МОТИВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МОТИВ
в поэтике — простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке мельчайшая единица действия в повествовательном тексте, а также повышенно-значимый, обычно повторяющийся формально-содержательный компонент текста, расширительно-устойчивая идея, проблема, тема в творчестве писателя или литературном произведении или направлении. В психологии - то же, что мотивации.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МОТИВ
от лат. moveo – двигаю), повторяющийся компонент фольклорного или литературного произведения, обладающий повышенной значимостью. Термин пришел в литературоведение из музыкальной культуры, применительно к литературе его впервые употребил И. В.Гете. На рубеже 19–20 вв. понятие «мотив» появляется в трудах русского филолога А. Н. Веселовского, который говорит о нем как о «простейшей повествовательной единице», ложащейся в основу сюжета сначала – мифов и сказок, а впоследствии – литературных произведений. Иначе говоря, ученый представлял мотивы как «кирпичики», из которых состоят сюжеты. По мнению Веселовского, каждая поэтическая эпоха работает над «исстари завещанными поэтическими образами», создавая их новые комбинации и наполняя их «новым пониманием жизни». В качестве примеров таких мотивов исследователь приводит похищение невесты, «представление солнца – оком» и т. п.
Особую популярность понятие «мотив» обрело в литературоведении 20 в., при этом его содержание значительно расширилось. Так, современные литературоведы иногда отождествляют мотив с темой произведения; говорят, например, о мотиве нравственного возрождения в произведениях классиков русской литературы 19 в. или о философских мотивах творчества Ф. И. Тютчева. Часто под мотивами понимают ключевые, опорные слова-символы, несущие в тексте особую смысловую нагрузку. Такие «вехи» может интуитивно ощутить в произведении чуткий читатель, и они часто становятся предметом исследования ученого-филолога. Именно их имел в виду А. А.Блок, когда писал: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова ставятся как звезды. Из-за них существует произведение». Сквозные мотивы-символы могут присутствовать в каком-либо отдельном произведении; например, халат в романе И. А. Гончарова «Обломов», гроза в драме А. Н. Островского «Гроза», лунный свет в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сквозные мотивы-символы могут проходить через все творчество писателя или поэта; дорога у Н. В. Гоголя, пустыня у М. Ю. Лермонтова, ночь у Ф. И. Тютчева, сад у А. П. Чехова, море у И. А. Бродского. Кроме того, можно говорить о мотивах, характерных для определенных литературных жанров, направлений и эпох; например, музыка у романтиков, метель у символистов.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
427.06 кб

Казнь Генриха Монте и мотив «Двойной смерти» у пруссов

Новиков Александр Сергеевич
Анализируется процедура казни одного из предводителей прусского восстания Генриха Монте по обряду «двойной смерти», который посвящался двум богам Патолсу и Потримпсу.
Читать PDF
313.02 кб

Евно Азеф в романе Ю. Давыдова «Соломенная сторожка»: мотив политического двурушничества

Янковски Анджей
Предметом анализа в статье является сенсационно-детективня сюжетная линия Е. Азефа в историко-документальном романе Юрия Давыдова «Соломенная сторожка».
Читать PDF
905.49 кб

Орнаментальный мотив «Сложного завитка»в произведениях скифо-сибирского звериного стиля

Чубаева Марина Павловна
В статье рассматривается мотив «сложного завитка», являющийся одним из орнаментальных элементов, применяемых в скифо-сибирском зверином стиле.
Читать PDF
325.59 кб

К проблеме историографии изучения орнаментики финноугорских народов (на примере орнаментальных мотив

Деникаева Екатерина Александровна
Статья посвящена историографии изучения орнаментики народов финноугорской языковой группы мордвы-эрзи и мокши. В работе дан обзор, осуществлена оценка источников по теме.
Читать PDF
13.03 мб

Мотив интронизации в искусстве минойского Крита

Андреев Юрий Викторович
Читать PDF
0.00 байт

Поляки на службе в царской армии накануне Первой мировой войны (к вопросу о векторе социальной мотив

Д. Г. Дмитриев
Читать PDF
172.52 кб

Эпический мотив «Отравление мирных аборигенов» как средство поэтики преданий даргинцев

Алиева Эльмира Магомедсаидовна
В статье освещаются историчность и художественность даргинских преданий о покорении арабами горцев Дагестана в УШ в.
Читать PDF
123.72 кб

Мотив самосожженийв романе А. Н. Толстого “Петр первый”

Пулькин М. В.
Мотив самосожжения в романе А.Н.Толстого оказывается неоднозначным и требующим пояснений.
Читать PDF
583.85 кб

“глиняные птички”: апокрифический мотив в фольклорных легендах

Белова Ольга Владиславовна
В статье рассматривается один из случаев адаптации мотива апокрифических евангелий (оживление глиняных птичек Иисусом) в фольклорной традиции восточных и западных славян.
Читать PDF
131.83 кб

Мотив чистого/нечистого в нарративе хронистов Первого крестового похода

Минин Станислав Александрович
The article analyzes the use of the idea of sacrums ambivalence in designing the First Crusade chronicles narrative dynamics.
Читать PDF
285.41 кб

О.С. ДАВЫДОВА. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УНИВЕРСУМ: САД КАК ПОЭТИЧЕСКИЙ МОТИВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЭПОХИ

Фетисова Т.А.
Читать PDF
97.13 кб

Мотив национальной еды в романе Джумпы Лахири «Тёзка» (культурологический аспект)

Кошелева И. Н.
Читать PDF
339.37 кб

Мотив «Золотого растения» в мифологической и фольклорной интерпретации

С. А. Сиднева
Читать PDF
0.00 байт

Эсхатологический мотив суда над умирающим человеком в осетинской легенде о Руймоне

Дарчиев Анзор Валерьевич
Статья посвящена рассмотрению малоизученного мотива суда над умирающим человеком в легенде о Руймоне, содержащей ценные сведения для реконструкции религиозно-мифологических представлений осетин.
Читать PDF
0.00 байт

Поляки на службе в царской армии накануне Первой мировой войны (к вопросу о векторе социальной мотив

Дмитриев Дмитрий Геннадьевич
В статье анализируется положение поляков и военнослужащих польского происхождения в царской армии накануне Первой мировой войны (1912-1914).

Похожие термины:

  • ГЛАЗКОВЫЙ МОТИВ

    (oculus), декоративный мотив, состоящий из пары кружков или спиралей , как на испанской символ-керамике. На некоторых образцах явно изображены глаза, возможно, они символизировали покровительственный
  • СОЛНЕЧНОЙ ЛАДЬИ И ЛЕБЕДЯ МОТИВ

    (англ. bird, boat and sun-disc, нем. Schwanenboot), декоративный мотив в гальштатском искусстве, соединяющий эти черты . Вероятно, имел какое-то религиозное значение, о котором мы можем только догадываться.