Мусульманская община г. Троицка. Троицк

Найдено 1 определение
Мусульманская община г. Троицка. Троицк
ныне город Челябинской обл.) был основан в 1743 г. как одна из крепостей Оренб. пограничной линии. Однако с самого начала существования выгодное геополитич. положение выдвинуло его на первые роли в обеспечении торговых и дипломатических отношений с народами Востока. Если губ. центр Оренбург служил центром притяжения для казахов Младшего жуза и отправным пунктом для караванной торговли с Бухарским и Хивинским ханствами, то Троицк приобрел то же значение для казахского населения Среднего жуза и для Вост. Туркестана. Уже в 1750 г. здесь был построен собств. Меновой двор, а местная ярмарка по своим оборотам стала приближаться к оренбургской. В силу близости языка и культуры, единства религии с народами Центр. Азии лидирующие позиции в местной торговле заняли казанские татары. По указу Екатерины II от 25.02.1782 г. на троицком Меновом дворе была построена за госсчет мечеть, которая открылась в августе 1785 г. В кон. XVIII – нач. XIX вв. приезжие мус. торговцы стали обзаводиться в городе собств. домами, предпочитая селиться непосредственно между Верх. Базарной пл. и Меновым двором. Выполнение важной посреднической роли в меновой торговле с единоверцами, которая составляла основу экономики города, обусловила сохранение высокой доли мусульман в населении Троицка на протяжении многих лет. В 1861 г. здесь проживали 4320 последователей ислама (38,4% населения), в 1886 г. – 7500 (41,2%), в 1894 г. – 8013 (42,7%), в 1896 г. – 8321 (42,3%), в 1897 г. – 8430 (36,2%), в 1903 г. – 10 223 (37,3%), в 1904 г. – 12 081 (39,2%), в 1910 г. – 15 701 (41,9%). Данные переписи населения 1897 г. по Троицку показывают высокую концентрацию мусульман в сферах торговли и производства. Их основными занятиями были наемные и поденные работы (25,5%), торговля (21%), промышленное и ремесленное производство (16,7%), получение средств от казны, обществ. учреждений и частных лиц (16,3%), с/х (4,3%), сфера обществ. питания и услуг (3,4%), строительство (3,2%), извозный промысел (2,3%), извлечение доходов с капиталов и недвижимости (1,9%), учебная и воспитательная работа (1,4%), военная служба (0,7%), отбывание наказаний (0,7%), богослужение (0,6%), др. виды деятельности (2%). Со 2-й пол. XVIII в. татарские купцы ежегодно отправляли из Троицка караваны в Бухару, Ташкент, Хиву, Коканд, Туркестан, Ходжент, Кашгар и др. города. В 1845 г. троицкий купец А.А. Абубакиров провел первый караван до Чугучака и обратно с грузом китайского чая, положив начало новому маршруту его вывоза. В самом городе мусульмане торговали шерстью, кожами, мехами, зерном, мясом и салом, фруктами, разнообразными мануфактурными, галантерейными, бакалейными, колониальными и др. товарами. Если в 1843 г. 10 из 35 троицких купцов были мусульманами (28,6%), то в 1868 г. – уже 58 из 139 (41,7%). В нач. XX в. среди крупных мус. торговцев города выделяются К.А. Абдрашитов, Бакировы (мануфактурные товары), М.Ф. Валеев (галантерея), Габбасовы (меха), Г.Ф. Уразаев (животноводческое сырье, хлеб), Учаровы (мануфактурные товары), Яушевы (многоотраслевая торговля) и др. Близость стабильной базы животноводческой продукции предопределила развитие в городе перерабатывающей промышленности. Мус. капиталу принадлежали многочисленные бойни и салотопни, мыловаренные заводы (Дюзеевы, Н. Искандаров, Яушевы), кожевенные предприятия (М.Ф. Валеев, И.А. Ирисов, Яушевы и др.), шерстомойки (И.И. Аитов, А С. Нигматуллин, Г.Ф. Уразаев и др.), мельницы (Яушевы), пекарни и т.д. Присоединение Ср. Азии к России, широкомасштабная колонизация и хозяйственное освоение внутр. р-нов Казахстана, развитие сети ж/д подорвали традиционную посредническую роль троицких мусульман в приграничной и караванной торговле. Это заставило их модернизировать производство, осваивать новые рынки, открывая свои торговые и промышленные предприятия в Кустанае, Челябинске, городах Ср. Азии, на внутр. степных ярмарках. Имевший ключевое значение в экономич. отношениях России с народами Востока Троицк закономерно стал одним из крупнейших центров мус. религии и культуры на Юж. Урале. В 1828 г. А. Абубакировым была построена I мечеть г. Троицка на Оренб. ул. (ныне Октябрьской) (дата возведения и спонсор строительства вызывают разногласия. – Ред.), в 1835–38 гг. Мукмином Тагировым князем Хозясеитовым – II мечеть на Татарском пер. (ныне ул. 30-летия ВЛКСМ), в 1863 г. Г.Ю. Яушевым – III мечеть на Оренб. ул., в 1878 г. Мухамади Абдулвагаповым – IV мечеть на Нижегородской ул. (ныне Советской), в 1879 г. Сайфуллой и Хабибуллой Габбасовыми – V мечеть в слободе Амур, на Бол. Александровской ул. (ныне П. Крахмалева), в 1894–95 гг. Абдулвали Ахмеджановичем Яушевым – 6-я мечеть на Базарной ул. (ныне Ленина), в 1912 г. по завещанию Мухаммедшарифа Ахмеджановича Яушева – 7-я мечеть в Кузнецовской слободе (на совр. Пролетарской пл.). С сер. XIX в. из числа местных мулл стали назначаться ахуны Троицкого уезда, которые были старшими духовными лицами и религиозными авторитетами по сложным вопросам толкования шариата: Хузян Манасов (1850-е – 70-е гг.), М. Абдуллатифов (Адигамов) (1879–89), А.А. Рахманкулов (1890–1921). Поддерживая контакты с такими важными регионами исламского мира, как Ср. Азия, Турция, Египет и Аравия, Троицк стал одним из важнейших каналов распространения суфизма в Волго-Уральском регионе. В кон. XIX – нач. XX вв. благодаря усилиям шейха З.Х. Расулева здесь организационно оформился религиозно-культурный центр братства накшбандийа, который включал суфийскую обитель (танака), гостиницу (мусафир-хана), медресе, библиотеку, типографию и привлекал последователей не только с Урала, но и Поволжья, Сибири, Казахстана и Сев. Кавказа. При всех троицких мечетях действовали медресе, которые первоначально имели небольшой контингент воспитанников. Так, в 1869 г. 3 городские медресе насчитывали всего 85 учеников, а в 1884 г. – 81. В 1890-е гг. при финансовой поддержке местной буржуазии система мус. образования города была полностью реформирована на основе внедрения звукового метода обучения грамоте, общеобразовательных светских дисциплин, разработки учебных планов и программ, введения классно-урочной системы, экзаменов и др. Определяющую роль в этом сыграла поддержка авторитетных богословов – ахуна Троицкого уезда А.А. Рахманкулова и суфийского шейха З.Х. Расулева, союз формального и неформального духовных лидеров. Троицк превратился в один из двух крупнейших учебно-методических центров по подготовке пед. кадров для мус. школ губернии (наряду с оренб.-каргалинским). В кон. XIX – нач. XX вв. выпускники троицких медресе пассионарными волнами распространялись по Юж. Уралу, открыв большинство новометодных школ в Троицком, Верхнеуральском, Челябинском и Орском уездах, а также в сопредельных р-нах Пермской губ. Одним из лучших мус. учебных заведений Российской империи стало медресе «Расулия» при 5-й городской мечети. К 1913–14 гг. в медресе и мектебе Троицка обучались уже 852 чел. Параллельно развивалась система учебных заведений, не связанных принадлежностью к определенному приходу. В 1901 г. открылось Троицкое 2-классное русско-татарское училище, а впоследствии – 1-классное в слободе Амур. С 1910 г. действовала мус. жен. школа Г.М. Ахмарова. Наконец, в сентябре 1915 г. в Троицке начали работу первые на Юж. Урале негос. мус. пед. училища – мужское «Дар аль-мугаллимин» и женское «Дар альмугаллимат». Для решения вопросов социальной защиты населения, развития образования и культуры троицкие мусульмане создали целый ряд благотв. и культурно-просветительских организаций. В июне 1898 г. было зарегистрировано первое в Оренб. губ. Троицкое мус. благотв. общество, которое открыло мус. бесплатную библиотеку «Наджат» и сиротский приют, 5.06.1911 г. –Троицкое общество распространения просвещения, 27.08.1911 г. – Троицкое общество поощрения сценического искусства, 18.02.1913 г. – Троицкое общество «Хайрат» в память 300-летия царствования дома Романовых, в июне 1917 г. – Троицкое мус. жен. благотв. общество. Город стал одним из мест, где на основе синтеза достижений зап. и вост. цивилизаций, творческого переосмысления их опыта развивался процесс обновления татарской, башкирской и казахской культуры. В 1911–16 гг. здесь издавались первый обществ.-политич. и литературнокритический журнал на казахском яз. «Айкап», который сыграл определяющую роль в становлении нац. прозы, драматургии и литературного яз., татарский юмористический журнал «Акмулла». В Троицке жили, учились или работали писатели и поэты С.С. Адгамова, Акмулла, Ш. Аминев-Тамьяни, М.К. Будайли, Х.Г. Габитов, Г.Ф. Галиев, А.М. Галимов, М. Гафури, А. Инан, Г. Иркабаев, В.Ф. Кулумбетов, Б.Ж. Майлин, М. Сералин, С. Торайгыров, Дж.Х. Юмаев, сказочники З.В. Валеев и М.Г. Гибадуллин, фольклорист К.Г. Мифтахов, литературовед Г. Сагди, языковед К.З. Ахмеров, музыкант И.Г. Илялов, актеры и театральные режиссеры К. Батыров, И.Г. Илялов, С. Кожамкулов, журналист Х.Ф. Искандеров, историки Г. Баттал и Г.С. Губайдуллин, педагоги Г. и М. Буби. В нач. XX в. городе были открыты типография при медресе «Расулия», изд-во «Хезмет» («Труд»), работали 2 мус. библиотеки и 2 магазина, где продавалась литература на нац. яз. С 1911 г. при Троицком обществе поощрения сценического и театрального искусства существовал струнный оркестр под руководством С. Айманова, а также драматическая труппа, положившая начало профессиональному Троицкому татарскому театру (1911–41 гг.). В советское время все мечети г. Троицка были закрыты: в 1922 г. – II, в 1928 г. – IV и V, в 1929 г. – I, в 1930 г. – III и VII, в 1937 г. – V. Либерализация религиозной политики гос-ва в годы Великой Отечественной войны позволила поставить вопрос о возобновлении обществ. молитв. По ходатайству местных мусульман в 1944 г. им было передано в бессрочную аренду здание III соборной мечети. Она функционировала на протяжении всего послевоенного периода. В нач. 1990-х гг. верующим было возвращено историческое здание VI мечети. В обеих действующих мечетях на протяжении многих лет ведутся ремонтные и реставрационные работы. Здания I мечети занимают городской суд и морг, IV – службы электромеханического завода, II, V и VII – снесены. Учебный корпус медресе «Мухаммадия» используется в качестве жилых помещений, в медресе «Расулия» находится общежитие. Лит.: Абубакирова М., Шамсутдинов И., Хасанжанова Р. Историю оставить народу своему. – Троицк, 2002; Архангельский И.И. Материалы для истории года Троицка. (1743–1891 гг.) // Tруды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. VI. – Оренбург, 1900, с. 12–17; Еременко И. Вся земля – Масджид //Междуречье. – Троицк, 5.12.2002; Игнатьев Р.Г. Однодневное исчисление жителей г. Троицка, произведенное 12 сентября 1870 г. // Оренбургские губернские ведомости. – 21.11.1870; Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXVIII. Оренбургская губерния. – СПб., 1904, с. 144–47, 166–67; Старостин А. Как сегодня живет «Уральская Мекка»…– http://www.islamrf.ru/news/umma/ reportages/6119/. Д.Д., А.С., Р. Гиз.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009