МОЗАИКА

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мозаика
изображение или узор, выполненные из цветных камней, керамических плиток, смальты(цветного непрозрачного стекла).

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

МОЗАИКА
изображение или узор, выполненное из смальты (специально приготовленного стекловидного вещества), цветных камней, мрамора, плитки. Разновидность живописи.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Мозаика
(от лат. musivum — посвящённое музам) — один из видов декоративно-прикладного и монументального искусства, в котором изображение создаётся путём составления из мелких кусочков камня, стекла.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

МОЗАИКА
изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий, подземных галерей в метро и др. Возникла в античную эпоху.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Мозаика
фр. mosaique) – изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; особая техническая разновидность монументальной живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

МОЗАИКА
(англ. mosaic), техника украшения, в основном применяется для пола и стен. На цементную основу в определенном порядке укладываются небольшие цветные кусочки камня или стекла (т.н. тессеры). Искусство М. было развито в римское время и позже, требовало значительного художественного вкуса.

Источник: Археологический словарь. 1990

МОЗАИКА
Особая разновидность живописи, в которой изображение образует набор из разноцветных стеклянных кусочков или камней, имеющих различную естественную окраску и прочно закрепленных в отвердевшем известковоцементном растворе или в маслянолаковой мастике, а иногда в воске. Мозаичный, прил – выполненный из мозаики, покрытый мозаикой.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Мозаика
от лат. musivum — посвященное музам) — изображение или орнамент из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, дерева, металлов, эмали и проч. Существует два типа мозаич. произведений: составленные из малых кубиков стекла (смальты) или камня (восходящая к античности техника рим. м.) и созданные из тонких пластин разноцветного мрамора и яшмы, которые вырезаются и составляются по контурам изображения (флорентийская м.).

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

МОЗАИКА
   • Mus?vum,
         из мелких камешков или стеклянных штифтиков составлялись геометрические фигуры (tesselatum), или целые картины (собственно musivum), напр., прекрасная картина в Помпеях, изображающая битву Александра, на которой на одном квадратном дюйме можно насчитать 150 мраморных камешков. Многие мозаичные картины отличаются удивительной композицией, живостью изображения, красотой колорита и художественностью исполнения. М. употреблялась почти исключительно для украшения полов (pavimentum); только к концу периода Римской империи ею начали украшать стены и даже своды потолков.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

МОЗАИКА
изображ. или узор, выполн. из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанес. на декорируемую поверхность слое известков. раствора. Затем мозаичная поверхность подвергается полировке. В классич. период в Греции под влиянием др.-вост. образцов также получили распростр. мозаичные узоры и надписи (первонач. выполненные галькой на полах). В период эллинизма стали создавать многоцветные мозаичные композиции (М. «Александр Македонский», М. из Гефестиона в Пергаме, «Всадник на тигре» с о. Делос, М. Диоскорида). Дальнейшее развитие техника М. получила в Др. Риме, о чем свидет. как помпейские М., так и М. из Пренесты (ландшафты долины р. Нил). М. пользовались популярностью в самых различ. пров. Рим. империи (Галлия, Германия, Паннония, Сев. Африка, Сирия). Высокого совершенства М. достигла на первых этапах развития хрис-тианства и в ранневизант. период (равеннские М.), когда мозаич. изображения исполнялись на стенах и сводах церквей.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Мозаика
изображение или узор, выполн. из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанес, на декорируемую поверхность слое известкового раствора. Затем мозаичная поверхность подвергается полировке. В классич. период в Греции под влиянием др.-вост. образцов также получили распространение мозаичные узоры и надписи (первоначально выполненные галькой на полах). В период эллинизма стали создавать многоцветные мозаичные композиции (М. «Александр Македонский», М. из Гефестиона в Пергаме, «Всадник на тигре» с о. Делос, М. Диоскорида). Дальнейшее развитие техника М. получила в Др. Риме, о чем свидетельствуют как помпейские М., так и М. из Пренесты (ландшафты долины р. Нил). М. пользовались популярностью в самых различных пров. Римской империи (Галлия, Германия, Паннония, Сев. Африка, Сирия). Высокого совершенства М. достигла на первых этапах развития христианства и в ранневизант. период (равеннские М.), когда мозаичные изображения исполнялись на стенах и сводах церквей. В эпоху Возрождения наблюдается некоторое оживление искусства М. (собор св. Марка в Венеции).

Источник: Словарь античности. 1989

Мозаика
изображение из мелких камешков (галька) или кубиков (тессеры), однотонных или цветных, уложенных на раствор; украшала полы, иногда - стены и своды жилых, обществ., культовых сооружений. М. из керамики известна в странах Др. Востока в IV - II тыс. В Др. Греции М. из гальки, орнаментальные, затем фигурные, распространяются с IV в. до н. э. (Олинф, Пелла, Ольвия). В III - I вв. гальку сменяют тессеры разноцветного мрамора и стекловидной массы (смальты). Тессеры очень малых размеров (до 400 шт. на 10 см ) и тончайших оттенков позволяли мастерам, часто копировавшим произв. живописи, передать светотеневую моделировку и колористическое богатство оригинала. Темы эллин. М. - мифолог., ист. (Александра мозаика), пейзаж, натюрморт (Сосий, «Невыметенная столовая»). Широко распространена М. в рим. время. Повторение одних и тех же композиций в разных районах Империи говорит о существовании спец. альбомов образцов. Характер, размеры, конфигурация помещения определяли выбор и компоновку узоров - орнаментальных для вестибюля, сюжетных для парадных комнат, перистилей, терм. Фигурная композиция - эмблема - окружалась рамкой из растительных или геометр, узоров. Кроме цветных были популярны черно-белые М., восходящие к цементным полам рим. домов III - I вв. Во II в. н. э. М. часто копируют эллин, образцы (Сосий, «Голуби на вазе»), в III - нач. IV в., наряду с мифолог., популярны сцены состязаний, охоты, рыбной ловли, сельских работ (термы Каракаллы, Пьяцца Армерина). Особое распространение М; получила в рим. провинциях Сирии и Сев. Африке (Антиохия, Апамея, У тика). Традиц. сцены дополняются изображениями мотивов и фигур, характерных для этих мест (т. н. нильский пейзаж). В поздних М. (IV в.), как и в живописи, постепенно начинают преобладать христ. мотивы и сюжеты.
   Лит.: Сидорова Н. А., Чубова А. П. Искусство Римской Африки. М., 1979. С. 165 - 216; ЧубоваА. Я. и др. Искусство Восточного Средиземноморья. М., 1985.
   О.Т.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

МОЗАИКА
(лат. Mosaique — посвященное му-зам) — одна из разновидностей монументальной живописи, представляющая собой изображение или узор, выполненный из разноцветных камней или смальты (кусочки цветного стекла) путем их укрепления на поверхности известкового или цементного раствора. Су-ществует два типа мозаичных произведений:
1) римская мозаика, в которой изображение составляется из малых кубиков смальты или камня;
2) флорентийская мозаика, в которой рисунок составляется из тонких пластов разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контурам изобра-жения.
Искусство классической смальтовой мозаики вклю-чает два способа ее изготовления: 1) «прямой набор», когда из кусочков смальты или камня изображение выкладывается непосредственно на архитектурных поверхностях и закрепляется в незатвердевшем штукатур-ном слое; 2) «обратный набор», когда мозаика выкладывается по кальке будущей картины лицевой стороной вниз, и после закрепления тыльной стороны мозаичного набора его лицевая поверхность окончательно обрабатывается, шлифуется и покрывается воском.
Первые мозаики были использованы на стенах некоторых погребальных помещений архитектурного ансам-бля пирамиды Джосера: это были своеобразные панно из фаянсовых плиток. Под влиянием древневосточных об-разцов мозаичные узоры и надписи из разноцветной гальки украшали полы в Греции классического периода. В эллинистическую эпоху появились мозаичные композиции в Пергаме («Александр Македонский», «Всадник на тигре» и др.). Дальнейшее развитие мозаичной техни-ки связано с росписями общественных сооружений Помпеи в Древнем Риме. Многоцветные мозаики укра-шали стены, своды и подкупольное пространство христианских соборов Константинополя и Равенны. Одним из лучших творений византийского искусства являются мозаики в своде алтаря и в композиции «причащение апостолов», идущих к престолу, в киевском соборе Святой Софии, выполненные византийскими мастерами и киевскими «молодшими людьми», которые расписывали не только Софийский собор, но и Десятинную церковь. В
XVIII в. мозаичные портреты и картины создавал М. В. Ломоносов, изготовивший собственные смальты.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

МОЗАИКА
разновидность монументальной живописи, древнейшая из живописных техник. Изображение в мозаике выкладывается цветными камешками или кусочками смальты, вдавленными во влажную штукатурку или цемент. Важнейшим достоинством мозаики является ее долговечность: краски не выцветают от времени, не боятся солнечного света.
Уже в 3-м тыс. до н. э. в Междуречье здания украшали мозаическими узорами из кусочков глиняных плиток, раковин и лазурита. Античные мозаичисты использовали морские камешки, которые укладывались по заранее намеченному рисунку. Подобными изображениями украшены полы римских терм, домов в Помпеях и т. д. В раннехристианский период мозаика набиралась из кусочков специального цветного стекла (смальты) и полудрагоценных камней (порфира, халцедона, ляпис-лазури и др.) на золотом фоне. Золотой фон получали, прокладывая тончайшее листовое золото или золотую фольгу между кусочками бесцветной смальты. Таинственное мерцание золотого фона, символизировавшего Божественный свет, создавал особое, мистическое настроение в христианском храме. Мозаики «оживали» в свете попадающих на них солнечных лучей, переливаясь драгоценным сиянием и создавая для верующих зримый образ Рая на земле [мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г.; церкви Успения в Дафни, вторая пол. 11 в.; монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами), нач. 14 в.; Софии Киевской, 11 в., и др.]. С 13 в. в Западной Европе мозаика начинает вытеснятьсяфреской. В период Высокого Возрождения в Италии для украшения мебели использовалась т. н. флорентийская мозаика, узор которой составлялся из цветных отшлифованных и вырезанных по шаблону камней. В 18 в. распространилась мозаика из узких продолговатых кусочков смальты, имитировавшаямасляную живопись. В мусульманских странах получила распространение мозаика из цветных майоликовых плиток (храмы Бухары и Самарканда).
В России в 18 в. искусство мозаики пытался возродить М. В. Ломоносов, который наладил производство смальты на заводе под Санкт-Петербургом и выполнил большую мозаику «Полтавская битва». В 1864 г. при Петербургской академии художеств было открыто отделение, готовившее мастеров-мозаичистов. Очередное возрождение искусство мозаики пережило в эпоху модерна (мозаичная отделка архитектурных построек А. Гауди, мозаики Г. Климта в Австрии, М. А. Врубеля– в России). В 20 в. в технике мозаики работали многие замечательные мастера: Д. Ривера, Д. Сикейрос, Р. Гуттузо, А. М. Васнецов, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Н. А. Андронов и др.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
172.90 кб

Москва-1980: олимпийская мозаика

Джанджугазова Е. А.
Читать PDF
93.88 кб

Мозаика политических портретов: (рецензия на книгу В. И. Антонова «Имена в мировой политике: мозаика

Виноградов Валерий Дмитриевич
Читать PDF
178.60 кб

Антифоменковская мозаика

Галинская И. Л.
Читать PDF
990.03 кб

Евразийская мозаика/ Байпаков К. М. , Ерофеева И. В. , Иночкин В. А. , кривобокова С. С. , Сдыков М.

Аманжолова Дина Ахметжановна
Читать PDF
555.47 кб

Индийская мозаика (часть первая)

Монгуш Марина Васильевна
Индия страна, где все происходит медленно и не вовремя. Этим она очень напоминает Туву. Поэтому я, тувинка, чувствую себя там уютно.
Читать PDF
644.27 кб

Индийская мозаика (часть вторая)

Монгуш Марина Васильевна
Читать PDF
250.76 кб

Многоцветная мозаика: екатерининский век в работах О. И. Елисеевой

Алексеев Сергей Викторович
Обзор работ О. И. Елисеевой, посвященных эпохе царствования Екатерины II.
Читать PDF
603.10 кб

МОЗАИКА ВОСПОМИНАНИЙ О ВОЕННОМ ДЕТСТВЕ

Д. А. Кухтинов
Читать PDF
127.16 кб

\ проза жизни \ Флорентийская мозаика

Михайлова Евгения
Читать PDF
80.25 кб

"великолепная мозаика" как прогноз мультикультурализма

Иконникова Светлана Николаевна
Читать PDF
18.28 мб

Пространство смерти и этнокультурная мозаика Призрена (Косово / Сербия)

Ермолин Денис
Статья посвящена выявлению и анализу спектра визуальных и вербальных средств (графической и цветовой символики, художественных и языковых особенностей), посредством которых происходит репрезентация различных идентичностей в семант
Читать PDF
3.00 мб

Украинская мозаика (опыт количественного анализаукраинской избирательной статистики)

Коротаев А.В., Исаев Л.М.
Опираясь на результаты математического анализа электоральной статистики, А.В.Коротаев и Л.М.Исаев приходят к выводу, что В.Янукович потерял Украину задолго до событий 2013-2014 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на книгу: Мозаика: Фрагменты истории шведской культуры: сборник статей / ответственный реда

Маньков Александр Евгеньевич
Рецензия посвящена сборнику статей «Мозаика: Фрагменты истории шведской культуры». Сборник издан Российско-шведским научно-учебным центром РГГУ.
Читать PDF
0.00 байт

Этнокультурная мозаика города Омска в прошлом и настоящем

Смирнова Татьяна Борисовна
Автор на примере этнокультурного многообразия города Омска ставит вопрос о воздействии миграционного кризиса в Европе, политической нестабильности на полиэтничность российских городов, необходимости профилактики межэтнических конф
Читать PDF
265.76 кб

Культурная мозаика и этническая политика в России

Тишков Валерий
"Знамя", М., 2003 г., № 3, с. 179194.

Похожие термины:

  • Александра мозаика

    картина, изображающая битву Александра Македонского и Дария III при Иссе. Покрывала пол экседры дома Фавна в Помпеях (5 х 2,7 м; II в. до н. э.). Возм., была привезена из Александрии и явл. копией с картины д
  • Александровская мозаика

    найд. в доме Фавна в Помпеях мозаика, находящаяся в наст, время в Неаполе. Мозаика изображает фрагмент сражения Александра Македонского с перс, царем Дарием III, который изображен спасающимся на кол
  • МОЗАИКА ВИЗАНТИЙСКАЯ

    лат. musioum – посвященное музам) являлась главной формой монументальной храмовой живописи в ранневизантийский период. Она представляла собой узор, выполненный из смальты (разноцветных кусочков сте
  • Арт-Мозаика

    Всеукраинский иллюстрированный еженедельник издательской группы «Премьер». Издается в Х-ве с июня 1997. Распространяется в Х-ве, Киеве, Луганске, Днепропетровске, Донецке. Запорожье, Полтаве, сумах,
  • СУРСКАЯ МОЗАИКА

    нар. коллектив, создан в 1979 при Межсоюзном Доме самодеят. творчества. С 1991 – на базе обл. Центра нар. иск-ва. Руковод. – Г. З. Ананьева. Объединяет ведущих самодеят. художников и мастеров декоративно-п