Мусульманская община г. Шадринска
Мусульманская община г. Шадринска
Шадринск (ныне администр. центр Шадринского р-на Курганской обл.) был основан в 1662 г. как Шадринский острог, под прикрытием которого шло заселение берегов Исети крестьянами из сев. и центр. губ. России. К 1686 г. Шадринская слобода стала самой большой в Зап. Сибири, оставаясь на протяжении XVII–XIX вв. администр. и торговым центром Исетского края. В 1712 г. переименована в Архангельский Шадринский городок, или Малоархангельск Тобольского уезда. В 1738–44 гг. Шадринск был местом нахождения канцелярии Исетской пров. С 1781 г. – уездный город Пермской губ. М.о. стала формироваться только в кон. XIX в., а в 1894 г. на Михайловской ул. был отрыт ее молитвенный дом. Численность прихожан была относительно невелика и в 1900 г. составляла 400 чел. (210 муж. и 190 жен.). Городские мусульмане занимались поденными и наемными работами, земледелием, торговлей галантерейными, бакалейными и колониальными товарами, фруктами (М. Галеев, Б.Ф. Фаткуллина, Хасанов и др.). В начале Екатеринбургской ул. (ныне ул. Свердлова), в бору, на месте совр. литейного цеха Шадринского автоагрегатного завода постепенно сложилось мус. кладбище. Указом Пермского губ. правления от 16.05.1894 г. в звании имама-хатыба Шадринской мечети был утвержден Мухаммедшакир Мухаметшин (1857–1916), который по указу губ. правления от 30.09.1897 г. был возведен в почетное звание ахуна. В 1916 г. он умер во время совершения хаджа в Мекке. На его место указом от 10.06.1916 г. был определен в званиях имама и мугаллима Шашкамал Мухамедвакилев. В кон. XIX – нач. ХХ вв. мус. купцы со всей страны и из Ср. Азии участвовали в знаменитой КрестовскоИвановской ярмарке близ Шадринска. В годы I мировой войны в Шадринске квартировал 139-й пехотный полк. Его солдат Г.С. Касимов (см. Касимовы) занимался в городе организацией мус. рот. В 1918 г. в Шадринске был создан мус. уездный Совет, прекративший свое существование после выборов в Учредительное собрание. Особенных усилий по работе с татарским населением г. Шадринска советские власти не предпринимали. 4.10.1920 г. был образован Шадринский подотдел просвещения нацменьшинств, в котором действовали 2 языковые секции – татаро-башкирская и еврейская. При татаробашкирской секции было 2 инструктора, приступившие к выполнению своих обязанностей еще 6.11.1919 г. Результатом их работы стала организация к 1.01.1920 г. в самом Шадринске и уезде 5 татаро-башкирских школ 1-й ступени и 1 мус. детского сада (см. Советская система образования для мусульман в 1920-е гг.). Как отмечает в своем отчете проверяющий, в них было «мало педагогов и сотрудников, штаты маленькие, работать нельзя». В сов. время мечеть, как и все храмы Шадринска, закрыли, а тер. мус. кладбища в 1940-е гг. была застроена. С 1924 г. г. Шадринск был центром Шадринского округа Уральской обл., в 1934 г. передан в состав Челябинской обл., а с февраля 1943 г. находится в составе выделенной из нее Курганской обл. В наст. время м.о. небольшая и многонац.: представлена татарами, башкирами, выходцами из Ср. Азии и Сев.-Вост. Кавказа, русскими. Самая большая этническая группа – татары (преимущественно ичкинские татары), которые составляют 2% из 76,6 тыс. населения Шадринска. Возрождение нац. культуры татар и башкир началось в 1993 г., организатором выступил Р.Ш. Файзулин. Следствием нац. возрождения стало образование в городе мус. организации, прошедшей юридическую регистрацию в 1995 г. До 2004 г. мусульмане собирались для совершения религиозных обрядов на частных квартирах, пока городской администрацией не было выделено помещение на 1-м этаже жилого дома, преобразованное силами м.о. в молельный дом. При нем 2 раза в неделю проходят занятия по обучению основам религии и арабского яз. На пятничные намазы приходит до 40 чел., имам-хатыбом является Абдул-Меджид Мисриханов, председателем организации – Рафкат Файззулин, который входит в состав Обществ. палаты Шадринска и имеет возможность решать актуальные для мусульман вопросы на достаточно высоком уровне. Городские власти выделили землю для строительства соборной мечети. Разработан проект 2-этажного здания размером 12 х 10 м, рассчитанного на 200 чел. Украшать ее будут два минарета в казанском стиле. Из-за отсутствия средств строительство пока не началось. М.о. активно участвует в жизни мус. сообщества Курганской обл. Так, ей удалось собрать ок. 300 тыс. руб. на строительство соборной мечети г. Кургана. На Всерос. научно-практич. конф. «Проблемы духовнонравственного воспитания и образования в XXI в.», которая состоялась в Шадринском гос. педагогическом ин-те в кон. 2008 г., было принято решение организовать для студентов вуза Центр духовно-нравственного воспитания с православной и мус. молельными комнатами. С м.о. поддерживают связи сельские населенные пункты мусульман Шадринского р-на. С 2006 г. в городе работает обществ. объединение Центр татаро-башкирской культуры «Дуслык» и одноименный ансамбль, который не только успешно возрождают нац. культуру, но и принимает участие в религиозной жизни. Так, 6.12.2009 г. коллектив провел праздничную концертную программу, посвященную празднику Курбан-байрам. Лит.: В Шадринском пединституте появится мусульманская молельная комната. – http://pda.tatarinform. ru/news/2009/01/12/149000/; ГАСО, ф. 17, оп. 1, д. 821, л. 9–9 об.; Иовлева В.Н. Шадринские улицы. – Шадринск, 2002; Новоселье «Дуслыка» // Исеть. – Шадринск, 4–10.03.2009, № 9 (13140); Очерки истории Шадринска. К 50-летию Курганской области. – Шадринск, 1993, с. 25; Праздник Курбан-байрам в ЦДК «Октябрь». – http://www.shadrfm.ru/?mod=regnews&num=418&do =print&window=dialog; Старостин А. Мусульмане Зауралья // Медина аль-Ислам. – Н. Новгород, 02.04.2009, № 92; ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 2, д. 8, л. 621–22; оп. 5, д. 13800. Д.Д., А.С.