МОЗАИЧНОЕ ИСКУССТВО ЛОМОНОСОВА

Найдено 1 определение
МОЗАИЧНОЕ ИСКУССТВО ЛОМОНОСОВА
возрожденное им искусство создания мозаичных картин, утраченное в России после татаро-монгольского нашествия в XIII в.
В 1750 г. граф М. И. Воронцов показывал в своем доме итальянские мозаику ―Плачущий апостол Петр, привезенную им в 1745 г. и выполненную в Риме по живописному оригиналу Гвидо Рени, а также заказанный им мозаичный портрет императрицы Елизаветы, который по оригиналу Л. Каравакка создал мозаичный мастер А. Кокки. Л. видел эти картины, и они произвели на него большое впечатление не только своими художественными достоинствами, но еще и тем, что он к этому времени почти закончил разработку технологии изготовления непрозрачных стекол различного цвета и понял, что может сам делать подобные мозаичные картины.
В своей Химической лаборатории Л. в течение трех лет сумел создать рецептуру изготовления цветных стекол, нужных ему ―для разработки учения о цветах. Для создания мозаичных картин Л. нужно было еще научиться изготавливать брусочки из цветного непрозрачного стекла – смальты ( от ит. smalte – эмаль) и делать скрепляющий раствор. Когда этот этап был преодолен, Л. смог исполнить свою первую художественную работу – образ Богоматери по рисунку итальянского живописца Ф. Солимены, 4 сентября 1752 г. он преподнес его императрице, которой ―с оказанием удовольствия был всемилостивейше принят.
В рапорте в Академическую канцелярию он писал, что в работе над этой мозаикой ―всех составляющих кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов делано две тысячи сто восемьдесят четыре опыта в стеклянной печи. Не теряя времени, 25 сентября того же года Л. посылает императрице Елизавете ―Предложение об организации мозаичного дела, в котором излагает свои соображения о выгодах такого предприятия и предлагает конкретный план, намечающий почти полностью программу деятельности будущей фабрики цветного стекла в Усть-Рудицах. Подавая это ―Предложение, Л. рассчитывал на содействие М. И. Воронцова, который к ―заведению мозаичной работы в России первый подал повод. С его помощью ―Предложение Л. дошло до императрицы, и Л., по-видимому, было предложено обратиться в Сенат. За указом Сената о разрешение на открытие фабрики 15 марта 1753 г. последовало ―именное повеление императрицы ―дать ему, Ломоносову, для работ к фабрике в Копорском уезде из Коважской мызы от деревни Шишкиной 136, из деревни Калищ 29, из деревни Усть-Рудиц 12, от мызы Горья Валдай и деревни Перекули и Липовой 34 – всего 211 душ со всеми к ним принадлежащими по описным книгам землями. К маю 1755 г. Л. решил, что у него достаточно опыта и технических возможностей для создания на своей фабрике мозаичных картин, и в доношении в Академическую канцелярию попросил передать ему учеников М. В. Васильева и Е. Т.Мельникова для работ по созданию мозаик. Их он обязался содержать и довольствовать ―собственным коштом. По-видимому, с этого времени работы по созданию мозаичных картин были перенесены из Химической лаборатории на фабрику, где уже в 1756 г.мозаичное художество приходит к совершенству.
В августе 1758 г. на фабрике было изготовлено ―мозаичной материи ―нетянутой 61 пуд и ―тянутой (то есть вытянутой в стлолбики, из которых набирались мозаичные картины) 2 пуда 80 фунтов. К этому времени там набирались три мозаичных портрета – императрицы Елизаветы, великого князя Петра Федоровича и ―некоей знатной особы. Нетянутая мозаичная материя поставлялась Л. в Ораниенбаум для украшения дворцовых помещений. Еще до окончания постройки фабрики Л. создал в своей Химической лаборатории образ ―Нерукотворного Спаса и с оригинала Г. Танауэра – портрет Петра I.
В 1758 г. подошел срок возврата ссуды, выданной ему Мануфактур-коллегией на строительство фабрики цветного стекла, и Л. оказался в очень стесненных обстоятельствах. Вопреки его надеждам фабрика не приносила доходов, и Л. в поисках выхода решил получить большой заказ от казны и с этой целью предложил грандиозный проект перестройки сгоревшего от удара молнией Петропавловского соборе с созданием в нем своеобразного мемориала Петра Великого, который он брался построить за 148 682 рубля. Наряду с архитектурными перестройками предполагалось украсить стены собора громадными мозаичными картинами, изображающими основные этапы петровского царствования. Конференция при императорском дворе рассмотрела это прошение лишь в 1760 г., обязав Л. составить новую смету. Л. на этот раз предложил только создание мозаичных картин для собора, исключив все касающиеся переделки архитектурного убранства интерьера.
В июне 1761 г. Сенат утвердил проект создания мозаичных работ и смету в сумме 80 764 рублей. Для реализации этого грандиозного замысла была необходима команда и к взятым им ранее Васильеву и Мельникову добавилось в 1761 г еще пять учеников Воплощение проекта началось с изготовления картины, посвященной Полтавской битве. Уже в августе этого года Л. доносил в Мануфактурколлегию, что ―ныне начинается делом картина мозаичная Полтавской баталии. Сначала приглашенным для этой работы живописцем К. Л. Кристинеком на бумаге был написан маленький живописный эскиз, по которому затем на картоне – живописная картина в размер будущей мозаики.
В написании картины помогали переведенные в мозаичную мастерскую из Канцелярии от строений живописцы М. С. Щоткин и Ф. Н. Нестеров. Опыт создания Л. исторической картины оказался неудачным. Не имея профессиональной подготовки исторического живописца, в процессе работы он ―покупал разные картины и ―грыдыровальные картинки для образцов, из которых заимствовал отдельные сцены, поэтому общая композиция оставляет впечатление собранной из отдельных кусков. Л. придерживался принципа построения картины, принятого в виденных им батальных композициях XVII – первой половины XVIII в., – на первом плане полководец и группа военачальников, а действие разворачивается на втором плане, который служит фоном для главных героев. Набор картины по завершенному картону начался в мае 1762 г. в специально построенном для этого доме, расположенном на территории садовой части его усадьбы на Мойке. Вначале делались фрагменты картины на отдельных ―досках, а когда все они были готовы, их начали монтировать на ―медной сковороде всей мозаики. Не всегда удавалось удачно подогнать соседние фрагменты, они иной раз наползали друг на друга. Возможно, что и неестественно запрокинутая голова Петра, и ошибки в пропорциях фигур являются следствием неудачного набора и компоновки фрагментов. Все это было, по-видимому, неизбежно, ведь ―Полтавская баталия была первым опытом создания крупноформатной (площадью ―около трехсот квадратных футов, то есть более 30 кв. м.) мозаичной исторической картины в России. Работа над картиной была закончена в январе 1765 г. Она исполнена в декоративной манере с ограниченным числом основных цветов: густой зеленый цвет мундиров русских контрастирует с глубоким красным цветом обшлагов и воротников, которым противопоставлены синие мундиры с желтыми обшлагами и воротниками шведов. Созданная мозаика близка к народному лубку с его четким и броским рисунком и яркой раскраской. Параллельно с набором ―Полтавской баталии были выполнены пять эскизов для последующих картин, по одному из которых – ―Азовское взятие – начался набор. Нельзя не сказать, что Л. абсолютизировал значение мозаики, превращая ее из средства оформления интерьера в доминанту и подчиняя ей архитектуру, как это было в его проекте создания в Петропавловском соборе мемориала Петра Великого. Даже современники-архитекторы понимали, что ценность архитектуры собора несоизмерима ни с какими мозаиками, предлагавшимися Л., и отвергли этот проект. ―Полтавская баталия оказалась завершением деятельности Л. в области мозаичного художества. После смерти Л. она до 1769 г. хранилась в доме мастерской на Мойке, затем была заперта в ―весовом амбаре на берегу Мойки и в 1785 г. перевезена в Академию художеств. Там про нее просто забыли и она постепенно разрушалась. Наконец мозаика оказалась в мастерской баталиста Виллевальде, где ее позже закрасили по штукатурке.
В 1911 г. мозаичную картину отреставрировали на частные средства и поместили в музей Общества поощрения художеств, а в 1925 г. несколько уменьшенная в размерах ―Полтавская баталия была установлена на стене верхней площадки лестницы вестибюля в здании Академии наук на Университетской набережной в Санкт-Петербурге.
В 1768 г. фабрика цветного стекла в Усть-Рудицах была закрыта. Запаса созданной на ней смальты хватило еще на год работы. Мозаичная мастерская формально продолжала существовать еще два десятилетия, но после 1769 г. в ней не было создано ни одной мозаичной картины, что объясняется не только отсутствием смальты, но и спроса на них ввиду высокой стоимости. За восемнадцать лет работы мозаичной мастерской Л. в ней, согласно сохранившимся документам, было создано 40 мозаичных картин, из которых до нашего времени сохранились только 23. Воззрения Л. на мозаику принципиально отличались от взглядов римских мозаичистов, которые создали целую палитру разноцветных смальт, необходимую для копирования масляной живописи. Собственно говоря, папская мастерская в Риме была и создана в середине XVII в. для перевода в мозаику живописных картин, украшавших собор Св. Петра. Стремление к точному копированию живописных произведений, практически – к их имитации, привело к утрате самостоятельного значения мозаики, ее специфических декоративных и монументальных качеств.
В набранных же Л. мозаиках он пользуется не только мелкими, но и крупными кусками смальты, оставляя между ними довольно широкие швы, поскольку строит расчет на рассмотрение их со значительного расстояния. Необходимым качеством мозаичной картины Л. считал яркое живописное решение определенного художественного замысла. Все выполненные при жизни Л. в его мастерской мозаики отличаются от живописных оригиналов сознательным переводом на язык более обобщенной и лаконичной техники, рассчитанной на рассмотрение издалека, на выразительный силуэт и интенсивное цветовое пятно. Детали в его картинах никогда не заслоняют общего впечатления, не переходят в мелочную деталировку. Основным жанром созданных Л. мозаик был портрет. ―Ни одна европейская мозаичная мастерская не выполнила столько портретов, как ломоносовская, к тому же с большой уверенностью в трудной, непривычной технике. Декоративная яркость и пышность официальных мозаичных портретов сочеталась с достаточно точной психологической характеристикой портретируемого. Мозаичные картины, выполненные в мастерской Л., стали яркой страницей в истории русского искусства.
Лит.: Макаров В. К. Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. М.:Л. 1950. К. В. Малиновский.

Источник: Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь 2012