МОЗАИКА
Мозаика
изображение или узор, выполненные из цветных камней, керамических плиток, смальты(цветного непрозрачного стекла).
МОЗАИКА
изображение или узор, выполненное из смальты (специально приготовленного стекловидного вещества), цветных камней, мрамора, плитки. Разновидность живописи.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Мозаика
(от лат. musivum — посвящённое музам) — один из видов декоративно-прикладного и монументального искусства, в котором изображение создаётся путём составления из мелких кусочков камня, стекла.
МОЗАИКА
изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий, подземных галерей в метро и др. Возникла в античную эпоху.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Мозаика
фр. mosaique) – изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; особая техническая разновидность монументальной живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
МОЗАИКА
(англ. mosaic), техника украшения, в основном применяется для пола и стен. На цементную основу в определенном порядке укладываются небольшие цветные кусочки камня или стекла (т.н. тессеры). Искусство М. было развито в римское время и позже, требовало значительного художественного вкуса.
Источник: Археологический словарь. 1990
МОЗАИКА
Особая разновидность живописи, в которой изображение образует набор из разноцветных стеклянных кусочков или камней, имеющих различную естественную окраску и прочно закрепленных в отвердевшем известковоцементном растворе или в маслянолаковой мастике, а иногда в воске. Мозаичный, прил – выполненный из мозаики, покрытый мозаикой.
Источник: Основы православной культуры. 2011
Мозаика
от лат. musivum — посвященное музам) — изображение или орнамент из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, дерева, металлов, эмали и проч. Существует два типа мозаич. произведений: составленные из малых кубиков стекла (смальты) или камня (восходящая к античности техника рим. м.) и созданные из тонких пластин разноцветного мрамора и яшмы, которые вырезаются и составляются по контурам изображения (флорентийская м.).
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
МОЗАИКА
• Mus?vum,
из мелких камешков или стеклянных штифтиков составлялись геометрические фигуры (tesselatum), или целые картины (собственно musivum), напр., прекрасная картина в Помпеях, изображающая битву Александра, на которой на одном квадратном дюйме можно насчитать 150 мраморных камешков. Многие мозаичные картины отличаются удивительной композицией, живостью изображения, красотой колорита и художественностью исполнения. М. употреблялась почти исключительно для украшения полов (pavimentum); только к концу периода Римской империи ею начали украшать стены и даже своды потолков.
из мелких камешков или стеклянных штифтиков составлялись геометрические фигуры (tesselatum), или целые картины (собственно musivum), напр., прекрасная картина в Помпеях, изображающая битву Александра, на которой на одном квадратном дюйме можно насчитать 150 мраморных камешков. Многие мозаичные картины отличаются удивительной композицией, живостью изображения, красотой колорита и художественностью исполнения. М. употреблялась почти исключительно для украшения полов (pavimentum); только к концу периода Римской империи ею начали украшать стены и даже своды потолков.
МОЗАИКА
изображ. или узор, выполн. из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанес. на декорируемую поверхность слое известков. раствора. Затем мозаичная поверхность подвергается полировке. В классич. период в Греции под влиянием др.-вост. образцов также получили распростр. мозаичные узоры и надписи (первонач. выполненные галькой на полах). В период эллинизма стали создавать многоцветные мозаичные композиции (М. «Александр Македонский», М. из Гефестиона в Пергаме, «Всадник на тигре» с о. Делос, М. Диоскорида). Дальнейшее развитие техника М. получила в Др. Риме, о чем свидет. как помпейские М., так и М. из Пренесты (ландшафты долины р. Нил). М. пользовались популярностью в самых различ. пров. Рим. империи (Галлия, Германия, Паннония, Сев. Африка, Сирия). Высокого совершенства М. достигла на первых этапах развития хрис-тианства и в ранневизант. период (равеннские М.), когда мозаич. изображения исполнялись на стенах и сводах церквей.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Мозаика
изображение или узор, выполн. из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанес, на декорируемую поверхность слое известкового раствора. Затем мозаичная поверхность подвергается полировке. В классич. период в Греции под влиянием др.-вост. образцов также получили распространение мозаичные узоры и надписи (первоначально выполненные галькой на полах). В период эллинизма стали создавать многоцветные мозаичные композиции (М. «Александр Македонский», М. из Гефестиона в Пергаме, «Всадник на тигре» с о. Делос, М. Диоскорида). Дальнейшее развитие техника М. получила в Др. Риме, о чем свидетельствуют как помпейские М., так и М. из Пренесты (ландшафты долины р. Нил). М. пользовались популярностью в самых различных пров. Римской империи (Галлия, Германия, Паннония, Сев. Африка, Сирия). Высокого совершенства М. достигла на первых этапах развития христианства и в ранневизант. период (равеннские М.), когда мозаичные изображения исполнялись на стенах и сводах церквей. В эпоху Возрождения наблюдается некоторое оживление искусства М. (собор св. Марка в Венеции).
Источник: Словарь античности. 1989
Мозаика
изображение из мелких камешков (галька) или кубиков (тессеры), однотонных или цветных, уложенных на раствор; украшала полы, иногда - стены и своды жилых, обществ., культовых сооружений. М. из керамики известна в странах Др. Востока в IV - II тыс. В Др. Греции М. из гальки, орнаментальные, затем фигурные, распространяются с IV в. до н. э. (Олинф, Пелла, Ольвия). В III - I вв. гальку сменяют тессеры разноцветного мрамора и стекловидной массы (смальты). Тессеры очень малых размеров (до 400 шт. на 10 см ) и тончайших оттенков позволяли мастерам, часто копировавшим произв. живописи, передать светотеневую моделировку и колористическое богатство оригинала. Темы эллин. М. - мифолог., ист. (Александра мозаика), пейзаж, натюрморт (Сосий, «Невыметенная столовая»). Широко распространена М. в рим. время. Повторение одних и тех же композиций в разных районах Империи говорит о существовании спец. альбомов образцов. Характер, размеры, конфигурация помещения определяли выбор и компоновку узоров - орнаментальных для вестибюля, сюжетных для парадных комнат, перистилей, терм. Фигурная композиция - эмблема - окружалась рамкой из растительных или геометр, узоров. Кроме цветных были популярны черно-белые М., восходящие к цементным полам рим. домов III - I вв. Во II в. н. э. М. часто копируют эллин, образцы (Сосий, «Голуби на вазе»), в III - нач. IV в., наряду с мифолог., популярны сцены состязаний, охоты, рыбной ловли, сельских работ (термы Каракаллы, Пьяцца Армерина). Особое распространение М; получила в рим. провинциях Сирии и Сев. Африке (Антиохия, Апамея, У тика). Традиц. сцены дополняются изображениями мотивов и фигур, характерных для этих мест (т. н. нильский пейзаж). В поздних М. (IV в.), как и в живописи, постепенно начинают преобладать христ. мотивы и сюжеты.
Лит.: Сидорова Н. А., Чубова А. П. Искусство Римской Африки. М., 1979. С. 165 - 216; ЧубоваА. Я. и др. Искусство Восточного Средиземноморья. М., 1985.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Лит.: Сидорова Н. А., Чубова А. П. Искусство Римской Африки. М., 1979. С. 165 - 216; ЧубоваА. Я. и др. Искусство Восточного Средиземноморья. М., 1985.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
МОЗАИКА
(лат. Mosaique — посвященное му-зам) — одна из разновидностей монументальной живописи, представляющая собой изображение или узор, выполненный из разноцветных камней или смальты (кусочки цветного стекла) путем их укрепления на поверхности известкового или цементного раствора. Су-ществует два типа мозаичных произведений:
1) римская мозаика, в которой изображение составляется из малых кубиков смальты или камня;
2) флорентийская мозаика, в которой рисунок составляется из тонких пластов разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контурам изобра-жения.
Искусство классической смальтовой мозаики вклю-чает два способа ее изготовления: 1) «прямой набор», когда из кусочков смальты или камня изображение выкладывается непосредственно на архитектурных поверхностях и закрепляется в незатвердевшем штукатур-ном слое; 2) «обратный набор», когда мозаика выкладывается по кальке будущей картины лицевой стороной вниз, и после закрепления тыльной стороны мозаичного набора его лицевая поверхность окончательно обрабатывается, шлифуется и покрывается воском.
Первые мозаики были использованы на стенах некоторых погребальных помещений архитектурного ансам-бля пирамиды Джосера: это были своеобразные панно из фаянсовых плиток. Под влиянием древневосточных об-разцов мозаичные узоры и надписи из разноцветной гальки украшали полы в Греции классического периода. В эллинистическую эпоху появились мозаичные композиции в Пергаме («Александр Македонский», «Всадник на тигре» и др.). Дальнейшее развитие мозаичной техни-ки связано с росписями общественных сооружений Помпеи в Древнем Риме. Многоцветные мозаики укра-шали стены, своды и подкупольное пространство христианских соборов Константинополя и Равенны. Одним из лучших творений византийского искусства являются мозаики в своде алтаря и в композиции «причащение апостолов», идущих к престолу, в киевском соборе Святой Софии, выполненные византийскими мастерами и киевскими «молодшими людьми», которые расписывали не только Софийский собор, но и Десятинную церковь. В
XVIII в. мозаичные портреты и картины создавал М. В. Ломоносов, изготовивший собственные смальты.
1) римская мозаика, в которой изображение составляется из малых кубиков смальты или камня;
2) флорентийская мозаика, в которой рисунок составляется из тонких пластов разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контурам изобра-жения.
Искусство классической смальтовой мозаики вклю-чает два способа ее изготовления: 1) «прямой набор», когда из кусочков смальты или камня изображение выкладывается непосредственно на архитектурных поверхностях и закрепляется в незатвердевшем штукатур-ном слое; 2) «обратный набор», когда мозаика выкладывается по кальке будущей картины лицевой стороной вниз, и после закрепления тыльной стороны мозаичного набора его лицевая поверхность окончательно обрабатывается, шлифуется и покрывается воском.
Первые мозаики были использованы на стенах некоторых погребальных помещений архитектурного ансам-бля пирамиды Джосера: это были своеобразные панно из фаянсовых плиток. Под влиянием древневосточных об-разцов мозаичные узоры и надписи из разноцветной гальки украшали полы в Греции классического периода. В эллинистическую эпоху появились мозаичные композиции в Пергаме («Александр Македонский», «Всадник на тигре» и др.). Дальнейшее развитие мозаичной техни-ки связано с росписями общественных сооружений Помпеи в Древнем Риме. Многоцветные мозаики укра-шали стены, своды и подкупольное пространство христианских соборов Константинополя и Равенны. Одним из лучших творений византийского искусства являются мозаики в своде алтаря и в композиции «причащение апостолов», идущих к престолу, в киевском соборе Святой Софии, выполненные византийскими мастерами и киевскими «молодшими людьми», которые расписывали не только Софийский собор, но и Десятинную церковь. В
XVIII в. мозаичные портреты и картины создавал М. В. Ломоносов, изготовивший собственные смальты.
МОЗАИКА
разновидность монументальной живописи, древнейшая из живописных техник. Изображение в мозаике выкладывается цветными камешками или кусочками смальты, вдавленными во влажную штукатурку или цемент. Важнейшим достоинством мозаики является ее долговечность: краски не выцветают от времени, не боятся солнечного света.
Уже в 3-м тыс. до н. э. в Междуречье здания украшали мозаическими узорами из кусочков глиняных плиток, раковин и лазурита. Античные мозаичисты использовали морские камешки, которые укладывались по заранее намеченному рисунку. Подобными изображениями украшены полы римских терм, домов в Помпеях и т. д. В раннехристианский период мозаика набиралась из кусочков специального цветного стекла (смальты) и полудрагоценных камней (порфира, халцедона, ляпис-лазури и др.) на золотом фоне. Золотой фон получали, прокладывая тончайшее листовое золото или золотую фольгу между кусочками бесцветной смальты. Таинственное мерцание золотого фона, символизировавшего Божественный свет, создавал особое, мистическое настроение в христианском храме. Мозаики «оживали» в свете попадающих на них солнечных лучей, переливаясь драгоценным сиянием и создавая для верующих зримый образ Рая на земле [мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г.; церкви Успения в Дафни, вторая пол. 11 в.; монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами), нач. 14 в.; Софии Киевской, 11 в., и др.]. С 13 в. в Западной Европе мозаика начинает вытеснятьсяфреской. В период Высокого Возрождения в Италии для украшения мебели использовалась т. н. флорентийская мозаика, узор которой составлялся из цветных отшлифованных и вырезанных по шаблону камней. В 18 в. распространилась мозаика из узких продолговатых кусочков смальты, имитировавшаямасляную живопись. В мусульманских странах получила распространение мозаика из цветных майоликовых плиток (храмы Бухары и Самарканда).
В России в 18 в. искусство мозаики пытался возродить М. В. Ломоносов, который наладил производство смальты на заводе под Санкт-Петербургом и выполнил большую мозаику «Полтавская битва». В 1864 г. при Петербургской академии художеств было открыто отделение, готовившее мастеров-мозаичистов. Очередное возрождение искусство мозаики пережило в эпоху модерна (мозаичная отделка архитектурных построек А. Гауди, мозаики Г. Климта в Австрии, М. А. Врубеля– в России). В 20 в. в технике мозаики работали многие замечательные мастера: Д. Ривера, Д. Сикейрос, Р. Гуттузо, А. М. Васнецов, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Н. А. Андронов и др.
Уже в 3-м тыс. до н. э. в Междуречье здания украшали мозаическими узорами из кусочков глиняных плиток, раковин и лазурита. Античные мозаичисты использовали морские камешки, которые укладывались по заранее намеченному рисунку. Подобными изображениями украшены полы римских терм, домов в Помпеях и т. д. В раннехристианский период мозаика набиралась из кусочков специального цветного стекла (смальты) и полудрагоценных камней (порфира, халцедона, ляпис-лазури и др.) на золотом фоне. Золотой фон получали, прокладывая тончайшее листовое золото или золотую фольгу между кусочками бесцветной смальты. Таинственное мерцание золотого фона, символизировавшего Божественный свет, создавал особое, мистическое настроение в христианском храме. Мозаики «оживали» в свете попадающих на них солнечных лучей, переливаясь драгоценным сиянием и создавая для верующих зримый образ Рая на земле [мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г.; церкви Успения в Дафни, вторая пол. 11 в.; монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами), нач. 14 в.; Софии Киевской, 11 в., и др.]. С 13 в. в Западной Европе мозаика начинает вытеснятьсяфреской. В период Высокого Возрождения в Италии для украшения мебели использовалась т. н. флорентийская мозаика, узор которой составлялся из цветных отшлифованных и вырезанных по шаблону камней. В 18 в. распространилась мозаика из узких продолговатых кусочков смальты, имитировавшаямасляную живопись. В мусульманских странах получила распространение мозаика из цветных майоликовых плиток (храмы Бухары и Самарканда).
В России в 18 в. искусство мозаики пытался возродить М. В. Ломоносов, который наладил производство смальты на заводе под Санкт-Петербургом и выполнил большую мозаику «Полтавская битва». В 1864 г. при Петербургской академии художеств было открыто отделение, готовившее мастеров-мозаичистов. Очередное возрождение искусство мозаики пережило в эпоху модерна (мозаичная отделка архитектурных построек А. Гауди, мозаики Г. Климта в Австрии, М. А. Врубеля– в России). В 20 в. в технике мозаики работали многие замечательные мастера: Д. Ривера, Д. Сикейрос, Р. Гуттузо, А. М. Васнецов, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Н. А. Андронов и др.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007