Мурадели, Вано Ильич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МУРАДЕЛИ Вано Ильич
(1908— 70), советский композитор, народный артист СССР (1968). Член КПСС с 1942. В годы Вел. Отеч. войны был начальником и художественным руководителем Центрального ансамбля ВМФ. Написал военные марши и патриотические песни — «Гимн Москве», «Песня борцов за мир», «Партия — наш рулевой», «Бухенвальдский набат» и др. Государственная премия СССР (1946, 1951).

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

МУРАДЕЛИ Вано Ильич
(24.3.1908–14.8.1970, Томск), композитор, нар. артист СССР (1968), 2?кратный лауреат Сталинской премии (1946, 1951). Окончил Тбилисскую консерваторию (1931). В 1938–39 ответственный секр. Союза композиторов (СК) СССР. В 1942–44 нач. и худ. рук. Центр. ансамбля ВМФ, с к?рым выступал на фронтах и флотах. Среди сочинений воен. лет: «Гимн Ленинграду» (слова Ю.Н. Верховского), «Песня о Победе» (слова А.А. Суркова), «Мы фашистов разобьем» (слова С.Я. Алымова), а также музыка к спектаклям, в т. ч. «Приказ по фронту» Г. Д. Мдивани (1941, Москва), и кинофильмам, в т. ч. «Боевой киносборник № 4» (1941). Победе в войне посвящена 2?я симфония М. (1945). Автор известной антивоен. песни «Бухенвальдский набат». С 1942 чл. ВКП(б). Автор большого числа песен, бывших очень популярными в свое время, среди них «Бухенвальдский набат», «Нас воля Сталина вела» (1945), «Гимн Москве» (1948), «Гимн Международного союза студентов» (1949), «Песня борцов за мир» (1950), «Москва – Пекин» (1950), «Песня молодежи» (1953). Во время Вел. Отеч. войны в 1942–44 нач. и худ. рук. Центр. ансамбля ВМФ СССР. В 1947 написал оперу «Великая дружба», к?рая «удостоилась» отд. Постановления ЦК ВКП(б), где она названа «формалистской, порочной в музыкальном и сюжетном отношении». После Вел. Отеч. войны написал оперу «Зоя Космодемьянская» (одна из сцен к?рой – «Танец Зои к виселице»), поставленную в Большом театре. Это было уже слишком даже для соц. реализма, и опера была почти сразу же снята по личному распоряжению И.В. Сталина. К XIX съезду партии (1952) написал песню «Партия – наш рулевой». После смерти Сталина продолжал специализироваться на патриотич. произведениях. Среди них: песня «Бухенвальдский набат» (1952), опера «Октябрь» (1961) – в к?рой М. пытался «воплотить образ В.И Ленина вокальными средствами». С 1959 пред. правления Моск. отделения СК, с 1960 секр. правления СК РСФСР, с 1968 секр. правления СК СССР. Автор восп. «Из моей жизни» (1970).

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

МУРАДЕЛИ Вано Ильич
(6 IV 1908, Гори, Грузия - 14 VIII 1970, Томск)
«Искусство должно обобщать, должно отражать наиболее характерное и типичное для нашей жизни» - этот принцип В. Мурадели постоянно проводил в своем творчестве. Композитор работал во многих жанрах. Среди основных его сочинений - 2 симфонии, 2 оперы, 2 оперетты, 16 кантат и хоров, свыше 50 . камерно-вокальных сочинений, около 300 песен, музыка к 19 драматическим спектаклям и к 12 кинофильмам.
Семья Мурадовых отличалась большой музыкальностью. «Самыми счастливыми минутами моей жизни», - вспоминает Мурадели, - «были тихие вечера, когда родители садились рядом и пели для нас, детей». Ваню Мурадова все больше и больше влекло к музыке. Он научился по слуху играть на мандолине, гитаре, а затем и на фортепиано. Пытался сочинять музыку. Мечтая поступить в музыкальное училище, семнадцатилетний Иван Мурадов отправляется в Тбилиси. Благодаря случайной встрече с выдающимся советским кинорежиссером и актером М. Чиаурели, по достоинству оценившим незаурядные способности юноши, его красивый голос, Мурадов поступает в музыкальное училище по классу пения. Но этого ему было мало. Он постоянно испытывал большую потребность в серьезных занятиях композицией. И вновь счастливый случай! Прослушав сочиненные Мурадовьш песни, директор музыкального училища К. Шотниев согласился подготовить его к поступлению в Тбилисскую консерваторию. Спустя год Иван Мурадов становится студентом консерватории, где занимается композицией у С. Бархударяна и дирижированием у М. Багриновского. 3 года после окончания консерватории Мурадов посвящает почти исключительно театру. Он пишет музыку для спектаклей Тбилисского драматического театра, а также удачно выступает в качестве актера. Именно с работой в театре связана перемена фамилии молодого актера - вместо «Иван Мурадов» на афишах появилось новое имя: «Вано Мурадели».
С течением времени Мурадели все чаще испытывает неудовлетворенность своей композиторской деятельностью. Его мечта - написать симфонию! И он принимает решение продолжить учебу. С 1934 г. Мурадели - студент Московской консерватории по классу композиции Б. Шехтера, затем Н. Мясковского. «В характере дарования моего нового ученика», - вспоминал Шехтер, - «привлекали прежде всего мелодийность музыкального мышления, имеющая истоками народное, песенное начало, эмоциональность, искренность и непосредственность». К окончанию консерватории Мурадели написал «Симфонию памяти С. М. Кирова» (1938), и с этого времени гражданская тема становится ведущей в его творчестве.
В 1940 г. Мурадели начал работать над оперой «Чрезвычайный комиссар» (либр. Г. Мдивани) о гражданской войне на Северном Кавказе. Это сочинение композитор посвятил С. Орджоникидзе. По Всесоюзному радио прозвучала 1 картина оперы. Внезапно начавшаяся Великая Отечественная война прервала работу. С первых дней войны Мурадели едет с концертной бригадой на Северо-Западный фронт. Среди его патриотических песен военных лет особенно выделились: «Мы фашистов разобьем» (ст. С. Алымова); «На врага, за Родину, вперед»! (ст. В. Лебедева-Кумача); «Песня доваторцев» (ст. И. Карамзина). Он написал также 2 марша для духового оркестра: «Марш ополченцев» и «Черноморский марш». В 1945 г. была завершена Вторая симфония, посвященная советским воинам-освободителям.
В творчестве композитора послевоенных лет особое место занимает песня. Широкую популярность обрели «Партия - наш рулевой» (ст. С. Михалкова), «Россия - Родина моя, Марш молодежи мира» и «Песня борцов за мир» (все на ст. В. Харитонова), «Гимн Международного союза студентов» (ст. Л. Ошанина) и особенно - глубоко волнующий «Бухенвальдский набат» (ст. А. Соболева). В нем зазвучала до предела натянутая струна «Берегите мир»!
После войны композитор возобновил прерванную работу над оперой «Чрезвычайный комиссар». Ее премьера под названием «Великая дружба» состоялась в Большом театре 7 ноября 1947 г. Эта опера заняла особое место в истории советской музыки. Несмотря на актуальность сюжета (опера посвящена дружбе народов нашей многонациональной страны) и на определенные достоинства музыки с ее опорой на народную песенность, «Великая дружба» подверглась необоснованно суровой критике якобы за формализм в Постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. Спустя 10 лет в Постановлении ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий"« и «"От всего сердца"« эта критика была пересмотрена, и опера Мурадели прозвучала в Колонном зале Дома союзов в концертном исполнении, затем она не раз передавалась по Всесоюзному радио.
Важным событием в музыкальной жизни нашей страны стала опера Мурадели «Октябрь» (либр. В. Луговского). Ее премьера с успехом прошла 22 апреля 1964 г. на сцене Кремлевского Дворца съездов. Самое главное в этой опере - музыкальный образ В. И. Ленина. За 2 года до своей кончины Мурадели говорил: «В настоящее время я продолжаю работать над оперой "Кремлевский мечтатель". Это заключительная часть трилогии, первые две части которой - опера "Великая дружба" и "Октябрь" - уже известны зрителям. Мне очень хочется закончить новое сочинение к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Однако эту оперу композитор не смог завершить. Не успел он и осуществить замысел оперы «Космонавты».
Гражданская тема получила претворение и в опереттах Мурадели: «Девушка с голубыми глазами» (1966) и «Москва - Париж - Москва» (1968). Несмотря на огромную творческую работу, Мурадели был неутомимым общественным деятелем: в течение 11 лет он возглавлял Московскую организацию Союза композиторов, принимал активное участие в работе Союза советских обществ дружбы с зарубежными странами. Он постоянно выступал в печати и с трибуны по различным вопросам советской музыкальной культуры. «Не только в творчестве, но и в общественной деятельности», - писал Т. Хренников, - «Вано Мурадели владел секретом общительности, умел зажигать огромную аудиторию вдохновенным и страстным словом». Его неустанную творческую деятельность трагически оборвала смерть - композитор скоропостижно скончался во время гастролей с авторскими концертами по городам Сибири. /М. Комиссарская/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Мурадели, Вано Ильич

род. 6 апр. 1908 в Гори, Грузия, ум. 14 авг. 1970 в Томске. Композитор. Нар. арт. СССР (1968). В 1931 окончил Тбилисскую конс. по кл. композиции С. В. Бархударяна (ранее занимался у В. В. Щербачева) и по кл. дирижирования М. М. Багриновского. В 1934—1938 совершенствовался в Моск. конс. под рук. Б. С. Шехтера, затем Н. Я. Мясковского. В 1929—1931 актер и композитор Тбилисского передвижного т-ра. В 1931—1934 муз. рук. Т-ра рабочей молодежи и Т-ра им. К. А. Марджанишвили в Тбилиси. В 1938—1939 отв. секретарь Союза сов. композиторов. В 1942—1944 нач. и худож. рук. Центр. ансамбля Военно-Морского Флота СССР. В 1939—1948 член президиума оргкомитета Союза сов. композиторов, пред. правления Музфонда СССР. В 1958—1960 зам. пред. оргкомитета Союза композиторов РСФСР. С 1959 пред. правления Моск. отд. Союза композиторов РСФСР. С 1960 секретарь правления Союза композиторов РСФСР. С 1968 секретарь правления Союза композиторов СССР. Гос. премии СССР (1946, 1951).


Соч.: оперы — Великая дружба (Донецк, 1947; Москва, 1947; 2-я ред. 1960), Октябрь (конц. исп., 1962; Москва, 1964); оперетты — Девушка с голубыми глазами (Москва, 1966), Москва — Париж — Москва (Москва, 1968); муз. сказка Заветное слово (дет., 1966); для солистов, хора и симф. орк. — кантаты Песенная здравица (сл. О. Колычева, 1941), Четверть века золотого (сл. Н. Верховского, 1942), Путь победы (сл. А. Суркова, 1950), Навеки вместе (1959), Хоровая сюита (к открытию ВСХВ в Москве, сл. О. Колычева, Л. Кондырева, В. Гурьяна, 1954), поэма-кантата С нами Ленин (1960); для солиста, хора и симф. орк. — Песня о победе (сл. А. Суркова, 1945); для хора и симф. орк. — Гимн Ленинграду (сл. Н. Верховского, 1944), Поэма свершений (сл. А. Суркова, 1961); для симф. орк. — Грузинская симфоническая пляска (1936), симфонии: I (памяти С. М. Кирова, 1938), II (посв. победе советского народа над фашизмом, 1945, 2-я ред. 1946), увертюры: Торжественная (1940), Праздничная (1969); для голоса и симф. орк. — ария Орел (сл. нар., 1939), Песнь о великом певце (сл. А. Сальникова, 1949); для дух. орк. — Марш ополченцев (1941), марши: Черноморский (1942), Победный (1946), Фанфарный (1951); для ксилофона и ф-п. — Грузинский танец (1968); для ф-п. — Танец (1969), Шесть пьес (1969); для голоса и ф-п. — Четыре грузинские песни (сл. С. Кучишвили и собств., 1935), Шесть романсов на сл. А. Пушкина (1937), Горийские песни (сл. нар., О. Иоанисяна, А. Гаямова, Симеона, сына Хрымпе, А. Исаакяна, О. Туманяна, О. Шираза, Овнатяна, 1945), цикл на сл. А. Софронова (1969), романсы на сл. А. Твардовского, С. Капутикян, Л. Ошанина, А. Сальникова, Э. Иодковского и др.; для хора — Сюита (сл. А. Сальникова, 1949), Ответ на послание Пушкина (сл. А. Одоевского, 1950), Десять музыкальных картин (дет., сл. М. Садовского, В. Викторова, В. Семернина, 1967); для во к. квартета и хора — Огни коммунизма (сл. B. Винникова, 1964); для солистов и хора — композиция День в пионерском лагере (сл. М. Садовского, 1969); песни (свыше 200), в т. ч. Маршал Буденный (сл. А. Гатова, 1938), Амурская краснофлотская (сл. Ц. Солодаря, 1938), Четыре товарища (сл. М. Исаковского, 1938), Братья (сл. А. Глущенкова, 1939), Боевая комсомольская (сл. В. Винникова, 1941), Марш ополченцев (сл. А. Галицкого, 1941), Мы в море уходим (сл. В. Лебедева-Кумача, 1941), Мы фашистов разобьем (сл. C. Алымова, 1941), Песня о друзьях (сл. А. Ойслендера, 1942), Жди меня (сл. К. Симонова, 1942), Песня доваторцев (сл. К. Карамзина, 1942), Два товарища (сл. А. Ойслендера, 1943), Гимн Москве (сл. А. Коваленкова, 1947), Гимн Международного союза студентов (сл. Л. Ошанина, 1948), Песня борцов за мир (сл. В. Харитонова, 1950), Партия — наш рулевой (сл. С. Михалкова, 1952), Марш советских студентов (сл. Э. Иодковского, 1953), Песня молодежи (сл. С. Михалкова, 1953), Украина и Россия (сл. А. Коваленкова, 1953), Едем мы, друзья (сл. Э. Иодковского, 1954), Песня о Ленине (сл. А. Коваленкова, 1954), Легендарный Севастополь (сл. П. Градова, 1954), Поля России (сл. А. Коваленкова, 1955), Россия, Родина моя (сл. В. Харитонова, 1955), Марш молодежи мира (сл. В. Харитонова, 1955), Расцветай, Сибирь! (сл. Э. Иодковского, 1956), Дружба всего дороже (сл. Э. Иодковского, 1957), Жизни солнечной навстречу (сл. Л. Ошанина, 1957), Марш Ленинского комсомола (сл. Л. Кондырева, 1958), Московская песня (сл. М. Вершинина, 1959), Бухенвальдский набат (сл. А. Соболева, 1959), Не грусти (сл. Я. Халецкого, 1960), Моя Россия (сл. Н. Дубкова, 1961), Песня журналистов (сл. А. Левикова, 1962), Сердечная песенка (сл. С. Острового, 1962), Марш космонавтов (Я — земля!, сл. Е. Долматовского, 1963), И на Марсе будут яблони цвести (сл. Е. Долматовского, 1963), Слава партии Ленина (сл. М. Вершинина, 1964), Посидим, помолчим (сл. Я. Халецкого, 1965), Время, вперед (сл. М. Вершинина, 1965), Солдат невидимого фронта (сл. В. Харитонова, 1965), Неизвестный солдат (сл. В. Харитонова, 1966), Может быть (сл. Э. Уразбае-вой, 1966), Доброе утро, Россия (сл. В. Пухначева, 1966), Путь Октября (сл. В. Фирсова, 1966), Есть у революции начало (сл. Ю. Каменецкого, 1967), Ночной дозор (сл. В. Харитонова, 1968), Береги свое счастье (сл. Е. Савинова, 1968), Комсомол (сл. М. Вершинина, 1968), Я повстречал тебя (сл. Н. Самарина, 1969), Ветераны (сл. С. Смирнова, 1969), Ленин в Шушенском (сл. Ю. Каменецкого, 1969), Дружно все живем (сл. М. Садовского, 1969); музыка к драм. спектаклям; музыка к фильмам, в т. ч. "Гибель "Орла" (1940); обр. нар. песен.


Лит. соч.: Из моей жизни. М., 1970.





Мурадели, Вано Ильич


(род. 6.IV.1908 в Гори, ум. 14.VIII.1970 в Томске) — сов. композитор, муз. деятель. Первоначальное муз. образование получил в муз. техникуме Тбилиси (1925—26), дальнейшее — в Тбилисской консерватории (1926—31), где был учеником С. Бархударяна и В. Щербачева по композиции, М. Багриновского по дирижированию. В 1931—34 работал в Грузии как театр. композитор и дирижер. В 1934 переехал в Москву и с целью усовершенствования поступил в консерваторию, где занимался у Б. Шехтера и Н. Мясковского, по классу композиции которого окончил консерваторию в 1938. В годы Великой Отечественной войны — нач. и худож. рук. Центр. анс. Военно-Морского Флота СССР. Послевоенные годы отмечены интенсивной творческой деятельностью. Вместе с тем М. активно участвовал в муз.-общественной жизни: в 1939—48 чл. президиума оргкомитета СК СССР, в те же годы пред. правления Музфонда СССР, с 1948 чл. правления СК СССР, с 1959 пред. правления Московского СК и чл. правления СК РСФСР. Заслуги М. перед сов. искусством отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. РСФСР (1948), засл. деят. иск. Кабард.-Балк. АССР (1953), нар. арт. РСФСР (1957), нар. арт. СССР (1968) и награждением орденами Ленина (1967), Трудового Красного Знамени (1960); он удостоен Гос. премий СССР (1946, 1950). Многие из песен М. завоевали премии на междунар. конкурсах композиторов. Творчество М. отмечено чертами идейной актуальности, народности, реализма. Композитор отдал предпочтение вокальному творчеству разных жанров — от монументальной героической оперы до лирической песни. Музыка его эмоциональна, темпераментна, мелодически насыщена, широкоохватна по тематике, образному содержанию.


Соч.: оперы "Великая дружба" (1947, 2 ред. 1960), "Октябрь" (1964); оперетты "Девушка с голубыми глазами" (1966), "Москва—Париж—Москва" (1968); кантаты "Песенная здравица" (1941), "Четверть века золотого" (1942), "Путь победы" (1950), "Навеки вместе" (1959), "Гимн Ленинграду" для хора с орк., "Песня о победе" для сол., хора и орк. (1945), песня-кантата "Ленин с нами" для баса, хора и орк. (1960), "Гимн Москве" для сол., хора и орк. (1949); 2 симфонии ("Памяти С. М. Кирова" — 1938, "Победе советского народа над фашизмом" — 1945, 2 ред. 1946), Торжественная увертюра (1940), Грузинская симфоническая пляска (1936); 4 марша для дух. орк.; "Орел", ария для гол. с орк. (1939); "Песнь о великом певце" для гол. с орк. (изд. 1949); хоры, песни для сол. и хора (св. 100), в т. ч. "Песня о Ленине", Хоровая сюита для тен. и хора, "Партия — наш рулевой", "Украина и Россия", "Марш советских патриотов", "Марш советских студентов", "Мирные люди" (песня польско-сов. дружбы), Гимн Международного союза студентов (1949), "Песня борцов за мир" (1950), "Песня молодежи" (1953), "Марш молодежи мира" (1955), "Дружба всего дороже" (1957), "Звезда Вьетнама", "Пионеры в Кремле" и др.; 6 романсов на ст. Пушкина (1937); песни для гол. и фп., в т. ч. 4 груз. песни (1935), 10 горийских песен (1946), "Едем мы, друзья" (1954), "Россия — родина моя" (1955), "Расцветай, Сибирь" (1956), "Журавли" (1958), "Бухенвальдский набат" (1959) и др.; музыка к спект. (св. 10), к/ф, обр. нар. песен и др.






Мурадели, Вано Ильич


Род. 1908, ум. 1970. Композитор, автор симфоний, опер, песен, кантат и др. Произведения: "Великая дружба" (опера, 1947), "Бухенвальдский набат" (песня, 1959), "Октябрь" (опера, 1961), оперетты (2) и др. Дважды лауреат Государственной премии СССР (1946, 1951). Народный артист СССР (1968).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008