Мусульманская община г. Оренбурга

Найдено 1 определение
Мусульманская община г. Оренбурга
Оренбург был основан в 1743 г. как администр. и военный центр приграничного края, а также гл. пункт торговых и дипломатических отношений Российской империи с народами Казахстана и Ср. Азии. На степной стороне, за р. Урал был построен Меновой двор, где проходила крупная ярмарка. С самого начала меновой торговли в Оренбурге благодаря близости языка, общности религии и культуры доминирующее положение на местном рынке заняли татары. Так, уже в 1761 г. среди 109 российских торговцев на Меновом дворе был 81 татарин (65%), а в 1799 г. – 162 из 248 (65%). Вхождение Ср. Азии в состав России, развитие ж/д транспорта в кон. XIX – нач. XX вв. подорвали традиционную посредническую роль татарских купцов, но они сохранили значимые позиции в торговле на Востоке благодаря своему опыту и наработанным деловым связям. В 1884 г. из 148 арендаторов лавок и складских помещений на оренб. Меновом дворе татарами были 64 чел. (43%). На протяжении долгого времени мус. предприниматели предпочитали сезонные операции и только в кон. XVIII – нач. XIX вв. стали селиться в городе на пост. основе. В целом до сер. XIX в. доля мусульман в пост. населении города была невелика. В 1826 г. здесь проживало всего 146 мусульман м.п., в 1847 г. – 457 чел. обоего пола (2,5% населения). С 1860–70-х гг. продолжающееся обезземеливание и социальное расслоение крестьянства объективно стимулировали широкий приток мус. переселенцев в Оренбург, который переживал экономический подъем, связанный с развитием в крае товарного производства хлеба, перерабатывающей и пищевой промышленности, сети ж/д, присоединением Ср. Азии к России. В 1865 г. Оренбург насчитывал уже 3,3 тыс. мус. жителей, в 1875 г. – 5,3 тыс. (14% населения), в 1890 г. – 15 тыс. (31%), в 1896 г. – 16,8 тыс. (27%), в 1903 г. – 19,8 тыс. (26%), в 1904 г. – 22,6 тыс. (26%), в 1907 г. – 24,5 тыс. (28%), в 1910 г. – 29,4 тыс. (29%), а в 1912 г. – 37,6 тыс. (26%). По данным переписи 1897 г., 27 % мусульман Оренбурга составляли наемные служащие, чернорабочие и поденщики, 23% были заняты в торговле, 19% – в промышленном и ремесленном производстве, 7% – на транспорте, 7% получали средства от казны, общественных учреждений и частных лиц, 5% работали в с/х, 3% – заключенные, 3% – военнослужащие, 2% – в сферах обществ. питания и услуг, 1,5% – в строительстве, 1,3% – жили на доходы от капиталов и недвижимости, 0,4% – чиновники, 0,3% – служители культа. В 1897 г. здесь жило 11,3 тыс. татар, 1,4 тыс. башкир, 0,4 тыс. казахов. Мус. предприниматели торговали живым скотом, мясом, салом, шерстью, овчинами и кожами, зерном и мукой, свежими и сушеными фруктами, мехами, мануфактурными, галантерейными, бакалейными и колониальными товарами, лесоматериалами и дровами. Среди оренб. торговцев нач. XX в. выделяются Ш. Аблязов (мануфактура), М.А. Аюпов (меха и меховые изделия), Б.Г. Башаев (сырые шкуры, шерсть), И. Бикказаков (мануфактура, животноводческое сырые), С.Г. Габитов (бакалейные и колониальные товары, мануфактура, сырые шкуры, шерсть), М.-Ф. Гимадеев (бакалейные и колониальные товары, сырые и выделанные кожи), братья Губайдуллины (зерно, сырье и кожи), братья Гумаровы (фрукты и овощи, бакалейные, кондитерские и гастрономические товары), М.Ю. Девишев (шерсть, мясо, сало, мука), М.-Г.И. Делишев (мануфактура), Г.М. Камалов (сырье и кожи, шерсть, мануфактура; см. Камаловы), И.Х. Кутлукадышев (мануфактура), Н.Г. Муканаев (зерно, мука), Г.Н. Насыров (мануфактура, бакалейные товары), братья Рахимовы (галантерейные и мануфактурные товары), братья Тенишевы (мануфактура), А.А. Уразаев (галантерейные и мануфактурные товары), М.С. Усманов (сырье, шкуры, зерно), братья Хусаиновы (скот, животноводческое сырье, хлеб, мануфактурные товары), А.М. Шарипов (галантерея; см. Шариповы) и др. Близость стабильной базы животноводческой продукции в казахских степях, развитие в крае товарного производства зерна предопределили развитие в Оренбурге перерабатывающей и пищевой промышленности. Мус. капиталу принадлежали многочисленные бойни и салотопни, овчинные заведения, шерстомойки, мыловаренные заводы (Киникеевы, Ш.Г. Рахимов), кожевенные предприятия (Абдулфатихов, М.-Ф. Гимадеев, З.Г. Камалов, Х.И. Рахманкулов, А.Л. Фаткуллин), мельницы (М.Ю. Девишев, Хусаиновы), пекарни и т.д. Характерной особенностью Оренбурга было то, что первоначальное развитие исламских ин-тов здесь проходило при активном содействии и определяющей роли гос-ва, порой опережая рост и потребности м.о. Для удовлетворения духовных нужд мус. торговцев в 1783–85 гг. за госсчет была построена Оренб. меновнинская мечеть. В 1790-е гг. открыто казенное Мус. училище на оренб. Меновом дворе, призванное воспитывать детей казахской элиты в духе верности Российской империи. С 1797 по 1802 г. в Оренбурге находилась резиденция Оренб. магометанского духовного собрания. Из госбюджета в 1802–04 гг. финансировалось возведение 1-й соборной мечети Оренбурга на Мечетной ул. (ныне ул. Левашова, 12), обслуживавшей небольшую пост. общину из числа мус. купцов и чиновников, поселившихся внутри Оренб. крепости. Наконец, в 1834–46 гг. по инициативе властей была сооружена 2-я соборная мечеть (Караван-Сарайская) при управлении Башкиро-Мещерякского войска (ныне Парковый пр., 6), которая приобрела значение сакрального, объединяющего центра для всего мус. населения Башкирии, несущего нерегулярную военную службу по охране границ. В дальнейшем эти мечети содержались за казенный счет, а их духовенство получало гос. вознаграждение в тех или иных формах вплоть до нач. XX в., что в контексте общей религиозной политики Российской империи является уникальным явлением. Резкое увеличение абсолютной численности и относительной доли мусульман в общем населении города, начавшееся в 1860–70-е гг., сопровождалось интенсивным строительством мечетей в нов. р-нах: в 1880–85 г. – 3-й соборной мечети на Нижегородской ул. (ныне ул. Терешковой, 10а), в 1885 г. – 4-й на Николаевской пл. (ныне ул. Комсомольская, 202), в 1885–87 гг. – 5-й на Аренде в Вороньем пер. (ныне пер. Чулочный, 14), в 1892–93 гг. – 6-й на Гостинодворской ул. (ныне ул. Кирова, 3), в 1908–10 гг. – 7-й на Мещанской ул. (ныне ул. Мичурина, 146). В силу своего губ. статуса Оренбург стал крупным центром гос. подготовки администр., военнных и пед. кадров из числа представителей мус. народов, которую осуществляли Неплюевский кадетский корпус (см. Азиатское отделение), Школа для «киргизских» (казахских) детей при Оренб. пограничной комиссии, Оренб. татарская учительская школа, Оренб. киргизская (русско-киргизская) учительская школа и др. Их преподаватели и воспитанники И. Алтынсарин, М.М. Бекчурин, М. Иванов, С.Б. Кукляшев, М.-С.И. Уметбаев сыграли определяющую роль в становлении просветительского направления в татарской, башкирской и казахской литературе, разработали учебные пособия по нац. языкам, словари и хрестоматии. Кон. XIX – нач. XX вв. отмечены количественными и качественными изменениями обществ. системы мус. образования в Оренбурге: стремительным развитием сети образовательных учреждений, переходом многих из них на прогрессивный звуковой метод обучения, расширением в программе светских дисциплин, становлением спец. женских школ. С 1891 г. в городе открылось медресе «Хусаиния», которое стало одним из лучших мус. учебных заведений Российской империи и подготовило целое поколение татарской, башкирской и казахской интеллигенции. К 1916 г. в Оренбурге работало 6 медресе, в которых обучались 632 чел. (549 мальчиков и 83 девочки), а также 17 мектебе, где занимались 763 чел. (378 мальчиков и 385 девочек). Для решения вопросов социальной защиты населения, развития образования и культуры оренб. мусульмане создали целый ряд благотв. и культурно-просветительских организаций. 19.06.1906 г. было зарегистрировано Мус. общество Оренбурга, 11.05.1912 г. – Оренб. мус. женское общество и Оренб. общество попечения об учащихся мусульманах, 21.01.1916 г. – Оренб. мус. музыкальнодраматическое общество, 18.03.1917 г. – Оренб. мус. общество коммерческих служащих, в апреле 1917 г. – Оренб. мус. женский комитет и др. В годы российской революции 1905–07 гг. город был одним из центров политич. движения российских мусульман, прежде всего либералов в лице сторонников «Иттифак аль-муслимин» с их органом – газетой «Вакыт», и татарских аграрных социалистов в лице движения «тангчылар»». Здесь выходила первая татарская (и первая у российских мусульман) социал-демократическая газета «Урал». Благодаря высокой степени влиятельности мусульман в обществ. движении края они были представлены в мус. фракции Госдумы всех четырех созывов: Ш. Матинов и М.-З. Рамиев (см. Рамиевы) в I, Х.А. Усманов и Ш. Сейфетдинов – во II, З.Н. Байбурин – в III, Г.Х. Еникеев – в IV. Традиционно значительным было присутствие представителей Оренбурга во Всерос. мус. съездах 1905–14 гг. Так, на I съезде делегатами Оренбурга были Ф. Карими, А. и Г. Хусаиновы, М.З. Рамиев; на II съезде ключевую роль играл Ф. Карими, на III съезде членом комиссии по обсуждению программы «Иттифака» стал З. Байбурин; делегатами IV съезда стали Р. Фахретдин и З.Х. Кашаев. В нач. 1910-х гг. представители либералов и быв. представители «тангчылар», группировавшиеся в редколлегиях «Вакыт» и «Шура», предприняли безуспешную попытку установления контроля над всем татарским обществ.-политич. движением. Проживание мусульман в космополитичном Оренбурге, который постоянно подпитывался переселенцами, в окружении представителей разл. народов способствовало творческому переосмыслению их культурного опыта, проникновению в татарскую, башкирскую, казахскую культуру светских элементов, появлению нов. видов искусства, жанров, стилей, форм художественного выражения. Город стал местом зарождения нац. театрального и музыкального искусства. В 1907 г. здесь была создана первая татарская профессиональная труппа под рук. И.Б. КудашеваАшказарского, а в 1915 г. – труппа «Ширкат» В.Г. Муртазина-Иманского, которые заложили основы театральных коллективов Оренбурга, Казани и Уфы. С Оренбургом были связаны жизнь и творчество писателей, поэтов и драматургов Х.Ю. Абушаева-Атлаши, С.И. Агиша, М.С. Алмаева, Г.С. Амантая, Ш.Г. Ахмадиева, Г.А. Ахмерова (Варлама), А.Б. Байтурсунова, К. Бакира, Ф.С. Бакирова, Г. Баттала, З.Ш. Башири, М.А. Бурангулова, Я. Вали, М.В. Гали, М.Г. Галяу, Г.М. Гумера, М.М. Джалиля, М. Дулатова, Дэрдменда (М.З. Рамиева), Ш. Камала, Ф. Карими, А.Х. Мустакаева, Ш.М. Мухаммадова, Г.Г. Радуди, Р. Ракиби, С.Л. Рамеева, М. Сагди, Т.С. Соловьева, А.М. Тагирова, Х.Такташа, Ж.А. Тлепбергенова, М.М. Файзи, Р. Фахретдина, Ш. Фидаи, Т.Г. Ченакая, З.Г. Юсупова (Шарки), З.Ш. Ярмаки, литературных критиков Н. Гасрыя, Дж. Валиди, композиторов М.М. Валеева, Х.К. Ибрагимова, С.З. Сайдашева, Д.Х. Файзи, музыковеда Х.И. Булатовой-Терегуловой, артистов и театральных режиссеров И.М. Альмашева, Н.Н. Сакаева, В.Г. Фатыхова и др. В нач. XX в. Оренбург превратился в один из крупнейших центров издательской деятельности на нац. языках, до революции здесь выходили 12 газет и журналов, которые сыграли важную роль в становлении литературы, журналистики, публицистической мысли, формировании политич. сознания мус. народов России: «Вакыт», «Дин ва магишат», «Ислах кутупханэсе», «Кармак», «Карчыга», «Магариф», «Мугаллим», «Урал», «Чикертке», «Шура», «Яз», «Казах» (все, кроме последнего, татароязычные), действовали 3 из 13 татарских типографий Российской империи («Вакыт», «Дин ва магишат», «Каримова, Хусаинова и Ко»). В городе работали нац. изд-ва «З. Даминов и М. Галяутдинов», «Файда», «Филад», «Х. Хусаинов и Ко» и др., развивалась спец. сеть книжных магазинов, ориентированных на мус. население. В 1906 г. открылась одна из первых мус. обществ. библиотек России (см. Библиотека им. Х. Ямашева), в 1917 г. – 1-я городская мус. библиотека. После Февральской революции 5.03.1917 г. было создано Оренб. мус. бюро во главе с Ф. Карими. Оно разослало телеграммы по 24 адресам в Ср. и Ниж. Поволжье (от Самары и южнее), Казахстан и Ср. Азию с призывом создавать местные комитеты для обеспечения своих нужд и связи с Оренб. бюро. Оренбург был широко представлен на I и II послереволюционных Всерос. мус. съездах, в Милли Идарэ и Миллет Меджлисе (избрано 10 депутатов). В рамках создания органов автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири на местах в сентябре 1917 г. был создан Оренб. губ. нац. совет (см. I съезд мусульман Оренб. губ.). Этот орган наряду с Оренб. мус. военным комитетом и Оренб. губ. обществом тюрко-татарских учителей поддержал линию Милли Идарэ и Миллет Меджлисе на единую автономию мусульман в противовес башкирским автономистам. Последние в лице располагавшегося в Оренбурге Башкирского центр. Шуро (Башкирского облсовета) 15.11.1917 г. провозгласили нац.-терр. автономию Башкортостана. Сторонники единой автономии рассматривали Оренбург как один из центров Идель-Урал-штата, провозглашенного Миллет Меджлисе 7.01.1918 г. в качестве субъекта Российской Демократической Федеративной Республики. В январе–феврале 1918 г. Оренбург стал ареной столкновений между сторонниками сов. власти и атамана Дутова. Это привело к закрытию нац. организаций и изданий. В годы Гражданской войны Оренбург как начальный пункт Оренб.Ташкентской ж/д выполнял связующую роль для контактов с советской Туркестанской автономией и был важным центром для подготовки и поставки мус. советских идеологических, военных и культурных кадров для Центр. Азии. В 1920 г. Оренбург стал столицей Киргизской (Казахской) автономной республики РСФСР (см. Оренбург и первые российские нац. автономии), с 1924 г. – центром Оренб. губ. РСФСР. После Февральской революции 1917 г. утратили силу положения российского законодательства, ограничивавшие строительство новых мечетей. Поэтому в первые годы сов. власти число мечетей в Оренбурге даже несколько увеличилось. В 1917 г. был открыт приход в зауральной части города, в п. Карачи, а впоследствии члены местной общины построили деревянную мечеть на Невской ул., в пос. Ситцевка. В 1924 г. была зарегистрирована мус. община в Форштадте, по ул. Малосоветской, 71 (ныне ул. Чкалова). Однако уже в 1930–37 гг. все мечети Оренбурга были закрыты, а их здания переданы разл. учреждениям. В период либерализации религиозной политики сов. гос-ва в августе 1945 г. верующим было возвращено здание быв. 3-й соборной мечети, которая функционировала на протяжении всего послевоенного периода и служила резиденцией имамов-мухтасибов Чкаловской (Оренб.) обл. В 1991 г. начался процесс передачи мусульманам 2-й, 5-й, 6-й и 7-й соборных мечетей. В 1993 г. была зарегистрирована община в п. Кушкуль Оренбурга (ул. Кишиневская, 55). С 2001 г. ведется строительство нов. мечети в п. Карачи. С 1991 г. в Оренбурге действует мус. духовное образовательное учреждение – медресе «Хусаиния», с 1994 г. – региональная централизованная мус. религиозная организация – ДУМ Оренб. обл. (Оренб. муфтият) в составе ЦДУМ. Лит.: Денисов Д.Н. Исторические мечети Оренбурга // Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.). – Казань, 2006, с. 53–72; Конфессии и религиозные объединения Оренбургской области: справочник. – Оренбург, 2007; Моргунов К.А. Реализация этноконфессиональной политики и религиозная жизнь мусульман Оренбуржья (1944–1980 гг.) // Государственное и муниципальное управление: Ученые записки. – Оренбург, 2005, с. 10–24; Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII – начале XX веков. – Казань, 2001. Д.Д., А.Х.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009