Мусульманская община г. Сарапула в XIX – нач. ХХ вв

Найдено 1 определение
Мусульманская община г. Сарапула в XIX – нач. ХХ вв.
Первые мусульмане в числе пост. жителей г. Сарапула Вятской губ. отмечаются в 1-й пол. XIX в. Это были в основном татары, которые вели активную коммерческую деятельность, а также башкиры. В 1803 г. крестьяне д. Агрыз Сарапульского уезда Ермухамед Абдулгазиев, Абдулвалей Абдулгалеев, Абдулбасыр Абдрашитов, Абдулхалим Ахмадиев перешли сначала в число купцов, а через 9 лет – в общество мещан Сарапула. В 1833 г. еще 4 купца из д. Агрыз и д. Иж-Бобья перешли в сарапульское купеческое общество. В 1851 г. в городе проживали мещане из татар Хисамутдин и Хасан Ягофероевы, занимавшиеся оптовой торговлей. Учитывая строгие требования, необходимые для зачисления в число мещан из крестьянского сословия, можно предположить, что семья Ягофероевых давно и стабильно занималась коммерческой деятельностью. Пост. торговый доход позволил отказаться от земельного участка и перебраться в город. В 1866 г. в Сарапуле проживали 5 мусульман муж. п., в 1873 г. – 13 татар. Первым поселенцам было достаточно тяжело приспособиться к преимущественно русской среде Сарапула. Большинство татар-мусульман были малограмотными выходцами из ближайших деревень. Попадая в городскую среду, они сталкивались с языковым барьером и конфессиональной изолированностью. Их жизнь в городе значительно облегчало объединение в отдельную группу-диаспору, которую неформально возглавляли наиболее успешные купцы. Во 2-й пол. XIX в. это была семья Вахитовых. Они часто выступали от лица всех мусульман города. Так, в 1881 г. возник вопрос об осквернении татарского кладбища, находившегося за городом и не имевшего ограждений, пасущейся скотиной. В этих действиях не было злого умысла, т.к. подобные случаи происходили с кладбищами и др. конфессий: еврейским, старообрядческим. Именно Вахитов от лица всех мусульман Сарапула просил обнести кладбища оградой. В 1897 г. в Сарапуле проживали уже 385 татар. Большинство из них являлись уроженцами Казанской губ. и соседних с ней уездов Вятской губ.: Сарапульского, Малмыжского, Елабужского. Т.о., большинство сарапульских мусульман были казанскими татарами; 94% из них относились к сословию крестьян, 4% – мещан и 2% – купцов. Только 26% татаргорожан были грамотными, из них половина владела грамотой только на родном яз. (в т.ч. 76% – лица муж. п., 24% – жен. п.); образование выше начального не имел никто. Преимущественно они занимались традиционной семейной деятельностью, ориентированной на замкнутую внутреннюю среду этноса. Почти все мужчины были связаны с мануфактурной торговлей: владели лавками или были приказчиками в них, торговали в розницу чаем, сахаром и фруктами. Занимались промыслами: катали валенки и плели короба. К кон. XIX в. в Сарапуле сформировалась сильная нац.-конфессиональная община, поддерживавшая соплеменников. Стремление к этнической и религиозной консолидации было направлено на сохранение своей уникальности в условиях православного русского города. Так, 15.11.1896 г. сарапульские мусульмане обратились в Думу с просьбой ограничить торговлю в пятницу и праздничные дни. Рост численности и нац. самосознания татар вылился в потребность создания системы нац. образования и места для обществ. молитв. Вероятно, в 1900 г. был построен мус. молитвенный дом г. Сарапула. Значительные изменения в жизни татар-мусульман произошли в период 1-й русской революции. В это время все острее встает проблема нац. самосознания, которое связывалось с необходимостью сохранения собств. религии, языка и культуры. В 1908 г. по прошению приказчиков мусульман на собранные ими средства была открыта Сарапульская мус. библиотекачитальня. К 1910 г. м.о. составляла 3,4% жителей Сарапула. Лит.: ГАКО, ф. 582, оп. 94, д. 18; оп. 106, д. 28; оп. 139, д. 343; оп. 148, д. 340; ф. 583, оп. 603, д. 208; Памятная книжка Вятской губернии на 1901 г. – Вятка. 1900. Д.П., Д.К.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009