два, посвященных памяти Л. Музея в селе Ломоносово и в Санкт-Петербурге. История создания первого в нашей стране М. Л. такова: в связи с со 175-летием со дня кончины Л. Исполком Ломоносовского сельсовета возбудил ходатайство о создании музея на родине ученого. 28 ноября 1939 г. состоялось решение Архангельского облисполкома, и в 1940 г. в селе Ломоносово на том месте, где в XVIII веке находился дом Ломоносовых, в небольшом доме, построенном в 1861 г. на народные средства для училища им. Ломоносова, был открыт филиал Архангельского областного краеведческого музея.
В январе 1941 г. музей был реорганизован и стал самостоятельным мемориальным М. Л.
В годы Великой Отечественной войны музей был закрыт, экспозиции сняты, а помещение использовалось как клуб.
В 1944 г. музей возобновил свою работу.
В этом М., который работает и поныне, имеется экспозиция, посвященная жизни и творчеству Л., и демонстрируются предметы народного быта, которыми Л. мог в детстве пользоваться. М. также собирает изделия из кости местной косторезной фабрики, которые посвящены ломоносовской тематике. После окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг было решено, создать М. Л.. в Ленинграде. Такое постановление вынес в 1947 г. возглавляемый тогдашним президентом АН СССР академиком С. И. Вавиловым президиум Академии. Из всех зданий, связанных с именем Л., сохранилось почти в прежнем виде только одно – Кунсткамера, где размещался в то время Институт антропологии и этнографии АН СССР с находящемся в его составе соответствующим музеем. Под вновь организуемый М. Л. отвели три помещения, расположенные в башне здания: круглый зал третьего этажа и два зала четвертого и пятого этажей. Одновременно, для того, чтобы придать зданию Кунсткамеры первоначальный облик, надстраивалась на месте уничтоженной пожаром 1747 г. башенка с завершающей ее армиллярной сферой. Самым сложным делом оказался подбор музейных предметов, мемориальных и тех, которые позволяли бы продемонстрировать жизнь и творческую деятельность Ломоносова. Дело в том, что подлинно принадлежавших ему вещей сохранилось до обидного мало, хотя на выставке ―Ломоносов и Елизаветинское время (1911 г.) были экспонированы физические и астрономические инструменты Л., приобретенные у его вдовы графом В. Г. Орловым и сохранившиеся в имении графов Орловых-Давыдовых ―Отрада близ Серпухова. Всего в этой коллекции насчитывалось девять предметов (электростатическая машина с двумя кондукторами, лейденская банка, два воздушных насоса, два Героновых шара и две астрономических трубы). При собирании коллекций для М. Л. ничего из этих приборов найти не удалось. Не исключено, что часть из них просто погибла в огне социальных потрясений, а другая по некоторым сведениям попала в местную школу, где эти приборы использовались в качестве учебных пособий. Из личных вещей Л., имевшихся на этой выставке, до нашего времени дошло лишь серебряное блюдо, которое экспонируется в М. Л. со дня его открытия. Сохранились еще документы Л.: паспорт, выданный на проезд в Петербург из Марбурга, диплом на звание профессора Петербургской Академии наук, грамота на владение землей в Копорском уезде при деревне Усть-Рудицы, но все они хранятся в Санкт-Петербургском (тогда Ленинградском) филиалае Архиве АН. Павла Сергеевна Котляревская, одна из немногих потомков Л., оставшихся в России после революции 1917 г., и жившая до конца своих дней в Москве, хранила еще несколько вещей, по семейному преданию принадлежавших Л.
В 1949 г. у нее был приобретен фарфоровые чайник и таган под него, изготовленные на Мейссенском фарфоровом заводе в Германии, а в 1950 мраморная статуэтка ―Амур. Позднее у нее же был куплен стеклянный кубок с портретом императрицы Елизаветы, а во время празднования 275 годовщины со дня рождения Л. дети П. С. Котляревской подарили музею пресс для бумаги, изготовленный из смальты ломоносовской фабрики в Усть-Рудицах с серебряной окантовкой и мемориальной надписью на нем. К числу реликвий, хранящихся в М, относится и книга ―De Eloqventia sacra et humana (―Риторика духовная и светская) Nicolai Cassini. С ней связана любопытная история, о которой рассказывается в записи чернилами на обороте форзаца: ―Книга эта приобретена в 1789 году из библиотеки Ломоносова с собственноручной его записью С. Сцепенским. Товарищ Сцепенского по академии бывший после граф Сперанский просил его эту книгу уступить ему. Сцепенский не согласился, и Сперанский вдруг схватил перо и замарал подпись Ломоносова, чтобы она не служила поводом к неудовольствию добрых товарищей академиков, которые тогда назывались друзьями (Академией, о которой идет речь в этой записи, называли тогда Александро-Невскую духовную семинарию). Таким образом, ныне в М. Л. хранится и демонстрируется семь личных вещей Л. Музейные предметы приобретались на выделенные АН средства и их получали в дар. Пример подал Р. И. КапланИнгель, который в 1948 г. подарил М. 35 предметов (изделия декоративно-прикладного искусства русского Севера, фарфровую тарелку XVIII в., созданный им макет здания Кунсткамеры и др.) Вслед за этим С. И. Вавилов передал М. 14 редких книг. Так постепенно формировался основной фонд М.. что позволило создать экспозицию третьего этажа. 5 января 1949 г. состоялось торжественное открытие М., на которое был приглашен Президиум АН СССР. Заседание состоялось в Круглом зале, где собравшимся была представлена созданная сотрудниками М. Каплан-Ингелем (директором), Т. В. Станюкович и Т. В. Победимовой первая экспозиция. На этом заседании С. И. Вавилов поставил перед Музеем задачу стать центром по изучению жизни и творческого наследия Л. и по их пропаганде. Большую роль в создании полной экспозиции музея сыграли заведующий музеем В. Л. Ченакал и научные сотрудники М. Е. Глинка, Р. Б. Городинская, Н. В. Соколова. За полвека существования М. его экспозиции неоднократно обновлялись. Самыми существенными были обновления 1990-91 гг и 2003-2004 гг, первое из которых проведено под руководством научного сотрудника музея И. В. Бреневой, а второе по проекту заведующей М.Л. – Т. М. Моисеевой В новой экспозиции воссоздана историческая атмосфера ломоносовского времени и показаны на этом фоне жизнь и творчество Л.. Традиционно экспозиция центральной части круглого зала посвящена история начального периода Петербургской Императорской Академии наук. Создатели экспозиции исходили из того очевидного факта, что без Академии Л. не мог состояться как ученый, а без Л. невозможно представить себе Академию наук того времени.
В центре зала находится круглый стол, за которым академики заседали в зале Академического собрания, расположенного на втором этаже дворца Прасковьи Федоровны. На этом столе стоит позолоченное «Зерцало» (символ законности Российской империи, введенный Петром I, который до 1917 г. должен был стоять в пристутственных местах всех государственных учреждений России). Оно было изготовлено скульптором М. Павловым по заказу АН в 1761 г. взамен сгоревшего во время пожара в академических палатах в 1747г. Атмосферу эпохи воссоздают так называемые стенники (повешенные на стене полированные медные вогнутые отражатели, перед которыми на кронштейнах укрепелны подсвечники), резные дубовые шкафы, приобретенные в XVIII в. специально для Кунсткамеры, а также портреты И. А. Корфа, К. Г. Разумовского и Л.
В витринах Круглого зала представлены предметы, характеризующие деятеельность некоторых подразделений АН – Географического департамента, Минералогического кабинета и др..В окружающей центральный круглый зал галерее демонстрируются экспонаты, освещающие основные этапы жизни Л на фоне истории АН. Прежде всего, это немногие личные вещи Л., о которых шла речь выше, затем ряд научных приборов, которыми пользовался или мог пользоваться Л. Среди них уникальная по размеру и зажигательной силе линза, изготовленная в начале XVIII в. известным голландским математиком и физиком Э. Чирнгаузеном. Кроме нее демонстрируются электростатическая машина и пресс, воздушный насос, чугунные реторты и стеклянные колбы. Их использовали для экспериментов, которые академики производили у себя дома, в домашних кабинетах, а также для демонстрации опытов в стенах Кунсткамеры. Обстановка домашнего кабинета ученого-естествоиспытателя воспроизведена в музее в 1991 г.
В кабинете находятся предметы быта, мебель, светильники восемнадцатого столетия, книги, а также научные приборы.
В двух других залах М. Л. находятся экспозиции, одна из которых посвящена первой астрономической обсерватории АН (см. Астрономическая обсерватория), а в другой помещен уникальный памятник науки и техники, созданный в середине XVII в. в северогерманском герцогстве Готторф Большой Готторпский глобус-палнетарий. Экспозиция зала знакомит с длительной и сложной его историей.
В М. Л. хранятся коллекции средневековых научных приборов, гравюр и литографий, географических атласов, редких книг, среди которых имеются прижизненные издания трудов Л. Наряду с формированием коллекционного фонда в музее с первых дней его существования была создана специализированная библиотека, включающая литературу о Л. и его времени, об истории АН, а также о тех областях знания, которым Л.посвятил свою жизнь.
В течение ряда лет в М.Л. велась подборка статей, опубликованных в периодической печати, посвященных Л., которые сейчас стали библиографической редкостью.
В соответствии с заветом своего основателя С. И. Вавилова М. Л.продолжает изучение жизни Л., результатом которых, в частности, стала изданная в 1961 г. «Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова». Сотрудники М. Л. занимаются исследованиями в области Ломоносововедения, и, что самое главное – продолжают поиск и выявление литературных и естественнонаучных работ великого русского поэта, просветилеля и ученогоэнциклопедиста.
В настоящее время М.Л. входит в состав Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Лит.: Бренева И. В., Моисеева Т. М. Музей М. В. Ломоносова. Путеводитель. СПб. 1995. Моисеева Т.М. Блистание Российского престола. Собрание гравюр Музея М. В. Ломоносова // Мир музея. № 1993