МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

Найдено 1 определение
МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
1) способ рассмотрения истории, ориентированный на воспроизведение исторических целостностей [А. Я. Гуревич]; 2) комбинированная исследовательская стратегия, предполагающая получение нового знания в истории путем дополнения собственно исторических методов исследовательскими установками и методиками, наработанными в других дисциплинах [Л. П. Репина]; 3) исследовательская технология, основанная на внутренней когерентности, взаимодополняемости и общей фокусированности комплектующего ее инодисциплинарного инструментария [И. Ю. Николаева].
В современной эпистемологии существуют различные представления о мультидисциплинарном подходе в научном познании. В рамках одного из них М. п. рассматривается как одностороннее дополнение одной научной дисциплины другой [J. Piaget]. В исторической науке М. п. иногда отождествляется с междисциплинарностью, связанной с «эпистемическим импортом» - применением объяснительных моделей разных научных дисциплин к предмету исторической науки [В. Вахштайн]. М. п. в историческом познании - это форма и способ изучения исторической реальности. М. п. является одной из форм организации кросс-дисциплинарных научных исследований, направленных на преодоление дисциплинарной ограниченности в изучении истории. М. п. как способ познания представляет собой тот вариант холизма в историческом познании, методологический аспект которого проявляется в стремлении к комплементарному использованию различных методов научного исследования. Использование в историческом познании исследовательского инструментария, заимствованного у других наук, способствует более углубленному изучению предметного поля исторической науки и получению качественно нового исторического знания синтетического характера. В настоящее время М. п. проявляется в широком применении в исторических исследованиях методологических конструктов и методов таких научных дисциплин, как культурология, антропология, психология, социология, экономика, политология, демография, регионалистика, лингвистика, математика, информатика и др. М. п., когнитивная стратегия которого нацелена на получение синтетического знания, раскрывает большие перспективы для проведения компаративных исторических исследований.
Лит.: Вахштайн В. Эпистемические интервенции: скромное обаяние «чужих» объяснительных моделей. [Электронный ресурс]. URL: http://www. hse.ru/news/recent/49103686.html [февраль, 2014]; Гуревич А. Я. Историк конца XX века в поисках метода // Одиссей. Человек в истории. 1996. М., 1996. С. 9- 10; Николаева И. Ю. Полидисциплинарный синтез и верификация в истории. Томск, 2010. С. 360; Piaget J. The epistemology of interdisciplinary relationships I I Interdisciplinarity. Problems of Teaching and Research in Universities. P., 1972. P. 139; Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М., 2011. С. 156-157. А. В. ЛУБСКИЙ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.