МОЗАИКА ВИЗАНТИЙСКАЯ

Найдено 1 определение
МОЗАИКА ВИЗАНТИЙСКАЯ
лат. musioum – посвященное музам) являлась главной формой монументальной храмовой живописи в ранневизантийский период. Она представляла собой узор, выполненный из смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов с добавлением солей и окислов различных металлов), которая укреплялась на слое извести, цемента или мастики. Мозаика выкладывалась по кальке будущего изображения лицевой стороной вниз, а затем лицевая поверхность обрабатывалась, шлифовалась и покрывалась воском. Техника мозаики была заимствована у римских художников, которые отделывали полы в термах, виллах и в общественных зданиях смальтой, составленной из небольших кубиков, или камней. В византийскую эпоху мозаика размещалась на стенах и в куполах церквей, хотя первые мозаики украшали также полы в богатых домах и во дворцах (фрагменты мозаик полов Большого императорского дворца в Константинополе). Византийские мозаичисты усовершенствовали изготовление различных смальт (особенно золотой), умели точно рассчитать угол падения света, делая поверхность мозаики шероховатой, достигли большого искусства в сложении многофигурных композиций, учитывали законы оптики в слиянии цветов, что способствовало созданию великолепных живописных эффектов. Древнейшие византийские мозаики (баптистерий и мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V в.) отличались мелкой кладкой, выделенными контурами, отсутствием перспективы и пространства, использованием коврового орнамента. От античности были восприняты благородство пропорций, красота лиц с правильными чертами, насыщенный колорит. Христианская эпоха внесла в равеннские мозаики одухотворенность, символическую многозначность, взволнованную динамику, схематизм, сменивший чувственную живописность. С конца V в. и в последующие эпохи выделилась константинопольская школа мозаичистов, создававших композиции на белом фоне при помощи мелких ровных кубиков мозаики, уложенных узорными рядами. Константинопольские мастера использовали античные пасторальные сюжеты, трактованные как христианские аллегории, и раннехристианские мотивы (мозаики церкви св. Иоанна Крестителя в Палестине; мозаическая карта, украшавшая пол церкви в Мадабе, Трансиордания, VI в.; при Юстине II [518 – 827] – мозаики на евангельские сюжеты в церкви св. Апостолов и в церкви св. Софии в Константинополе, VI в.). Новые черты появились в циклах мозаик в церкви Сант Аполлинаре Нуова (до 526 г.), в церквах Сан Витале и Сант Аполлинаре ин Классе (середина VI в.) в Равенне. Светящиеся мозаики, заполняющие все стены, производили впечатление легких, невесомых; цвет приобрел символический смысл; силуэты фигур, обозначенных контуром, сделались призрачными, как бы парящими в воздухе. В мозаиках церкви Успения в Никее (VII в.) и в церкви св. Димитрия в Фессалониках (восстановлена ок. 634 г., но большая часть мозаик погибла во время пожара 1917 г.) мелкие кубики положены под небольшими углами друг к другу, что способствовало созданию светотени и усилению одухотворенности образов, их спиритуализации. По разрешению императора константинопольские мастера украшали мечети и дворцы на территории завоеванного арабами Иерусалима (мозаики храма Скалы, 691 – 192) и Дамаска (Большая мечеть, ок. 715 г.). В IX – XII вв. усилилось влияние Востока: в мозаиках появляются приземистые фигуры, плоскостность, орнаментальность, но сохраняются величественные образы и строгое построение, свойственные античному искусству. В этот период мозаикам отводились неровные поверхности внутренних стен. В композициях преобладали тенденции к экспрессии, символике (храм как Новый Иерусалим, где во время литургии проживается жизнь Иисуса Христа), ярко выраженной индивидуальности мастера (мозаики монастыря Неа Мони на острове Хиос; изображение императоров Константина и Юстина перед сидящей на троне Богоматерью над южными дверями в храме св. Софии в Константинополе, там же – император Лев VI перед Христом над западным входом в собор; Богоматерь с младенцем в апсиде храма Успения в Никее, после 843 г.; мозаичные композиции в главном храме монастыря Хосиос Лукас в Фокиде и др.). В XII в. искусство мозаики стало более интимным и глубоким (мозаики церкви Успения в Дафни, близ Афин), но при этом в ряде композиций появилась линейная стилизация фигур в строго фронтальных позах. Кубики мозаики на лице были выложены параллельными линиями с резко подчеркнутыми пробелами (Богоматерь с младенцем, император Иоанн II Комнин и императрица Ирина в храме св. Софии, ок.1118 г.). В палеологовскую эпоху развился новый стиль, характерными чертами которого было покрытие мозаиками свода, купола и верхних частей стен храма, появление светских тенденций в изображении религиозных тем, бытовые детали, усиление личностного начала в обликах святых (мозаики церкви Христа Спасителя монастыря Хора, церкви Богоматери Паммакаристы в Константинополе; мозаичный Деисус в южной галерее св. Софии в Константинополе и др.). В XIV в. появилось большое количество великолепных мозаичных икон, созданных константинопольскими мастерами. Поскольку мозаики были дорогостоящими, палеологовский стиль более полно представлен фресковой живописью.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
393.00 кб

Мозаики собора Торчелло и византийская раннекомниновская миниатюра: к вопросу о стилистических парал

Лаврентьева Елена Валерьевна
Статья посвящена сравнению аутентичных мозаик западной стены и южной капеллы собора Торчелло с византийской книжной миниатюрой раннекомниновской эпохи.
Читать PDF
159.10 кб

Христос Пантократор: византийско-итальянская мозаика Монреале, XII век и Петербургская фреска Троице

Алдошина Наталья Сергеевна