Мусульманская община г. Екатеринбурга
Мусульманская община г. Екатеринбурга
Мусульмане влияли на историю и развитие Екатеринбурга с самого его основания. Земли, на которых был построен город-завод, принадлежали башкирским племенам. Один из основателей поселения В.И. Геннин отмечал, что Екатеринб. крепость построена «для безопасности от неспокойного народа... башкирцов и татар, которые в близости жительство имели и увидели, что русские люди близ их рубежа строят заводы». Для продвижения к югу от крепости, в глубь владений башкир, «для безопасного оного народа» Геннин «обвел фортициею» екатеринб. заводы В результате действий правит. войск против повстанцев, участвовавших в башкирском восстании 1735–40 гг., в Екатеринбург доставили большое количество пленных, которых подвергали насильственному крещению, раздавали в крепостные городским чиновникам, а упорствующих в принятии христианства казнили. В то же время в городе начала складываться первая м.о., состоящая из бежавших от войны татарских переселенцев и заложников (аманатов), отправленных башкирскими аулами во избежание карательных акций правит. войск. М.о. группировалась вокруг служилого мещеряка, абыза Махмута Мемеделина. Для обучения детей прибывших в Екатеринбург мусульман по решению городских властей в 1736 г. была организована татарская школа – мектеб, где татарской грамоте и основам ислама учил казанский мулла З. Семенов. Однако школа проработала всего год, после чего ее учеников отдали в крепостные, а зарождавшаяся м.о. распалась. На протяжении XVIII–XIX вв. Екатеринбург посещали торговцы из Казахстана и Центр. Азии, которые пригоняли скот, а также привозили китайские, среднеазиатские, персидские и турецкие товары. Во 2-й пол. XIX в. вновь складывается постоянная м.о., представленная в основном татарами, переселившимися из Казанской и Уфимской губ. По данным первой всерос. переписи населения 1897 г., в Екатеринбурге зафиксировано 586 лиц магометанского исповедания. Екатеринб. мусульмане в кон. XIX в. занимались ремеслом, мелкой и крупной торговлей. Наиболее яркими представителями татарского купечества были семьи Богатиевых и Агафуровых. Они финансировали работу городского медресе (открыто в 1895 г.), молельного дома (первое упоминание относится к 1889 г.) по ул. Студеной, 8, Екатеринб. мус. благотв. общества (основано в 1907–08 гг., официально зарегистрировано в 1913 г.), Мус. женского нач. высшего училища, Мус.-русской бесплатной библиотеки-читальни, «Временного мус. комитета по оказанию помощи воинам и их семействам» (все три относятся к 1915 г.). Одним из первых имамов Екатеринбурга (1910–17) был ахун Г.Ш. Рахманкулов. В ходе революционных событий 1917 г. в Екатеринбурге под руководством С.-Г. СаидГалиева формируется мус. гарнизонный комитет. Он способствовал созданию 1-го мус. революционного батальона Урала, впоследствии преобразованного в 13-й мус. полк. В 1917 г. дважды собирались Уральские областные мус. военные съезды, где официально образовалась фракция большевиков. 13-й мус. полк выступал на стороне большевиков в боях против войск атамана Дутова и Чехословацкого корпуса на Юж. Урале. После отступления из Екатеринбурга Сибирской армии адмирала Колчака и установления власти большевиков в городе в 1919 г. появляется несколько учреждений для мусульман: мус. детский сад, мус. школа 1-й ступени, Мус. педагогический техникум и др. Однако это были светские учебные заведения, организованные по распоряжению новой власти. В 1920-е гг. слово «мусульмане» выходит из употребления, заменяясь термином «татаробашкиры». 12.10.1926 г. было зарегистрировано Мус. общество Свердловска, состоявшее из 559 чел. По постановлению Уралоблисполкома от 5.03.1930 г. была закрыта городская мечеть. Здание передано под детский сад (см. Типология закрытия мечетей Ср. и Юж. Урала). После потери мечети м.о. группировалась вокруг Мус. кладбища Екатеринбурга на Васиной горке (возле быв. кинотеатра «Комсомолец»). Неофициальными муллами в кон. 1920-нач. – 1930 гг. были К. Мусакаев и М. Галимов (см. Репрессированные имамы Свердловской обл.). В 1937 г. они были приговорены к расстрелу по «делу о заговоре руководителей ЦДУМ». Еще одним центром ислама в Свердловске стал Уралмашзавод, рабочие которого, татары и башкиры по происхождению, тайно собирались для совершения религиозных ритуалов. В годы Великой Отечественной войны там также работало значительное количество мобилизованных рабочих из Узбекистана и Таджикистана. (см. Трудмобилизованные из Ср. Азии на предприятиях и стройках Урала). Несмотря на запреты, мусульмане Свердловска продолжали собираться на кладбище для совершения религиозных ритуалов. По воспоминаниям современников, в 1950-е гг. на Курбан- и Ураза-байрам там собиралось до 2000 чел. С сер. 1950-х гг. на кладбище прекратили производить захоронения. В то же время верующие неоднократно направляли в Совет по делам религиозных культов в Свердловском облисполкоме прошения о возвращении здания мечети, но получали отказы. В 1951 г. в м.о. произошел раскол, верующие обратились к властям с просьбой сместить избранных обществом уполномоченных Зиганшина и Сайфутдинова, которые обвинялись в присвоении денежных средств и злоупотреблениями полномочиями. Однако городские власти не стали вмешиваться в конфликт. В 1960–70-е гг. одним из лидеров м.о. становится Г.Н. Нуриманов. В этот период мусульмане собирались для совершения ритуалов на частных квартирах. В Чкаловском р-не лидером м.о. был ветеран войны мулла Насретдин Хасанов, двое сыновей которого, ФаткулКадир и Нурутдин Хасановы, в наст. вр. работают имамами двух мечетей Екатеринбурга. Полулегальному существованию м.о. пришел конец, когда 23.05.1982 г. была организована община мечети «Маулид». По просьбе старейшин председатель Свердловского облисполкома Б.Н. Ельцин разрешил мус. общине купить частный дом (по адресу: Воронежский пер., 16) в Чкаловском р-не, на базе которого была построена первая городская мечеть «Маулид» (официально открыта в 1995 г.). В январе 1991 г. был создан Свердловский мухтасибат ДУМЕС во главе с имаммухтасибом Гумаром Валеевым. Однако в 1992 г. он был смещен из-за намерения выйти из состава ДУМЕС. Вместо него был назначен С.С. Сайдулин, ставший первым председателем Регионального ДУМ Свердловской обл., в которое был преобразован Свердловский мухтасибат весной 1994 г. В 1999 г. в Екатеринбурге появилась вторая мечеть (небольшой 1-этажный молельный дом) в м/р-не «Химмаш». В 2001 г. в торжественной обстановке с участием губернатора Э.Э. Росселя рядом с этим молельным домом был заложен первый камень в здание новой мечети вместимостью до 300 чел. Ее строительство сейчас на стадии завершения. В 2001 г. в быв. здании школы в м/р-не «Уралмаш», переданном верующим, была основана мечеть «ар-Рахман». 24.11.2007 г. в Екатеринбурге при участии губернатора Э.Э. Росселя и на тот момент гл. муфтия УрФО Т.Г. Саматова состоялась церемония закладки камня в фундамент будущей Соборной мечети Екатеринбурга. Мечеть, рассчитанная на 600 молящихся, будет построена в самом центре города и станет частью религиозного комплекса «Площадь согласия», в который также входят православный кафедральный собор и синагога. В силу интенсивных миграционных процессов и принятия ислама представителями немус. народов М.о. из татаро-башкирской стала полиэтничной, но по-прежнему преимущественно суннитской. Основной костяк верующих сегодня составляют татары, башкиры, таджики, узбеки, киргизы, азербайджанцы, русские. Действует женский клуб «Шанс», а также первая на тер. России официально зарегистрированная шиитская община «Ахли-Бейт». Работает мус. изд-во «Мир». В Екатеринбурге на телеканале ОблТВ выходят мус. телепрограммы «Ислам сегодня» и «Истина» (см. «Манара», телестудия), работает сайт «Ислам в Екатеринбурге». Лит.: Бек И. Пламя веры. Трагедия уральской мусульманки // Истина. – 06.2006; Геннин В. Уральская переписка с Петром I и Екатериной I. – Екатеринбург, 1995, с. 356–57, 359; Корепанов Н.С. В раннем Екатеринбурге (1723–1781 гг.). Изд. 3-е. – Екатеринбург, 2001, с. 76–77; Он же. Первый учитель // Областная газета. – Екатеринбург, 16.08.1995; Корепанова С. «Между правдой и поэзией». Из истории рода Агафуровых // Казань. 2006, № 4; Она же. Братья Агафуровы // Научноинформационный вестник истории и этнографии татарского населения Урала. – Екатеринбург, 1999, № 1, с. 81–82; Кулбахтин Н.М. К истории Екатеринбургских башкир // Уралтау. – 12.1998; Пензин Э. Первые иноязычные школы Екатеринбурга // Народное образование на Урале в XVIII – начале ХХ в. Сборник научных трудов. – Свердловск, 1990, с.14; Старостин А.Н. Влияние этноконфессиональной политики властей на формирование исламского ландшафта уральских городов: методология исследования. – http://www.ino-center.ru/news/ doc/259starostin.pdf. А.С., Р.Б.