Мусульманские кладбища Троицка

Найдено 1 определение
Мусульманские кладбища Троицка
На тер. г.Троицка расположены 3 исторических м.к. и одно действующее. 1) Самым старым является м.к. на правобережье р. Уй, между пос. Южный («Бурумбайка») и производственными корпусами Уральского завода газоочистной аппаратуры (построен в кон. 1970-х гг.). Время функционирования м.к. не установлено. В наст. момент оно представляет собой пустырь, вост. часть которого постепенно застраивается. На оставшейся части, служащей местом выпаса домашнего скота, еще читаются могильные холмики, в т.ч. несколько крупных бугров, имеющих прямоугольные очертания. Под задернованной почвой, покрывающей их, находятся остатки кладки из дикого камня – следы разрушенных мавзолеев (тюрбе, дербе). Об этом свидетельствует план окрестностей г. Троицка за 1835 г. топографа 2-го класса Михайлова. На нем в 240 м от Менового двора (в юго-запад. направлении) отмечена «могила каменная». По преданию, здесь были погребены святые (авлия), поэтому еще в нач. ХХ в. кладбище почиталось местным казахским населением, а стариками проводились коллективные моления. Согласно др. преданию, здесь, на старом караванном пути, еще до основания Троицкой крепости, существовало поселение, на кладбище которого был похоронен некий казах по имени Байсакал, якобы убитый за долги узбекскими купцами. В этой легенде может быть отражен: а) реальный конфликт, произошедший во 2-й пол. XVIII в. на Троицкой ярмарке; б) эпизод из войн 2-й пол. XV–XVI вв., когда после смерти основателя гос-ва кочевых узбеков хана Абу-л-Хайра развернулась борьба между его наследниками и крепнущим Казахским ханством; в) событие периода исламизации региона (XIV–XV вв.) (см. Ислам в Челябинской обл.). При этом произошло типичное для местного обыденного сознания замещение – когда все выходцы из Ср. Азии воспринимаются как «узбеки», а представители местного кочевого населения как «казахи». Среди исследователей существует версия, что м.к. является несохранившимся аналогом башни Тамерлана, т.е. звеном в цепи мус. мавзолеев (кесене, кешени), протянувшихся от Башкортостана до Зап. Сибири. Единственный из сохранившихся могильных камней не имеет аналогов на др. м.к. Он представляет собой обломок квадратной в сечении стелы высотой 1,5 м, высеченной из серого песчаника, все грани которой покрыты арабографическим текстом на «тюрки». Предположительно он был установлен на могиле некого Мухаммед-Али или МухаммедАлама (текст трудно читаем из-за плохой сохранности) в 1870-е гг. 2) Самым крупным является м.к., называемое «калаа зираты», «мазарки» или «татарским кладбище». Представляет вытянутый по оси восток–запад прямоугольник площадью более 8 га (522 х 156 м). Впервые упоминается в плане 1835 г., на котором оно изображено к западу от города на расстоянии прим. 1 версты вдоль дороги на Верхнеуральск. Было огорожено оштукатуренной и побеленной стеной (высотой от 1,5 до 2 м) из местного известняка, верхняя часть которой и двускатный гребень были выложены из обожженного кирпича и покрыты жестью. В юж. стене расположены двое железных кованых ворот, которые открывают в дни массового поминовения. Ворота для транспорта – в сев. стене. Справа от них – дом сторожа и хозяйственные постройки. О состоянии некрополя в XIX в. можно судить по оценке современников: «...за городом, на самом въезде, великолепное магометанское кладбище». С кон. XIX в. содержалось на средства Троицкого мус. благотв. общества, которое производило ремонт ограды, покупку новых инструментов и оплату труда трех служителей, в т.ч. муэдзина Ахмета Бикматова (до революции 1917 г.). Самая ранняя из обнаруженных эпитафий относится к 1847 г., само же м.к. открылось, видимо, в кон. XVIII – нач. XIX вв., когда в составе мус. населения сложилась богатая купеческая прослойка. Степень разрушения надгробных памятников невелика (3–5%). Большинство камней – это плиты из местного темно-серого песчаника шириной 0,5-1 м, высотой 1-3 м. Детские камни намного меньше (ширина 0,2–0,3 м, высота 0,5–0,6 м). Наиболее широко представлен тип памятников в виде плит с лаконичным орнаментальным декором, с текстами, вырезанными в стиле «рокига». Работу выполняли местные каменотесы. По воспоминаниям Д. Татаринова, «некоторые киргизы (т.е. казахи. – Авт.) занимались тем или др. ремеслом. Хозяин одной из юрт был мастером надгробных киргизских памятников. Недалеко от стоянки была каменоломня, где вытесывались удивительной правильности плоские каменные плиты; он же расписывал их выдержками из Корана и отвозил на верблюдах в Троицк». Состоятельные троичане чаще заказывали камни значительных размеров или готовые мраморные плиты у более искусных, зачастую иногородних мастеров, которые использовали технику рельефной резьбы; текстом и узорами покрывалась вся поверхность плиты, вкл. боковые грани. Имущественное положение семьи покойного можно определить не только по размерам и богатству декора памятника, но и по месту расположения – богатые захоронения расположены в юго-зап. части м.к. Здесь находятся фамильные захоронения купцов Бакировых, Валеевых, Яушевых и др. Все они были огорожены невысокими (до 1,5 м) стенами «чардуган» (ограда вокруг одной или нескольких могил), сложенными из камня или кирпича. Каждое родовое захоронение содержит 30–50 могил, относящихся в основном к периоду 1-й пол. XIX в. – сер. XX вв. Здесь же могилы известных мус. деятелей, имамов, в т.ч. З. Расулева, служащие местом зиярата. Особенный интерес представляют вертикально поставленные прямоугольные стелы, трапециевидные камни, сооружения с завершением в виде треугольного фронтона или арки, очень часто с усечением в верх. части, создающем своеобразный изобразительный эффект. Подобным признаками, размерами и богатством причудливой арабской вязи отличается памятник на могиле жены купца А.В. Бакирова – Марьям. Уникальным является наличие деревянного столбика («башбата», в верхней его части имеется усечение в виде треугольного навершия), аналоги которого имеются на крымских кладбищах. Наиболее распространенный тип надгробного камня, близкий к булгарскому типу – плита из песчаника, прямоугольная или со стесанными верхними углами (реже с закругленным верхом). Эпитафия помещена в картуш или рамку, повторяющую форму камня. Эпитафии, как правило, скупы и строги (выдержки из Корана, информация об имени умершего, дата и место смерти, рождения), но некоторые поражают своей поэтичностью, пронзительным выражением боли и представляют собой частицу высокой восточной поэзии. С текстами эпитафий переплетаются разл. символы: полумесяцы, звезды, растительные орнаменты, геометрические узоры. Подобная символика встречается не только на памятниках известных и богатых фамилий, но и на скромных, бедных могильных надгробиях. М.к. закрыто решением горисполкома в 1996 г. Лишь в редких случаях на нем хоронят наиболее уважаемых людей (только по ходатайству совета старейшин при мечети) или тех, кто еще в 1970–80-е гг. успел зарезервировать себе место. 3) М.к., иначе называемое «Амурское», находится в сев. части пос. Амур, который возник в сер. 1870-х гг. В кон.1870-х – нач. 1880-х гг. на Амуре возникли христианское и м.к. Оба кладбища не функционируют с сер. ХХ в. и находятся в плачевном состоянии. В частности, по тер. м.к. проходит автодорога, ограда давно уничтожена, как и большинство могильных памятников. Те, что остались на тер. м.к., опрокинуты и засыпаны бытовым мусором либо разбиты на куски. 4) Новое м.к. площадью 1,2 га было открыто в 1996 г. Лит.: ГАОО, ф. Р-6, оп. 6, д. 14635/х9; Однодневное исчисление жителей г. Троицка, произведенное 22 сентября 1870 г. Д.Ч. Оренбургского губернского статистического комитета Р.Г. Игнатьевым. – 21.11.1870, № 473; Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXVIII. Оренбургская губерния. – СПб., 1904; Рычков П.И. Топография Оренбурской губернии. – Оренбург, 1887; Татаринов Д.И. Троицкая гимназия. Страницы воспоминаний // Урал. № 9, с. 138. Р. Гиз.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009