, Михай (Munkacsy, Mihaly), наст. фамилия Либ (Lieb) 1844, Мункач, ныне Мукачево, Украина — 1900, Эндених, близ Бонна, Германия. Венгерский живописец. Первые навыки искусства получил у странствующего венгерского художника Э. Самоши (1862—1863), затем пользовался советами М. Тана и А. Лигети в Пеште (1863—1864), учился в Академиях художеств Вены (1865), Мюнхена (1866—1868) и Дюссельдорфа (у Л. Кнауса, 1868—1869). Работал в Будапеште и Париже (с 1872). Ведущий мастер венгерской реалистической живописи XIX в., создатель жанровых и исторических картин, портретов и пейзажей. Самобытное творческое кредо художника определяется в нач. 1870-х, когда за первой картиной, принесшей ему известность (Камера смертника, 1869—1870), последовали полотна Женщины, щиплющие корпию (1871) и Ночные бродяги (1873, все — Будапешт, Венгерская нац. галерея). Многофигурная картина позволила ему отразить жизнь в ее многогранных связях и социальных противоречиях, со всем разнообразием народных типов, сложностью психологических характеристик, тонко прочувствованным взаимоотношением различных натур. Суровый, сдержанный, построенный на светотеневых контрастах колорит подчеркивает драматическую атмосферу этих сцен. Показанные на крупных художественных выставках Европы картины завоевали признание как широкой публики, так и знатоков. В. В. Стасов назвал тогда Мункачи "одним из самых решительных и неукротимых реалистов в Европе". Наряду с многофигурными полотнами художник писал картины, где предметом изображения были одна-две фигуры. Обычно это женщины из народа, занятые повседневным трудом: Старуха, сбивающая масло, Чистка картофеля, Девушка с хворостом (все — 1873, Будапешт, Венгерская нац. галерея). В эти же годы появляются первые пейзажи и портреты художника: Уборка кукурузы (1874), Портрет жены (1875), Портрет художника Ласло Паала (1877, все — Будапешт, Венгерская нац. галерея). Палитра Мункачи становится богаче и нюансированнее. В этом сказывается возрастающая работа на пленэре. (В частности, он много пишет на открытом воздухе в излюбленном французскими живописцами Барбизоне.) С кон. 1870-х в творчестве Мункачи назревает перелом. Решение волнующих его теперь общечеловеческих проблем он ищет главным образом в историческом жанре и религиозных сюжетах, трактованных также в историческом плане: Мильтон, диктующий дочерям поэму "Потерянный рай" (1878, Нью-Йорк, библиотека Ленокс), Умирающий Моцарт (1886, Детройт, частное собрание), Христос перед Пилатом (1881), Голгофа (1884, обе — Филадельфия, частное собрание). В эти же годы Мункачи исполняет множество картин, салонных как по сюжету, так и по манере письма. Значительными работами этого периода являются пейзажи, мотивы которых обычно очень просты: лесные и полевые дороги, луга с пасущимся стадом, уголки леса. Трактованные объективно, они в то же время проникнуты взволнованным, личным чувством художника, включающим в себя его размышления о мире (Аллея, 1886; Пасущееся стадо, 1882, обе — Будапешт, Венгерская нац. галерея). С нач. 1890-х в искусстве Мункачи намечаются новые тенденции, связанные с обострившимся интересом к проблемам истории и общественной жизни своей родины. Художник неоднократно посещает Венгрию, возникают планы переехать в Будапешт для руководства Академией художеств. Однако нервная болезнь воспрепятствовала осуществлению этого намерения. Среди работ последнего периода наиболее значительны монументальное панно для зала венгерского парламента Обретение родины (1890—1893) и картина Забастовка (1895, Будапешт, Венгерская нац. галерея), одно из первых в Европе живописных произведений открытой социальной тематики.
Лит.: Алешина Л. С. Михай Мункачи. М., 1960; Munkacsy M. Souvenirs. Paris, 1897; Munkacsy M. Valogatott levelei. Budapest, 1952; Vegvary L. Munkacsy Mihaly elete es muvei. Budapest, 1958.
Л. Алешина
0.00 байт
БЕРНАТ МУНКАЧИ, ВОЙНА, МИР И ФИННО-УГОРСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье рассматривается история научных поисков венгерского ученого Берната Мункачи, начиная с самых ранних его экспедиций. Первая научная поездка Мункачи и И. Куноша состоялась летом 1880 г.