МУСУЛЬМАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Найдено 1 определение
МУСУЛЬМАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
комплекс религ. представлений, распростр. среди приверженцев ислама — монотеистич. религии, возник-шей в 7 в. в Аравии в ходе проповеднич. деятельности Мухаммада (ок. 570 — 632). Хронологич. М. р. п. — последние из т.н. «вторичных» религ. систем (буддийская, зороастрийская, иудаистическая, христианская, манихейская) М. р. п. отражают синкретич. хар-р ислама и мусульм. культуры в целом. В процессе становления и развития М. р. п. вобрали в себя религ. представл., бытовавшие среди кочевых языч. племен Аравийского п-ва и различ. по этнич. составу и культурным традциям оседлого населения древ. оазисов и городов, элементы преданий народов Юж. Аравии, представления, мотивы и образы религ. систем завоев. мусульманами народов Ближнего Востока. Окончат. словесная форма и сюжетный состав М. р. п. вырабатывались в значител. степени за пределами собственно Аравии, в обществах с богатыми древ. традициями письменной культуры и развитой сословно-классовой структурой феод. типа (Сирия, Ирак, Иран, Египет, Испания). По своему содержанию и идеологич. пафосу М. р. п. явились отрицанием языч. мифологии, к-рая в нач. 7 в. в значит. степени представляла собой лишь традиц., но не единств. способ объяснения окружающего мира. Араб. историк 2-й пол. 8 — нач. 9 вв. Хишам аль-Кальби в «Книге об идолах» приводит многочисл. свидет. стихийного отказа от поклонения языч. божествам, нарушения традиц. религ. запретов. Основообразующий слой М. р. п. — Коран, складывался в виде религ. преданий, в к-рых Мухаммад выражал свое новое осмысление окружающего мира и человеч. бытия. Хотя соед. Мухаммадом логич. и эмоционал. методов познания и истолкования мира затрудняло выработку цельной системы ислама, тем не менее М. р. п., рассматр. в своем ист.-культурном контексте, органичны и оригинальны и стоят в одном типологич. ряду с др. религиями древности. По представл. мусульман, текст Корана вложен в уста Мухаммада самим богом. В основном состав Корана сложился уже после смерти Мухаммада, в сер. 7 в. Текст Корана содержит 114 сур (глав). По месту и времени их произнесения Мухаммадом все суры делят на 90 «мекканских» и 24 «мединских». Большая часть Корана — полемика в форме диалога между богом, говорящим то в первом, то в третьем лице, и противниками ислама или колеблющимися. Помимо собственно религ. сюжетов Коран содержит религ.-правовые предписания, определяющие угодный богу образ жизни и поведения, нек-рые правила обрядности и отправления культа. Важнейшим источ. для изучения М. р. п. служит также свящ. предание ислама — сунна, основан. на хадисах — рассказах о жизни Мухаммада, вобравших в себя и древ. религ. традиции. Развиваясь под непосредств. воздейст-вием Корана, ср.-век. М. р. п. значительно расширили круг религ. сюжетов, персонажей и образов. Происходило обогащение М. р. п. также за счет местных религ. традиций народов, принявших ислам. В ходе актив. освоения новой идеологии в странах Бл. Востока в период 2-й пол. 7 — 8 вв. происходило интенсивное насыщение общими понятиями араб. языка, к-рый становится языковой оболочкой формировавш. мусульм. мировоззрения. В 8 в. стали зарождаться различ. отрасли знания (на араб. яз.). Поэтому, едва оформившись, М. р. п. все больше ограничивались свящ. историей, космогонией и эхатологией. Мн. персонажи коранич. и послекоранич. М. р. п. постепенно становились также фольклорными и лит. образами. Гл. роль, особенно в начальный период послекоранич. развития М. р. п., в т.ч. в ее обогащении сюжетным материалом, мотивами и образами, восходящ. к религ. повест-вованиям Др. Аравии и Передней Азии, сыграли первые комментаторы Корана, богословы, а также бродячие проповедники и толкователи свящ. предания. Наиболее известные циклы такого рода рассказов из свящ. истории составляли особый жанр религ. лит-ры, т.н. кисас ал-анбийа («сказания о пророках»), оказавшей большое влияние на формирование местных религ. традиций и развитие религ. фольклора. Деятельность бродячих проповедников послужила промежуточ. звеном в последующей трансформации мн. рассказов Корана из «священной истины» в притчу, в религ. фольклор и, наконец, в лит. повествования этико-дидактич. содержания. М. р. п. складывались под значит. влиянием христианства и иудаизма, однако в лит-ре степень этого влияния нередко преувеличивается. Наряду с библ. традицией вероучение ислама и М. р. п. усваивали также традиции культур доислам. Аравии, мн. чертами близких культурам соседних народов Средиземноморья и Передней Азии. Так, предание о Зу-л-Карнайне перекликается с греч. мифом о Мидасе; один из вариантов предания о царе Нимруде (Намруде), в к-ром Нимруд, воспитанный вдали от дома, убивает своего отца и женится на матери, близок к греч. мифу об Эдипе. Мухаммад видел свою миссию в возрождении истинной веры, к-рую якобы еще в древности возвестил людям пророк Ибрахим. Его взгляды восходят к учению ханифов — аравийских проповедников, распростр. единобожие среди своих соплеменников. Ханифы, не причисляли себя к последователям ни иудаизма, ни христианства, в значит. степени восприняли христ. и иуд. концепции, религ. образы и сюжеты. Как отмечают исследователи ислама, сам Мухаммад оперировал сведениями из хрис-тианства и иудаизма, известными ему в устной передаче. Однако сходство мн. элементов мусульм. и библ. религ. представлений может быть объяснено и общностью истоков культурных традиций у арабов и евреев. Гл., высший персонаж М. р. п. — аллах, единств. бог, вечный и всемогущий. М. р. п. отвергают христ. концепцию троицы, резко выступают против представления о сыне божьем. Иса (Иисус) «только раб наш, к-рого мы облагодетельствовали и поставили его в пример сынам Израиля». Христиане, почитающие мессию (Ису) как сына божьего, «уподобляют себя неверным, бывшим прежде». Согл. коранич. космогонии, аллах мыслится творцом вселенной, состоящей из нижнего — земного и верхнего — небесного миров. Он разделил небо и землю, сделал из воды «всякую вещь живую», в два дня он создал землю и семь небес, разукрасив ближайшее небо «светильниками и для охраны». Мусульм. предание обогащает отрывочные описания Корана. Согл. традиц. концепции, землю окружает гора Каф (это слово, вероятно, имеет иран. происхожд.), отделенная от нее непроходимым пространством. По одной версии, земля покоится на плечах ангела, опирающ. на скалу, к-рую поддерживает бык, стоящий на плывущей рыбе, по др. — земля держится на роге быка, бык на рыбе, рыба на воде, вода на воздухе, а воздух на влажности. Землетрясения происходят от того, что бык перебрасы-вает землю с одного рога на другой. Аллах сотворил «семь небес рядами», т.е. одно над другим, «и сделал месяц на них светилом, а солнце сделал светильником». Над седьмым небом помещается трон аллаха. В легенде об упорствующем в своем неверии царе Нимруде говорится, что первое небо можно пересечь лишь за пятьсот лет и столько же потребуется, чтобы достичь следующ. неба. На небесах располагаются рай (джанна) и ад (джаханнам), причем они не занимают всего пространства небес. Рай, по мн. преданиям, находится на седьмом небе; ад, по одной из версий, — ниже первого неба. Небожителями явл. ангелы (малаика, фаршита), сотворен. из света и передающие людям вести от аллаха. Доступ на небо надежно охраняется от злых духов ангелами и звездами, «поражающими светочами». Из мн. ангелов выше других стоят четыре — Джибрил, передавший Мухаммаду текст Корана, Микал, Израил, Исрафил, образы к-рых заимствованы из христ. и иуд. религий. Ангел Ридван поставлен стражем рая, ангел Малик возгл. стражу ада. В М. р. п. имеется и мотив падших ангелов, связанный с Харутом и Марутом, обучавш. людей колдовству, и с Иблисом (отожд. с Шайтаном), грехопадение к-рого связывается с сотворением человека. По преданиям, задолго до создания человека Иблис был ангелом и носил имя Азазил, ал-Харит или ал-Хакам. Аллах послал его на землю наказать перессоривш. между собой джиннов. По др. версии, Иблис сам был джинном (об этом упоминает и Коран), и аллах назначил его повелителем джиннов на земле. Иблис возгородился и в теч. тысячи лет сеял смуту среди джиннов. Аллах послал пламя истребить его, но Иблис спасся и после этого верно служил аллаху. Согл. третьему варианту, Азазил родился в аду. Его отец — джинн Маридж, его мать — джинн Марджа, созданная из ребра Мариджа. Азазил усердно молился аллаху, и аллах принял его в рай и сделал старшим над всеми ангелами. За отказ поклониться созданному аллахом человеку Иблис, по коранич. версии, был изгнан из рая. В слове «Иблис» принято видеть искажен. греч. «диаболис» («дьявол»); слово «шайтан» родственно библ. обозначению дьявола — «сатана». Первых людей — Адама и его жену Хавву — аллах поселил в раю, но после того как они по наущению Иблиса (Шайтана) вкусили от запрет. дерева, аллах изгнал их на землю. Согл. мусульм. преданию, неск. видоизменивш. коранич. сюжет, Адам и Хавва в раю не вкушали пищи, а питались запахом, подобно ангелам; затем они попробовали плод пшеницы (в те времена она росла на дереве и ее зерно было размером с дыню) и осквернили рай. Совращать Адама и Хавву Шайтану помогают змея и павлин. Нарушив запрет аллаха, первые люди оказались на земле. Ежегодно рождая сына и дочь, Хавва произвела на свет семьдесят пар близнецов, положивших начало человеч. роду. В центре религ. истории прошлого Коран и предания ставят пророков, что связано с общей концепцией М. р. п. о завете аллаха, неоднократно ниспосылавш. через пророков разным народам. Ряд пророков упомянут в Коране, предание расширяет их круг. Выделяются высшая категория посланников (расуль), направлявш. прежде к различ. народам, простые пророки (наби), появл. обычно среди «людей писания» (ахл ал-китаб). Согл. преданию, всего было 124 тысячи пророков, в т.ч. 313 посланников, высшими из к-рых признаются Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса, Шуйаб, Худ и Салих. Мн. мусульм. пророки соотв. персонажам Ветхого и Нового завета: Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Лут (Лот), Аййуб (Иов), Харун (Аарон), Иса (Иисус), Йахья (Иоанн Креститель), Марйам (Мария), Закария (Захария) и др. Рассказы Корана о Мусе, Луте, Нухе и др. пророках почти без отклонений воспроизводят ветхозавет. предания; упоминания о ветхозавет. пророках в Коране основаны, в значит. мере, на Талмуде и Мидраше, а не непосредств. на Библии; мусульм. традиция расцвечивает их деталями, к-рые придают им оригинальный, отличный от иуд. версии колорит (рассказы о Йунусе, Каруне и др.). Заметной редакции подвергались сюжеты Нового завета. Ислам, в част., разделяя христ. представл. о вознесении Исы (Иисуса) на небо, не воспринял евангельскую версию о его распятии на кресте и последующем воскресении. Согл. Корану, пророчество Мухаммада было предсказано Исой. В значит. части мусульм. представления о пророках самостоятельны; лишь немн. персонажи, признанные пророками в Коране и последующей традиции, играли такую же роль в Библии. К тому же соотв. библ. и поослебибл. традиции персонажи, наделенные в мусульманстве функциями пророков, не рассматр. в связи с историей евреев. В этом отношении М. р. п., в отличие от христианских, совершенно свободны от иуд. традиции. В ряде случаев мусульм. предания, героями к-рых выступают библ. патриархи, не имеют аналогий в Библии. Следуя сложивш. в европ. исламоведении традиции, мн. исследователи искали сходные мотивы и сюжеты прежде всего в послебибл. иуд. традиции или в христ. апокрифах, однако и они признавали, что круг связей и параллелей М. р. п. значительно шире. По-видимому, мн. представл. Корана и свящ. предания мусульман восходят к доислам. традиции арабов, к-рая могла иметь и свои версии преданий об основных персонажах Библии. Отличается от Ветхого завета, в частн., история Ибрахима. Уже Коран описывает Ибрахима праведником, разбившим идолов, к-рым поклонялись его соплеменники; за это он был брошен в огонь, но волею аллаха остался невредимым. Мусульм. традиция утверждает (в отличие от библейской), что Ибрахим собирался принести в жертву богу своего сына Исмаила. В память об избавлении Исмаила от смерти мусульмане отмечают праздник ид ал-адха (ид ал-курбан, курбан-байрам). Отличные от библ. традиции черты имеет в М. р. п. и пророк Сулайман, предания о к-ром вобрали религ. представления разных народов. Ряд пророков Корана (Шуайб, Худ, Салих, Идрис, Зу-л-Кифл, Зу-л-Карнайн) вообще неизвестен Библии. Мусульм. комментаторы иногда с сомнением отожд. Идриса с Енохом, Зу-л-Кифла с Исайей, Иезекиилем и др. библ. персонажами, но и при таком допущении ясно, что имена этих пророков и связанные с ними религ. сюжеты отличны от библейских. По одной из распростр. в мусульм. странах легенд, Зу-л-Кифл вначале был грешником, а затем праведная женщина обратила его в ислам. Идрис, будучи другом Израила, упросил ангела смерти показать ему рай. Ангел заставил Идриса дать слово, что он, побывав в раю, выйдет обратно; Идрис сдержал слово, но затем слукавил: сказав, что он забыл в раю обувь, Идрис вновь вошел в рай и обратно уже не вышел. Мусульм. предание дополнительно ввело в круг пророков немало др., не связанных с Библией лиц, не упомянутых в Коране. Таковы, напр., Ханзала, Хадир, покровитель путников, приносящей счастье и богатство. В образе Джирджиса сохранены синкретич. черты христ. Георгия. Пре-дания о нек-рых пророках имеют локальный хар-р и не связаны с общемусульм. традицией. Особый раздел М. р. п. составляют предания о Мухаммаде. Реалистич., вероятно, во мн. достоверная, канва биографии Мухаммада, составл. мусульм. историками, обросла религ. сюжетами и мотивами. Хотя сам Мухаммад не приписывал себе способность творить чудеса, позднейшая традиция ислама повествует о различ. чудесах, будто бы совершен. пророком. Житию Мухаммада известен мотив благовещания; его матери было сообщено свыше, что она носит в чреве «господина этого народа». Эпизод рассекания тела Мухаммада Джибрилом и др. ангелами с целью очистить его от скверны и сделать пригодным к пророч. деятельности находит объяснител. параллели в шаманских мифах народов Сибири (только после того, как духи разрубят человека на куски, очистят его кости, сварят и т.д., а затем сотворят вновь, он может быть шаманом); параллели в рассказах о могучих шаманах имеет и пре-дание о мирадже — вознесении Мухаммада на небо верхом на Бураке. Эти черты, очевидно, связаны с языч. тради-циями арабов, знавших пережитки шаманства (деятельность кахинов, шаиров). Благодаря близости фигуры пророка к порицателям и поэтам, черты посредника между духами и людьми приобрел и образ Мухаммада. Рассказы о пророках составляют часть обширной обл. М. р. п., связанной с почитанием святых, к-рым приписывается способность воскрешать мертвых, принимать различ. облик, мгновенно переноситься в отдаленные обл., предотвращать беды, лечить от болезней и т.п. Культ святых не предусмотрен Кораном, к-рый в принципе осуждает его и порицает веру в к.-л. рода посредников или заступников перед аллахом. Тем не менее почитание святых, стихийно выросшее на почве старых, политеистич. традиций, приобрело в исламе огромное значение, получив концептуал. оформление с распростр. суфизма — мистич. учения, признающ. возможным познание бога и даже единение, слияние с ним через внутр. экстатич. озарение. С верой в святых связано почитание их могил, оставл. ими «следов» или прочих памятных мест их пребывания. Святыми считаются пророки ислама, предания о к-рых обычно привязаны к определен. месту и наглядно представлены в объектах культа. Мусульм. традиция утверждает, что в Мекке, между Кабой и свящ. колодцем Земзем, находятся девяносто девять погребений пророков. Гробница Сулай-мана в преданиях помещается на Андаманских о-вах; орео-лом святости окружены места, где, по преданиям, джинны опускали на землю его трон (напр., гора у г. Ош в Киргизии, Сулеймановы горы в Афганистане). Предания о Зу-л-Кифле стали обоснованием паломничества к одной из святынь в Ираке, считавш. его могилой. Две «могилы» пророка Халида ибн Синана служили местом поклонения в Сев. Африке. В Каракалпакии святыней стала могила Шамун-наби. В Египте почиталась даже «могила» вечно живого Хидра. Значение второй (после Кабы) святыни ислама приобрела могила Мухаммада в Медине; с преда-ниями о Мухаммаде связан и ряд др. святынь, следы, якобы оставл. на камнях ступнями Мухаммада в Египте, Сирии и даже в Индии; камень близ Медины, из к-рого, согл. преданию, по приказу Мухаммада капало оливковое масло. В круг святых вошли члены сумьи Мухаммада. Его жена Айша и дочь Фатима в верованиях мусульман Ср. Азии и Поволжья выступают как покровительницы женщин и жен. работ. Особенно широкую популярность получил «царь мужей» Али, побеждающий дэвов и драконов. Ср.-азиат. легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь, и все они пошли в разные стороны. Святыни, почитаемые как могилы Али, находятся, в частн., в Неджефе (Ирак), Мазари-Шерифе (Афганистан), Нурате и Хамзаабаде, ранее Шахимардане (Узбекистан), под Серахсом (Туркмения). Хар-р этиологич. пре-дания имеют легенды о горных расселинах Сев. Африки, якобы прорубл. мечом Али, о двух цепях скал в Афганистане, к-рые считаются убитыми Али и окаменевш. драконами (аждарха). С подвигами Али связано происхожд. нек-рых топонимов Ср. Азии. Внуки Мухаммада Хасан и Хусайн, дети Фатимы и Али почитаются в М. и Ср. Азии как мученики (хотя в вооруж. стычке с войсками погиб только Хусайн) и, вероятно, под влиянием близнечных традиций представляются близнецами. Святыми стали также реальные или легенд. сподвижники (асхаб) Мухаммада. Их гробницы рассеяны по всему мусульм. миру. В М. и Ср. Азии особенно популярны предания об Увейс Карани и Сад Ваккасе. Увейс Карани услышал, что Мухаммад потерял в битве зуб, но, не зная, какой именно, выбил себе все зубы, чтобы ничем не превосходить пророка. По др. легенде, Увейс Карани начал топтать ногами плащ, завещан. ему Мухаммадом. Придя в ужас от такого святотатства, принесшие плащ люди остановили его. Увейс Карани объяснил, что они сделали это напрасно: он уже почти сумел заставить аллаха простить грехи всех мусульман. Сад Ваккас в преданиях выступает не столько как полководец (Сад ибн Абу Ваккас), сколько как прославивш. своей щедростью мусульманин: его решают испытать и просят якобы для исцеления болезни дать пиалу крови его сына; Сад Ваккас закалывает сына и дает просителю кровь; в конце концов по молитве Мухаммада сын Сад Ваккаса воскресает. Особую категорию святых составляют мученики (шахид), к к-рым нар. традиция обычно причисляет не только погибших за веру, но и тех, кто был убит без вины. Значит. часть святых — суфии (шейх, пир, ишан). Представления о могуществе чудотворцев суфиев отражены в их многочисл. жизнеописаниях, популярных в мусульм. мире. Широкое распростр. получило суфийское предание о скрытых святых (абдал), невидимо управл. миром; в Ср.Азии оно связано с представл. о чильтанах. Святыми легко становились и доислам. божества, в ряде случаев сохранявшие свое прежнее имя (Бобо-Дехкон, Биби-Мушкилькушо, Буркут-баба, Коркут и др.). В рассказы о мусульм. святых обильно проникли сюжеты, заимствов. из др. религ. систем. В частн., предание о «людях пещеры» (асхаб алкахф), могилы к-рых почитаются в Иордании, Тунисе и ряде др. стран, берет начало в христ. агиологии. Однако в большинстве случаев установить происхожд. того или иного религ. мотива трудно, поскольку он оказывается общим для мн. религий. Демонология ислама представлена джиннами (шайтанами); у различ. народов, исповедующих ислам, сохранились и назв. своих доислам. духов вместе с их специфич. хар-ристиками (иранские пари, дэвы и др.). Согл. Корану, джинны были созданы прежде людей «из огня знойного». В ряде версий джинны ведут происхожд. от Шайтана (Иблиса). Они бывают муж. и жен. пола, уродливы, с копытами на ногах; могут принять и человеч. облик. Джинны склонны вредить людям, особенно если человек сам случайно убил или изувечил к.-л. из джиннов. М. р. п. признают возможность для людей вступать в интимную связь с джиннами. В мусульм. традиции считается, что у каждого человека имеется свой шайтан, к-рый помещается в теле между кожей и плотью. В противовес шайтану человеку придан и свой ангел, побуждающий его творить добро. Ни один поступок человека не остается незамеченным: их записывают для будущего страшного суда два незримых ангела, сидящих на плечах человека, — один отмечает добрые дела, другой — злые. Представл. о загробной жизни души в период после смерти человека и до страшного суда в М. р. п. развиты слабо. В Коране ангел отнимает у человека душу, тем самым лишая его жизни. Распростр. представл., что душа после смерти тела находится во власти аллаха, и иного знания людям не дано. В Коране говорится о наказании мертвеца в могиле ангелами, но только хадисы называют имена этих ангелов — Мункар и Накир. В ряде версий наказание в могиле продолжается вплоть до дня воскресения. Однако наиболее распростр. представление, что после беседы с ангелами душа человека идет в рай или в ад. Относит. стройность этих представлений нарушает учение о конце света, основные положения к-рого заимствованы из христианства. Конец света наступит, когда в мире воцарится ложный мессия, искуситель людей, чудовищный Даджжал. Его появл. будут предшествовать тяжелые времена, а сам он откроет гонение на верующих и разрушит храмы. Посланный аллахом обновитель веры Махди убьет его, затем будет царить Иса. Звуки трубы Исрафила поднимут лежащих в могилах. Т.о., до судного дня пребывание душ в аду или раю оказывается временным. Лишь после того как деяния каждого человека будут взвешены на весах, его судьба будет решена окончат.: праведников поведут в рай, грешников — в ад. Но предания, воспринявшие более древние воззрения о загробном мире, рае и аде, неск. видоизменили представл. Корана. Согл. укоренивш. традиции, в рай ведет мост Сират, тонкий, как волос, острый, как меч. Под мостом — ад. Праведники свободно идут по мосту, грешники падают в пламя геенны. Вера в воскресение во плоти, очевидно, оказала влияние на чувственный, «материальный» хар-р описания рая и ада в Коране. Мн. богословы видят в коранич. рассказах о рае лишь иносказания, однако это не единств. точка зрения; другие (Газали и Ашари) допускают чувств. наслаждения в раю (с оговор-кой, что они начнутся только после воскресения). Мн. исследователи ислама подчеркивают иуд.-христ. влияние на мусульм. представления о рае. Но мусульм. картина рая имеет и иные источ. Так, мотив плотских утех праведников с прекрасными девами-гуриями, к утру восстанавливающ. девственность, явл. особенностью М. р. п. О широком круге источ. мусульм. представлений о рае свидет. и одно из его назв. — «фирдаус», заимствов. из перс. языка. Предание о царе Шаддаде, выстроившем на земле подобие рая, Ирам, очевидно, имеет чисто араб. истоки. Изображение ада в М. р. п. противоречиво: он представляется и подвижным в виде чудовища, и неподвижным; состоит из семи располож. один над другим ярусов. Религ. представл. шиитского теч. в исламе, противостоящего суннитскому теч., имеет свои особенности. Шиизм возник на почве идеи наследования власти по родств. принципу. Право на руководство мусульм. общиной признавалось за семьей Мухаммада, т.е. за Али и его сыновьями от Фатимы. Вскоре это убеждение переросло в цент. для дог-матики шиизма концепцию духовной преемственности, основанной на эманации божеств. «света Мухаммада» (нур-и Мухаммеди). «Свет Мухаммада» (сущность души пророка) понимается как первое творение аллаха, возник-шее в виде светящ. точки задолго до создания человека. Первым носителем «света» считается Адам, затем длинная цепь избранных потомков Адама, гл. обр. пророков. После деда Мухаммада эманация пошла по двум линиям: одна часть «света» перешла к отцу Мухаммада и после него к самому пророку, другая — к брату отца Мухаммада, а после него к его сыну Али. Далее «свет Мухаммада» последоват. переходил к «святым имамам», потомкам Али, возгл. шиитскую общину. Согл. этой концепции, понятие «имам» в шиизме приобрело новое значение. В отличие от суннизма, где имам — это избранный людьми светский и духовный глава общины, в шиизме он выступает как наследник миссии Мухаммада, первосвященник, непогрешимый в силу проявивш. в нем божеств. эманации и обладающий тайным знанием. Шииты-имамиты верят в двенадцать имамов, прямых потомков Али. Каждый имам перед смертью назначал себе преемника. Одиннадцать имамов погибли мученич. смертью, а двенадцатый по воле аллаха таинств. образом исчез, пребывает в убежище и невидимо управляет шиитской общиной. Нек-рые ответвления шиизма завершают цепь имамов не на двенадцатом, а на пятом или седьмом имаме. Перед концом света скрытый имам, «владыка времени», вернется в образе Махди и восстановит в мире справедливость. Шиизму свойствен культ Али, возвышающий его до уровня ближайшей к аллаху персоны. По одному из шиитских преданий, Мухаммад был в гостях у бога и перед ним появилось блюдо с рисом. Пророк сказал, что ему неловко есть одному. Тогда из-за занавески, отгораживающей аллаха от Мухаммада, к блюду протянулась могучая рука; пророк узнал руку Али. В крайних ответвл. шиизма предпочтение Али переросло в прямое его обожествление. Шииты чтят Коран, хотя убеждены, что имевш. в нем упоминания Али устранены по велению халифа Османа; впрочем, согл. представлениям шиитов, имя Али скрыто в тексте Корана и может быть обнаружено при особом толковании нек-рых коранич. терминов. Неск. отличается и свящ. предание шиизма (шиитские хадисы носят назв. «ахбар»); мн. хадисы явл. общими для суннитов и шиитов, но шииты отвергли пре-дания, восходящие к противникам Али, а, с др. стороны, ввели в ахбар предания о речах и деяниях самого Али и его потомков-имамов.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
121.40 кб

Представление о душе в средневековой мусульманской религиозно-философской литературе

Васильцов К. С.
В статье рассматриваются важные для средневековой мусульманской интеллектуальной культуры концепты душа (нафс) и дух (рух). Выделяются четыре основных группы доктрин о душе: традиционная, богословская, философская и мистическая.