Муджаддид

Найдено 1 определение
Муджаддид
реформатор, обновитель веры. В одном хадисе от пророка Мухаммада говорится: "В конце каждого столетия Аллах пошлет для этой уммы человека, который обновит веру". Ортодоксальное Исламское бого-словие признает деятельность реформаторов. Однако реформой в богосло-вии является не привнесение каких-то новых элементов в вероучение, а про-поведь настоящего Ислама времен пророка, свободного от нововведений (бида). Именно чистый Ислам, свободный от поздних нововведений, осно-ванный исключительно на Коране и Сунне является единственным истин-ным путем для индивидуального спасения человека и стимулятором общест-венного прогресса. После деятельности Божьих пророков, все религии на протяжении време-ни приходили в упадок. После этого они нуждались в обновлении, и Аллах посылал новых пророков. Однако после пророка Мухаммада пророчество завершилось (Коран, 33: 10). Но процессы деградации, отхода от предписа-ний Божественной религии, привнесения в нее нововведений (бид’а) про-должались. Все это приводило также к развитию сектантства. Религия теряла свою конструктивную, созидательную роль и превращалось в закостенев- шую догматическую систему воззрений. Различные секты и их харизматиче-ские лидеры приводили к конфликтам противостоянию в обществе. Все По-мимо этого, с развитием науки, техники, изменением уклада жизни различ-ных народов и их прогресса возникали новые проблемы, которые нуждались в правильном решении с точки зрения религии. В связи с этими факторами в мусульманской общине действовали реформаторы, которые преодолевали все эти негативные моменты, решительно боролись с нововведениями. Этих людей называли муджаддидами. В одном из хадисов пророк Мухаммад го-ворил: «В конце каждого столетия Аллах пошлет для этой уммы человека, который обновит веру» (Абу Давуд, Малахим, 1). В некоторых хадисах го-ворится о том, что муджаддиды должны быть из семейства пророка. В дру-гих хадисах это не оговаривается и говорится, что муджаддидов будет мно-го. Например, такие люди, как халиф Омар ибн Абд аль-Азиз, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии почитаются мусульманами в качестве муджаддидов. По поводу некоторых личностей имеются противоречивые мнения. Некоторые общины почитают их в качестве обновителей веры, а некоторые нет. Муджаддиды имеют большие различия с пророками. Пророки получали непосредственное откровение от Аллаха и учреждали религию. Обновители веры же действуют в пределах существующей религии, возрождая традиции пророков. Причем они могут вести прогрессивную деятельность на протя-жении всей своей жизни и не знать, что Аллах избрал их в качестве муджад-дидов. Оценку их деятельности дают уже последующие поколения.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007