Мухаммадия
«Мухаммадия»
медресе при II-й мечети г. Троицка. Приходское училище было открыто с 1846 г. в каменном здании, построенном на средства троицкого купца Мунасыпа Уразаева. В 1846–68 гг. М. возглавлял имам Ахмед Халитов. В 1851–58 г. под его руководством здесь обучался З. Расулев. С 1868 г. во главе училища встал новый имам-хатыб и мударрис Мухаммед Бикматов, по имени которого оно и получило свое название. Первоначально М. было традиционным конфессиональным учебным заведением с небольшим контингентом воспитанников: в 1869 г. здесь обучались 25 чел., а в 1881 г. – 35 юношей. Однако в 1896 г. по инициативе попечителей прихода братьев Яушевых оно было преобразовано в новометодное, что способствовало росту его популярности. Курс обучения был разбит на 3 отделения: «ибтидаия» (начальное), «рушдия» (среднее) и «игдадия» (выше среднего). Обновленная программа включала основы исламского вероучения, священную историю, арабский, татарский и русский яз., чистописание, арифметику, геометрию, географию, русскую и татарскую историю. Среди мус. учебных заведений города М. занимало первое место по уровню материальнофинансового обеспечения. Попечители прихода братья Яушевы ежегодно расходовали на него от 8 до 10 тыс. руб. 18.05.1899 г. один из них, Мухаммедшариф Ахмеджанович, завещал 35 тыс. руб. для образования вакуфного фонда на содержание II-й мечети г.Троицка, медресе и учителей. После его смерти в 1907 г. до 1917 г. общие доходы с этого капитала составили 19 281 руб. Обучение в М. было платным: шакирды, жившие на полном пансионе, вносили по 10 руб. в год, а приходящие до 3-го класса «рушдия» – 5 руб. При поступлении в 1-й класс рушдии учащиеся сдавали экзамены по татарскому и русскому яз., арифметике и богословию; при поступлении в 1-й класс игдадии добавлялись испытания по арабскому яз. и географии. Обучение велось в форме лекций, бесед (музакара), диспутов (муназара); использовались наглядные пособия (плакаты, карты, атласы, рис. и т.п.). Изучались Коран и богословские книги, мус. право (фикх), религиозная догматика (калям), хадисоведение, основы исламской философии (фалсафа) и светские дисциплины, входящие в программу общеобразовательной средней школы, а также в курс подготовки педагогических кадров (математика, физика, астрономия, этика, психология, география, история, в т.ч. всеобщая и российская, риторика, медицина с основами гигиены и др.), много времени уделялось преподаванию русского яз. М. располагало большим книжным собранием трудов вост. авторов, через которые учащиеся знакомились и с античной филос. мыслью. В М., как и в др. джадидистских медресе, существовала специализация мугаллимов (учителей) по 2–3 предметам; были введены дневники, табели, похвальные листы; проводились регулярные проверочные работы и экзамены (имтихан); повседневная жизнь шакирдов (в т.ч. внеурочная) строилась в соответствии со строгим недельным расписанием. Классы были оснащены партами, уроки начинались и заканчивались звонками, введены журналы успеваемости. Управляла М. коллегия, в которую входили мударрис (зав.), старшие преподаватели и представители махалли (общины). Коллегии подчинялся совет, состоявший из учителей и представителей шакирдов; к его полномочиям относились вопросы преподавания, успеваемости и дисциплины. Хотя формально заведующим был приходской мулла М.М. Бикматов, он не вмешивался в дела, передав заботы о них талантливому педагогу Ниязу Хазиевичу Максудову. В М. преподавали: один из основоположников татарской исторической науки, филолог и журналист, активный участник нац.освободительного движения Г.А. Баттал (1880–1969), языковед, автор первого фундаментального научного исследования по грамматике татарского яз. Гибадулла Хабибуллович Алпаров (1888–1936), журналист Х.Ф. Искандеров (1888–1958) и др. педагоги, которые разработали ряд оригинальных учебников и учебных пособий на татарском яз. В 1913/14 уч. г. в М. 11 преподавателей обучали 150 чел., в т.ч. 100 приходящих и 50 живших на пансионе. Выпускниками этого учебного заведения были участник башкирского нац. движения, председатель СНК БАССР (1921–25) Муллаян Давлетшич Халиков (1894–1937), башкирский писатель и переводчик Д.Х. Юмаев (1892–1940) и др. После Октябрьской революции 1917 г. М. была закрыта. 2-этажное учебное здание и 1-этажное жилое здание для иногородних шакирдов в советское время были благоустроены и используются поныне в качестве жилых помещений. Лит.: Абубакирова М., Шамсутдинов И., Хасанжанова Р. Историю оставить народу своему. – Троицк, 2002, с. 17–18; Архивный отдел Администрации г.Троицка, ф. 161, оп. 2, д. 4; ГАОО, ф. 21, оп. 2, д. 618, л. 330–33; Максудов Н. Программа Троицкого медресе «Мухаммадия» Яушевых. – Троицк, 1912; Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII–XIX вв. – Казань, 2001. Д.Д., Р. Гиз.