МУТАЗИЛИТЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МУТАЗИЛИТЫ
приверженцы мусульманской теологии рационалистического направления, зародившейся в Арабском халифате в VIII—IX вв. Основоположником мутазилизма считается Василь ибн Ата (699—748). Основные положения учения М.: единобожие и справедливость. Под единобожием понимали отрицание атрибутов бога, отличных от его сущности, невозможность его лицезреть. Отрицали догмат об извечности Корана, рассматривали его лишь как одно из творений Аллаха, вели борьбу со сторонниками учения о предопределении.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МУТАЗИЛИТЫ
араб. - обособившиеся, отделившиеся) - создатели ранней мусульм. теологии рационалистич. направления - мутазилизма в араб. Халифате. Основоположником считается Васыл ибн Ата (699-748). Теоретики мутазилизма (напр., Ибрахим ан-Наззам (775-876) и др.) отстаивали строгий монотеизм, отрицали существование положит. атрибутов бога, отличных от его сущности, и в связи с этим отвергали догмат об извечности Корана, рассматривая его как обычное лит. произведение. Высшим критерием норм нравственности и истины М. объявляли человеческий разум. Большинство М. придерживалось атомистич. взглядов, утверждало, что явления природы определяются качествами самих физич. тел, в то же время признавало свободу человеческой воли. При халифе Мамуне (813-833) теологич. концепции М. приобрели силу офиц. доктрины гос-ва Аббасидов, но с приходом к власти Мутаваккиля (847-861) М. стали подвергаться гонениям как еретики.

Лит.: Беляев Е. A., Мусульм. сектантство, М., 1957; Закуев А. К., Философия ан-Наззама, Баку, 1961; Steiner H., Mut´aziliten oder die Freidenker im Islam, Lpz., 1865; Nader A. N., Le syst?me philosophique des Mut´azila, Beyrouth, 1956.

А. В. Сагадеев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Мутазилиты
представители крупного направления в мусульманском ка-ламе. Возник в период правления династии Омейядов, однако его развитие произошло в период правления Аббасидов. Согласно историческим данным, основателем мутазилизма считается Васил ибн Ата, который был учеником известного богослова Хасана аль-Басри. Однако, позднее, они разделились во мнениях по проблеме больших грехов. В этом вопросе Васил ибн Ата не согласился с Хасаном аль-Басри и заявил, что, по его мнению, мусульманин, совершивший большие грехи не является праведником и занимает промежу-точное положение между верой и неверием (аль-манзиляту байн аль-манзилятайн). После этого он отошел от Хасана аль-Басри и основал свою школу. По этой причине, его школа была названа мутазилитской (т.е. «обо-собившейся»). Но есть и другие версии происхождения этого названия. В ча-стности, некоторые утверждали, что это течение возникло в кругу сторонни-ков Али ибн Абу Талиба и «обособление» приверженцев этой школы про-изошло по причине их богобоязненности и искренней веры. Они также счи-тали, что их воззрения относятся к еще более древним временам и, что большинство представителей Ахль аль-Бейта (семьи пророка), всегда разде-ляли их убеждения. Эти утверждения частично соответствуют действитель-ности. В качестве примера можно привести Алида Зейда ибн Али, восстав-шего против тирании Омейядов. Он был близок с Василом ибн Атой и, во многом, разделял его убеждения. Возникновение мутазилизма было обусловлено развитием мусульманского общества и становлением Ислама мировой религией. Выйдя на мировую арену, мусульмане, столкнувшись с центрами мировой цивилизации и мыс-ли, были вынуждены заняться систематизацией и философским осмыслени-ем постулатов своей религии. Становилось также необходимым дать рацио-нальные ответы на различные проблемы и вопросы. Наконец, мусульманское вероучение, пока не разработавшее свою философскую базу, стало объектом ожесточенной критики со стороны представителей различных религиозных и философских школ. В этих условиях, мусульманам было необходимо начать работу по апологетике своего вероучения, защиты его от нападок оппонен-тов. Все эти задачи начали выполнять мутазилиты, которые, подходя к раз-личным проблемам с позиций рационализма, сумели разработать свои фун-даментальные идеологические положения и вступить в успешную полемику с христианами, иудеями, зороастрийцами. Параллельно мутазилиты, на идеологическом уровне, боролись и с различными мистическими группами внутри исламской общины, которые верили в боговоплощения, переселения душ, антропоморфизм. Своим рациональным подходом к проблемам веры они, на протяжении длительного времени, противостояли всем этим груп-пам. При первых Омейядах, мутазилиты почти не проявляли политической ак-тивности. Они целиком были заняты научной и философской деятельностью. Но, в конце правления Омейядов, мутазилиты подверглись репрессиям со стороны халифа Хишама за поддержку Алида Зейда ибн Али, который под-нял восстание в Ираке в 121/739 году. Эти репрессии привели к активизации мутазилизма в политической жизни Халифата. В 126/744 году ими впервые был осуществлен дворцовый переворот, и они привели к власти халифа Йа-зида ибн аль-Валида, который, однако, не смог удержаться у власти. Таким образом, мутазилитам удалось сделать то, чего не сумели сделать шииты и хариджиты на протяжении десятилетий активнейшей борьбы за власть. С приходом к власти Аббасидских халифов, позиции мутазилизма еще бо-лее упрочились. Их потенциал стал использоваться новыми властями, как против охвативших государство ересей, так и для укрепления своей власти. При халифе аль-Мамуне мутазилизм стал официальной доктриной в Хали-фате. Но, с этого момента, мутазилитские лидеры столкнулись с ожесточен-ным сопротивлением со стороны суннитских ортодоксов, которые выражали свое несогласие с целым рядом положений мутазилизма, включая проблему сущности Корана. Столкнувшись с таким сопротивлением, мутазилитские лидеры решили использовать свое влияние при дворе правящей династии, и начали репрессии против представителей ортодоксии. Эти репрессии полу-чили название «михна». Халиф аль-Мамун (198/813-218/833) насильно за-ставлял мусульманских правоведов признать Коран сотворенным. Однако часть ортодоксов даже под страхом смерти отказалась признавать этот мута- зилитский догмат. В числе пострадавших от репрессий оказался выдающий-ся мусульманский мыслитель и правовед Ахмад ибн Ханбаль. Такое поло-жение сохранялось и в периоды правления халифов аль-Мутасима (218/833-227/842) и аль-Васика (227/842-232/847). Только при халифе аль-Мутаваккиле (232/847-247/861) правящая династия отказалась от мутазилит-ских идей и положила конец репрессиям. После этого, мутазилитское учение постепенно начало склоняться к сво-ему закату и спустя несколько веков мутазилизм прекратил свое существо-вание в качестве целостного учения. В то же время, мутазилизм не был еди-ным учением и в нем имелось несколько направлений. Среди мутазилитских сект Аш-Шахрастани называл василитов, хузайлитов, наззамитов, хабити-тов, бишритов, муаммаритов, мурдаритов, сумамитов, хишамитов, хаййати-тов и т.д. Положения веры в мутазилизме Основу убеждений мутазилитов составляли пять основ веры. 1. Вера в единого Бога (Таухид) Основу убеждений мутазилитов составляла вера в единство Бога. Ашари в «Малакате», в разделе о мутазилитах, приводил данные об их доктрине еди-нобожия следующим образом: «Несомненно, Аллах един и нет Ему равных. Он все слышит и видит. Он не является телом и не является личностью. Нет у Него ни цвета, ни запаха, ни длины, ни ширины, ни частей, ни органов. Он не рассыпается и не собирается, не двигается. Нет у Него ни правой стороны, ни левой, ни зада, ни переда, ни верха, ни низа. Он никуда не входит, ни к чему не приближается и не отдаляется. Ничто Его не объемлет. Нет у него подобия в сотворенном Им мире. Для Него не применимы понятия расстоя-ний и пространств. Бога невозможно чем-то ограничить. Он не является ни отцом, ни сыном. Он не подвержен чувствам. Бог извечен, существовал до всего сотворенного Им мира. Он также неуничтожим и останется после крушения мира. Бог может все и является всезнающим. Он живой, но не ви-димый. Он является “бытием”, но не в том значении, в каком это может представить человек. Аллах всезнающий, всемогущий и живой. Однако эти качества не являются подобиями человеческих. Только Он не имеет начала. В Его владениях, у Него нет заместителей и соучастников. Сотворение чего-либо для Него не является ни легким, и ни трудным делом. Он вечен, непре-ходящ. У Него нет детей и жен». Исходя из этих определений, мутазилиты, в отличие от суннитских орто-доксов, считали, что увидеть Аллаха в день страшного суда невозможно, так как для этого Он должен предстать в определенном теле и занимать некое пространство. Согласно мутазилитской доктрине единобожия, Божественные атрибуты и качества являются составной частью сущности Аллаха. Признание же пред-вечных атрибутов и качеств Аллаха, по их мнению, вело к множественности предвечных субстанций. Однако в Коране и Сунне имеется достаточно мно-го данных о наличии тех или иных атрибутивных качеств Аллаха. Для того чтобы снять это противоречие, мутазилиты стали иносказательно трактовать их в соответствии с положениями своего учения. Например, атрибутивное Божественное качество речи (Калам) они считали сотворенным Богом и не присущим Ему самому. А коранический аят «...а Аллах заговорил с Мусой разговором...» (Коран, 4: 164), они трактовали в смысле того, что Аллах со-творил все на свете, в том числе и речь. Речь же Он вложил в дерево, которое говорило с Мусой. Таким образом, с Мусой говорил не Аллах, а дерево, ко-торое донесло до него Божественное повеление. То есть, они отрицали Бо-жественные атрибуты и качества. Аш-Шахрастани в своем известном сочи-нении «Китаб ал-Милал ва’н-Нихал» (главе «Мутазилиты») писал, что Васил ибн Ата говорил: «Кто признал идею предвечного качества, тот уже признал двух богов». В противоречие с мутазилитской доктриной о единобожии вступал тезис о несотворенности Корана, который последовательно отстаивали ортодок-сальные сунниты. Мутазилиты отрицали атрибутивное качество речи (ка-лам) у Аллаха и считали Коран сотворенным (махлуг). Доктрину о несотво-ренности Корана они считали отступлением от единобожия, так как призна-ние Корана предвечным (Кадим) вело к множественности предвечных суб-станций. Аяты же Корана, которые давали повод к обратным доводам они подвергали аллегорическим трактовкам. Возможно, что отказ от признания Корана вечным со стороны мутазили-тов имел место в связи с их полемикой с Христианством, в котором Иисус являлся Словом Божьим. Мутазилиты считали, что заявление о несотворен-ности Корана в конечном итоге ведет к идее его предвечности. А это откры-вает путь к множественности предвечного. Они считали, что это давало пре-имущество христианам в полемике с мутазилитами. Написав письмо халифу Мамуну, они утверждали, что все те, кто говорит о несотворенности Корана, повторяет путь христиан, которые точно также говорили об Исе как о веч-ном слове Бога, совечным Ему. Сделав Ису вначале предвечным, они затем обожествили его. Как видно, стремление к полнейшей рационализации положений Корана и Сунны вынудило мутазилитов занять по вопросу о Коране такую позицию. Однако позиции ортодоксального Ислама, принимавшего рационализм в от-ношении Откровения умереннее мутазилитов, в полемике с христианами нисколько не пострадали от утверждений о несотворенности Корана. 2. Вера в Божественную справедливость (Адль) Масуди в «Мурудж аль-Захабе» писал, что согласно убеждениям мутази-литов, Аллах не любит порчу. Поэтому не Он сотворяет поступки людей. Люди сами совершают те или иные поступки силой, которую им дает Бог, который сам по себе одобряет разрешенное и порицает запретное. Также Аллах не возлагает на человека того, чего он не сумел бы вынести. Естест-венно, что если бы Ему было бы угодно, Он бы принудил людей к соверше-нию только добра, но в этом случае терялся бы смысл земной жизни, земных испытаний. Поэтому Бог этого не делает. Этими положениями о Божественной справедливости, мутазилиты проти-востояли сторонникам абсолютной Божественной предопределенности - джабритам, которые утверждали, что человек не является творцом своих по-ступков и, что все они предопределены Богом. Мутазилиты полагали, что если бы все поступки человека были бы заранее предопределены Богом, то не было бы никакого смысла в последующем воздаянии за те или иные по-ступки. Более того, Бог оказался бы несправедливым, так как карал бы за по-ступки, которые люди не совершали. В соответствии с доктриной Божественной справедливости, мутазилитские идеологи считали, что Аллах должен творить только наилучшее. Из двух наилучших вариантов Он должен выбрать самый наилучший. При этом они утверждали, что если понятия хорошего и плохого ясны разуму человека, то это тем более должно быть очевидно и для Аллаха. Поэтому творение наи-лучшего и отход от плохого является важнейшим качеством Бога, который никогда не отвергнет хорошего и обязательно сотворит его. Таким образом, мутазилиты верили, что Аллах может сотворить только хорошее. Это явля-ется Его обязанностью. Сотворение же плохого является для Аллаха невоз-можным. Это положение мутазилитского калама были отвергнуты суннитской орто-доксией по двум причинам. Во-первых, они не считали разум человека на-столько совершенным, чтобы его доводы были тождественны доводам От-кровения. А во-вторых, по утверждениям суннитских ортодоксов, Бог не может быть принуждаем к чему бы то ни было и обладает абсолютной во-лей. 3. Обещание и угроза (аль-ваад ва аль-ваид) Мутазилиты верили, что все обещанное Богом обязательно сбывается. Бог воздает добром за совершение богоугодных поступков и карает за соверше-ние греха. Наряду с этим, Аллах также выполнит свое обещание и простит всех раскаявшихся людей. Поэтому все люди, совершающие богоугодные поступки, будут вознаграждены, а совершающие дурные поступки и грехи будут обязательно наказаны. Причем без покаяния большие грехи (кабаир) прощены не будут. Это утверждение также противоречило позиции ортодок-сального суннитского Ислама, согласно которому Бог простит всех тех, кого пожелает. Он может простить и без покаяния. А все мусульмане, в конечном итоге, будут прощены. Мутазилитская доктрина «обещания и угрозы» противостояла утвержде-ниям мурджиитов, которые утверждали, что главным является наличие веры. По их мнению, если есть вера, то совершение того или иного, пусть даже дурного поступка, не является поводом для наказания человека Богом. 4. Вера в промежуточное положение между верой и неверием (аль-манзиляту байн аль-манзилятайн). Четвертым постулатом веры мутазилитов является вера в промежуточное состояние между верой и неверием, которое находится в аду. Аш-Шахрастани в «Китаб ал-Милал ван-Нихале» (главе «Мутазилиты»), описывая это положение мутазилитской веры, писал: «Вера представляет собой совокупность свойств добра. Когда они соединены, человек называет-ся верующим, и это похвальное звание. Нечестивый не соединяет в себе свойств добра и не заслуживает похвального звания, вследствие чего его не называют верующим. Но он не является также, безусловно неверующим, по-тому что с ним остаются слова исповедания веры и все прочие добрые дела, - нет основания отвергать их. Однако если он ушел из этого мира с тяжелым грехом, без раскаяния, то он будет в числе вечно пребывающих в аду, по-скольку в загробной жизни есть только две категории людей: одна категория - раю, другая в аду. Но тяжесть наказания будет ему приуменьшена, и его ступень будет выше ступени неверующих». Однако вера в промежуточное состояние противоречила воззрениям орто-доксальных мусульман-суннитов. Поэтому мутазилиты говорили, что с теми, кто не верует в это состояние, надлежит обращаться как с мусульманами в этом мире, поскольку всегда есть надежда, что эти люди поймут это и рас-каются. 5. Призыв к совершению добра и воздержанию от дурного (амри биль ма-руф ва нахй аниль мункар) Мутазилиты верили в то, что необходимо совершать хорошие дела и при-зывать окружающих к этому, а также в необходимость воздержания от со-вершения дурных поступков и недопущения этого со стороны других людей. Приоритетность доводов разума в мутазилитском каламе Для доказательств своих убеждений мутазилиты разработали целую мето-дологическую базу. В первую очередь они ссылались на очевидные и недву-смысленные доводы из Откровения (нассы). Однако, наряду с этим, они ши-роко применяли и доводы разума (акль) и логики (мантык). Более того, они фактически приравнивали их к доводам Откровения. Практически все положения исламского вероучения мутазилитами подвер-гались рациональному осмыслению и обоснованию. То, что противоречило доводам разума, ими отвергалось. Они утверждали, что суждение о том, яв-ляется то или иное деяние плохим или хорошим можно выносить на основа-нии здравого суждения, даже если по этому поводу нет прямых указаний Откровения. Таким образом, мутазилизм стал первой в истории Ислама мировоззренче-ской школой, которая попыталась дать рациональное толкование различным аспектам Шариата. Процесс рационального осмысления положений религии стал носить название калама (арабс. - речь, слово). А философов-каламистов стали называть мутакаллимами. Мутакаллимы внесли огромный вклад в раз-витие не только мусульманской, но и мировой философии и заняли свое дос-тойное место в ее истории. (См. Калам). Необходимо отметить, что положения калама разрабатывались не только мутазилитами, но и их оппонентами из лагеря ортодоксальных мусульман-суннитов, которые также понимали, что избежать процесса рационализации положений Шариата все равно не удастся. Дело в том, что в этом случае, ис-ламская религия, строящаяся только на положениях Откровения, потеряла бы свою актуальность в условиях бурного интеллектуального, научного и общественного прогресса, который происходил в средневековом мусульман-ском обществе. Однако, в то же время, ортодоксальные мутакаллимы разработали миро-воззренческую систему, при которой положения калама гармонично сочета-лись с положениями Откровения. Такое компромиссное учение разработали величайшие мусульманские суннитские мыслители - Абу аль-Хасан аль-Ашари и Абу Мансур аль-Матуриди. Ашаризм и матуридизм стали ведущи-ми мировоззренческими направлениями суннитского Ислама, начиная с пе-риода средневековья, и вплоть до современности. Рационализм мутазилитов исходил из их хорошего знакомства с тради-циями античной и древнеримской философии. Философские методы антич-ных мыслителей ими применялись для объяснения и рационального осмыс-ления положений Шариата. Все те положения Откровения, которые вступа-ли в противоречие с доводами разума, мутазилитами подвергались аллегори-зации и иносказаниям. Однако надо отметить, что методы философского рационализма многие из мутазилитов применяли настолько широко и неограниченно, что против них стали выступать религиозные ортодоксы, которые протестовали против этих методов. И действительно чрезмерная приоритетность доводов разума в му-тазилитской философии имела свои слабые и неубедительные стороны, так как разум имеет свои недостатки и, в некоторых случаях, не способен адек-ватно осознать объективную реальность. Стремление вообще все объяснить своими умозаключениями привело мутазилитов к схоластике, подмене ис-тинной науки и философии своими схоластическими рассуждениями, а по-рой и к откровенной демагогии. А это, в свою очередь, привело к догматиза-ции мутазилитского учения. К моменту становления мутазилизма государст-венной идеологией Аббасидского халифата, это движение уже утеряло свои прогрессивные качества и превратилось в схоластико-догматическую систе-му, что и привело их лидеров к применению насилия в вопросах религии (в период «михны»). Еще одним слабым звеном мутазилитской философии было то обстоятель-ство, что, подвергая все на свете рациональному осмыслению, они часто пренебрегали положениями Откровения, либо же толковали его в соответст-вии с доводами своего разума. Это приводило к конфликту с ортодоксами-суннитами, которых мутазилиты подвергали самой ожесточенной и, часто, не всегда объективной критике. Например, мутазилитский идеолог Джахиз в сочинении «аль-Фусул аль-Мухтар» называл хадисоведов невежественной прослойкой людей, которые только следуют только устоявшейся традиции (т.е. таклиду) и отказываются осмыслить исламское наследие. По его словам отказ хадисоведов и законоведов от осмысления устоявшейся традиции про-тиворечит Корану, который призывает осмысленно подходить к проблемам религии. Подобная излишняя критичность и даже оскорбительное отношение к суннитским ортодоксам неизбежно приводили к конфликту и потере мута-зилитами авторитета в массах народа, где были сильны позиции ортодоксии. Таким образом, мутазилитское учение и мировоззрение оказало огромное влияние на выработку и развитие рационалистических тенденций в Исламе. В борьбе с каламистами ортодоксальные мусульмане были вынуждены вы-рабатывать рациональное обоснование своих постулатов веры и, таким обра-зом, исламская религия, в целом, сделала значительный качественный ска-чок в условиях бурного развития периода средневековья. В первый период своей деятельности мутазилизм, несомненно, был прогрессивным движени-ем, который не дал ортодоксальной религии закостенеть и заставил его дея-телей подойти к проблемам религии с новых позиций. Многие положения мутазилитской философии были заимствованы ортодоксальными суннит-скими улемами и стали использоваться в развитии мусульманской общест-венно-политической и философской мысли в последующие века. Позднее, мутазилитские методы и мутазилитская рационалистическая фи-лософия, часто использовавшая методы своих античных предшественников, оказала воздействие на процесс пробуждения Европы от оков религиозного догматизма и застоя, и повлияла на ее последующий прогресс. Как известно, европейцы заимствовали многие положения мусульманского калама, по-средством Испании, Сицилии, и в ходе Крестовых походов. Несомненной заслугой мутазилитских каламистов была защита положений Ислама, и их ответы на различные измышления в адрес этой религии со сто-роны христиан, иудеев, зороастрийцев и т.д. Мутазилиты стали основателя-ми мусульманской апологетики, которая формировалась на различных бого-словских диспутах, которые проходили во дворцах халифов. Кроме того, ра-ционально мыслящие, блестяще образованные мутазилиты противостояли развитию и некоторых мистических учений внутри самого Ислама. В част-ности, они успешно, на идеологическом уровне боролись с различными сек- тами, исповедующими такие учения, как боговоплощение, переселение душ и т.д. Несмотря на то, что в ходе развития мутазилизма, в нем проявились и от-рицательные тенденции, тем не менее, это учение заняло свое достойное ме-сто в истории Ислама, значительно обогатив его наследие. А мутазилитский калам стал достоянием всей мировой истории человеческой мысли.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
225.55 кб

2010. 02. 009. Васалу С. «Их намерения были явлены в их телодвижениях». Басрийские мутазилиты о возн

Демидов К. Б.
Читать PDF
4.69 мб

Логические основания философии времени мутазилитов

Анисов Александр Михайлович, Смирнов Андрей Вадимович
В статье рассматриваются основные положения динамической (процессуальной)концепции времени мутазилитов и строится её вычислительная (в нестандартном смысле) модель.
Читать PDF
564.03 кб

Мутазилитское движение в средневековом исламе

Османова Ирина Андреевна
Интеллектуальное наследие мутазилитов, их литература подверглись беспощадному уничтожению в мусульманском средневековье.