Мушаббихиты

Найдено 1 определение
Мушаббихиты
антропоморфисты. Их также называли муджассимитами (придающими Богу телесные качества). Это были представители неортодок-сального мировоззрения, которые представляли Бога в атрибутах и образах сотворенных Им созданий. Основателем мушаббихизма считается Джахм ибн Сафван (ум. в 128/746), который отрицал Божественные атрибуты и рас-сматривал Аллаха в образе человека. Абд аль-Кахир аль-Багдади (ум. в 429/1037) в книге «аль-Фарк Байн аль-Фирак» (Различия между сектами), в которой он описал воззрения различных мусульманских сект, разделял му-шаббихитов на 2 группы: Первая уподобляла Божественную сущность сущ-ности творений, а вторая группа уподобляла только Божественные атрибуты атрибутам творений. В средние века было известно несколько мушаббихитских сект, наиболее известной из которых была хашимитская. Другой мусульманский сектолог Шахрастани описывал один эпизод из жизни ее основателя Хашима ибн аль-Хакама, который в споре с мутазилитом Абу’ль Хузайлом доказывал ему, что Бог имеет конкретное тело, подобное человеческому, и даже указывал на длину некоторых его органов. В мусульманских источниках упоминается, что в основном мушаббихита-ми являлись представители «крайних» шиитов (гулат), которые верили в бо-говоплощения. Например, одним из мушаббихитов мусульманские улемы называют Абдуллу ибн Сабу, который впервые превознес личность халифа Али ибн Абу Талиба и видел в нем воплощение Бога. Хашим ибн аль-Хакам также был «крайним» шиитом. Некоторые басрийские мутазилиты также, в определенной степени, допус-кали в своих воззрениях антропоморфизм. Например, они считали, что Бо-жественная воля идентична человеческой или способность разговора у Бога, по сути, не отличается от аналогичной способности человека. Однако мушаббихитами называли не только представителей конкретной школы. В полемике между различными мусульманскими течениями пред-ставители различных течений часто обвиняли своих оппонентов в склонно-сти к антропоморфизму. Например, мутазилиты считали проявлением ан-тропоморфизма признание ортодоксальным суннитским Исламом наличия у Аллаха атрибутов, возможности лицезрения Аллаха в раю и нахождения Ал-лаха на Троне (Арш). Опираясь на формальную логику, они считали, что в этом случае Аллах должен занимать определенное место в некоем простран-стве. Так, мутазилит Захид аль-Каусари, в полемике по этим проблемам, об- винял суннита Ибн Кутайбу в антропоморфизме. А некоторые известные улемы, как например Фахр ад-Дин ар-Рази считали антропоморфистом вся-кого, кто пытался объяснить сущность упоминаемых в Коране понятий «ли-ца» или «рук» Аллаха. Однако представители ортодоксального Ислама отвергли все эти обвине-ния, так как в данных вопросах нельзя опираться лишь на доводы формаль-ной логики. Проблема атрибутов Аллаха и других упоминаемых выше во-просов находится в сфере иррационального. Ортодоксальная позиция состо-ит в том, что нет подобия Аллаху в сотворенном им мире, так как в Коране говорится: «...нет ничего, подобного Ему» (42: 11). Однако в Боге присутст-вуют описанные в Коране и Сунне атрибуты, но они, как и Божественная сущность, непостижимы для человеческого разума. Схожесть в формули-ровках таких Божественных атрибутов как жизнь, могущество, знание и т.д. с человеческими носит лишь иносказательный характер на уровне воспри-ятия человеческим разумом. То есть такие качества Аллаха, как жизнь, зна-ние или могущество Аллаха, не являются по своей сути подобием аналогич-ных человеческих качеств. Таким образом, согласно ортодоксальному Исла-му, Аллах действительно является Живым, но Его жизнь не является подоб-ной жизни человека; Знающим, но его знания особые, не повторяют анало-гичные способности человека и т.д. В отличие от человеческих, Божествен-ные атрибуты являются безграничными, идеальными, извечными и не исче-зают во времени либо под влиянием каких-то факторов.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007