Мусульманская община г. Карабаш

Найдено 1 определение
Мусульманская община г. Карабаш
Челябинская обл.). Карабаш (татар. «черная голова») был основан в 1822 г. как пос. золотоискателей, статус города приобрел в 1933 г. Вскоре после основания поселка в Соймановской долине было обнаружено месторождение медно-колчеданных золотосодержащих руд, и в 1834 г. заложен первый медеплавильный завод, работавший в 1837–42 гг. Поселок при нем получил название Соймановского. В 1907 г. близ шахты Конюховская был построен второй завод, в том же году было начато строительство третьего Карабашского медеплавильного завода, пущенного в 1910 г. Тяжелое экономическое положение, обезземеливание вынуждали башкирских и татарских крестьян массово наниматься на уральские заводы и рудники. Поэтому мус. рабочие появились здесь практически одновременно со строительством металлургических предприятий. Уже по указу Пермского губ. правления от 25.06.1909 г. было разрешено сооружение соборной мечети на Соймановском медеплавильном заводе, а др. указом от 7.12.1910 г. в должности ее 1-го муллы был утвержден Шарафутдин Габдулжаббарович Сулейманов. Значительное количество мус. рабочих было занято на удаленных горнодобывающих участках. Поэтому указом губ. правления от 28.03.1913 г. был назначен 2-й мулла Абдулкасим Насретдинович Исмагилов, которому поручено объезжать для совершения религиозных обрядов Американский, Ивановский и Карпинский рудники Карабашского завода. Наконец по мере роста общины в должности муэдзина по указу губ. правления от 19.01.1916 г. был утвержден Мухамеднур Ахмедуллин. В советское время мечеть была закрыта и больше не открывалась. В 1932 г. в течение года для татарского и башкирского населения выпускалась газета «Бригадир» на родном яз. По данным переписи 2002 г., в Карабаше проживают 1,5 тыс. мусульман, или 10% населения (башкир 5,1%, татар 4,9%,), которые никак не организованы. В 2005 г. глава Карабаша Муса Дзугаев в интервью телепрограмме «Ислам сегодня» говорил о необходимости строительства в городе мечети, которая, по его мнению, могла бы отвлечь людей от пьянства и антисоциального поведения. Но из-за отсутствия инициативы со стороны мус. населения никаких шагов в этом направлении сделано не было. Лит.: Семеновских А. Развитие ислама в Челябинской области. – http://www.islamrf.ru/news/umma/ reportages/2869/; ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 2, д. 8, л. 659, 698. Д.Д., А.С.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009