Мусульманские общины заводов и городов Бакальских рудников
Мусульманские общины заводов и городов Бакальских рудников
Первые месторождения Бакальских рудников (р-н г. Бакал Челябинской обл.) – Охряное, Александровское, Ивановское, Успенское, ВерхнеБуланское, Тяжелое – стали известны в 1-й пол. ХVIII в. 23.06.1756 г. симбирские купцы И.Б. Твердышев и И.С. Мясников направили донесение в «Оренб. горное начальство» о том, что их приказчик П. Рябов подал заявку об отводе 10 железных рудников на склонах горы Шуйды и вблизи истоков речки Буланки по правой стороне, вниз по течению. Впоследствии товариществу бр. Твердышевых и Мясникову были отведены 12 рудников. Территория, где позже расположился г. Бакал, была приобретена несколько ранее графом Строгановым для Троицко-Саткинского завода, однако впоследствии часть ее он уступил симбирским купцам. В итоге Твердышевы и Мясников закрепили за собой огромную площадь, включающую по нынешнему тер. устройству Белорецкий р-н Башкортостана, Ашинский, Катав-Ивановский, Саткинский р-ны и г. Усть-Катав Челябинской обл. На приобретенных заводчиками землях в XVIII– XIX вв. были построены Катав-Ивановский, Усть-Катавский, Миньярский, Ашинский, Симский и др. заводы, сырье для которых добывалось на Бакальских рудниках. Вся эта земля была скуплена за бесценок у башкир. Так, земли у башкир Кудейской и Дуван-Кудейской волостей были куплены за 100 р. ассигнациями, у башкир ШайтанКудейской вол. – за 160 руб., у башкир Куваканской вол. – всего за 50 руб. При заключении сделок нередко возникали конфликты. Так, в момент покупки земли под Симский завод среди башкир Шайтан-Кудейской вол. произошел раскол. Одни вотчинники поддержали волостного старшину Шиганая Бурчакова, который был не против продажи земли, другие – сотника Юлая Азналина (отца Салавата Юлаева), чья позиция была противоположной. Поскольку принципиальное согласие Бурчакова было получено еще в кон. 1750х гг., то заводчики рассчитывали на легкое заключение сделки, которые они уже не раз совершали с башкирами др. волостей. Однако к моменту выдачи указа Берг-коллегии Шиганай Бурчаков за многочисленные нарушения был смещен с должности волостного старшины, а его обязанности стал исполнять Юлай Азналин. Когда ему объявили, что Твердышеву «потребна» земля этой волости, он, несмотря на давление губ. администрации, не дал согласия на ее продажу. Однако фиктивная сделка была заключена с не имевшим на ее заключение полномочий Ш. Бурчаковым летом 1762 г. Ю. Азналин пытался доказать фиктивность сделки в разл. инстанциях, но в итоге был оштрафован на 600 руб. Эти сделки стали одной из причин активного участия местных башкир в Пугачевском восстании (см. Башкирские восстания XVII–XVIII вв.), когда восставшие под предводительством Салавата Юлаева захватили и нанесли серьезный урон нескольким принадлежавшим Твердышевым и Мясникову заводам. Количество жертв в их владениях составило 2433 чел., в т.ч. 1772 мужчины и 1161 женщина; производственные убытки оценивались более чем в 600 тыс. руб. Несмотря на нанесенный урон, заводы и рудники быстро восстановили свою работу. Впоследствии в результате наследования и продажи империя Твердышевых и Мясникова разошлась по частям к разл. владельцам. Тяжелое экономическое положение башкирских и татарских крестьян, малоземелье вынуждали их массово наниматься на горные разработки. Так, в 1895 г. на Бакальском казенном руднике появились первые рабочие из числа мусульман. Усилению трудовой миграции способствовало строительство в 1896– 1900 гг. ж/д ветки Бердяуш–Бакал, соединившей пос. Бакал с Самаро-Златоустовской ж/д. Доля мусульман, занятых на руднике, особенно возросла с началом I мировой войны, когда экономические условия заставили жителей многих башкирских деревень наниматься на самую тяжелую работу. К 1915 г. в заводском поселке (будущий г. Бакал) находились 170 мусульман (118 мужчин и 52 женщины) из примерно 2000 рабочих. Они занимали 11 из 78 построенных здесь казенных бараков. Кроме вольнонаемных рабочих, на Бакальском руднике трудилось до 40 арестантов мус. вероисповедания. Официально все они имели только временное пребывание, но 23 мус. семьи фактически проживали в поселке постоянно, круглогодично в течение нескольких лет. Для совершения религиозных обрядов мусульмане были вынуждены ездить за 22 версты на Саткинский завод. В 1915 г. они подали ходатайство о разрешении строительства на руднике молитвенного дома с утверждением к нему в должности муллы башкира д. Карановой Богадинской вол. Белебеевского уезда Уфимской губ. Габдуллы Имамутдиновича Зюбаирова. Однако, согласно российскому законодательству, земельный участок на казенном руднике мог быть отведен только с разрешения министра торговли и промышленности. Поэтому в 1916 г. бакальские мусульмане попросили выделить две комнаты в старом семейном бараке для проведения обществ. молитвы и проживания муллы, на что администрация предприятия выразила свое согласие. После Февральской революции 1917 г. положения российского законодательства, ограничивавшие религиозные права мусульман, прекратили действия. По ходатайству местной общины Духовное ведомство Нац. управления мусульман Внутренней России журналом на 24.12.1917 г. постановило открыть в Бакальском руднике самост. приход и утвердить к нему в должности имам-хатыба башкира д. Кызылъяровой Белекей-Кудейской вол. Уфимского уезда и губ. Ибнихазипа Гильмутдиновича Ахмерова (1876 – не ранее 1920). Более того, управление Бакальского казенного рудника возбудило ходатайство об ассигновании в 1918 г. кредита на постройку мечети и о принятии вознаграждения мулле на счет предприятия. В советское время мечеть была закрыта. На др. рудниках и предприятиях, которые обеспечивали Бакальские рудники, также работали татары и башкиры, но самост. м.о. в них в дореволюционное время не сформировались. Ситуация коренным образом изменилась после развала СССР. Во всех городах, возникших как твердышевские заводы, в 1990-е гг. появились самост. м.о. В УстьКатавском и Ашинском р-нах этнические мусульмане составляют от 10 до 15% (в частности, в Ашинском р-не проживает до 6 тыс. татар). В г. Аше м.о. появилась в 1990 г. – МРОМ «Махалля-мечеть № 160» в составе Регионального ДУМ Челябинской обл. Решением исполкома горсовета народных депутатов от 28.06.1991 г. она была официально признана и получила разрешение на приобретение мечети. Первоначально на средства прихожан был куплен жилой дом по ул. Первомайской, 15, а затем к нему пристроено помещение 6 х 5,5 м. Возведен минарет. Имамами мечети были ветеран войны Абдулла Бикбулатов (1991–98), Р.Х. Махмудов (1998–2006), Шамиль Анурович Набиев (с 2006 по наст. время). При ней работает мектеб, где изучаются основы ислама и арабского яз. С 2006 г. под руководством Р.Х. Махмудова в г. Аше действует вторая м.о. – религиозная группа в составе ДУМ АЧР. В Усть-Катаве м.о. появилась в сер. 1990-х гг. Первым ее имамом был Шафиг Шарифуллович Шагапов (р. 1967 в г. Усть-Катав). Власти передали м.о. на окраине города здание быв. школы, которое было переделано в мечеть. В наст. время в городе действует 2 религиозные общины: «Махалля-мечеть № 876» юрисдикции РДУМ ЧО под руководством Анвара Сабирьяновича Газизова и религиозная группа в составе Челябинского муфтията ДУМ АЧР под руководством имам-хатыба Хатмуллы Хуснуллина (р. 5.05.1953). Мечеть не используется ни одной из общин ввиду ее аварийного состояния. В г. Сим в собств. жилом доме молельный дом в 1993 г. организовал местный предприниматель Фаниль Саитович Даутов (р. 02.10.1957 в с. Урманово Бакалинского р-на Респ. Башкортостан), ставший председателем МРОМ. Однако в силу слабой активности мус. населения города м.о. была ликвидирована как юридическое лицо в 2004 г. Действует мечеть (ул. Чертова, 5а) и в г. Миньяр – в составе РДУМ ЧО числится «Махаллямечеть № 363». Руководит жизнью м.о. Миньяра имам Денислам Гизатшин. В КатавИвановске мечети нет, небольшой м.о. руководит имам И.Х. Игизьянов. М.о., действующие в юрисдикции РДУМ ЧО, включены в Горнозаводской мухтасибат, которым руководит М.Х. Минигалиев. В 2008 г. для координации деятельности м.о., входящих в Челябинский муфтият ДУМ АЧР, был создан Ашинский мухтасибат под руководством Р.Х. Махмудова. М.о. данного региона Челябинской обл. характеризуются небольшой численностью, слабой координацией деятельности с единоверцами из соседних городов, неразвитостью исламской инфраструктуры и халяль-индустрии, что связано как с их удаленностью от администр. центров управления исламом на Юж. Урале (Чебаркуль и Челябинск), так и с незначительным кол-вом мусульман в данном регионе. Лит.: Гвоздикова И.М. Салават Юлаев. Исследование документальных источников. – Уфа, 1982, с. 185; Зайнеева З.А. Мечеть // Ашинский муниципальный р-н: энциклопедия / Ред.-сост. Б.Г. Гусенков. – Челябинск, 2007, с. 211; Материалы по истории Башкирской АССР. Т. 4, ч. 2. – М., 1959–60, с. 595; Палина Н. Громкоговорящая мечеть. Чем вызваны подозрительные слухи о мечети в Аше? // Челябинский рабочий. 08.08.2006; Семеновских А. Развитие ислама в Челябинской области. – http:// www.islamrf.ru/articles.php?sid=2962&razdel=6; Старостин А.Н. Агрегат: вехи истории. – Екатеринбург, 2009; Он же. Ислам в Башкиро-Уральском приграничье // Медина аль-Ислам. – Н. Новгород, 29.12.2008, № 89; Фонотов М. Обида. Почему в Юрюзани разбирают недостроенную мечеть // Челябинский рабочий. 02.10.1999; ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 2, д. 8, л. 195; оп. 5, д. 15314; оп. 6, д. 3854. А.С., Д.Д.