МУЗЕЙ
МУЗЕЙ
• Mus?um,
?????????, см. Alexandria, Александрия, 9.
?????????, см. Alexandria, Александрия, 9.
Музей
в античную эпоху не существовало музеев в современном понимании, хотя жрецы в храмах и священных рощах сосредотачивали у себя произведения искусства. «Пинакотеку» в Афинском акрополе или императорские и частные коллекции в Древнем Риме уже можно рассматривать как прообраз современного музея.
МУЗЕЙ
в антич. эпоху не существовало М. в совр. понимании, хотя жрецы храмов и свящ. рощ, напр., храмов Геры в Олимпии или Аполлона в Дельфах, сосредоточивали у себя произв. иск-ва. «Пинакотеку» в Афинском акрополе или императорские и частные коллекции в Др. Риме (Азиний Поллион, Юба) уже можно рассматр. как прообраз совр. М.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Музей
(лат., греч.). В античную эпоху не существовало М. в совр. понимании, хотя жрецы храмов и священных рощ, например, храмов Геры в Олимпии или Аполлона в Дельфах, сосредоточивали у себя произведения искусства. «Пинакотеку» в Афинском акрополе или императорские и частные коллекции в Др. Риме (Азиний Поллион, Юба) уже можно рассматривать как прообраз совр. М.
Источник: Словарь античности. 1989
Музей
учреждение, возникшее в Александрии как центр науч. жизни. Ученые занимались здесь исследованиями в самых разл. обл. знаний. В М. были залы для лекций и для общей трапезы, место для прогулок, обсерватория, коллекции растений, собр. животных для изучения и для опытов. В III в. н. э. М. был разрушен.
Я.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
см. Мусейон.
Я.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
см. Мусейон.
МУЗЕИ
храмы муз — научно-исследовательские и научно-просветитепьские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Типы М.: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Профили М.: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественно-научные, искусствоведческие, литературные и пр., а также мемориальные, комплексные, краеведческие и др. Возникли в XV— XVI вв.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
МУЗЕЙ
греч. museion – храм муз), научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеи разделяются на исторические, естественно-научные, художественные, литературные, технические и др. Особое место среди музеев занимают мемориальные и краеведческие, в экспонатах которых представлены разные области знания. В античную эпоху не существовало музеев в современном понимании, хотя, например, святилища Зевса в Олимпии или Аполлона в Дельфах были одновременно и сокровищницами искусства. Одним из первых собраний живописи была Пинакотека афинского Акрополя. В эпоху Возрождения при дворах европейских правителей появились великолепные коллекции античных памятников: собрание Лоренцо Медичи во Флоренции, 15 в., музеи Ватикана в Риме, 16 в., собрание Августа Саксонского в Дрездене, 16 в. и др. В 17–19 вв. формируются многочисленные частные коллекции, многие из которых составили основу государственных национальных музеев (собрание П. М. Третьякова, И. С. Остроухова и др.) Главные европейские музеи стали доступны широкой публике в 19 в.
В художественных музеях изучают и систематизируют произведения искусства: издают каталоги, организуют научные конференции и выставки. Музеи выполняют важную задачу эстетического воспитания: в них проводятся экскурсии, лекции, создаются кружки для школьников. В комплекс любого художественного музея входит не только экспозиция – залы, где выставлены произведения искусства, доступные для посещения публикой, но и запасники – хранилище произведений искусства, реставрационные мастерские, где восстанавливают памятники, научная библиотека, архив рукописей и визуальных материалов, фотолаборатория и т. д. Экспозиция художественного музея чаще всего строится по хронологическому принципу, представляет национальные школы и творчество отдельных мастеров. Иногда в экспозиции представлены частные коллекции, принесенные в дар музею (Музей личных коллекций при Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В музеях, как правило, функционирует особая система круглогодичного поддержания оптимальной температуры и режима влажности (микроклимат), специально оборудованное верхнее освещение и подсветка, охранная сигнализация и т. д. Часто музейные здания являются одновременно памятниками архитектуры (Лувр в Париже, Эрмитаж в Санкт-Петербурге). Иногда для музеев строятся специальные новые сооружения, которые позволяют интересно «обыграть» и преподнести экспозицию (музей Гугенхайма в Нью-Йорке и др.)
В художественных музеях изучают и систематизируют произведения искусства: издают каталоги, организуют научные конференции и выставки. Музеи выполняют важную задачу эстетического воспитания: в них проводятся экскурсии, лекции, создаются кружки для школьников. В комплекс любого художественного музея входит не только экспозиция – залы, где выставлены произведения искусства, доступные для посещения публикой, но и запасники – хранилище произведений искусства, реставрационные мастерские, где восстанавливают памятники, научная библиотека, архив рукописей и визуальных материалов, фотолаборатория и т. д. Экспозиция художественного музея чаще всего строится по хронологическому принципу, представляет национальные школы и творчество отдельных мастеров. Иногда в экспозиции представлены частные коллекции, принесенные в дар музею (Музей личных коллекций при Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В музеях, как правило, функционирует особая система круглогодичного поддержания оптимальной температуры и режима влажности (микроклимат), специально оборудованное верхнее освещение и подсветка, охранная сигнализация и т. д. Часто музейные здания являются одновременно памятниками архитектуры (Лувр в Париже, Эрмитаж в Санкт-Петербурге). Иногда для музеев строятся специальные новые сооружения, которые позволяют интересно «обыграть» и преподнести экспозицию (музей Гугенхайма в Нью-Йорке и др.)
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Музеи
первонач. частн. «кабинеты» или коллекции ботанич., зоол. и этногр., гл. обр. индейск., редкостей, появивш. в США в 18 в. Первый обществ. М. открыт в 1773 в Чарлстоне, Ю. К. Выставка Ост-инд. мор. об-ва, действовавшая с 1799 в Сейлеме, Масс., со временем превратилась в существующ. и поныне М. Пибоди. Первый М. естеств. истории осн. в 1794 в Филадельфии изв. художником и натуралистом Ч. У. Пилом. В М. экспонировались скелет мамонта, раскопан. в США, многочисл. чучела, изготовл. Пилом, написан. им картины и др. экспонаты. На волне всеобщ. интереса к подобным явлениям природы и диковинкам появились платные М. Первым из них стал Американский М. Скаддера, осн. в Нью-Йорке в 1810. В 1841 его, а также М. Пила приобрел Ф. Т. Барнум, открывший в 1842 свой М. Популярность Амер. М. Барнума привела к возникновению по всей стране сотен подобных, в т. ч. передвижных, «десятицентовых» М., расцвет к-рых пришелся на 1870-1910. Параллельно развивалась сеть науч. М. С 1812 начала экспонировать свои коллекции Академия естеств. наук в Филадельфии, с 1814 Линнеевское об-во в Бостоне. Смитсоновский институт, с момента основания в 1846 постоянно увеличивавший свои собр., неизменно выставлял их на всеобщ. обозрение в целом ряде М., входивш. в его состав. В Гарварде в 1859 Ж. Л. Р. Агассис создал М. сравнит. зоологии. В 1866 изв. предприниматель Дж. Пибоди содействовал открытию М. амер. археологии и этнологии в Гарварде и физ. М. в Йельском университете. Крупн. в стране стал Американский музей естественной истории, открывшийся в 1869 в Нью-Йорке. Быстрыми темпами развивался аналог. М. в Чикаго, осн. в 1893 на средства М. Филда и получивший его имя. На протяжении 19 в. во мн. ун-тах и городах были созданы собств. М. или выставоч. залы с постоян. или врем. экспозициями. Шир. распространение получили аквариумы, зоол. и ботанич. сады, дендрариумы. С нач. 20 в. активно выставлялись практически все предметы ист., духов. и пром. развития страны, появились специализир. М. транспорта, пром-сти, костюма, медицинские. Проводившиеся в США всемирные выставки практически представляли собой М. совр. достижений во всех обл. знаний. Выставлявшиеся в период их проведения ху-дож. коллекции стали М. Пенсильв. М. искусств в Филадельфии, Академия изящ. искусств в Буффало, худож. М. в Сент-Луисе и Сан-Франциско. Первыми худож. М. в США были Пенсильв. академия художеств, осн. при помощи Пила в 1805, и бостон. Атениум, галерея к-рого передала бол-во своих коллекций Бостонскому музею изящных искусств, открытому в 1876. Худож. галерея У. Коркорана, выросшая из частн. коллекции этого изв. финансиста, была в 1869 подарена г. Вашингтон и в 1872 открыта для публики. Своеобр. М. является Капитолий. Во 2-й пол. 19 в. каждый кр. город или ун-т имел свою худож. галерею. Этот процесс увенчало открытие в 1870 ставшего всемирно знаменитым худож. Метрополитен музея в Нью-Йорке. Украшением мн. М. и картин. галерей стали частн. собр., завещанные разл. М. или образовавшие нов. М. В качестве М. в США функционируют также нац. ист. парки и мемориалы Ап-поматокс корт-хауз, Вэлли-Фордж, Саратога, Харперс-Ферри, форт Мак-Генри, форт Самтер и мн. др., многочисл. ист. зданияИндепенденс-холл, Маунт-Вернон, Монтичелло, Федерал-холл и пр., а также дома, в к-рых родились или жили выдающ. американцы.
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.
МУЗЕИ
греч. moyseion (от mousa - муза) - место, посвященное музам, храм муз) - науч. учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры и естественно-ист. коллекций, являющихся первоисточниками знаний о развитии природы и человеческого общества. По принятой в СССР классификации М. различаются по типам, к-рые определяют осн. целевое назначение М. (научно-исследовательские, исследовательские, просветительные, учебные), и по профилям, к-рые характеризуют специализацию М., их отношение к науч. дисциплинам, областям иск-ва. отраслям произ-ва (исторические, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, технические). Кроме названных основных профилей, существуют и сложные, комплексные профили М. (наиболее распространено сочетание ист. и естеств.-науч. специализации, определяемой как краеведч. профиль М.). Внутр. специализация наук, иск-ва также находит отражение в профилировании М. Так, ист. профиль охватывает М. общеисторические, археологич., этнографич., военно-ист., историко-революционные и др. Особую группу составляют мемориальные М., к-рые также распределяются по профилям (исторические, литературные, художественные и т.д.). Первые музейные собрания возникли в Др. Греции; произведения иск-ва постепенно сосредоточивались в храмах, священных рощах, дворцах, домах собраний. Начало систематич. коллекционирования и создания М. как специфич. науч. учреждений относится к эпохе Возрождения. Географич. открытия, становление совр. науки вызвали к жизни в 15-17 вв. кунсткамерно-музейные собрания, включавшие памятники природы, ист., этнографич. коллекции, раритеты. В России первый публичный М. открыт в нач. 18 в., сеть М. сформировалась в течение 2-й пол. 18 и 19 вв. В дореволюц. период действовало несколько более 150 М. (не считая закрытых М. в воинских частях и воен. уч. заведениях). Они состояли при науч. об-вах, ученых архивных комиссиях, статистич. к-тах, ун-тах. Много музейных ценностей находилось в частных собраниях, малодоступных даже для ученых и специалистов. Ведомств. разобщенность М. порождала разнобой и в области научно-методической. Попытка выработать общие принципы музейного дела на общеросс. музейном съезде не реализовалась (был проведен лишь подготовит. съезд в 1913). Сов. гос-во превратило М. во всенар. достояние, приняло меры к охране М., ист. памятников, художеств. и науч. ценностей. Правительств. распоряжения, декреты и постановления СНК РСФСР 1917-18 объявили о национализации крупнейших М. и собраний, установили порядок охраны М. и памятников, регистрации и принятия их на гос. учет. В нояб. 1917 при Наркомпросе была создана Всеросс. коллегия по делам музеев и охране памятников, в мае 1918 - спец. Музейный отдел (в 1921 отдел вошел в состав Главнауки), в ведение к-рого перешли все М. На местах были созданы губподотделы по делам М. К науч. руководству М. были привлечены Академия наук, Социалистич. академия, Академия материальной культуры. Создание единой гос. сети М. сопровождалось их быстрым количеств. ростом. Только в 1918-23 было создано св. 250 М. В дек. 1930 состоялся 1-й Всесоюзный музейный съезд. В 1937 в СССР функционировало 745 М. (без М. воинских частей). В годы Вел. Отечеств. войны 1941-45 нем.-фаш. захватчики нанесли сов. М. огромный ущерб, разрушив мн. здания, уничтожив и разграбив коллекции. В послевоен. годы сеть М. была восстановлена. В 1965 в СССР насчитывалось (включая филиалы) св. 1100 М. (в т. ч.: краеведческих - св. 400, исторических - ок. 400, литературных - св. 120, искусствоведческих - св. 130 и др.; данные о М. по профилям включают и соответствующие мемориальные М.). Кроме гос. М., функционируют сотни нар. М., созданных по инициативе общественности. Воен. фондах гос. М. СССР сосредоточено св. 25 млн. единиц хранения. Абсолютное большинство М. (ок. 900) состоит в ведении союзного и республиканских Мин-в культуры. Науч.-методич. советы мин-в. и Научно-исследовательский институт музееведения разрабатывают единые науч. принципы для М. всех ведомств. М. ведут большую исследоват. работу, издают монографии, каталоги, путеводители, публикации первоисточников. Осн. формой пропаганды науч. знаний являются экспозиции М., создаваемые на базе марксистско-ленинской методологии и методики, разработанной сов. музееведением. Важнейшей формой работы с посетителями сов. М. является проведение экскурсий. Ежегодно М. в СССР посещает св. 60 млн. чел. Лит.: Тр. Н.-и. ин-та музееведения, в. 1-3, 7, 9, М., 1957-63; Основы сов. музееведения, М., 1955. А. М. Разгон. Москва.
МУЗЕЙ
от др.-греч. "муза") - учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой чего-либо. Впервые М. возникли в Древней Греции.
История М. в России восходит к XVI-XVII вв. Первой их формой было накопление в ризницах крупных монастырей, в царских дворцах и домах знати искусно выполненных культовых и бытовых предметов из драгоценных металлов, произведений живописи, рукописных и старопечатных книг и т.п. Результатом такого собирательства были собрания Оружейной палаты в Московском Кремле, которая уже в XVI в. была широко известна не только в стране, но и за рубежом. В ней хранились наследственные сокровища рус. царей, дары иностранных государств, военные трофеи, вооружение и снаряжение рус. воинов и т.п. В ней имелся и своеобразный экспозиционный зал - Большая оружейная казна. Сокровища первых рус. хранилищ служили показателем богатства и знатности их владельцев. В начале XVIII в. возникли уже самостоятельные рус.
М. В 1714 г. была организована Петербургская кунсткамера, где были собраны "диковинные", "куриозные" вещи, "древности", а также необычные образцы минералов, растительного и животного мира. В начале XVIII в. стали образовываться и собрания военно-исторического характера. Напр., при Московском и Петербургском арсеналах демонстрировались коллекции редкого "достопамятного" оружия, трофеев и коллекции моделей, чертежей, снаряжений кораблей (в так называемой "Модель-камере"), Эти собрания легли в основу ныне действующих в Петербурге Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи и Центрального военно-морского музея.
Уже тогда была осознана воспитательная роль М. Петербургская кунсткамера сразу же после основания была открыта для посещения. Ко второй половине XVIII в. открываются и первые учебные М. Горного института в Петербурге, Минералогического, Зоологического ("Кабинет естественной истории"), Ботанического ("Гербарий") музеев МГУ. Одним из первых местных школьных М. стал музей естественных произведений при городской школе в Иркутске, открытый еще в 1782 г.
В первой половине XIX в. в связи с развитием археологии и истории стали создаваться специальные М. при исторических обществах в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Риге, Ревеле. Возникли музеи на месте раскопок - в Одессе, Феодосии, Керчи, Севастополе и т.д. Во второй половине XIX в. стала складываться сеть краеведческих М. при отделениях Рус. географического общества, при отделениях Общества любителей естествознания, при статистических комитетах. Во второй половине XIX в. были созданы Вольное экономическое и Русское техническое общества в Петербурге, Общество любителей естествознания в Москве, устраивавшее больше всего всероссийские выставки, материалы которых составили основу крупнейших публичных М. - М.
прикладных знаний в Петербурге, Исторического и Антропологического М. в Москве. В Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Кишиневе, Полтаве, Красноярске, Минусинске, Нерчинске и других городах создавались М. при городских самоуправлениях и губернских земствах. В начале XX в. широко распространились педагогические М. и М. наглядных пособий при учебных округах, дирекциях народных училищ, создаваемые земствами и городскими самоуправлениями. Наряду с наглядными пособиями в них сосредоточивались и коллекции по археологии, этнографии, истории и экономике края, которые применялись при преподавании. Музейная сеть нашей страны включает в себя М.
естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, архитектурные, музыкальные, театральные, М. науки и техники, сельскохозяйственные и др. Особым видом являются М., созданные на основе памятников истории и культуры, М.-ансамбли и мемориальные М. Профиль М.-ансамблей определяется характером памятников, напр.
историко-архитектурные, этнографические, археологические. Профиль мемориальных М. зависит от содержания события или деятельности лица, которым посвящен памятник. М.-ансамбли, имеющие особое значение, объявляются М.-заповедниками. К ним же относятся М., созданные на территории города, области с большим историческим прошлым (Владимиро-Суздальский художественный и историко-архитектурный М.-заповедник, Соловецкий историко-архитектурный и природный М.-заповедник и т.п.). Большим разнообразием профильных групп отличаются исторические М. Среди них общеисторические, археологические, этнографические, мемориальные и др. Общеисторические М. посвящены истории страны, города и т.д., напр. Государственный исторический М. в Москве, М.
истории Новороссийска и др. Из военно-исторических наиболее известны Центральный М. вооруженных сил в Москве, Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге, из М. по специальным историческим дисциплинам Государственный М. этнографии в Петербурге. Из мемориальных наиболее известны Бородинский военно-исторический М., Дом-м. декабристов в Иркутске, Государственный историко-архитектурный и этнографический М.-заповедник "Кижи", Археологический заповедник "Танаис" Ростовской области и др.
Наиболее многочисленны краеведческие М., в которых имеются отделы природы, истории, а при наличии соответствующих коллекций - художественные, литературные и другие отделы.
Помимо государственных М. в нашей стране существует более 10000 М.
работающих на общественных началах, разновидностью которых являются и школьные М., организуемые в школах.
История М. в России восходит к XVI-XVII вв. Первой их формой было накопление в ризницах крупных монастырей, в царских дворцах и домах знати искусно выполненных культовых и бытовых предметов из драгоценных металлов, произведений живописи, рукописных и старопечатных книг и т.п. Результатом такого собирательства были собрания Оружейной палаты в Московском Кремле, которая уже в XVI в. была широко известна не только в стране, но и за рубежом. В ней хранились наследственные сокровища рус. царей, дары иностранных государств, военные трофеи, вооружение и снаряжение рус. воинов и т.п. В ней имелся и своеобразный экспозиционный зал - Большая оружейная казна. Сокровища первых рус. хранилищ служили показателем богатства и знатности их владельцев. В начале XVIII в. возникли уже самостоятельные рус.
М. В 1714 г. была организована Петербургская кунсткамера, где были собраны "диковинные", "куриозные" вещи, "древности", а также необычные образцы минералов, растительного и животного мира. В начале XVIII в. стали образовываться и собрания военно-исторического характера. Напр., при Московском и Петербургском арсеналах демонстрировались коллекции редкого "достопамятного" оружия, трофеев и коллекции моделей, чертежей, снаряжений кораблей (в так называемой "Модель-камере"), Эти собрания легли в основу ныне действующих в Петербурге Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи и Центрального военно-морского музея.
Уже тогда была осознана воспитательная роль М. Петербургская кунсткамера сразу же после основания была открыта для посещения. Ко второй половине XVIII в. открываются и первые учебные М. Горного института в Петербурге, Минералогического, Зоологического ("Кабинет естественной истории"), Ботанического ("Гербарий") музеев МГУ. Одним из первых местных школьных М. стал музей естественных произведений при городской школе в Иркутске, открытый еще в 1782 г.
В первой половине XIX в. в связи с развитием археологии и истории стали создаваться специальные М. при исторических обществах в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Риге, Ревеле. Возникли музеи на месте раскопок - в Одессе, Феодосии, Керчи, Севастополе и т.д. Во второй половине XIX в. стала складываться сеть краеведческих М. при отделениях Рус. географического общества, при отделениях Общества любителей естествознания, при статистических комитетах. Во второй половине XIX в. были созданы Вольное экономическое и Русское техническое общества в Петербурге, Общество любителей естествознания в Москве, устраивавшее больше всего всероссийские выставки, материалы которых составили основу крупнейших публичных М. - М.
прикладных знаний в Петербурге, Исторического и Антропологического М. в Москве. В Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Кишиневе, Полтаве, Красноярске, Минусинске, Нерчинске и других городах создавались М. при городских самоуправлениях и губернских земствах. В начале XX в. широко распространились педагогические М. и М. наглядных пособий при учебных округах, дирекциях народных училищ, создаваемые земствами и городскими самоуправлениями. Наряду с наглядными пособиями в них сосредоточивались и коллекции по археологии, этнографии, истории и экономике края, которые применялись при преподавании. Музейная сеть нашей страны включает в себя М.
естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, архитектурные, музыкальные, театральные, М. науки и техники, сельскохозяйственные и др. Особым видом являются М., созданные на основе памятников истории и культуры, М.-ансамбли и мемориальные М. Профиль М.-ансамблей определяется характером памятников, напр.
историко-архитектурные, этнографические, археологические. Профиль мемориальных М. зависит от содержания события или деятельности лица, которым посвящен памятник. М.-ансамбли, имеющие особое значение, объявляются М.-заповедниками. К ним же относятся М., созданные на территории города, области с большим историческим прошлым (Владимиро-Суздальский художественный и историко-архитектурный М.-заповедник, Соловецкий историко-архитектурный и природный М.-заповедник и т.п.). Большим разнообразием профильных групп отличаются исторические М. Среди них общеисторические, археологические, этнографические, мемориальные и др. Общеисторические М. посвящены истории страны, города и т.д., напр. Государственный исторический М. в Москве, М.
истории Новороссийска и др. Из военно-исторических наиболее известны Центральный М. вооруженных сил в Москве, Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге, из М. по специальным историческим дисциплинам Государственный М. этнографии в Петербурге. Из мемориальных наиболее известны Бородинский военно-исторический М., Дом-м. декабристов в Иркутске, Государственный историко-архитектурный и этнографический М.-заповедник "Кижи", Археологический заповедник "Танаис" Ростовской области и др.
Наиболее многочисленны краеведческие М., в которых имеются отделы природы, истории, а при наличии соответствующих коллекций - художественные, литературные и другие отделы.
Помимо государственных М. в нашей стране существует более 10000 М.
работающих на общественных началах, разновидностью которых являются и школьные М., организуемые в школах.
Источник: Археологический словарь. 1996