Мунк

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Мунк

— финляндский баронский и дворянский род, финского происхождения, восходящий к XVI в.; баронское достоинство М. получили от короля шведского в 1787 г. Барон Иван Иванович М. (1795—1865) был генералом от инфантерии и вице-канцлером Александровского университета. Род М. внесен в матрикул дворянства великого княжества финляндского.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

МУНКЭ
1208-59) - четвертый хан Монгольской империи, внук Чингисхана. Вступил на престол в 1251 (после смерти Гуюк-хана), при поддержке Батыя одержав победу над своими соперниками. Внутр. политика М. была направлена на укрепление центрального аппарата управления, упорядочение торговли и ремесел, внешняя - на продолжение завоеват. походов. К 1258 был завоеван Иран и начато покорение Юж. Китая. М. умер во время похода в Китай.

В период правления М. столицу империи - Каракорум посетил Рубрук, оставивший ценные воспоминания о своем путешествии, о жизни монгольского народа.

Лит.: Рубрук Гильом де, Путешествие в Восточные страны, в кн.: Карпини Джованни дель Плано, История монгалов, М., 1957; Grousset Ren?, L´Empire mongol, P., 1941.

M. И. Гольман. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МУНК
Munch), Петер Андреас (15.XII.1810 - 25.V.1863) - норв. историк, крупнейший представитель норв. ист. школы. Проф. истории в ун-те Христиании (Осло) с 1841, с 1861 - архивариус Гос. архива. Гл. работа - "История норв. народа" ("Det norske folks historie", bd 1-6, del 1-4, Christiania, 1852-63; изложение доводится до 1397). Опираясь на обширный, критически проверенный материал разнообразных источников, частично впервые введенных им в науч. оборот, М. реконструировал древнейший период в истории Норвегии. Вслед за своим учителем Я. Кейсером М. разработал концепцию ср.-век. норв. истории, в основу к-рой положил борьбу между "родовой аристократией" (землевладельцами-лендерменами) и королев. властью - носительницей феод. принципа. Гибель знатных родов, олицетворявших, по мнению М., нац. начало, и сосредоточение всей политич. власти в руках государей, послужили определяющей причиной последующего политич. упадка Норвегии и ее подчинения Дании. М. подчеркивал преемственность в развитии норв. народа и его культуры на всем протяжении истории. Являясь идеологом радикальных кругов норв. буржуазии, М. активно выступал за разрыв шведско-норв. унии.

Соч.: Samlede Afhandlinger, bd 1-4, Christiania, 1873-76; Laerde brev fr? og til P. A. Munch, (bd) 1-2, Oslo, 1924-55.

Лит.: Brinchmann Chr., Nationalforskeren P. A. Munch, Kristiania, 1910; Sanness J., Patrioter intelligens og Skandinaver, Oslo, 1959. См. также "ВИ", 1956, No 9, с. 205; "ВИ", 1962, No 3, с. 169-170; сб.: Ср. века, в. 14, 1959, с. 132-36.

А. Я. Гуревич. Калинин.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МУНК
munch) Эдвард (1863, Летен, Норвегия –1944, Экели, близ Осло), норвежский живописец, график, театральный художник, один из основоположниковэкспрессионизма; выразитель поэтикисимволизма. Родился в семье военного врача. Обучался в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881–83) и в мастерской К. Крога (1882–83). В 1885 и 1889–91 гг. жил в Париже; в 1892–1908 гг. – в Берлине.
Потеряв в детстве мать и старшую сестру, умерших от чахотки, пережил сильнейшее потрясение и впоследствии на протяжении всего своего творчества обращался к темам страдания и сострадания, любви и боли, жизни и смерти (пять вариантов картины «Больной ребенок», 1886–1926; «Комната умирающего», 1893). В Париже Мунк познакомился с новыми направлениями в живописи – постимпрессионизмом и зарождающимся модерном, оказавшими влияние на его творчество. В Берлине художник работал (с 1893 г.) над созданием большой серии картин «Фриз жизни», оставшейся незавершенной. Ее сюжет сам Мунк определил словами: «Поэзия жизни, любви и смерти» («Созревание», «Ревность»; обе – 1895; «Разрыв», 1896; «Танец жизни», 1900, и др). Чувства трагического одиночества и нестерпимого страдания воплотились в самой известной картине Мунка «Крик» (1893), неоднократно повторявшейся художником. В ней кричит от боли и ужаса не только человек – кричит вся природа, кричат краски и вздыбленные, взвихренные линии, очерчивающие кроваво-красное небо, реку, перила моста. В картине ярко воплотился главный принцип экспрессионизма, сформулированный Мунком: «писать не предметы, а переполняющие тебя эмоции».
Вернувшись в Норвегию (1909), художник получил заказ на создание монументальных росписей Актового зала университета в Кристиании (закончены в 1916 г.). Выполненные в техникемасляной живописи композиции, из которых наиболее известно «Солнце» (1909–11), напоминают переливающиеся драгоценным сиянием мозаики или витражи.
Мунк был также крупнейшим мастером печатной графики. Его офорты, литографии и в особенностиксилографии, в которых художник виртуозно обыгрывал фактуру дерева, оказали значительное влияние на немецких экспрессионистов, широко применявших эту технику.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Мунк
, Эдвард (Munch, Edvard) 1863, Летен — 1944, Экели. Норвежский живописец. С 1881 учился в Королевской школе рисования в Христиании (Осло), затем в "Академии свободного света" Ф. Таулова (1884), в художественной школе Л. Бонна в Париже (1889—1890). В 1885—1909 много путешествовал, особенно часто посещал Германию, Францию, Скандинавские страны. С 1884 сблизился с богемными кругами Христиании, с писателями и художниками натуралистического направления. В его ранних работах, написанных в реалистической манере, отразились тяжелые впечатления детства, вызванные смертью матери (1868) и сестры (1877): Больной ребенок (1885—1886), Весна (1889, обе — Осло, Нац. галерея). При неоднократных посещениях Парижа (с 1885), знакомстве с художественной жизнью Франции Мунк освоил живописные принципы импрессионизма и постимпрессионизма и к нач. 1890-х выработал собственный стиль. Картины, созданные в период 1892—1902, были объединены художником в цикл под названием Фриз жизни. Замысел цикла (по определению художника, "поэма о жизни, любви и смерти") сложился под воздействием идей символизма, с которыми Мунк познакомился в кружке С. Малларме, а также учений Э. Сведенборга, С. Киркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, увлеченно обсуждавшихся в богемной среде Христиании. Близость к писательским кругам (А. Ю. Стриндберг, С. Пшибышевский, Г. Ибсен, С. Малларме) наложила печать литературности на творчество Мунка. В картинах Фриза жизни личный опыт и непосредственные впечатления художника — пейзажи Осгордстранда, портреты друзей и родных — претворились в обобщающие символические образы. В центральном полотне цикла Танец жизни (1889—1900, Осло, Нац. галерея) фигуры, олицетворяющие разные возрасты и типовые экзистенциальные состояния, движутся по роковому кругу. Лица, объятые страхом, тоской, любовным экстазом, ревностью, отчаянием, предстают как некие архетипы извечной драмы человеческого существования (Ревность, 1895, Берген, частное собрание; Дикий красный виноград, 1898—1900, Осло, Музей Мунка). В композициях Крик (1893, Осло, Нац. галерея), Тоска (1894, Осло, Музей Мунка), Танец на берегу (1900—1902, Прага, Нац. галерея) линии пейзажа расходятся от человеческих фигур концентрическими волнами, ритмично резонирующими импульсами, создавая ощущение психической ауры. Интенсивные цвета прорываются сквозь сумрачную тональность, наполняя ее внутренним свечением; извивающиеся мазки сливаются в мерное колыхание красочных масс. Темы Фриза жизни художник варьировал во множестве рисунков и гравюр, внося в них новые эмоциональные и смысловые оттенки (Крик, литография, 1895; Тоска, цветная литография, 1896). Искусство Мунка 1890—1900-х, будучи ярким выражением символистской эстетики, возвещает зарождение нового направления — экспрессионизма. В 1908 Мунк перенес нервный срыв, потребовавший лечения в клинике. Оправившись от болезни, приступил к работе над большим монументальным циклом для актового зала строящегося университета в Осло (1909—1911). Этот цикл, состоящий из 11 крупноформатных панно, ознаменовал значительные перемены в направлении творческих исканий художника. В университетском ансамбле царит эпический покой. Величественные ландшафты и аллегорические фигуры символизируют неразрывную связь истории с творческими силами природы. В композициях вертикального формата раскрывается тема животворной энергии любви, гармоничного единения мужского и женского начала (Источник, Сбор урожая, Новое сияние, Химия). В аллегориях История, Alma Mater пейзажные панорамы, восходящие ступенчатыми планами, охватывают фигуры людей наподобие амфитеатра. В 1916 Мунк приобрел дом в Экели, близ Осло, где провел последние десятилетия своей жизни, лишь изредка совершая поездки в столицу и другие европейские города. В 1910—1920-х он неоднократно обращался к символическим мотивам Фриза жизни (Звездная ночь, 1923—1924, Осло, Музей Мунка). В образах рабочего люда художник сближается с немецким экспрессионизмом энергией цвета, активностью живописной манеры (Рабочие, возвращающиеся домой, 1913—1915, Осло, Музей Мунка; Человек на капустном поле, 1916, Осло, Нац. галерея). Автопортреты Мунка имеют характер дневниковых записей: замкнутое, суровое лицо окружено множеством деталей интерьера, пейзажа за окном; скептический самоанализ сочетается с хроникой дня (Автопортрет у окна, ок. 1940; Автопортрет между часами и кроватью, 1940—1942, оба — Осло, Музей Мунка). Мунк создал множество произведений печатной графики (гравюры на дереве и на металле, литографии). Он работал также в театре (декорации к спектаклям М. Рейнхардта по пьесам Г. Ибсена), занимался литературным творчеством (Альфа и Омега, 1909).
Лит.: Стенерсен Р. Эдвард Мунк. М., 1972; Эдвард Мунк: Живопись. Графика / Авт.-сост. М. И. Безрукова. М., 1984; Сельц Ж. Эдвард Мунк. М., 1995; Benesh H. Edvard Munch. London; Koln, 1960; Busch G., Block H. Edvard Munch. Munchen, 1974; Messer Th. M. Edvard Munch. Koln, 1989.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

ПЕРЕВОДЧИК НИЛЬС МУНК И ЯЗЫКОВОЙ АСПЕКТ ДАТСКИХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ В ПЕРВЫЕ ДВА ДЕС

Лунд Карл-Хенрик
На базе обзора дипломатической активности и корреспонденции в первые два десятилетия XVII в.
Читать PDF

Актуальность идеализма Германа Когена (предисловие к переводу Р. Мунк «Другой критический идеализм Г

Белов Владимир Николаевич
Предлагается обсуждение вопроса «Зачем изучать Когена?» Дается первый и предварительный ответ, согласно которому изучение мысли Германа Когена актуально для современной философии по крайней мере по пяти причинам.

Похожие термины:

  • Мунк, барон Иван Ив

    вице-канцл. Александр. универс. в Гельсингфорсе, ген.-лейт. при Никол. I. {Половцов}
  • ЭДВАРД МУНК

    1863–1944) На грандиозной парижской выставке «Истоки XX века» имя Мунка было поставлено в один ряд с Сезанном, Гогеном и ван Гогом. Его признали одним из ведущих европейских художников двадцатого века.
  • Мунк, Гдаль-Герш Михел

    вр. (Тула), р. 1865. {Венгеров}
  • Мунк, Оттон Магнус

    барон, вел. кн. финл. при Алекс. I, гофмейстер, р. 9 сент. 1754 г., † 18??. {Половцов}