Мухаммеджан б. Хусаин б. Мансур аль-Бурундуки аль-Джабали

Найдено 1 определение
Мухаммеджан б. Хусаин б. Мансур аль-Бурундуки аль-Джабали
Мухаммеджан Хусаинов, 1758–1824) – первый муфтий ОМДС. Его дед, Мансур б. Габдеррахман, был имамом и мударрисом в д. Бурундуки Свияжского уезда Казанской губ., получил образование у шейха Муртазы Симети (учившегося в Дагестане), а затем первым из татар после падения Казанского ханства продолжил обучение в Бухаре. Отец, Хусаин б. Мансур, был имамом и мударрисом в крупнейшем в Приуралье с. Стерлибашево. Сам М. продолжил обучение у Мухаммеда б. Али ад-Дагестани в Кондырау и в одном из медресе Каргалы. Затем учился у Атауллы б. Хади, казыя Торсунбакыя б. Абдуррахима в Бухаре и шейха братства Накшбандийа Фаизхана б. Хозырхана в Кабуле. В 1777 г. М. вернулся на родину, в 1785 г. он получил ключевой пост ахуна при Оренб. пограничной комиссии и по указу Екатерины II – звание первого ахуна края. Тем самым в руках М. оказались отношения с казахами Малого и Среднего жузов; М. неоднократно возглавлял выезжающие туда делегации. 22.09.1788 г. был принят именной указ императрицы Екатерины II «Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведывания всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими». В тот же день по именному указу Сената ахун Каргалы М. стал муфтием всех мусульман России, «исключая Таврическую обл.». Его жалованье составило 1500 руб. в год. М. активно участвовал в проведении российской внешней политики в Центр. Азии (у казахов и туркмен) и на Кавказе (в Кабарде). Ему удалось добиться признания «духовной власти» российского муфтия у казахской элиты. В 1797 г. при содействии М. был учрежден Ханский совет для управления Малым жузом. По его рекомендации ханом был выбран лояльный к России Айчувак. Дочь М. Фатима была замужем за выдающимся казахским правителем – ханом Букеевской Орды Джангиром. Благодаря усилиям М. и Джангира казахи начали учиться в медресе Каргалы, Стерлитамака и Стерлибашево. В 1805 г. муфтий участвовал в «секретной комиссии по делам туркмен». На Сев. Кавказе М. по поручению пр-ва организовывал родовые суды у горских народов и принимал присягу на верность России. По указу Екатерины II от 26.01.1793 г М. получил право покупать у башкир земли и «заселять оные покупаемыми за границей иноверцами, присвоив ему и потомству его право продавать оных, с тем, однако, предостережением, чтобы покупка и продажа таковых людей простиралась токмо до иноверцев не христианского исповедания». М. обладал обширным помещичьим хозяйством, недвижимостью в Уфе и Оренбурге. По некоторым данным, после смерти он оставил огромную по тем временам сумму в 50 тыс. руб. В 1804 г. М. предложил проект централизации духовных органов на местах. Он выступал против контроля со стороны местных властей над вопросами, входившими в компетенцию Духовного собрания, предлагал создать в СПб. коллегию по мус. делам и ее филиалы в основных мус. губерниях в форме мухтасибатов. М. прославился своей авторитарностью, в нарушение решения правительствующего Сената от 1802 г. он решал дела в ОМДС единолично. Попытки сместить М. возникали даже среди казыев ОМДС, однако с 1811 г. муфтии стали подсудны только Сенату. Особо жесткое сопротивление оказали ему суфии и абызы, прежде всего имам д. Ура Казанской губ. ишан Хабибулла б. Хусаин аль-Ури (Оруви). М. был сторонником открытия школ европейского образца для мусульман, знания ими русского языка. 10.09.1818 г. М. обратился с ходатайством к министру народного просвещения об открытии училища для подготовки духовенства с программой, близкой к программе русских гл. училищ в Казани и Оренбурге. Лучшие их выпускники могли бы продолжить образование в Казанском ун-те наряду с христианами. Этот проект не был реализован. В рамках самого ОМДС М. вел делопроизводство на персидском яз., в согласии с бухарской традицией, что вызывало сопротивление со стороны имамов Духовного собрания. При М. вместо разрозненной сети сельских медресе и медресе Каргалы возникла целая сеть мус. учебных заведений; на месте разрушенных в сер. XVIII в. строились сотни мечетей. Лит.: Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII–XIX вв. – Уфа, 1996; Хабутдинов А.Ю. Первый российский муфтий: Мухаммеджан Хусаин // Российские муфтии. От екатерининских орлов до ядерной эпохи (1788–1950). – Н. Новгород, 2006; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. – Уфа, 1999. А.Х.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009