Можайский, Александр Федорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МОЖАЙСКИЙ Александр Федорович
[9(21).3. 1825, Роченсальм, ныне Котка, Финляндия — 20. 3(1.4).1890, Санкт-Петербург], исследователь и изобретатель в области создания летательных аппаратов (ЛА) тяжелее воздуха, контр-адмирал (1886). В 1841 окончил Морской кадетский корпус. В 1841-1862 и 1879-1882 служил в военно-морском флоте, в 1862-1879 — в гражданских ведомствах. С 1856 начал исследовать возможность создания ЛА тяжелее воздуха, всесторонне изучал строение крыльев птиц, их способность к парящему полету, исследовал работу воздушных винтов, динамику полета, одновременно строил модели ЛА. В 1876 с успехом публично демонстрировал полеты своих моделей. 3(15) ноября 1881 (по заявке от 4(16) июня 1880) получил первую в России привилегию на изобретенный им «воздухолетательный снаряд» (самолет). В том же году начал постройку самолета с двумя паровыми двигателями мощностью 20 и 10 л.с. (около 15 и 7,5 кВт соответственно) на военном поле в Красном Селе под Петербургом. Постройка самолета в основном была завершена летом 1882. С 1882 по 1885 Можайский ежегодно получал разрешения штаба войск гвардии и Петербургского военного округа на проведение опытов со своим «воздухолетательным снарядом». Описания, относящиеся к 1909 и более позднему времени, свидетельствуют о том, что попытка полетов окончилась неудачно.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

Можайский, Александр Федорович

Можайский Александр Федорович


— кап. 1 ранга, строитель одного из первых рус. аэропланов, пионер нашей авиации. Произв-ный в гардемарины в 1841 г., много плавал в молод. чинах и, м. проч., находясь на фрег. "Диана" во время его крушения в Симоде (1854), после аварии совершил переход в устье лимана с частью команды на америк. судне. В 1858 г. за участие в Хивинской эксп-ции и походе в Бухару награжден орденом святого Владимира 4 степени. В 1863 г. уволен для занятия должности мирового посредника, затем служил на коммерч. судах, в 1873 г. назн. почетн. миров. судьей Брацлавского округа Подольск. губ. и в 1879 г. снова зачислен на действит. службу, от которой уволен в отставку в 1883 г. с произв-вом в генерал-майоры. Проект его аэроплана был составлен еще в 1876—1877 гг. Тогда же было произведено и испытание модели его, а самый ап-т был построен при материал. поддержке воен. ведомства лишь в 1884—1885 гг. Аэр-н имел большую поддерживающую пов-сть (ок. 4 тыс. кв. фт.), под углом в 6° к направлению движения. Для разбега пов-сть прикреплялась к особой лодке на колесах; винтов было 3 — один впереди и два сзади; в гондоле помещались 2 паровых легк. мотора, выписанных из Англии; сзади имелись рули направления и высоты; вес всей системы 67 пудов. Первый полет аэр-на на воен. поле в Красн. Селе дал резул-ты неважные: ап-т отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился на бок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Ап-т М. интересен как первая практич. попытка построить больш. аэр-н.



Родился 9 марта 1825 г. в Роченсальме (ныне Котка, Финляндия), умер 20 марта 1890 г. в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском православном кладбище. Летательный аппарат тяжелее воздуха, созданный М., его деятельность первоначинателя в области авиации представляют большой интерес для истории как одна из первых попыток создать самолет, пилотируемый человеком. Имя М. носит Военная инженерно-космическая академия в Санкт-Петербурге.



Лит.: Александр Федорович Можайский создатель первого самолета. Сб. документов. М. 1955. Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. М. 1969.


{Воен. энц.}





Можайский, Александр Федорович


(9 марта 1825 — 20 марта 1890) — рус. изобретатель, создатель первого самолета. Контр-адмирал. Род. в г. Роченсальм Выборгской губ. в семье морского офицера. По окончании Морск. кадет. корпуса (1841) служил в военно-морск. флоте. В 1860-х гг. М. начал исследовать возможность создания летательной машины тяжелее воздуха. Он изучал строение крыльев птиц, определял соотношения между площадью крыльев и весом у птиц разных пород, выявлял влияние удельной нагрузки (веса, приходящегося на 1 м2 площади крыльев) на способность птиц к парящему полету и устанавливал скорости парящего полета; затем стал исследовать полеты воздушных змеев и с этой целью сам неоднократно поднимался на них. Одновременно М. изучал работу воздушных гребных винтов и строил летающие модели самолета. М. с самого начала своей работы твердо стал на путь создания летательной машины с неподвижным относительно корпуса крылом. В 1876 в Петербурге проводились публичные демонстрации полета моделей М. Большие летающие модели, имевшие все те части, к-рые были предусмотрены в самолете, взлетали не с рук, а после разбега на колесах. Они устойчиво летали с таким грузом, как офицерский кортик. Единственным реальным достижением за границей в этой области были полеты (в 1870-х гг.) небольших (весом всего 15— 20 г) крайне схематизированных и запускавшихся с рук летающих моделей.


В конце 1876 М. обратился в Военное мин-во с просьбой о помощи для проведения дальнейших изысканий и опытов; заявление было рассмотрено комиссией с участием Д. И. Менделеева. По ее рекомендации военный министр разрешил ассигновать 3 000 руб., из к-рых М. получил 2192 руб. 23 марта 1878 М. подал в мин-во докладную записку, в к-рой обосновывал необходимость строить самолет; к ней были приложены смета на постройку самолета (ок. 19 тыс. руб.), описание и чертежи его. Рассмотрение этого предложения было поручено новой комиссии, к-рая 15 июня 1878 отклонила проект М., сочтя принципиально неправильной попытку строить летательную машину с неподвижным относительно корпуса крылом. Протесты М. против этого заключения и новые просьбы о содействии были отклонены, и он решил строить самолет на собственные средства. Для изучения сопротивления воздуха движению тел М. создал оригинальный испытательный прибор, с помощью к-рого провел очень точные определения аэродинамич. сил.


В июне 1880 М. подал заявку на изобретенный им самолет для получения привилегии, к-рую получил 3 ноября 1881. По приложенному к этой привилегии чертежу видно, что самолет М. имел все пять основных частей современного самолета: крыло, корпус.


силовую (винтомоторную) установку, хвостовое оперение и шасси. Назначение и взаимное расположение этих основных частей в самолете М. были те же, что и в современных самолетах-монопланах. На своем самолете М. предполагал поставить двигатель внутреннего сгорания, но, вследствие несовершенства таких двигателей в то время, решил применить паровую машину. Весной 1880 М. было отпущено 2500 руб., и он заказал две паровые машины мощностью 20 и 10 л. с. Летом 1881 машины были получены; М. начал собирать свой самолет на военном поле в Красном Селе и к лету 1882 закончил сборку.


Чертежи самолета М. еще не обнаружены. Сохранилось несколько неполных описаний, патентный чертеж, эскиз, набросанный на обороте чертежа двигателя, и рисунок, помещенный в книге "Воздухоплавание за 100 лет. 1783—1883" (1884). Этот рисунок полностью совпадает с описанием самолета, опубликованным очевидцем H. H. Мясоедовым в газете "Новое время" № 12418 7 окт. 1910. В смете, приложенной к докладной записке от 23 марта 1878, М. указывал, что длина лодки (корпуса самолета) была 20½ аршина (14,6 м), длина каждого крыла — 15 аршин (10,7 м), ширина крыла (хорда) — 20 аршин (14,2 м). В журнале заседания 22 февраля 1883 комиссии VII отдела Рус. технич. об-ва, осматривавшей самолет М., указано, что "матерчатая плоскость" имела площадь 4000 кв. футов (372 м2) и самолет весил 57 пудов (934 кг). Для разбега самолета перед взлетом М. построил наклонный деревянный настил; техника взлета была четко им сформулирована в докладных записках.



С 1882 по 1885 М. ежегодно получал разрешения Штаба войск гвардии и Петербург. военного округа на проведение опытов со своим "воздухолетательным снарядом". Обнаруженные до сих пор источники не называют даты полета и имени механика, проводившего испытания. В них указывается, что при одном из испытаний самолет оторвался от земли и совершил короткий полет. Это был первый в мире полет на летательной машине тяжелее воздуха. Источники, свидетельствующие об этом полете самолета М., говорят почти одно и то же: самолет под управлением механика взлетел, начал крениться и опустился; при спуске было повреждено крыло машины, а управлявший самолетом механик получил увечье. Так описывается испытание самолета М. в "Военной энциклопедии" (изд. И. Д. Сытина, 1914, т. 16, стр. 377—78), в статье В. Ф. Найденова "Аэроплан в своем историческом развитии и его элементарная теория" ("Воздухоплаватель", 1909, № 3—4, стр. 177—78), в лекции Е. С. Федорова ("Записки Русского технического общества", 1904. № 4, стр. 230). Имеется еще несколько подобных указаний о полете самолета M.


Проведенные в 1950 проверочные расчеты показали, что при мощности двигателей в 30 л. с. и кпд винтов всего 0,5 самолет был способен взлететь с горизонтальной поверхности и летать со скоростью до 11 м/сек (около 40 км/час).


Современники М. ожидали от испытаний больших результатов. Они надеялись, что его самолет сразу сможет летать далеко и высоко, не понимая, что рождение авиации есть длительный процесс, требующий огромных трудов. После поломки самолета М., стремясь улучшить его, принялся за дополнительное изучение аэродинамики самолета, работы воздушных винтов. Он спроектировал новые, более мощные паровые машины. Постройка на Обуховском з-де этих паровых машин затянулась до 1890; М. уже не успел установить их на свой самолет.


Работы М. долго оставались полузабытыми. Лишь сравнительно небольшой круг специалистов — К. С. Федоров, П. Д. Кузьминский, С. С. Неждановский, К. Э. Циолковский, В. Ф. Найденов, Б Г. Лункой и некоторые другие — оценивали должным образом его труды и пытались развивать их Лишь в сов. время была изучена деятельность М. и восстановлена картина его творческого труда.


О деятельности М. выявлено более 200 документов и литературных источников. Основные документы хранятся в Центральном государственном военно-историч. архиве и в его Лен. филиале и в Государственном архиве военно-морского флота.


Лит.: Федоров Е. С., Летательные приборы тяжелее воздуха, "Записки Русского технического общества", 1904, № 4; Воздухоплавание за 100 лет. 1783—1883, СПб, 1884; Промышленность и техника, т. 11 — Воздухоплавание. Его прошлое и настоящее, СПб, [1896]; Юрьев Б. Н. и Попов В. А., О создании А. Ф. Можайским первого поднявшегося в воздух самолета, "Известия АН СССР. Отдел. технич. наук", 1953, № 7; Александр Федорович Можайский — создатель первого самолета. Сборник документов, М., 1955; Документы о творческой деятельности А. Ф. Можайского, "Вестник воздушного флота", 1953, № 12; Крылов В., Александр Федорович Можайский, Л., 1951; Юрьев Б. Н., А. Ф. Можайский — создатель первого в мире самолета, "Вестник АН СССР", 1955, № 5; Кондратьев В. А., Обзор документальных материалов о деятельности А. Ф. Можайского, "Исторический архив", 1955, № 2.





Можайский, Александр Федорович


(21.03.1825 — 1890) — русский исследователь и изобретатель, создатель первого отечественного самолета, контр-адмирал (1886). В 1876 построил змей-планер, на котором дважды поднимался в воздух. В 1876—1877 гг. с успехом демонстрировал полеты модели своего самолета, приводимой в действие часовой пружиной. В 1877—1878 гг. разрабатывал проект самолета. По заявке от 4 (16) июня 1880 Можайский получил 3 (15) ноября 1881 г. "привилегию" на свой "воздухоплавательный снаряд" — первый в России патент на ЛА. Летом 1882 он приступил непосредственно к постройке самолета. Летом 1883 г. Можайский завершил сборку самолета, который стал первым отечественным натурным самолетом, доведенным до стадии летных испытаний.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008