МСТИСЛАВ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ РОСТРОПОВИЧ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РОСТРОПОВИЧ МСТИСЛАВ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ
(р. 1927), российский виолончелист и дирижер. Родился в Баку в музыкальной семье. Окончил Гнесинский институт и Московскую консерваторию, где изучал композицию под руководством ШОСТАКОВИЧА. Профессиональный дебют Р. как виолончелиста состоялся, когда ему было 13 лет. Получил множество международных премий. Часто гастролировал в СССР и за границей. В 1961 г. впервые выступил как дирижер. Является одним из лучших интерпретаторов музыки ПРОКОФЬЕВА и Шостаковича. Р. и его жена, певица Г. Вишневская, дали убежище гонимому советскими властями СОЛЖЕНИЦЫНУ в 1970 г. Это привело Р. к конфликту с властями и вынужденному выезду за границу в 1974 г. В 1976 г. он стал дирижером Национального симфонического оркестра в Вашингтоне (США). В 1978 г. Р. и Вишневская были лишены советского гражданства. Получили его вновь в ходе ПЕРЕСТРОЙКИ.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

Ростропович, Мстислав Леопольдович

РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович


Виолончелист, дирижер, Народный артист СССР; родился 27 марта 1927 г. в г. Баку; окончил Московскую государственную консерваторию; с 1948 г. — солист Московской филармонии, одновременно занимался музыкально-педагогической деятельностью, являясь профессором Московской и Ленинградской консерваторий; с 1977 г. живет за границей; 1978—1994 — главный дирижер и руководитель Вашингтонского национального симфонического оркестра США; в 1978 г. был лишен советского гражданства, которое было возвращено в 1990 г.; женат, имеет двух дочерей.


Активный сторонник демократических преобразований в России. В дни августовского путча 1993 г. находился среди защитников "Белого дома". Неоднократно оказывал моральную поддержку Б. Ельцину.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
(род. 27 марта 1927, Баку) —директор Нац. симфонич. оркестра США, дирижёр и виолончелист. Род. в семье музыкантов. Отец — виолончелист, мать — пианистка, стали первыми учителями Р. В восемь лет начал учиться у отца игре на виолончели. По оконч. Московского детского муз. уч-ща поступил в Московскую консерваторию в класс виолончели и композиции. Проф. по композиции у Р. был Д. Шостакович. Муз. карьеру начал с участия в трёх междунар. конкурсах, на которых получил первые призы — дважды в Праге и один раз в Будапеште. С 1947 начал заграничные турне, и его талант заслужил всеобщее признание. Композиторы с мировым именем писали муз. для виолончели и посвящали свои произведения Р. Проживая в СССР, Р., вместе с женой, певицей Галиной Вишневской, не могли оставаться безучастными к людям, попавшим в немилость власти. Когда А.И. Солженицыну пришлось очень трудно, семья Р. пригласила писателя к себе где он жил в 1969-73. Властям это не понравилось. Творч. Р. и Вишневской стали ограничивать. Загранич. поездки были прекращены, об их концертах перестали писать в прессе, сообщать по радио и телевидению. По личному настоянию сенатора Э. М. Кеннеди и благодаря его хлопотам перед Л.И. Брежневым супругам Р. разрешили выехать за границу. Выехав за рубеж, выступал с концертами, повсеместно встречая восторженный приём слушателей. Через четыре года после успешной поездки по странам свободного мира получил сообщение, что в 1978 Президиум Верховного Совета СССР лишил его и жену сов. гражданства. В окт. 1977 занял должность директора Нац. симфонич. оркестра США. Под рук. Р. оркестр совершил три поездки по США, выступал в Канаде, Мексике, странах Юж. Америки, в Японии, на Тайване и на Филиппинах, в ряде европейских стран. Полная свобода творч. открыла перед музыкантом новые возможности интерпретации муз. произведений во всей их широте и глубине. Труд Р. поставил Нац. оркестр США в первые ряды выдающихся оркестров Америки и свободного мира. Супруги Р. были приглашены президентом США Дж. Картером в Белый Дом, где дали концерт. Трижды дирижировал Нац. оркестром на открытом воздухе в День Независимости США 4 июля. Эти концерты собирали более 130 тыс. слушателей и транслировались по телевидению. Десятки млн амер. граждан могли насладиться исключительными по исполнению муз. произведениями, включая исполнение увертюры «1812 год» П.И. Чайковского. Вклад Р. в муз. искусство заслуженно оценен в мировом масштабе. Член пяти академий изящных искусств, награждён более чем 30 медалями, лауреат ряда международных премий. 34 ун-та наградили Р. почётной ст. доктора изящных искусств и муз. В благодарность за заслуги на муз. и общественном поприще КРА 18 окт. 1985 наградил Р. званием члена Рус.-Амер. Палаты Славы.
В 1987, когда в Белом Доме награждались деятели искусства, военные и политики, президент США Р. Рейган вручил Р. медаль Свободы. В 1987 в день 60-летия музыканта королева Елизавета II присвоила ему звание рыцаря-командора Брит, империи. Франция наградила Р. орденом Почётного легиона, а Германия — Почётным крестом. В 1988 избран членом Франц. Академии искусств. В Вашингтоне Р. чествовали в Центре Кеннеди с участием жены президента Н. Рейган. В 1990 супругам Р. было возвращено сов. гражданство. Во время событий 19-21 авг. 1991 Р. присоединился к москвичам, противостоявшим ГКЧП, и принял участие в защите Белого Дома от путчистов. После падения коммунизма в России вернулся в Москву и даёт благотворительные концерты. Творч. Р. оставило неизгладимый след в амер. муз. культуре.
Лит. Александров Е.А. Мстислав Ростропович // РА. 1988. № 19. С. 48-63; Его же. Мстислав Ростропович в Палате Славы // НРС. 1985.19 сент.; Г.А. Мстислав Ростропович — член Палаты Славы КРА // РМ. 1985. 15 нояб.; Чествование Ростроповича в Центре имени Кеннеди // НРС. 1987. 29 марта.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

МСТИСЛАВ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ РОСТРОПОВИЧ
/1927/   27 марта 1927 года в Баку у супругов Ростроповичей родился сын Мстислав. Его отец был преподавателем Бакинской консерватории, поэтому Леопольд Витольдович, рано заметивший музыкальные способности сына, и стал его первым учителем. Вскоре перед Ростроповичем встал вопрос серьезного обучения детей. Вероника играла на скрипке, а Слава, чей музыкальный талант открылся очень рано, уже в четыре года подбирал на рояле по слуху довольно сложные произведения и к тому же обнаружил тягу к композиции. Стремление дать детям лучшее образование и побудило отца переехать в Москву. Музыкальное дарование мальчика становилось все более очевидным. В первых выступлениях Слава исполнял на рояле свои маленькие пьески. К виолончели его потянуло в возрасте восьми-девяти лет. Подумывали о том, чтобы нанять для него учителя, но мальчик воспротивился этому. Он любил отца всем сердцем, восхищался им, подражал его повадкам, Речи, мог часами слушать его игру. Отец отождествлялся для него с самой музыкой. Ни у кого другого он учиться не хотел. Поэтому Слава обучался там, где преподавал отец, и в другие учебные заведения не шел. Сначала — с 1934 по 1937 год — он числился учеником музыкальной школы имени Гнесиных, а с 1937 по 1941 год — музыкальной школы Свердловского района Москвы. Незадолго до войны отец настоял, чтобы Слава, увлекавшийся сочинением музыки, приступил к систематическому композиторскому образованию. Для этого выбрали музыкальное училище при Московской консерватории, класс опытного педагога Е. Месснера, который смог быстро привить юному ученику начальные навыки композиторского профессионализма. Во время войны Ростроповичи переехали в Оренбург. 31 июля 1942 года Леопольд Витольдович Ростропович в полном сознании, чувствуя, что умирает, сказал склонившимся над ним жене и детям о своей предсмертной воле: виолончель и рояль, как ни будет трудно, не продавать, а Славе учиться у Семена Козолупова. Только после окончания войны Ростропович смог поступить в Московскую консерваторию, которую блестяще закончил в 1946 году. Его имя было занесено на мраморную Доску Почета. «Необычайные качества музыкального и исполнительского дарования Ростроповича обращают на себя внимание его учителей, — пишет Л.Н. Раабен. — Их поражает исключительная легкость, с которой он преодолевает любые технические трудности. Пятую сюиту Баха для виолончели соло, по словам С. Козолупова, он выучил в полтора месяца, виолончельный концерт Мясковского — за 3 недели. Способность в кратчайший срок, буквально за несколько дней, овладеть произведением предельной трудности остается и дальше отличительной стороной дарования Ростроповича, что и позволяет ему осуществлять грандиозные циклы, вроде цикла истории виолончельного концерта, а также быть первым исполнителем колоссального количества новых концертов и сонат, написанных советскими и зарубежными композиторами. Вторая черта исполнительского облика Ростроповича, также ярко выявившаяся уже в студенческие годы, — универсализм музыкальных интересов, соединенных с поразительным чутьем каждого стиля, от Баха до современных композиторов включительно». Во второй половине 1940-х годов Ростропович дал свои первые большие концерты, помимо Москвы, в Ленинграде, Киеве, Риге, Свердловске, Таллинне, Вильнюсе, Каунасе, Минске и других городах страны. Первым для Ростроповича стал конкурс, устроенный на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге. На конкурсе Ростропович занял первое место, и газета «Млада фронта» назвала его «сенсацией соревнования». Вместе с ленинградским виолончелистом Д. Шафраном он участвовал в 1949 году в конкурсе на фестивале молодежи и студентов в Будапеште. Вновь первая премия, разделенная с Д. Шафраном, который с тех пор надолго стал достойным соперником Ростроповича. Заседавший в жюри Д. Ойстрах писал, что «их легкой и грациозной технике могут позавидовать многие скрипачи». Последовали гастроли в Венгрии, Чехословакии, Польше. А в 1950 году Слава вновь оказался в Праге, уже на специальном Международном конкурсе имени великого чешского виолончелиста Гануша Вигана, в котором участвовали виолончелисты из двенадцати стран. И вновь Ростропович разделил победу с Д. Шафраном. После конкурса имени Вигана Ростропович побывал в Болгарии, ГДР, Румынии, Польше, Австрии. Его имя стало известным, его наперебой приглашали выступать. В двадцать три года добившись известности на концертной эстраде, он больше не участвовал в конкурсах. В этом не было необходимости. К началу 1950-х годов материальное положение Ростроповича упрочилось. Концерты приносили доход, вполне достаточный для того скромного существования, к которому он привык. В семье не было страсти к дорогим вещам, нарядной одежде, изысканной еде. Как и при жизни отца, двери дома Ростроповичей были широко открыты для многочисленных гостей. На диване часто ночевали друзья, приезжавшие из разных городов. Рано созревший Слава был влюбчив. Унаследовав от отца богатое воображение, великодушие и причудливую аритмию характера, он нуждался в женском обществе, но понимал, что не может считать себя неотразимым. Мысли о семейном очаге появились у него к середине 1950-х годов, когда он твердо уверовал, что стал хозяином своей судьбы. Дружба с Прокофьевым, помимо многих творческих открытий, убедила его также в том, как нужна творцу семейная опора. Имел значение и пример родительской любви, возвышавшейся над всем преходящим. В 1955 году Ростроповичу исполнилось двадцать восемь лет, он уже сделал в жизни так много, что считал себя зрелым человеком, психологически готовым к браку, к семейным узам. Думая о браке, он не стремился, подобно отцу, к сочетанию противоположностей. Ему требовалось все: и внешняя привлекательность, и ум, и талант. Отсюда его дружба с Майей Плисецкой, Зарой Долухановой, Аллой Шелест. Галина Вишневская появилась на его горизонте весной 1955 года. Их близкое знакомство произошло в Праге. Обратив внимание на Вишневскую, Слава сел за трапезой с ней рядом, оттеснив ее коллегу и спутника, и полностью завладел ее вниманием, как он это умел делать, когда хотел. Эта женщина понравилась ему сразу естественной прямолинейностью, эмоциональной притягательностью. Не имело значения то, что он не знал ничего о ее прошлом, не видел ее на сцене, — это можно было назвать любовью с первого взгляда, и он сразу решил, что она станет его женой. В 1956 году у них родилась дочь Ольга. Ростропович чувствовал себя счастливым отцом, ребенка обожал, помогал пеленать, купать, из зарубежных поездок привозил диковинные питательные смеси. В 1960-е годы Ростропович вступил в пору своего расцвета. Он много концертирует, становится мощным катализатором для творчества других композиторов, воспитывает молодую виолончельную смену. Его концертная деятельность достигает максимального размаха, не имеющего аналогов в музыкальном исполнительском искусстве XX века. В течение сезона он дает от ста тридцати до двухсот концертов. Они охватывают почти весь тогдашний Советский Союз и многие страны Европы, Америку, Латинскую Америку. В июне 1962 состоялось его блестящее выступление в столице Австрии, где проходила «Венская неделя». «Должен признаться, — писал венский критик, — что до сих пор я не любил концерта Шумана… но научился понимать и любить это произведение после того, как услышал его в исполнении Мстислава Ростроповича… Этот советский виолончелист, пожалуй, самый значительный, самый вдохновенный мастер своего инструмента со времени Казальса. Ему свойственны не только звук несравненной одухотворенности, не только техника (исполнение головоломных пассажей не представляет для него каких-либо трудностей), но и особенно интенсивность музыкальной декламации…» Успех и резонанс концертов Ростроповича в 1960-е годы нарастали стремительно и повсеместно. Рецензии на его концерты появлялись во многих номерах журнала «Советская музыка», и всегда хвалебные. В 1964 году за выдающиеся заслуги в развитии музыкального искусства Ростропович был удостоен Ленинской премии. Во время выдвижения его кандидатуры Шостакович писал: «Я не могу не восхищаться его небывалой одаренностью, энтузиазмом, широтой художественной, артистической и человеческой. Я приравниваю труд Ростроповича к самому высокому созиданию, к труду выдающегося ученого, или собирателя, или поэта… Слушая его игру, мы знакомимся с интереснейшей и глубокой лич-ностью, с художником, раскрывающим перед нами поистине беспредельный мир. Увлекательное, полное жизни, богатое красками исполнение Ростроповича доставляет людям радость. Его горячая влюбленность в музыку охватывает самые различные стили и эпохи… Но, что бы он ни играл — Баха или Прокофьева, Гайдна или Хиндемита, — мы слышим в его игре напряженный ритм современности, ясную, мужественную интонацию художника наших дней, нашей жизни». Казалось, судьба Ростроповича складывается вполне благополучно. Ему сопутствовал успех, он не был обделен наградами. Но скоро Ростропович почувствовал, что его личная свобода достаточно ограничена. После того как в начале 1970-х годов он приютил у себя известного писателя А Солженицына, отношение властей к нему резко изменилось. Позднее музыкант скажет: «Именно ей, Галине Вишневской, ее духовной силе я обязан тем, что мы уехали из СССР тогда, когда во мне уже не оставалось сил для борьбы, и я начал медленно угасать, близко подходя к трагической развязке… Галина Вишневская в это время своей решительностью спасла меня». 26 мая Галина, Ирина Шостакович и несколько близких учеников и друзей проводили Ростроповича в аэропорт. Хотя Ростропович и Вишневская официально не считались изгнанными из страны, их имена в советских средствах массовой информации не упоминались, записи их игры и пения убирались в дальние углы архивов, а то и уничтожались. Американцы, издавна привечавшие русских артистов, умевшие ставить их таланты на службу американской культуре, обратили внимание на странника Ростроповича с целью привлечь его к работе американских оркестров. Контакт с Вашингтонским симфоническим оркестром, называвшимся Национальным симфоническим оркестром США, наладился, и вскоре Ростроповичу предложили место его художественного руководителя. Ростропович задал оркестру невиданный творческий темп: за сезон давалось около двухсот концертов и, кроме того, — музыкально-образовательные концерты для сорока тысяч учащихся, отдельные программы для музыкально одаренных школьников, для слушателей из национальных меньшинств, несколько циклов лекций-концертов. После того как в марте 1978 года Ростроповича и Вишневскую лишили советского гражданства, многие страны предлагали гонимым музыкантам принять их подданство, но они решили никакого гражданства не оформлять. Взяли лишь паспорта маленького княжества Монако, где когда-то дали первый концерт. Эти паспорта гражданство не определяли. Семья прочно обживалась за границей. В то время как многие другие семьи не выдерживали испытания эмиграцией и распадались из-за обострявшихся противоречий, союз Ростроповича и Вишневской трудности, наоборот, укрепляли. Как развивалась в это время творческая деятельность Ростроповича? Это тот же великий мастер, который, по мнению М. Вайнберга, сломал представление о том, «что виолончель — инструмент „одной струны“ — ярко звучащего „ля“», а по Б. Чайковскому, тот, кто «заставил посмотреть совершенно другими глазами на виолончель как сольный инструмент». Гастроли Ростроповича охватывают многие страны, за исключением СССР и всего блока зависимых от него государств Восточной Европы. Таким образом, «география» его концертных поездок, с одной стороны, была ограничена, но с другой стороны — она расширялась за счет азиатских стран — регионов, где виолончельное искусство еще не было в распространении. Особенно много делала в этом направлении Япония, где Ростропович стал очень популярен. Он летал туда через Москву настолько часто, что авиакомпания, опасаясь, как бы не случилось на московском аэродроме инцидента, незаметно сажала в самолет для него охрану-сопровождение. В марте 1987 года Ростропович отметил свое шестидесятилетие. В Вашингтоне на торжества собрался цвет американской интеллигенции, светила музыкального мира, выдающиеся писатели, общественные деятели. В то время как его родная Россия, несмотря на происходившие там перемены, продолжала о нем молчать, Америка и Европа состязались в знаках признания и восхищения. В его честь в Вашингтоне состоялся Первый всемирный конгресс виолончелистов. Ростроповича назвали «музыкантом года», и президент США Р. Рейган, вручая ему в Белом доме медаль Свободы, сказал: «Президент США — я, но слава Америки — это Ростропович». Английская королева посвятила его в Рыцари Ордена Британской империи, Франция наградила орденом Почетного легиона, Германия — Офицерским крестом за заслуги. Инициатору перестройки М.С. Горбачеву Ростропович все-таки симпатизировал как человеку, позволившему стране вздохнуть свободнее, сбросив страх арестов и ссылок. Беды родной страны его волновали, вызывали сочувствие, что особенно проявилось после постигшего Армению землетрясения с человеческими жертвами. Тут же без рассуждений и оглядки Ростропович бросился на помощь. Отложив отъезд из Англии в Индию, он организовал в Лондоне благотворительный концерт, на котором играл сам, а Вишневская пела романсы Чайковского. В начале 1989 года была достигнута договоренность о гастролях в Москве и Ленинграде Вашингтонского оркестра под управлением Ростроповича. В январе 1990 года Ростроповичу и Вишневской вернули российское гражданство. Установив в парижской квартире спутниковую антенну, чтобы смотреть телепередачи из Москвы, он утром 19 августа 1991 года узнал об антиправительственном путче в СССР и сразу решил ехать в Москву. Жену и детей предупреждать не стал — в час дня он был уже в самолете. Виолончель с собой не взял: не до игры было в Москве, да и не знал, как развернутся события, останется ли в живых. Он провел в Белом доме без малого трое суток, и когда напряжение спало, возвратился к своим делам, концертам, к семье с мыслью, что должен помогать России более активно, реально, быстро. Пережитое отразилось и на его внешности, что отметила вдова А. Сахарова Е. Боннэр — он стал похож на Сахарова: «Действительно стал похож на Андрюшу — душа становится похожей, а за ней и лицо». Впоследствии Ростропович привез на гастроли в Россию Национальный симфонический оркестр США, который под его управлением давал концерты на Красной площади и в храме Христа Спасителя. Свое 70-летие музыкант встретил в Париже. В театре Champs-Elysees, где собрались лучшие музыканты и композиторы со всего мира. Чествование 75-летия Ростроповича началось еще в декабре 2001 года в сердце музыкального Рима, концертном зале Санта-Чечилия, а завершилось в Лондоне. Газеты писали: «Ростропович — гений», «Ростропович — волшебник». Публика шепчет «Фантастико!» и т. д. В дни юбилея на родине маэстро в Баку открылся дом-музей отца и сына Ростроповичей — Леопольда и Мстислава.      

Источник: 100 великих музыкантов. 2002