МУРСИАНО ЭЛЬ ФРАНСИСКО РОДРИГЕС

Найдено 1 определение
МУРСИАНО ЭЛЬ ФРАНСИСКО РОДРИГЕС
Гитарист в андалузском стиле. Родился в Гранаде в Испании в многократно воспетом квартале Альбайсин в 1795 году. Маэстро Хосе Хусенга Кастильянос (1828–1891 гг.) выпустил в сочинении под названием “Собрание народных мелодий для гитары” – Мадрид, Х. Кастро и Кампос (издатель), “Малагенью”, которая на самом деле является 24 вариациями, которые мы смогли полностью скопировать из архива маэстро Фелипе Педреля. В упомянутом издании имеются “Примечания” и “Биография” гитариста из Гранады, работа жителя той же провинции, руководителя оркестра и композитора Мариано Васкеса Гомеса (1831–1894 гг.). Мы приводим некоторые данные, потому что в действительности это слава для “мурсиано” и для гитары – указание на положительное влияние, которое они оказали на карьеру знаменитого русского композитора Михаила Глинки (1801–1857 гг.).
Франсиско Родригес, “Эль Мурсиано” в возрасте 5 лет уже привлекал внимание тех, кто слышал его игру на “маленькой гитаре”, так называемой “тикле”. Начиная с этих лет он больше, чем чтению и письму в начальной школе, уделял внимание своему инструменту. Поэтому он оставляет школу, чтобы полностью отдаться своей единственной страсти, гитаре. Он не захотел также изучать музыку, а всю жизнь лелеял мечту, независимую, полную огня. Знаменитый русский композитор Глинка провел много времени в Гранаде, и одним из очарований путешествия было проводить целые часы, слушая нашего Родригеса Мурсиано, импровизировавшего варианты аккомпанемента ронденьяс, фанданго, арагонских хот и т.д., их тщательно записывал русский композитор, который адаптировал, кроме того, для фортепиано красивейшие эффекты, неизвестные широкой публике, эффекты, что извлекал Родригес Мурсиано из шести простых струн своего инструмента. Но Глинка часто оставлял свое занятие, потому что он бывал заворожен гитарой и звуками, которые извлекал его товарищ из гитары. Самые знаменитые кантаоры всей Андалузии единодушно заявляли, что манера аккомпанемента песни и танца “Эль Мурсиано” (они так его называли) не имела равных по красоте и новизне ритмов, по удивительной связи аккордов. Он был очень скромным человеком, никогда не считая свой талант единственным в своем роде, он играл на гитаре для собственного удовольствия или чтобы доставить удовольствие своим друзьям, которых было у него много, благодаря хорошему характеру и тонкой андалузской приветливости. Хотя нам не стоит сожалеть, что народный музыкант не получил музыкального образования, так как он не был связан музыкальныму принципами, и это благотворно влияло на спонтанность его вдохновения, которое не тормозилось никакими правилами. Мы можем только сожалеть об утрате этих черт, которые как бы испарились со временем. И часто даже, когда его просил Глинка или кто–нибудь из друзей повторить какой–либо из понравившихся пассажей, он не мог повторить и играл новые и такие же удивительные, как и предыдущие. Возможно, мы не придали бы особого значения этим строкам биографии, написанным строгим музыкантом Васкесом, если бы они были написаны гитаристом. Пример Глинки, покоренного гитарой “Эль Мурсиано”, мы видим повторяющимся у известных современных композиторов, которые дали для гитары страницы с прекрасной и безупречной фактурой, не забывая, что они были подсказаны другим андалузийцем, Сеговией, благодаря высокому уровню великого артиста.
Художественный еженедельник “Ла Газета Музикаль Барселона” в № 38 (17.11.1861 г.) под названием “Влияние музыки на одушевленные существа”, подписанный виконтом де Понтекуланом, публикует этот очень интересный отрывок, относящийся к “Мурсиано”. В нем говорится следующее: “Аббат, который очень хорошо играл на гайте и был очень увлечен этим инструментом, однажды услышал игру знаменитого Родригеса (испанца) на гитаре, и это ему так понравилось, что он не мог перевести дух от воспоминания и не мог ни идти, ни дышать, наконец, его вывели из зала, и он три дня находился в том же состоянии, уверяя, что умер бы, если бы побыл еще немного под воздействием звука этого инструмента.” Заметим, что виконт де Понтекулан, написавший эти строки – автор знаменитого и популярного сочинения “Органография. Конструкция инструмента”.
Случай гитариста из Альбайсина “Эль Мурсиано” (мы не знаем, почему его так называли, ведь он был из Гранады), наиболее полно оправдывает наше желание поведать в этой книге о личностях, которые известны как “токаоры” и “пайядоры”. “Эль Мурсиано”, вскоре после того, как он расширил поле деятельности, заказал семиструнную гитару. Умер в Гранаде в июле 1848 года.

Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998