МУСОРГСКИЙ Модест Петрович

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Мусоргский Модест Петрович
(1839-1881) – великий русский композитор. В 1856-1857 Мусоргский познакомился с А.С. Даргомыжским и вошел в кружок молодых музыкальных деятелей, впоследствии составивших творческое объединение «Могучая кучка». Мусоргский создал монументальные музыкальные драмы - «Борис Годунов»(1871-1872) и «Хованщина»(завершена в 1883, после смерти Мусоргского, Н.А. Римским-Корсаковым). Одновременно с «Хованщиной» Мусоргский создал оперу «Сорочинская ярмарка»(по Н.В. Гоголю).

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
(1839—1881) — российский деятель культуры, композитор. Первое музыкальное произведение издал в 1852 г. Входил в творческое Объединение российских музыкантов «Могучая кучка», оказавших большое влияние на его формирование как художника-реалиста, близкого демократическим идеям. В конце 1850 — нач. 1860-х гг. создал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых отразилась оригинальная творческая манера композитора. Особую известность приобрел монументальными оперными сочинениями, наполненными подлинным драматизмом, красочными массовыми народными сценами, сильными историческими образами и характерами, подлинно русскими народными напевами («Борис Годунов», 1869—1874; «Хованщина», 1872; «Сорочинская ярмарка», 1874—1880). В те же годы создал вокальные циклы («Без солнца», 1874; «Песни и пляски смерти», 1875—1877),сюиту для фортепиано «Картинки с выставки» (1874). Некоторые его песни и романсы представляют собой подобие небольших драматических сценок, которые отличаются подлинным реализмом, тонкостью и многообразием психологических оттенков.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
9.03.1839 - 16.03.1881), русский композитор. Во время учебы в петербургской школе гвардейских прапорщиков (окончил в 1856) занимался музыкой под руководством известного педагога А.А. Герке.
В 1852 было издано первое музыкальное сочинение Мусоргского - полька "Подпрапорщик". В 1856-57 Мусоргский познакомился с А.С. Даргомыжским и вошел в кружок молодых музыкальных деятелей, впоследствии составивших творческое объединение "Могучая кучка". Под руководством М.А. Балакирева Мусоргский изучал технику композиции. В 1863-66 Мусоргский работал над созданием оперы "Саламбо" (по одноименному произведению Г. Флобера), в 1868 над оперой "Женитьба" (по пьесе Н.В. Гоголя, опера не завершена). Мусоргский создал монументальные музыкальные драмы - "Борис Годунов" (1871-72) и "Хованщина" (завершена в 1883, после смерти Мусоргского, Н.А. Римским-Корсаковым). Одновременно с "Хованщиной" Мусоргский создал оперу "Сорочинская ярмарка" (по Н.В. Гоголю). Мусоргский отразил в музыке образы народной жизни, сильные исторические характеры.
В.А. Федоров

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Мусоргский Модест Петрович

Мусоргский, Модест Петрович - знаменитый русский композитор. Родился 16 марта 1839 года в имении родителей, Торопецкого уезда, Псковской губернии. Впечатления детства, проведенного в деревне, определили направление и характер его творчества. Няня рассказывала ему русские народные сказки, и он под их впечатлением импровизировал на фортепиано. Обучать его игре на фортепиано стала мать; затем, учась в Петропавловском немецком училище в Петербурге, он занимался фортепьянной игрой у А. Герке и достиг выдающихся результатов. Появившаяся в 1852 году в печати полька ""Porte enseigne"" была первым опубликованным его произведением. В 1857 году он сочинил фортепьянную пьесу ""Souvenir d´enfance"" и тогда же задумывал оперу ""Han d´Islande"" (сюжет В. Гюго), оставшуюся в проекте. Окончив (1856) школу гвардейских подпрапорщиков, М. поступил в лейб-гвардейский Преображенский полк. Громадное значение для его музыкального развития имело знакомство с Даргомыжским , Кюи , Балакиревым и музыкальным кружком последнего. Немалую роль в его творчестве сыграла и его дружба с В.В. Стасовым , написавшим биографию М. (""Соч. В.В. Стасова"", Санкт-Петербург, 1894, т. III; см. также письма М. к В. Стасову и к Балакиреву, изд. ""Русская Музыкальная Газета""). Балакирев играл с М. в четыре руки, объясняя ему музыкальные формы и приемы оркестровки. М. выступал в кружке не только как пианист, но и как превосходно фразирующий певец-баритон. В 1858 году М. написал два скерцо; одно из них, B-dur, было первым его сочинением, исполненным публично (в концерте Императорского Русского Музыкального Общества, 1860). В 1859 году М. оставил военную службу, но неимение средств к жизни и невозможность добыть их музыкальной деятельностью заставили его служить последовательно в Главном Инженерном Управлении, Лесном Департаменте и Государственном контроле; в последнем его устроил Т.И. Филиппов , большой его почитатель и наследник, по завещанию, его авторских прав. К раннему периоду творчества М. (до 1865 года) относится музыка к ""Эдипу"" Софокла, из которой сохранился хор народа у храма Эвменид, впоследствии использованный М. в коллективной (см. Бородин ) опере ""Млада"", в которой М. написал один акт (1873), а затем, когда она не состоялась - в опере ""Сорочинская Ярмарка"". В 1861 году М. написал характерное ""Intermezzo Symphonique in modo classico"", в 1863 году - романс ""Сауль"". Наиболее крупным его опытом в этот период была опера ""Саламбо"" (1864 - 65), на собственное либретто по роману Флобера. Для нее написаны им три картины, музыка которых в переработанном виде вошла почти вся в оперу его ""Борис Годунов"". Второй период творчества М., с явным преобладанием вокальной музыки, начинается в 1865 году, когда был сочинен ""Калистрат"" (""первая попытка комизма"", по словам М.). Индивидуальность композитора утверждается все более и более. Реалистические, большей частью народно-русские, сюжеты и своеобразная, яркая их трактовка - отличительные черты сочинений этого периода. Кроме целого рода вокальных пьес, характерных и сильных хоров ""Иисус Навин"" (переработанный ""хор Ливийцев"" из ""Саламбо"", основанный на еврейских темах, 1866 год) и ""Поражение Сеннахериба"" (1867), сюда относятся драматические произведения: ""Женитьба"" (1868 год, изд. в 1908 году под редакцией и с предисловием Н. Римского-Корсакова ) - чрезвычайно интересный ""опыт драматической музыки в прозе"" (слова М.) на неизмененный текст комедии Гоголя (написан только один акт); опера ""Борис Годунов"" (написана 1868 - 72, поставлена 1874 на Мариинском театре в Санкт-Петербурге). ""Хованщина"" (1873 - 80 годы, изд. 1882 году под редакцией Н. Римского-Корсакова и им же оркестрована) - грандиозная народная драма, рисующая борьбу старой Московской Руси с новой, Петровской Россией (поставлена 1885, на частной сцене в Санкт-Петербурге), ""Сорочинская Ярмарка"" (1875 - 80), неоконченная комическая опера по Гоголю (см. статью о ней Каратыгина в ""Аполлоне"", 1911), законченная недавно (1914) Ц. Кюи и теперь (1915) печатающаяся. Для оркестра написана в то же время ""Ночь на Лысой горе"" - симфоническая картина (в первоначальном виде - ""Праздник Чернобога"" для ""Млады"", затем - сон паробка для ""Сорочинской Ярмарки""; издана по плану, в редакции и оркестровке Н. Римского-Корсакова), для фортепиано - ""Картинка с выставки Гартмана"" (1874, изд. в 1886 году), сюита пьес юмористического, лирического и описательного характера. Материальная необеспеченность и неудачи на композиторском поприще преследовали М. Его опера ""Борис Годунов"" надолго была снята с репертуара; другие его сочинения долго игнорировались артистами и публикой. В последние полтора года жизни, оставшись без службы, М. добывал средства к жизни ремеслом аккомпаниатора, совершив в 1879 году подбодрившую его концертную поездку в провинцию с певицей Д.М. Леоновой . Усилившаяся страсть к вину ускорила смерть М. Он скончался 16 марта 1881 года в Николаевском военном госпитале и похоронен в Александро-Невской Лавре в Петрограде. - М. один из самобытнейших русских композиторов. Верный заветам Глинки и Даргомыжского, он пошел дальше их. Он горячо отрицал формулу: искусство для искусства. ""Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель"", говорит он в автобиографии. ""Художественное изображение одной красоты в материальном ее значении - грубое ребячество, детский возраст искусства. Тончайшие черты природы человека и человеческих масс, назойливое ""ковырянье"" в этих малоизвестных странах и завоевание их - вот настоящее призвание художника. К новым берегам! Бесстрашно, сквозь бурю, мели и подводные камни, к новым берегам!"" (письмо к В. Стасову 18 октября 1872 года). М. был музыкант-реалист, музыкант-народник, родственный Гоголю и Льву Толстому . Новизна задач и приемов сказывается в ""Борисе Годунове"" и ""Хованщине"" и во множестве вокальных пьес, чрезвычайно разнообразных по замыслу. Никто в музыке не захватывал так глубоко и так широко русскую жизнь, как М. В своих исторических операх он дает целый ряд типов: и ""преступного царя Бориса"", и благочестивого старца-раскольника Досифея, и хитрого вельможи Шуйского, и старовера князя Хованского, и западника князя Голицына, и беглых монахов, и иезуита, и гордой Марины Мнишек, и Марфы-раскольницы, и замечательный, чисто русский тип юродивого. Для всех этих разнообразных типов он находил одинаково яркие краски и меткие штрихи. В его хорах народ живет полной жизнью: то он принижено, из-под палки пристава, молит Годунова принять царство, то, разгулявшись на свободе, глумится над царевым боярином, то умирает в религиозном экстазе (потрясающая сцена самосожжения раскольников в ""Хованщине""). В операх М. ключом бьет народная жизнь, ярко изображается народный быт, раскрывается народная душа. Эти оперы, в сущности - трагедии, и притом трагедии не только отдельных личностей, но и народа, переживающего Смутное время начала XVII века или ломку старинных устоев при воцарении Петра. Он воплотил ее в музыкально-поэтических символах, не выходящих в то же время из рамок реального. Не менее живо и ярко М. воплощал в музыке и комический элемент. Замечательна в ""Борисе"" по своему неподражаемому комизму сцена в корчме с подвыпившими беглыми монахами. - М. очень часто был автором и самих текстов своих вокальных сочинений. Отсюда необыкновенная художественная цельность ""Хованщины"" и мелких вокальных сочинений М. В последних также проявляется разнообразие задач и типов, до М. никем не затронутых. ""Озорник"" (1868), насмехающийся над старухой; барышня, испугавшаяся козла, но не боящаяся пойти за старика (""Козел"", 1867); семинарист (1866), зубрящий латынь и мечтающий о девке у попа Семена; юродивый, изъясняющийся в любви (""Савишна"", 1866); ""Сиротка"" (1868), умоляющая о помощи; ""Забытый"" (1874) солдат на боевом поле - все это глубоко оригинальные, правдивые картинки жизни. М. создал особый род музыкальной сатиры, в которой осмеял некоторых своих современников: в ""Классике"" (1867) - консервативного композитора и критика Фаминцына; в ""Райке"" (1869) - музыкальных деятелей враждебного М. лагеря (Заремба, Ростислав, Серов). Лирических пьес у М. мало, но он силен и в этом жанре. Прекрасны ""Ночь"" (1864), ""Еврейская песнь"" (1867), запечатленная восточным колоритом; прелестны песни в народном духе: ""По грибы"" (1867) и ""По над Доном сад"". Захватывающее впечатление производят оригинально задуманные ""Песни и пляски смерти"", на тексты графа Голенищева-Кутузова. ""Детская"" (1868 - 69) - очаровательные сценки из детской жизни (на собственный текст); здесь М. является простым, наивным и чистым как ребенок. Музыкальные приемы М. новы и своеобразны. Он усвоил себе все особенности русской народной песни и хотя редко пользовался подлинными народными мотивами, но весь склад его мелодики, очень гибкой и характерной, носит чисто русский, народный отпечаток, сказывающийся в гармонических оборотах (частые педали), в оригинальных, внезапных модуляциях, в ритмическом богатстве (встречаются несимметрические ритмы), и в самой форме, уклоняющейся от западных образцов. Главную силу вокального стиля М. составляет простая, правдивая, живая, выразительная декламация, вытекающая из естественной интонации речи и потому совершенно неотделимая от текста. В этом М. - прямой наследник Даргомыжского. Талант М. был многосторонний: он проявил его и в фортепьянных произведениях, и в оркестровых, не овладев, однако, техническими тайнами инструментовки. М. не прошел систематического курса композиции и упорно отказывался от консерваторской, гибельной, по его мнению, рутины. Поэтому технические недочеты у него часты, хотя их и не всегда можно отделить от его новаторских приемов, имеющих художественную ценность. Исправлять М. поэтому не легко, хотя от исправлений он может выиграть. Но не в технической фактуре сила произведений М., а в их содержании. Лучший редактор М. - его друг Н. Римский-Корсаков, знавший его авторские намерения и высоко ценивший его творчество. Благодаря его бескорыстным трудам сохранились многие произведения М. Рукописи М. хранятся в Императорской Публичной Библиотеке. Сочинения М. изданы фирмами В. Бессель и Ко (большая часть), П. Юргенсон и М.П. Беляев . - См. C. Cui ""La musique en Russie"" (П., 1880), Баскин ""М."" (1887); Трифонов ""М."" (""Вестник Европы"", 1893, декабрь); P. d´Alheim ""M."" (1896, ""Mercure de France""); C. Bellaigue ""Etudes musicales"", II; A. Saubies ""La musique en Russie""; Marie Olenine d´Alheim ""Le Legs de M."" (П., 1908); M. D. Calvocoressi ""M."" (П., 1908). Григорий Тимофеев.

Источник: Биографический словарь. 2008

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
(21 III 1839, с. Карево, ныне Псковская обл. - 28 III 1881, Петербург)
М. Мусоргский - один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениальный композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Он жил в эпоху высочайшего духовного подъема, глубоких социальных сдвигов; это было время, когда русская общественная жизнь активно способствовала пробуждению у художников национального самосознания, когда одно за другим появлялись произведения, от которых «веяло свежестью, новизной и, главное, поразительной реальной правдой и поэзией настоящей русской жизни» (И. Репин). Среди своих современников Мусоргский был наиболее верным демократическим идеалам, бескомпромиссным в служении правде жизни, «как бы ни была солона», и настолько одержим смелыми замыслами, что даже друзья-единомышленники часто бывали озадачены радикальностью его художественных исканий и не всегда одобряли их.
Детские годы Мусоргский провел в помещичьей усадьбе в атмосфере патриархального крестьянского быта и впоследствии писал в «Автобиографической записке», что именно «ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций»... И не только импровизаций. Брат Филарет вспоминал впоследствии: «В отроческих и юношеских годах и уже в зрелом возрасте» (Мусоргский. - О. А.) «всегда относился ко всему народному и крестьянскому с особенной любовью, считал русского мужика за настоящего человека».
Музыкальное дарование мальчика обнаружилось рано. На седьмом году, занимаясь под руководством матери, он уже играл на фортепиано несложные сочинения Ф. Листа. Однако в семье никто всерьез не помышлял о его музыкальном будущем. Согласно семейной традиции, в 1849 г. его отвезли в Петербург: вначале в Петропавловскую школу, затем перевели в Школу гвардейских подпрапорщиков. Это был «роскошный каземат», где учили «военному балету», и, следуя печально известному циркуляру «должно повиноваться, а рассуждения держать при себе», всячески выбивали «дурь из головы», поощряя негласно легкомысленное времяпрепровождение. Духовное созревание Мусоргского в этой обстановке протекало весьма противоречиво. Он преуспевал в военных науках, за что «был удостоен особенно любезным вниманием... императора»; был желанным участником вечеринок, где ночи напролет разыгрывал польки и кадрили. Но в то же время внутренняя тяга к серьезному развитию побуждала его изучать иностранные языки, историю, литературу, искусство, брать уроки фортепианной игры у известного педагога А. Герке, посещать оперные спектакли, вопреки недовольству военного начальства.
В 1856 г. после окончания Школы Мусоргский был зачислен офицером в гвардейский Преображенский полк. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры. Однако знакомство зимой 1856/57 г. с А. Даргомыжским, Ц. Кюи, М. Балакиревым открыло иные пути, и постепенно назревавший духовный перелом наступил. Сам композитор писал об этом: «Сближение... с талантливым кружком музыкантов, постоянные беседы и завязавшиеся прочные связи с обширным кругом русских ученых и литераторов, каковы Влад. Ламанский, Тургенев, Костомаров, Григорович, Кавелин, Писемский, Шевченко и др., особенно возбудило мозговую деятельность молодого композитора и дало ей серьезное строго научное направление».
1 мая 1858 г. Мусоргский подал прошение об отставке. Невзирая на уговоры друзей и родных, он порвал с военной службой, чтобы ничто не отвлекало его от музыкальных занятий. Мусоргского обуревает «страшное, непреодолимое желание всезнания». Он изучает историю развития музыкального искусства, переигрывает в 4 руки с Балакиревым множество произведений Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Г. Берлиоза, много читает, размышляет. Все это сопровождалось срывами, нервными кризисами, но в мучительном преодолении сомнений крепли творческие силы, выковывалась самобытная художественная индивидуальность, формировалась мировоззренческая позиция. Все больше привлекает Мусоргского жизнь простого народа. «Сколько свежих, нетронутых искусством сторон кишит в русской натуре, ох, сколько»! - пишет он в одном из писем.
Творческая деятельность Мусоргского начиналась бурно. Работа шла «взахлест», каждое произведение открывало новые горизонты, даже если и не доводилось до конца. Так остались незавершенными оперы «Царь Эдип» и «Саламбо», где впервые композитор попытался воплотить сложнейшее переплетение судеб народа и сильной властной личности. Исключительно важную роль для творчества Мусоргского сыграла незаконченная опера «Женитьба» (1 акт 1868 г.), в которой под влиянием оперы Даргомыжского «Каменный гость» он использовал почти неизмененный текст пьесы Н. Гоголя, поставив перед собой задачу музыкального воспроизведения «человеческой речи во всех ее тончайших изгибах». Увлеченный идеей программности, Мусоргский создает, подобно собратьям по «Могучей кучке», ряд симфонических произведений, среди которых - «Ночь на Лысой горе» (1867). Но наиболее яркие художественные открытия были осуществлены в 60-е гг. в вокальной музыке. Появились песни, где впервые в музыке предстала галерея народных типов, людей «униженных и оскорбленных: Калистрат, Гопак, Светик Савишна, Колыбельная Еремушке, Сиротка, По грибы». Поразительно умение Мусоргского метко и точно воссоздать в музыке живую натуру («Я вот запримечу кой-каких народов, а потом, при случае, и тисну»), воспроизвести ярко характерную речь, придать сюжету сценическую зримость. А главное, песни пронизаны такой силой сострадания к обездоленному человеку, что в каждой из них обыденный факт поднимается до уровня трагического обобщения, до социально-обличительного пафоса. Не случайно песня «Семинарист» была запрещена цензурой!
Вершиной творчества Мусоргского 60-х гг. стала опера «Борис Годунов» (на сюжет драмы А. Пушкина). Мусоргский начал писать ее в 1868г. и в первой редакции (без польского акта) представил летом 1870 г. в дирекцию императорских театров, которая отклонила оперу якобы из-за отсутствия женской партии и сложности речитативов. После доработки (одним из результатов которой явилась знаменитая сцена под Кромами) в 1873 г. при содействии певицы Ю. Платоновой были поставлены 3 сцены из оперы, а 8 февраля 1874 г. - вся опера (правда, с большими купюрами). Демократически настроенная публика встретила новое произведение Мусоргского с истинным энтузиазмом. Однако дальнейшая судьба оперы складывалась трудно, ибо это произведение самым решительным образом разрушало привычные представления об оперном спектакле. Здесь все было новым: и остросоциальная идея непримиримости интересов народа и царской власти, и глубина раскрытия страстей и характеров, и психологическая сложность образа царя-детоубийцы. Непривычным оказался музыкальный язык, о котором сам Мусоргский писал: «Работою над говором человеческим я добрел до мелодии, творимой этим говором, добрел до воплощения речитатива в мелодии».
Опера «Борис Годунов» - первый образец народной музыкальной драмы, где русский народ предстал как сила, которая решающим образом влияет на ход истории. При этом народ показан многолико: масса, «одушевленная единою идеею», и галерея колоритных, поразительных в своей жизненной достоверности народных характеров. Исторический сюжет давал Мусоргскому возможность проследить «развитие народной духовной жизни», осмыслить «прошлое в настоящем», поставить многие проблемы - этические, психологические, социальные. Композитор показывает трагическую обреченность народных движений и их историческую необходимость. У него возникает грандиозный замысел оперной трилогии, посвященной судьбам русского народа в критические, переломные моменты истории. Еще в период работы над «Борисом Годуновым» он вынашивает замысел «Хованщины» и вскоре начинает собирать материалы для «Пугачевщины». Все это осуществлялось при активном участии В. Стасова, который в 70-х гг. сблизился с Мусоргским и был одним из немногих, кто по-настоящему понимал серьезность творческих намерений композитора. «Я посвящаю Вам весь тот период моей жизни, когда будет создаваться "Хованщина"... ей же начало Вами дано», - писал Мусоргский Стасову 15 июля 1872 г.
Работа над «Хованщиной» протекала сложно - Мусоргский обратился к материалу, далеко выходящему за рамки оперного спектакля. Однако писал он интенсивно («Работа кипит»!), хотя и с большими перерывами, вызванными множеством причин. В это время Мусоргский тяжело переживал распад «Балакиревского кружка», охлаждение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отход Балакирева от музыкально-общественной деятельности. Чиновничья служба (с 1868 г. Мусоргский состоял чиновником Лесного департамента Министерства государственных имуществ) оставляла для сочинения музыки лишь вечерние и ночные часы, а это приводило к сильнейшему переутомлению и все более продолжительным депрессиям. Однако вопреки всему, творческая мощь композитора в этот период поражает силой, богатством художественных идей. Параллельно с трагической «Хованщиной» с 1875 г. Мусоргский работает над комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю). «Это хорошо как экономия творческих сил», - писал Мусоргский. - «Два пудовика: "Борис" и "Хованщина" рядом могут придавить»... Летом 1874 г. он создает одно из выдающихся произведений фортепианной литературы - цикл «Картинки с выставки», посвященный Стасову, которому Мусоргский был бесконечно признателен за участие и поддержку: «Никто жарче Вас не грел меня во всех отношениях... никто яснее не указывал мне путь-дороженьку»...
Идея написать цикл «Картинки с выставки» возникла под впечатлением посмертной выставки произведений художника В. Гартмана в феврале 1874 г. Он был близким другом Мусоргского, и его внезапная кончина глубоко потрясла композитора. Работа протекала бурно, интенсивно: «Звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успевая царапать на бумаге». А параллельно один за другим появляются 3 вокальных цикла: «Детская» (1872, на собств. стихи), «Без солнца» (1874) и «Песни и пляски смерти» (1875-77 - оба на ст. А. Голенищева-Кутузова). Они становятся итогом всего камерно-вокального творчества композитора.
Тяжело больной, жестоко страдающий от нужды, одиночества, непризнания, Мусоргский упрямо твердит, что «будет драться до последней капли крови». Незадолго до кончины, летом 1879 г. он совершает вместе с певицей Д. Леоновой большую концертную поездку по югу России и Украины, исполняет музыку Глинки, «кучкистов», Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, отрывки из своей оперы «Сорочинская ярмарка» и пишет знаменательные слова: «К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовет жизнь... к н»о»в»ы»м б»е»р»е»г»а»м пока безбрежного искусства»!
Судьба распорядилась иначе. Здоровье Мусоргского резко ухудшилось. В феврале 1881 г. случился удар. Мусоргского поместили в Николаевский военно-сухопутный госпиталь, где он скончался, так и не успев завершить «Хованщину» и «Сорочинскую ярмарку».
Весь архив композитора после его смерти попал к Римскому-Корсакову. Он закончил «Хованщину», осуществил новую редакцию «Бориса Годунова» и добился их постановки на императорской оперной сцене. «Мне кажется, что меня даже зовут Модестом Петровичем, а не Николаем Андреевичем», - писал Римский-Корсаков своему другу. «Сорочинскую ярмарку» завершил А. Лядов.
Драматична судьба композитора, сложна судьба его творческого наследия, но бессмертна слава Мусоргского, ибо «музыка была для него и чувством и мыслью о горячо любимом русском народе - песнью о нем»... (Б. Асафьев). /О. Аверьянова/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Мусоргский, Модест Петрович

(1839—1881) — талантливый русский композитор. Родился в Торопецком у. Псковской губ., окончил курс в бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве госуд. имуществ и в госуд. контроле. Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное влияние на артистическое развитие М., выяснив ему его настоящее призвание и заставив обратить более серьезное внимание на музыкальные занятия. Под руководством Балакирева М. читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой. Раньше М. учился игре на фортепиано у Герке и сделался хорошим пианистом. Хотя пению М. и не учился, но обладал довольно красивым баритоном и был недурным исполнителем вокальной музыки. Уже в 1852 г. фирмой Бернард в СПб. издана фортепианная пьеса М. В 1858 г. М. написал два "скерцо", из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 г. исполнено в концерте русского музыкального общества, под управлением А. Г. Рубинштейна. Вслед за тем М. написал несколько романсов и принялся за музыку к трагедии Софокла "Эдип"; последняя работа не была окончена, и только один хор из музыки к "Эдипу", дополненный в концерте К. Н. Лядова в 1861 г., издан в числе посмертных произведений Мусоргского. Для оперной обработки М. сначала выбрал роман Флобера "Саламбо", но вскоре оставил эту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет "Женитьбы" Гоголя. Известность М. доставила опера "Борис Годунов", поставленная на сцене Мариинского театра в СПб. в 1874 г. и признанная в некоторых музыкальных кружках произведением образцовым. В течение 10 последующих лет "Борис Годунов" был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 г. "Борис Годунов" снова увидел свет, но в несколько ином виде. Н. А. Римский-Корсаков исправил, переделал и переинструментовал заново "Бориса Годунова" и поставил его на сцене большой залы музыкального общества (новое здание Консерватории), при участии членов "Общества музыкальных собраний". Фирма Бессель и К° в СПб. выпустила к этому времени новый клавираусцуг "Бориса Годунова", в предисловии к которому Римский-Корсаков выясняет причины, побудившие его взяться за эту переделку (плохая фактура и оркестровка). В Москве "Борис Годунов" поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. В 1875 г. М. начал драматическую оперу ("народную музыкальную драму") "Хованщина" (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет "Сорочинской ярмарки" Гоголя. Музыку и текст "Хованщины" М. почти успел закончить, но опера не была инструментована; последнее сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил "Хованщину" и приспособил ее для сцены. Фирма Бессель и К° издала партитуру оперы и клавираусцуг (1883 г.). "Хованщина" исполнена на сцене СПб. музыкально-драматического кружка в 1886 г., под управлением С. Ю. Гольдштейна; на сцене Кононовского зала, в СПб., в 1893 г., частным оперным товариществом; у Сетова, в Киеве, в 1892 г. Довести до конца "Сорочинскую ярмарку" оказалось невозможным, так как из этой оперы в бумагах М. сохранились лишь немногие черновые наброски. Мусоргский — большой самобытный талант, и притом талант чисто русский; он принадлежит к группе музыкальных деятелей, стремившихся к оформленному реализму. Национальность М., как композитора, сквозит и в уменье обращаться с народной песней, и в самом складе его музыки, в ее мелодических, гармонических и ритмических особенностях, наконец — в выборе сюжетов, главным образом, из рус. жизни. М. — ненавистник рутины, для него в музыке не существует авторитетов; на правила музыкальной грамматики он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приемов прежних эпох. Всюду М. отдается своей пылкой фантазии, всюду стремится к новизне. Юмористическая музыка вообще удавалась М., и в этом жанре он разнообразен, остроумен и находчив; стоит только вспомнить его сказку про "Козла", историю долбящего латынь "Семинариста", влюбленного в поповскую дочь, "По грибы" (текст Мея), "Пирушку". М. не любит останавливаться на лирических темах, да они ему и плохо даются (лучше других его лирические романсы "Ночь", на слова Пушкина, и "Еврейская мелодия", на слова Мея); зато широко проявляется творчество М. в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены песни М.: "Калистрат", "Колыбельная Еремушки" (слова Некрасова), "Спи-усни, крестьянский сын" (из "Воеводы" Островского), "Гопак" (из "Гайдамаков" Шевченка), "Светик Савишна" и "Озорник" (обе последние — на слова самого М.) и мн. др.; Мусоргский весьма удачно нашел здесь правдивое и глубоко-драматичное музыкальное выражение для той тяжелой, безысходной скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Сильное впечатление производят выразительной декламацией песни "Сиротка" и "Забытый" (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). В такой тесной, казалось бы, области музыки, как "романсы и песни", М. сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, и вместе с тем применить новые своеобразные приемы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, под общим заглавием "Детская" (текст самого М.), в 4-х романсах под общим заглавием "Песни и пляска смерти" (1875—1877; слова гр. Голенищева-Кутузова; "Трепак" — картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина; "Колыбельная" рисует мать у постели умирающего ребенка; другие два: "Серенада" и "Полководец"; все весьма колоритны и драматичны), в "Царе Сауле" (для мужского голоса с аккомпанементом фортепиано; текст самого М.), в "Поражении Сеннахериба" (для хора с оркестром; слова Байрона), в "Иисусе Навине", удачно построенном на оригин. еврейских темах. М. — плохой симфонист; его специальность — музыка вокальная, как иллюстрация текста. Он образцовый декламатор, схватывающий малейшие изгибы слова; в своих произведениях он всегда отводит широкое место речитативу. Родственный Даргомыжскому по складу своего таланта, М. примыкает к нему и по взглядам своим на музыкальную драму, навеянным на него оперой Даргомыжского "Каменный гость". Несмотря на неудачное либретто, на многие шероховатости и промахи, "Борис Годунов" — талантливое произведение, многие сцены которого (избрание Бориса на царство, корчма на литовской границе, рассказ Пимена, смерть Бориса, сцена у фонтана) блестят жизненностью, юмором, правдой и поэтической красотой. В инструментовке М. малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок; к музыке в законченных формах, с развитием тематического материала, М. мало был способен, да и не был склонен. Из оркестровых произведений М., кроме упомянутых уже, заслуживает внимания "Интермеццо" (сочинено в 1861 г., инструментовано в 1867 г.), построенное на теме сурового характера, напоминающей музыку XVIII в. и изданное в числе посмертных произведений М., с инструментовкой Римского-Корсакова. Талантливая фантазия: "Ночь на Лысой горе" также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с большим успехом исполнена в 1886 г. в СПб.; это — ярко колоритная картина "шабаша духов тьмы" и "величания Чернобога". Укажем еще на ряд музыкальных эскизов, под заглавием "Картины с выставки", написанных для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В. А. Гартмана. Все произведения М. изданы фирмой В. Бессель и К° в СПб.; многое издано и в Лейпциге, фирмой М. П. Беляева (см. каталог ее на 1895 г.).


Биографические сведения и хронологические данные о композиторской деятельности М. имеются в статье В. В. Стасова, напечатанной в "Вестнике Европы" (май и июнь 1881 г.). См. его же, "Перов и М." ("Русская Старина", 1883, т. XXXVIII, cтp. 433 — 458); его же, "М. П. Мусоргский. Памяти его ("Истор. Вестн.", 1886, март); его же, "Памяти М." (СПб., 1885); В. Баскин, "М. П. М. Биографич. очерк" ("Русс. Мысль", 1884, кн. 9 и 10; отдельно, М., 1887); С. Кругликов, "М. и его "Борис Годунов ("Артист", 1890, № 5); П. Трифонов, "М. П. М." ("Вестн. Европы", 1893, дек.). Брошюра о M. Pierre d´Alheim (П., 1896), панегирического характера, серьезного значения не имеет.


—ский.


{Брокгауз}





Мусоргский, Модест Петрович


— известный русский композитор (1835—1881); христианин. Несмотря на то что М. являлся композитором-народником, он кое-что сделал и для еврейского искусства. Он первый стал применять в своих произведениях еврейские народные мелодии. В его превосходном "Иисусе Навине" художественно разработаны оригинальные еврейские напевы, записанные М. в еврейском местечке, где он квартировал, будучи офицером. Эти мелодии сообщили произведению необычайную сочность и яркость, придав им специфический характер (либретто к хору из "Иисуса Навина" в переводе С. Черниховского на еврейский язык и Ривесмана на разговорно-еврейский язык печатается ныне [1911] в сборнике "Общества еврейской народной музыки"). "Еврейская мелодия" М. (из Песни Песней) является уже его собственным творчеством; прекрасная выразительная мелодия насквозь пропитана еврейским духом и выделяется оригинальностью и характерностью своего склада.


Д. Черномордиков.


{Евр. энц.}





Мусоргский, Модест Петрович


— род., 16 марта 1835 в с. Кареве (имении родителей), Торопецкого уезда Псковской губ.; ум. 16 марта 1881 в СПб. Жизнь в деревне (до 10 лет и нередко позже) оставила неизгладимое впечатление в М. и не осталась без влияния на его творчество. Игре на фп. М. учился дома и 9-ти лет играл уже концерт Фильда. 1849 он отдан был в СПб. Петропавловскую школу, откуда перешел в школу гвардейских подпрапорщиков (1852—56), не переставая все время брать уроки фортепианной игры у Герке. Будучи уже офицером Преображенск. полка (1856) и хорошим пианистом, М. познакомился с Даргомыжским, а у последнего с Кюи и Балакиревым. Знакомство это имело для М. огромное значение: он решил посвятить себя музыке и в 1859 оставил военную службу. Стесненные обстоятельства заставили его однако в 1863 снова поступить на службу (до 1868 инженерный департамент; 1869—79 лесной департамент, 1880—81 государственный контроль). Попытки к сочинению обнаружились у М. очень рано; сказки няни были первым импульсом к его музык. импровизациям. Первым напечатанным сочинением его была полька (1852), написанная, когда у М. не было еще никаких познаний по теории музыки. В 17 лет он начал было писать оперу "Ган Исландец", но из этого ничего не вышло. В 1857 как ученик (и позднее как товарищ) М. изучал под руководством Балакирева музык. формы и технику композиции. Одно из написанных 1858 двух скерцо в переложении для оркестра (В-dur) было первым сочинением М., исполненным в концерте (И. Р. М. О., 1860, под управлением А. Рубинштейна). Затем М. писал музыку к "Эдипу" Софокла (сохранилась лишь часть) и 1863 принялся за оперу "Саламбо" (сюжет Флобера); опера не была окончена, и музык. материалом ее М. воспользовался для других своих сочинений (особенно "Бориса Годунова"). К тому же времени относится ряд инструментальных сочинений ("Intermezzo symphonique in modo classico"). В это время М. был уже близок со всеми членами кружка Балакирева (см.); музыкальные собрания кружка, на которых исполнялись между прочим произведения членов кружка, имели для М. огромное нравственно-ободряющее значение. М. сам был превосходным исполнителем, особенно комических вещей; он считался также идеальным аккомпаниатором. После ряда романсов М. принялся за комическую оперу ("опыт драматической музыки в прозе") "Женитьба" на неизмененный (!) текст Гоголя. Написан был только 1-й акт (1868); он исполнялся не раз в кружке, но не был напечатан. В том же году начата была "народная музык. драма" в 4 д. "Борис Годунов" (сюжет Пушкина; текст частью М., частью Пушкина). Опера была готова 1870, но дирекция отказалась принять ее, ссылаясь на чрезмерное обилие хоров и ансамблей и недостаток solo. М. переделал "Годунова" соответственно этим указаниям, добавил финальную картину (въезд Лжедимитрия) и в таком виде опера поставлена была на Мариинской сцене (24 января 1874). Она имела крупный успех (до конца сезона прошла 20 раз), хотя в печати возбудила горячие споры, как, впрочем, и почти все остальные сочинения М. Позднее опера была несколько переделана, исправлена и заново переинструментована Римским-Корсаковым (издание 1896) и, в таком виде поставлена с успехом в Москве, с Шаляпиным в заглавной роли, на Частной сцене (1898) и затем в Большом театре (1900). К 1872 относится акт "Млады", оперы-балета, сообща написанного по заказу дирекции членами кружка; "Млада" не ставилась и не была напечатана; музыкой ее М. воспользовался для других сочинений. Последняя опера М., "Хованщина" (борьба старой Руси с новой; эпоха Софьи-Правительницы; сюжет В. Стасова, либретто М.), начата была 1872 и окончена в набросках 1880. Одновременно (с 1875) М. писал оперу "Сорочинская ярмарка" (сюж. Гоголя), но бросил ее, не кончив. Тем временем здоровье М. все более расшатывалась; концертное путешествие (1879) по России с Леоновой (см.) оживило его, но не надолго; он умер в Николаевском военном госпитале (М. не был женат). Опера "Хованщина" вместе с рядом других сочинений, оставшихся не вполне готовыми после М., была приведена в порядок и инструментована Римским-Корсаковым. Дирекция Имп. театров отказалась, однако, принять ее; опера поставлена была в СПб. частными силами в 1886 и в Москве на Частной сцене (1897).



Наиболее характерные черты таланта М. стали обрисовываться со второй половины 60-х годов. М. называл Даргомыжского (см.) последнего периода "великим учителем музык. правды". Он проводил в жизнь заветы "учителя", но вполне самостоятельно, в гораздо более широких рамках, отказавшись (после "Женитьбы") от его исключительности. Основные принципы М.: "искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель", "художественное изображение материальной красоты есть ребячество, детский возраст искусства". В связи с этим М. не признавал музыки вне связи со словом или поэтической "программой" и главной задачей своего творчества считал достижение наибольшего реализма и выразительности в музык. иллюстрации текста или программы. Ради этого он готов жертвовать и внешней, материальной красотой звука, и стройностью чисто-музыкальной архитектоники, и общепринятыми гармоническими и иными требованиями. Новизна и реализм музык. приемов М. соответствуют и характеру его сюжетов. Романсы М. (см. ниже; текст для многих написан самим М.) явились чем-то небывалым в музыкальной литературе; они стоят особняком и по сию пору. "Любви" отведено в них очень мало места; много разнообразных и всегда реальных картинок из жизни простого народа, что отчасти дает право назвать М. "Некрасовым в музыке". Тем же общим реально-национальным характером отличаются и обе оперы М-го, особенно "Бор. Год." — целый русский микрокосм. М. умеет обращаться с народной песнью и пользоваться ею для проникновенной обрисовки бытовых сцен и даже целой исторической эпохи; особенно относится это к хорам, из которых многие отличаются стихийно-народным или вернее "простонародным" характером. Он обладает редкой способностью к сжатой и яркой музыкальной характеристике. Драматизм и комизм его сильны, жизненны (область комического в музыке М. расширил между прочим и музык. пародией: "Классик", "Раек"). Декламация его — сильна, выразительна и отличается необыкновенной гибкостью и новизной приемов; эта сторона творчества М. оказала наибольшее влияние на позднейшую русскую вокальную музыку. К числу недостатков М. относятся иногда доведенная до крайности небрежность письма (по определению Римского-Корсакова — "непрактичные трудности, жесткость гармоний и модуляций, погрешности голосоведения, обрывочность мелодических фраз" и т. п.), особенно же слабость тематической разработки, зависевшая от несовершенной техники М., и в связи с этим недостаточность широкого, органически музыкального развития, особенно в больших ансамблях и финалах. Об инструментовке М. ныне судить трудно, ибо почти все сочинения его, в том виде как они теперь исполняются, инструментованы Римским-Корсаковым. М. похоронен в СПб., на кладбище Александро-Невской Лавры.


М. написаны: А. Для сцены: "Женитьба" (1-й акт; рукопись хранится в СПб. Публичн. Библиотеке); "Борис Годунов", народная музык. драма в 4 д.; "Хованщина", народная музык. драма в 5 д.; отрывки из оперы "Сорочинская ярмарка"; В. Для оркестра: "Intermezzo in modo classico" (Н-moll); скерцо В-dur; Турецкий марш; "Ночь на лысой горе", фантазия (наброс. 1866; переделана позже, для "Сорочинской ярмарки", куда должна была войти); С. Для хора с оркестром: "Поражение Сеннахериба" (1867); "Иисус Навин" (1877, смеш. хор; обе пьесы — на оригинальные еврейские темы); "Что так печальна" (женский хор из "Саламбо"); "Что будет с нами" (смеш. хор из "Эдипа"). D. Романсы (всего 46, в хронологич. порядке): "Саул" (1863); "Ночь", "Спи, усни", "Савишна" (1865); "Гопак", "Желание", "Семинарист" (1866); "По грибы", "Еврейская песня", "Пирушка", "Козел", "Стрекотунья-белобока", "Озорник", "Классик" (1867); "Сиротка"; Детская песенка, "Дитя с няней", "Раек" (1870, музык. памфлет), "Детская" (7 характерных картинок из детской жизни; текст М., 1868—70); "Забытый"; "Без солнца" (6 романсов на слова Голенищева-Кутузова, друга М., 1874—75); "Пляска смерти" (4 ром. на слова Голенищева-Кутузова, 1875). Кроме того, изданы после смерти М. 10 №№: "Горними тихо", "Спесь", "Ой, честь ли", "Рассеваются", "Виденье", "По-над Доном", "Днепр", "Блоха", "Калистрат", "Странник". Е. Для фп.: "Картинки с выставки" (1874; 10 музык. иллюстраций к выставке художника-архитектора Гартмана, друга М.); "Méditation"; "Une larme"; "Швея"; "Близ южного берега Крыма," "На южном берегу Крыма", "В деревне", "Детская шутка", "Intermezzo".


О М. писали: В. Стасов: , "М. П. М." ("Вестник Европы", 1881, № 5—6), "Памяти М." ("Исторический Вестник", 1886, № 3); обе статьи перепечатаны в собрании сочин. Стасова, где можно найти еще немало статей о М.; Баскин, "М. П. М." (Москва, 1887); Трифонов, "М. П. М." ("Вестник Европы", 1893, 12); Ц. Кюи, "Русский романс" (СПб., 1896, стр. 77—107).


(Э.).


{Риман}





Мусоргский, Модест Петрович


(род. 21.III.1839 в с. Карево Торопецкого уезда Псковской губ., ум. 28.III.1881 в Петербурге) — рус. композитор, пианист. В раннем детстве обучался дома игре на фортепиано, после переезда в Петербург (1849) продолжал занятия с пианистом А. Герке, поощрявшим также его первые опыты сочинения музыки. В дальнейшем изучал музыку под рук. М. Балакирева. В 1852 поступил в школу гвардейских подпрапорщиков, по окончании которой (1856) 2 года служил офицером лейб-гвардии Преображенского полка. Знакомство с А. Даргомыжским (1856), Ц. Кюи, М. Балакиревым (1857) привело к решению посвятить себя музыке. В 1858 М. вышел в отставку с военной службы. С этого времени началась его активная творческая деятельность. Он стал участником творческого содружества Могучая кучка. Материальные обстоятельства заставили его служить чиновником сперва Инженерного (1863—68), затем Лесного (1868—79) департаментов и Государственного контроля (1879). В 1879 совершил успешную концертную поездку (Украина, Крым и др.) с певицей Д. Леоновой. Последующие 2 года работал аккомпаниатором в открытых ею в 1880 Музыкальных классах. М. вошел в историю мирового муз. искусства как гениально одаренный музыкант-новатор, гуманист и демократ, яркий и последовательный выразитель в музыке общественно-передовых идей 60-х гг., рассматривавший свою деятельность как один из видов активного служения народу средствами искусства. Характерные черты его творчества — самобытность, оригинальность, правдивость, народность музыки; сочетание выразительности с изобразительностью, психологическая проницательность, своеобразие музыкального языка, синтезирующего речевое начало с песенным; отказ от исторически сложившихся форм и рационалистических схем во имя жизненной правды. Вершина творчества М. — его оперы. По силе, правдивости, глубине воплощения как индивидуальных образов, так и народных масс, зрелому реализму, своеобразию драматургии (М. писал музыку на собств. либр.), яркости национального колорита, волнующему драматизму, новизне музыкально-выразительных средств такие произведения, как "Борис Годунов", "Хованщина", почти не имеют равных в мировой оперной музыке. Творчество М. оказало большое влияние на развитие отечественной (в частности, советской) и зарубежной (напр., западнослав., франц.) муз. культур.


Соч.: оперы "Саламбо" (неоконч., 1863—66), "Женитьба" (соч. 1868, оконч. М. Ипполитовым-Ивановым, 1931), "Борис Годунов" (1 ред. 1869, 2 — 1872, пост. 1874), "Хованщина" (оконч. Н. Римским-Корсаковым, 1886), "Сорочинская ярмарка" (оконч. Ц. Кюи, 1916); "Иисус Навин" (1877), "Поражение Сеннахериба" (1 ред. 1867, 2 — 1874) для хора с орк.; Скерцо (1858), муз. карт. "Иванова ночь на Лысой горе" (1867), Интермеццо (1867) и др. произв. для орк.; пьесы для фп., в т. ч. сюита "Картинки с выставки" (1874); 67 романсов и песен, в их числе муз. памфлет "Раек", вок. циклы "Детская" (1868—72), "Без солнца" (1874), "Песни и пляски смерти" (1875—77), баллада "Забытый", песни "Блоха", "Семинарист", "Козел", "Гопак", "Светик Савишна", "Колыбельная Еремушки", "По-над Доном" и др.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008