МУХАТОВ Вели (Велимухамед)

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МУХАТОВ Вели (Велимухамед)
(р. 5 V 1916, аул Багир, ныне Ашхабадского р-на)
«Он - счастливый человек»! - как расхоже мы произносим эти слова, при этом вполне сознавая упрощенность подобных суждений о сложностях, противоречиях человеческой жизни во всех ее аспектах. Исключительно редки случаи, когда мы не ошибаемся. Один из них - судьба выдающегося туркменского композитора Вели Мухатова.
Будущий композитор родился в небольшом туркменском ауле Багир, расположенном у подножья Копет-Дага. Это удивительный уголок природы. Пожалуй, таких немного в мире: горы и пустыня - два образа вечности - кольцом сжали и этим еще больше подчеркнули прелесть живописного оазиса. Детские и юношеские годы Мухатова прошли в условиях духовного возрождения родного народа. Период утверждения Советской власти в Средней Азии ознаменовал конец многовековой политико-географической и культурной изоляции туркмен.
Вели посчастливилось родиться в семье людей, обрученных с Землей и Музыкой. Родители, простыекрестьяне,искреннелюбили декоративно-художественное и музыкальное творчество. В их доме собирались известные бахши - народные музыканты - и долгими ночами звучала народная песня. Мухатов тянулся к музыке всегда - и будучи беззаботным ребенком, и юношей (когда работал шофером и автомехаником). Благодаря счастливой встрече с Р. Глиэром ему была дана путевка в большое искусство. В возрасте 20 лет, не зная нотной грамоты, не выезжая дальше родной республики, не представляя, что существует какая-то другая жизнь с музеями, концертными и оперными залами, симфоническими оркестрами, Мухатов попадает в Москву. Благодаря упорному труду, большому таланту, помощи своих учителей С. Василенко, Г. Литинского, Ю. Келдыша, К. Щедрина он оканчивает Московскую консерваторию с блестящими результатами: за 2 студенческие работы - «Туркменскую сюиту» для симфонического оркестра и симфоническую поэму «Моя Родина» - он 2 года подряд удостаивается двух Государственных премий СССР. Таких примеров мало даже в истории прославленной его альма-матер!
Умножая на труд свой талант, Мухатов даровал счастливую судьбу своим произведениям. Композитором создано более 200 произведений в различных жанрах. 3 симфонии («Памяти Махтумкули» - 1974, «Героическая» - 1984, «Посвящение матери» - 1985) подняли туркменскую симфоническую музыку на более высокую ступень своего развития. В них композитор продолжает традиции мировой симфонической культуры и в то же время опирается на различные пласты туркменского фольклора. Особо следует выделить Вторую симфонию («Героическую»). Это сочинение исповедального характера, сфокусировавшее те чувства, которые наполняли автора - участника Великой Отечественной войны - на протяжении многих лет. Симфония посвящена Герою Советского Союза, земляку Айдогды Тахирову и в его лице всем тем, кто отдал жизнь за Великую Победу. Это и призыв композитора к сохранению мира на земле.
Наиболее яркое сценическое произведение Мухатова и интереснейшее явление туркменского музыкального театра - опера «Конец кровавого водораздела» (1967). Здесь композитор проявил настоящий талант драматурга, продемонстрировал глубокое понимание законов сцены, богатый мелодический дар, блестящее ансамблевое и оркестровое мастерство. Главная тема - классовая борьба туркмен совместно с русским и другими народами против угнетателей в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции.
Мухатову принадлежат также хоровые и вокально-симфонические произведения. В его кантатах «Победа» (1954), «Счастье» (1954), «О коммунистической партии» (1953), в оратории «Мой Ашхабад» (1980), в вокально-симфонической поэме «Сказание о коммунисте» (1970) и в ряде других произведений привлекают гражданственность музыкально-поэтических образов, красота мелодий, яркий национальный колорит, подлинно демократические черты. Мухатов является также автором музыки Гимна Туркменской ССР.
О секрете творческого долголетия сам композитор говорит просто и ясно: «Для меня нет более могучего стимула в жизни, чем беспредельная любовь к музыке»... /Ф. Абукова/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Мухатов, Вели (Велимухамед)

род. 5 мая 1916 в ауле Багир Ашхабадского р-на ТССР. Композитор. Нар. арт. СССР (1965). В 1936—1941 занимался в Туркм. нац. студии при Моск. конс. по кл. альта К. П. Моисеева и Е. С. Страхова, по кл. композиции Г. И. Литинского. В 1951 окончил Моск. конс. по кл. композиции С. Н. Василенко. В 1959—1961 в аспирантуре Моск. конс. В 1941—1942 ассистент хормейстера Т-ра оперы и балета в Ашхабаде. Участник Великой Отечественной войны. В 1953—1954 директор муз. кабинета при Мин-ве культуры ТССР. В 1961—1964 директор и худож. рук. Туркм. филармонии. В 1966—1970 худож. рук. муз. коллективов Туркм. радио и телевидения. С 1972 преподаватель (зав. кафедрой теоретико-композиторского ф-та) Туркм. пед. ин-та искусств. В 1954—1959 пред. правления Союза композиторов ТССР. Гос. премии СССР (1950, 1951). Гос. премия ТССР им. Махтумкули (1972).


Соч.: музыка Государственного гимна ТССР (сл. А. Кекилова, 1946); оперы — Поэт и судья (совм. с А. Шапошниковым, Ашхабад, 1947), Зохре и Тахир (совм. с А. Шапошниковым, Ашхабад, 1953), Конец кровавого водораздела (Ашхабад, 1967); балет Белый хлопок (совм. с А. Зноско-Боровским, Ашхабад, 1945); для хора и симф. оpк. — кантата Победа (сл. Р. Сеидова, 1943; 2-я ред. — Счастье, сл. А. Ковусова и К. Курбансахатова, 1955), Кантата о Коммунистической партии (сл. А. Ковусова, 1954), Привет Москве (сл. К. Сейтлиева, 1955), Дума о Ленине (сл. А. Ковусова, 1957), поэма Сказание о коммунисте (сл. А. Атаджанова, 1970), Ода о партии (сл. А. Атаджанова, 1976); для симф. оpк. — Туркменская сюита (1949), поэма Моя Родина (1951), Симфоническая картинка (1951), сюита из музыки к фильму "Сын пастуха" (1955), симфония Памяти Махтумкули (1974); для орк. нар. инстр. — Две индийские пьесы (1955), Поэма (1965); для ф-п. — Фуга (1951), Прелюдии (1951), Импровизация (1955); для голоса и ф-п. — романсы, в т. ч. Любовь (сл. Махтумкули, 1947), Ожидание (сл. К. Курбансахатова, 1967), Осень (сл. собств., 1970); хоры, в т. ч. поэма Верность (сл. Г. Бяшиева); песни, в т. ч. Голос Востока (Песня о Ленине, сл. А. Атаджанова), Знамя братства (сл. А. Атаджанова), Песня за мир (сл. А. Ковусова), Песня о нефтяниках (сл. А. Ковусова), Комсомольская песня (сл. А. Хаидова), Комсомол всегда в пути (сл. А. Атаджанова), Первая любовь (сл. А. Атаджанова), Утренняя песня (сл. А. Атаджанова), Слава труду (сл. А. Атаджанова); музыка к фильмам, в т. ч. Советский Туркменистан (1950), Сын пастуха (совм. с А. Холминовым, 1955), Честь семьи (совм. с А. Холминовым, 1956), Случай в Даш-Кале (совм. с М. Осокиным, 1963), Песнь о воде (1966).





Мухатов, Вели (Велимухамед)


(род. 5.V.1916 в ауле Багир Ашхабадского района, Туркмения) — сов. композитор, муз. деятель. Первоначальное муз. образование получил в Ашхабадском муз. училище (1935—36), дальнейшее — в Туркменской нац. студии при Московской консерватории (оконч. в 1941), где занимался у Е. Страхова (скр.), Г. Литинского (композиция). В годы Великой Отечественной войны сражался на фронте. В 1946 возобновил занятия в Московской консерватории (кл. композции С. Василенко оконч. в 1951). В последующие годы, занимаясь в основном творческой работой, уделял значительное время общественной деятельности. С 1951 чл. правления (в 1954 пред.) СК ТССР, чл. правления СК СССР. С 1954 депутат Верховного Совета СССР двух созывов. С 1955 чл. Республиканского комитета защиты мира. С 1956 чл. Комитета по Ленинским премиям. С 1972 зав. кафедрой теоретико-композитор. фак-та Туркм. инст. искусств. Заслуги М. получили высокую оценку: в 1952 ему присвоено почетное звание засл. деят. иск. ТССР, в 1955 нар. арт. ТССР, в 1965 нар. арт. СССР; награжден орденами Ленина (1955), Трудового Красного Знамени (1967), "Знак Почета" (1950), орденом Дружбы народов (1976); его соч. удостоены Гос. премий СССР (1950, 1951) и ТССР (1972). Творчество М. проникнуто живым, непосредственным ощущением национальной природы туркм. муз. искусства, развивается в русле традиций рус. муз. классики. Музыке его свойственно жизненно правдивое выражение эмоций, мелодическое богатство, тяготение к красочности звучания.


Соч.: Музыка Гос. гимна ТССР (1946); оперы "Кемине и казы" ("Поэт и судья", соавт. А. Шапошников, 1947), "Зохре и Тахир" (соавт. А. Шапошников, 1953), "Конец кровавого водораздела" (1967); балет "Ак-Памык" ("Белый хлопок", соавт. А. Зноско-Боровский, 1945); кантаты "Победа" (1944, во 2 ред. "Кантата о счастье", 1954), Кантата о Коммунистической партии (1953); симфония "Памяти Махтумкули" (1974); Туркменская сюита (1950), Лирическая сюита (1955), картина "Караван" (1941), поэма "Моя родина" (1951) и др. произв. для орк., Поэма для анс. нар. инструм. (1968), вок.-симф. поэма "Сказание о коммунисте" для 2 сол., хора, орк. (1970), Ода о партии для сопр., хора, орк. (1976); Импровизация для фп. (1955); хоры, романсы, песни (ок. 150); музыка к спект., к/ф и др.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008