Мусульманские общины Оренбургской области в постсоветское время

Найдено 1 определение
Мусульманские общины Оренбургской области в постсоветское время
Нач. 1990х гг. стало временем беспрецедентного роста числа м.о. Если в начале этого периода на тер. области были зарегистрированы 19 мус. объединений, то к 1994 г. их число достигло 58, а к кон. 1997 г. – 78. В то время только РПЦ могла в этом отношении быть сравнена с мусульманами (соотв. 34, 81, 111 религиозных объединений). Тем не менее это сравнение не может рассматриваться как адекватное в силу значительного численного превосходства православных области над всей совокупностью проживающих в ее границах приверженцев ислама. В 1996 г. м.о. были владельцами или арендаторами 24 мечетей и 32 молитвенных домов, строительство еще 6 мечетей продолжалось. По состоянию на 1.01.2006 г., в Оренб. обл. действовали 133 религиозных мус. организации и объединения, в распоряжении которых находилась 71 мечеть (в т.ч. 5 исторических мечетей Оренбурга – КараванСарайская, «Хусаиния», «Сулеймания», «Рамазан» и Центр. соборная мечеть). Вновь создававшиеся мус. приходы возникали в первую очередь в исторически старых городах области с их устоявшимися вкраплениями татарского населения – Оренбурге, Орске, Бузулуке и Бугуруслане, как и в быв. Сеитовском посаде (Тат. Каргале). Лишь затем этот процесс начинал распространяться и в сельской местности. По официальным данным, по состоянию на 1.01.2008 г. в пределах области действовали 133 м.о. (в то же время РПЦ располагала 166 общинами). Наибольшее число м.о. возникло в р-нах западной зоны с их значительным татарским населением: 51 община, среди которых наибольшее число м.о. было зарегистрировано в Асекеевском р-не (17 общин) с его самой значительной долей татарского населения на тер. области. Общая совокупность всех зарегистрированных в р-нах центр. зоны м.о. составила 36. Среди них также лидировали те, где была существенна доля татар: Саракташский р-н (6), Шарлыкский (4), Сакмарский, где расположена Тат. Каргала (3), и Переволоцкий (2). В Тюльганском р-не, с его относительно значительным башкирским населением, в 2006 г. было зарегистрированы только 2 м.о., в двух р-нах со значимым казахским вкраплением – Соль-Илецком и Акбулакском – по 1 м.о. Относительно большое количество м.о. в Оренбургском и Беляевском р-нах (соотв. 5 и 3 общины), где также велика доля казахского населения, но эти общины возникали в исторически старых татарских селах, основанных еще в дореволюционную эпоху на пути миграции татар в пределы тер. Оренб. губ. В р-нах вост. зоны зарегистрировано всего 16 м.о. Их наибольшее число (7) сконцентрировано в Кувандыкском р-не – единственном, где присутствует относительно значительное татарское население. В каждом из остальных семи р-нов зарегистрировано только по одной м.о., действующей, как правило, в соотв. райцентре. На этом фоне Гайский р-н выглядит как исключение – 3 м.о.; это связано с тем, что две из этих общин действуют в райцентре, объединяя в первую очередь татар. В списке городов Оренбург (что естественно, имея в виду его историческое прошлое и связанное с этим прошлым татарское присутствие) лидировал с точки зрения зарегистрированных в нем м.о. – 11 (вкл. общины входящих в черту города п. Карачи и п. Кушкуль). Число общин в др. городах значительно меньше: по две – в Орске и Бузулуке и 3 – в Бугуруслане. Количество м.о. в новых городах области порой было выше, чем в ее исторически старых городах: 6 общин – в Медногорске (4 из них возникли во включенных в черту города татарских поселках) и 2 – в Новотроицке (обе являются итогом расширения площади административно подчиненного городу пространства). Юрисдикция Бугурусланского муфтията к кон. 1998 г. распространялась на 18 приходов Бугурусланского, Северного, Матвеевского, Асекеевского и Первомайского р-нов запада области, а также один приход в г. Бузулуке. Из них только 7 м.о. располагали тогда зданиями мечетей, остальные же проводили религиозные собрания в частных домах (хотя одна из этих общин завершала строительство мечети, а еще одна получила участок под ее сооружение). В то время Оренб. муфтият располагал более внушительным списком контролируемых им общин и объединений (70) и мечетей (52). Но уже в кон. 1990-х гг. сферы деятельности обоих муфтиятов стали демонстрировать тенденцию к взаимопроникаемости. Статус той или иной общины, примыкавшей к Бугурусланскому или Оренбургскому муфтияту, не оставался неизменным – все зависело от соотношения сил в приходском совете. Бугурусланский муфтият и созданная при непосредственном участии его муфтия И.К. Шангареева «Ассоциация мечетей России» расширяли сферу своего влияния в области. В нач. 2006 г., когда противостояние между обоими муфтиятами достигало своего апогея, Оренб. муфтият контролировал большее число м.о. – 80. Число религиозных объединений, канонически подчиненных собств. Бугурусланскому муфтияту, составляло 15, а «Ассоциации мечетей России» – 31. Эта ситуация, как свидетельствуют данные мин-ва информационной политики, обществ. и внешних связей прав-ва Оренб. обл. на 1.01.2008 г., сохраняется и в наст. время. Общины и объединения, подчинявшиеся Оренб. муфтияту, существовали практически во всех р-нах области (в т.ч. на западе – 4 м.о.: в Асекеевском р-не, по одной в Северном р-не, г. Бугуруслане и г. Бузулуке). Общины же, действовавшие под руководством Бугурусланского муфтията и «Ассоциации мечетей России», присутствовали в зап. и вост. зонах области (в т.ч. 1 м.о. в Гае у первого муфтията, 5 м.о. в Медногорске и 1 – в Новотроицке у второго), но отсутствовали в центр. зоне, вкл. Оренбург и Тат. Каргалу. Однако присутствие Оренб. муфтията на западе области было призрачно, как соотв. и присутствие обоих руководимых или связанных с И.К. Шангареевым духовных управлений на ее востоке. Западные р-ны области (даже если учитывать существование там немногочисленных общин Оренб. муфтията) выглядели как практически монопольное владение духовных управлений, связанных с И.К. Шангареевым. Однако они отсутствовали в тех р-нах области, где имеются значительные вкрапления башкирского этнического меньшинства, – Красногвардейском и Тюльганском. Равным образом существование общины «Ассоциации мечетей России» в Новотроицке, как и общины Бугурусланского муфтията в центре Первомайского р-на, вероятнее всего, вновь определялось не распространением влияния этих двух Духовных управлений в казахской среде, а присутствием там татарского населения. Лит.: Конфессии и религиозные объединения Оренбургской области: справочник. – Оренбург, 2007; Косач Г.Г. Ислам в Оренбургской области. – М., 2008; Он же. Муфтият российского постсоветского региона: становление и эволюция // Вестник Евразии. – М., 2000, № 2; Список действующих религиозных организаций, церквей и молитвенных домов по Оренбургской области на 01.01.2008 года. – http://www.mininform.orb.ru. Г.К.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009