МОТИВИРОВКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МОТИВИРОВКА
прием, с помощью которого обосновываются особенности построения художественного произведения (введение какого-либо эпизода, сюжетного хода, неожиданное преображение героя и т. д.). В литературе Нового времени господствует «реалистическая» мотивировка как способ маскировки условности, свойственной художественной литературе, благодаря которому произведение вызывает иллюзию достоверности или правдоподобия в описании вымышленных событий. Поведение персонажа должно проистекать из свойств его характера (психологическая мотивировка); введение в текст новых персонажей и связанных с ними сюжетных линий должно быть оправдано такой композиционной мотивировкой, как родство или знакомство этих персонажей, и т. д.; вставные тексты должны также иметь композиционную мотивировку (например, это истории, рассказываемые героями произведения).
Наряду с такой мотивировкой в литературе существует и так называемое «обнажение приема» (термин В. Б. Шкловского) – демонстрация условности всякой мотивировки. При «обнажении приема» введение новых персонажей и сюжетных линий, включение вставных произведений, замедление или ускорение повествования становится результатом литературного произвола, объясняемого лишь авторской игрой. «Обнажение приема» свойственно пародийным текстам, выразительный пример «обнажения приема» – окончание 3-й главы романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: обрыв повествования в один из кульминационных моментов (объяснение Татьяны с Онегиным) объясняется усталостью Автора, вознамерившегося «и погулять, и отдохнуть». В модернистской литературе отказ от мотивировки становится одним из господствующих принципов.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

МОТИВИРОВКА
Система литературных приемов, «оправдывающих введение отдельных мотивов и их комплексов» [59, 191],служащих для объяснения логики событийного развертывания сюжета произведения, действий персонажей. Мотивировка выступает как прямой или опосредованный способ указания на причинность (каузальность) событийного ряда в сюжете произведения, поступка персонажа. Мотивирование, по выражению Л. Ф. Киселевой, «становится как бы художественным аналогом философской проблемы свободы и необходимости, проблемы связи и соотношения свободы воли и предопределения» [34, 300]. Художественные «парадигмы» литературы к. 19 – начала 20 века предлагают читателю широкий спектр вариантов как мотивированного, так и немотивированного повествования. Принцип детерминизма, лежащий в основе подхода писателя-натуралиста к миру и человеку, реализуется в почти фатальной обусловленности героя натуралистического произведения «средой» и «природой». Персонажи натуралистического произведения суть только «результаты», «продукты» взаимодействия социальной среды и наследственности. В натуралистическом повествовании используется четкая и жесткая мотивировка: события, действия героев, их мысли и характер обусловлены механизмом соотношения в герое элементов социальной среды и «биологии». В мире Э. Золя нет необъяснимых поступков и необъясненных фактов судеб персонажей. Напротив, в эстетизме (Г. д’Аннунцио, О. Уайльд и др.) обнаруживается часто демонстративное отсутствие мотивировки («Портрет Дориана Грея» О. Уайльда), либо случаи оксюморонной мотивировки: одно и то же событие может быть объяснено дважды («Мальчик-звезда» О. Уайльда), причем последующее объяснение принципиально противоречит предыдущему. Мотивировка в эстетизме часто носит откровенно игровой характер, отражающий творческую игру автора с жизнью, историей, этическими ценностями, с персонажами и читателем. Эстетизм не озабочен ни т.н. объективной истиной, ни правдоподобием и тем самым игнорирует вопрос оправданности введения мотивов, сцен, эпизодов, событий и их связи в сюжете и образной системе произведения в целом. В литературе неоромантизма, противопоставившей себя принципу натуралистического детерминизма, центральная роль в мотивировании и объяснении поступка персонажа и системы событий отводится центральной для неоромантической философии и словесности категории – воли (см.: «Воля»). Воля героя не нуждается в объяснении, она первична и сама является причиной свершившихся событий, действий персонажей и состояния миропорядка в целом. Бытие есть не что иное как воплощенное волевое усилие. Мир перестает быть «представлением» и о нем, и о его существующих, независимо от субъекта, законах, он уже не объект постижения, любования и ненависти, охваченный впечатлениями, оценками, анализом, он становится овеществленной «волей» богов, героев, «сверхчеловеков».   Лит-ра: Б. В. Томашевский. Теория литературы. Поэтика. – М., 2003;             Л. Ф. Киселева. Переход к мотивированному повествованию. М. Ю. Лермонтов // Смена литературных стилей. – М., 1974; А. И. Хлебникова. О системе событий в сказках Р. Киплинга (Сборник «Сказки просто так») // Сюжет и художественная система. Межвузовский сборник научных трудов. – Даугавпилс, 1983.  

Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Провокативная психотерапия в психологии управления: мотивирование персонала

Хуртова Елена Алексеевна
Мотивация является одним из наиболее популярных и спорных предметов исследования психологической науки.
Читать PDF

профессиональная позиция руководителя и осуществление им функции мотивирования персонала

Иоголевич Н. И.
Читать PDF

ПРОБЛЕМА МОТИВИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИИ

Ионина Ольга Сергеевна
В статье рассматривается проблема мотивирования студентов к изучению психологии как науки и как учебной дисциплины, рассмотрены типы учебной мотивации студентов, методы мотивации учебной деятельности студентов.
Читать PDF

Системы социокультурного мотивирования: концептуальная модель

Патяева Е. Ю.
В статье продолжено рассмотрение сложных систем социокультурного мотивирования, начатое в предыдущей работе.
Читать PDF

Проблема мотивировки стихотворения В. Хлебникова «Усадьба ночью, Чингисхан!»

Акулова А. С.
Читать PDF

Системы социокультурного мотивирования: «Этос», «Социальное поле», «Диспозитив»

Патяева Екатерина Юрьевна
Статья посвящена анализу сложных систем социокультурного мотивиро-вания, описанных в таких смежных с психологией мотивации дисциплинах,как социология, социальная психология и культурология.
Читать PDF

Альтернативы гомогенизации системы мотивирования персонала сервисных компаний

Бородай Владимир Александрович, Дудкина Ольга Владимировна
В статье рассматривается проблема обеспечения приверженности сотрудников компании. Утверждается, что за последние пять-шесть лет изменилась парадигма мотивации персонала.
Читать PDF

К вопросу о связи результатов учебы студентов технического вуза с их ответственностью и мотивированн

Булатова Дарья Сергеевна, Либерман Яков Львович, Шадрина Анастасия Андреевна
Статья посвящена обсуждению вопросов взаимосвязи результатов учебы студентов технического вуза с такими психологическими качествами, как их ответственность и мотивация, а также интернальность в области достижений, неудач и межличн
Читать PDF

Авторское переосмысление лексики, мотивированное сенсорно-перцептивной сферой сознания (на примере п

Малафеев Алексей Юрьевич
Статья посвящена рассмотрению индивидуально-авторского семантического переосмысления лексических единиц, мотивированного сенсорно-перцептивной сферой сознания.
Читать PDF

Уровень физической активности и мотивированности городского населения к занятиям физической культуро

Соловьева Татьяна Сергеевна
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначена значимость физической культуры и спорта в формировании человеческого потенциала страны, стабилизации демографической
Читать PDF

Религиозно-мотивированный терроризм и современное казахстанское общество

Нургалиева Агила
В статье разбирается шаблонный миф об «исламском терроризме», о терроре как чем-то, якобы неизбежно вытекающем из вероучения исторического ислама.
Читать PDF

Представления о профессиональных навыках у мотивированных и демотивированных предпринимателей в сфер

Глизнуцин Дмитрий Владимирович
В статье представлены результаты разработки проблемы психологического содержания феномена демотивации у предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере красоты.