.М. Третьякова в Москве. 1-е отпечатки без подписи; 2-е с подписью; 3-и с обрезанной доски, с подписью: "Премия Общества Любителей Художеств в Москве за 1872 год".


182. Афганец, с ориг. В. Верещагина, находящегося y Д.П. Боткина. 1-е отпеч. без подписи; 2-е с подписью: "Премия Московского Общества любителей художеств за 1879 год".


183. На побывках y сына, с картины В. Маковского; ориг. y Третьякова. 1-е отпечатки с заметкой на поле гравюры, — изба; 2-е без заметки, — приложены к 1-му выпуску "Вестника Изящных Искусств" за 1885 г.


184. Граф В.В. Растрелли, с неизвестного оригинала; 1-е отпечатки до подписи; 2-е с подписью: "Премия Петербург. Общества поощрения Художников на 1870 год".


184а. Тот же портрет; неудавшаяся гравюра.


185. Портрет Семена Ивановича Мосолова (прадеда художника), с ориг. XVIII столетия, рисованного пастелью; на нем костюм екатерининского времени и парик с косою: "N. Mossoloff fec. 1870".


186. Портрет Николая Семеновича Мосолова (деда художника), с ориг. Кипренского, принадлежащего семье художника. 1-е отпеч. без подписи; 2-е с подписью: "О. Kiprensky рипх. 1811, N. Mossoloff fec. 1878".


187. Портрет Семена Николаевича Мосолова (отца художника), с ориг. Крибеля; на голове его шапка à la Rembrandt. 1-е отпечатки без подписи; на 2-х: "L. Kriebel peint. 1859. N. Mossoloff a. f. 1878".


C собственных рисунков художника


188. Портрет Рембрандта, нарисованный Мосоловым по впечатлениям, произведенным на него различными изображениями любимого им мастера: "N. Mossoloff. fec. 1869, Rembrandt". Портрет этот приложен к некоторым экземплярам издания: "Les Rembrandts de l´Ermitage".


189. Такой же портрет Рембрандта, в овале: "Н. Мосолов".


190. Портрет камердинера Мосоловых, Петра Ивановича, гравированный с натуры. Типичное русское лицо старика, с длинною белою бородой; он в картузе, сидит y стола, подпершись правой рукой; в левой держит хворостину: "Н. Мосолов 1864".


191. Молодая девушка в костюме à la Gretchen; вдали виден город; справа два дерева.


192. Сельская русская изба, гравирована с натуры. У открытой двери стоит крестьянин, с посохом в руке; около него собака; направо две лошади y яслей.


193. Странствующий богемец, в рост; на нем плащ и круглая шляпа. 1-е отпечатки пробные, почти без фона и без бордюра: "N. Mossoloff 1884"; во 2-х земля под ногами обозначена сильнее темными штрихами; подпись ниже и крупнее; в 3-х в фоне, справа, награвирована часть избы, дерево и густой кустарник; слева вдали видна церковь; в 4-х дерево, обувь и шаровары богемца пройдены иглой; 5-е вполне оконченные; церковь другой формы; прибавлено еще дерево и несколько изб.


194. Мальчик-богемец (брат предыдущего); этюд с натуры 1884 года; в рост. В 1-х отпечатках куртка и фон не кончены; 2-е окончены; с левой стороны вдали виден город.


195. Пастух; поясная фигура, в круглой шляпе. Этюд с натуры: "N. Mossoloff fec".


196. Странствующий богемец; сидящая фигура с посохом в левой руке; 1-е отпеч. без бордюра; 2-е с бордюром. Доска уничтожена.


197. Читающий старик, — крестьянин сидит y стола за книгой. На столе надпись: "N. Mossoloff 1864". Доска уничтожена.


198. Повторение предыдущего в меньшем размере. Доска четырехугольная; надписи на столе нет; 1-е отпеч. без подписи; во 2-х: "рисовал с натуры и гравировал Н. Мосолов 1864".


199. Бюст старика, в овальной рамке. С правой стороны y левого плеча подпись: "Н. Мосолов 1863".


200. Торвальдсен: "N.M.". Погрудной портрет, 3/4 вправо.


{Ровинский}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008