Музейное дело на Урале
Музейное дело на Урале
истоки к-рого восходят к концу XVII - нач. XVIII в., нач. с коллекционирования ист. и худ. ценностей в часовнях (Св. Михаила в Ныробе), соборах и мон. (Николаевский в Верхотурье, Успенский в Далматове), частных коллекциях Строгановых, Демидовых, В.Н.Татищева. Формирование собственно муз. произошло в первой пол. XIX в. при Златоустовском горном окр. (1825), Неплюевском кадетском уч-ще в Оренб. (1830), при Нижне-Тагильском з-де (1840). 1861-74 - новый этап в становлении М.Д. был обусловлен просветительским движением в регионе. Муз. возникали стихийно, в результате деятельности частных лиц, чл. зарождавшихся краеведческих об-в, учреждений, связанных с изучением истории У. - губернских ученых архивных комиссий, статистических к-тов, земств. Во второй пол. XIX в. на У. появляются муз. - губ. при статистическом к-те в Уфе (1864), УОЛЕ в Екат. (1870), Перм. науч.-пром. (1890), им. А.С.Пушкина при об-ве любителей истории, археологии, этнографии Чердынского края (1889), а также специализированный ист.-этнографический в Ирбите (1883), геол. им. Е.С.Федорова в Краснотурьинске (1894). Велика роль в становлении М.Д. на У. интеллигенции, особенно рук. краеведческих об-в О.Е.Клера и П.Н.Серебренникова. В нач. XX в. сеть муз. на У. значительно расширилась за счет открытия их в небольших г. и пос. С 1909 по 1914 были образованы краеведческие, естественно-этнографические муз. в Сарапуле, Слободском, Кукарке Вятской губ., в Кунгуре, с. Першинском, Осе, Оханске, Чердыни Перм. губ. В Екат. создавались муз. при школах и на з-дах. Появились муз. наглядных пособий - педагогический им. А.С.Пушкина Шадринского земства (1895), подвижные - УОЛЕ (1899), Перм. науч.-пром. (1901), муз. наглядных пособий в Кург. (1910) и в Красноуфимске (1912) и др. Фонды муз. складывались из материалов, собранных статистическими к-тами и науч. об-вами. Муз. УОЛЕ имел естественнонауч. направление: геология, минер., полезные ископаемые, палеонтология, фауна и флора, археол. коллекции, в частности находки с Шигирского торфяника (1908). К 1911 в нем насчитывалось 16 отд. Ист. отд. Перм. науч.-пром. муз. был составлен из материалов ученой архивной комиссий - богатых ист., археол. и этнографических коллекций. В нач. ХХ в. в экспозициях муз. выделяются новые разделы. Благодаря работе худ.-пром. школ и уч-щ, орг-ции выставок изящных иск-в и кустарных промыслов активизировалась деятельность по комплектованию худ. коллекций. В 1901 в муз. УОЛЕ был создан худ. отд. из картин, переданных в 1887 Акад. худ., в 1909 - ист. галерея деятелей У. Муз. УОЛЕ и Перм. науч.- пром. являлись ц. науч. мысли У., занимались публикаторской деятельностью ("Материалы для изучения Пермского края", "Записки УОЛЕ"), организовывали выставки, экскурсии, лекции. После 1917 на местах создавались краеведческие муз., по инициативе, а зачастую и на средства общественности, хотя определенное участие в их стр. принимали и органы сов. власти. В 1917 был открыт муз. в Шадринске, в 1918 - в Кург., Туринске, Челяб., Глазове, с. Катайском Камышлов. у., в 1919 - в Кудымкаре. Наметившийся подъем муз. стр. на У. был прерван гражд. войной. В 1920 возникли муз. в Златоусте, Ревде, Камышлове, Ижевске. В 1920 на У. насчитывалось ок. 16 муз. В 1921 были созданы муз. в Верхотурье, Далматове, Кург., с. Ильинском. Росту местных муз. способствовала деятельность общественности до 1917 и необходимость сохранить нац. культуру, оказавшуюся безхозной в результате событий 1917 и гражд. войны. В апр. 1921 в Екат. (по инициативе УОЛЕ) прошел съезд муз. деятелей У. и Приуралья, нацеливший на объединение работы краеведческих муз. и краеведческих орг-ций, сближение их с науч.-иссл. и культ.-просветительскими органами. Тяжелое экономическое положение 1921-1922 обусловило резкое сокращение числа муз. в стране. Но уже в 1923 был открыт муз. в Челяб., в 1924 - в Нижнем Тагиле, Ирбите, Каменске-Уральском, в 1925 - в Кушве, в 1927 - в Алапаевске, Невьянске, в 1928 - в Надеждинске. В 1924 на тер. Ур. обл. располагалось 25 муз., в 1928-44, не считая ведомственных и выставок при пром. предприятиях. 1 муз. находился на обл. бюджете, 14 - на окр. и 8 - на р-ных. Остальные содержались за счет случайных средств и безвозмездной работы членов краеведческих об-в. Тесная связь муз. стр. с краеведческим движением была характерна для первых десятилетий сов. власти. Деятельностью муз. рук. Уралоно, краеведческие об-ва - УОБК (краеведение). Большую роль в развитии М.Д. на У. сыграли краеведческие конфер. (1924, 1926). Актив. науч.-иссл. и культ-просветительскую работу проводили музеи в Свердл., Перми (дир. А.К. Сыропятов, А.С.Лебедев), Нижнем Тагиле (А.Словцов), Челяб. (И.Горохов), Чердыни (И.А.Лунегов), Усолье (И.Ф.Коновалов). Изв. приобрел первый комплексный муз. на У. - Шадринское науч. хранилище, объединившее краеведческий муз., картинную галерею, науч. библ., архив, его возглавил краевед В.П.Бирюков. В 1920-30-е на У. наметилась тенденция к науч. специализации муз. Возникали произв.-техн., с/х, геол., вузовские муз., муз. революции. В 1923 при доме крест. в Уфе создан с/х муз.; в 1930 организован муз. живой природы - Свердл. зоопарк; в 1931 открыт Асбестовский геол. муз. - единственный в стране муз. такого профиля (Муз. асбеста), Магнитогорский произв-техн. муз.; 1933 - муз. Я. Свердлова в Свердл. По решению 3-й Ур. обл. муз.-краеведческой конфер. в 1926 каждый муз. имел право на создание худ. отд. Но еще раньше был осн. худ. муз. им. М.В.Нестерова в Уфе, в 1922 открыта худ. галерея в Перми, в 1923 - галерея старинной живописи в Екат., ставшая осн. для создания Свердл. картинной галереи (1936). В 1930 осн. Невьянский муз. худ. керамики и стекла, нач. работа по созданию лит. муз. Д.Н.Мамина-Сибиряка (впервые открыт в 1940). Вместе с тем в концу 20 - нач. 30-х нач. превращение муз. из науч.-культ.-просветительных учреждений в полит.-просветительские, в ц. пропаганды сталинской модели социализма, что повлекло за собой изгнание из муз. старых кадров (В.П.Бирюков, А.С.Лебедев и др.). Вульгарно-соц. тенденции 30-х привели к замене подлинных материалов в экспозициях копиями и схемами. Решения I съезда отрицательно сказались на работе муз., их контактах с краеведческими об-вами. После ликвидации последних (1937) рук. краеведческой работой было передано муз. С 1939 по 1946 в Свердл. действовал Обл. совет по краеведению при краеведческом муз. Во время ВОВ мн. муз. были закрыты для посетителей, но работа по изучению, реставрации, пропаганде муз. коллекций продолжалась. На У. были эвакуированы коллекции мн. ц. муз. В Свердл. картинной галерее хранились коллекции Эрмитажа, в Перми - Гос. Третьяковской галереи, Русского муз., в Сарапуле - произв. из муз. пригородов Ленинграда и из Курска, в Кург. - коллекции Тульского обл. муз. Их сотрудники вели преподавательскую работу в эвакуированнном в Свердл. МГУ и др. уч. зав. У., продолжали свою науч. деятельность, читали лекции для нас. В Свердл. была организована выставка "Военная доблесть русского народа" (1943) из экспонатов Эрмитажа. В последний г. ВОВ и в послевоенное время деятельность муз. активизировалась. В 1944 был основан Ивдельский этнографический муз., посв. быту и культуре манси; открыт Нижне-Тагильский муз. изобр. иск-в; в 1946 - вторично открыт Свердл. лит. муз. Д.Н.Мамина-Сибиряка, открылись для посетителей и др. муз. В 1960-е началось интенсивное развитие М.Д., не прерывавшееся до наших дней, породившее в стране ситуацию, названную "музейным бумом", пик к-рого пришелся на 1970-е. Это время отмечено резким ростом муз. сети, многогранной специализацией муз., развитием музееведческой науки, ростом посещаемости муз. Были открыты многочисл. новые муз. в р-ных. гг., пос., с. 1960 - Нижне-Салдинский ист. муз., 1961 - краеведческий муз. в Ревде, 1963 - Туринский муз. им. декабристов, 1966 - краеведческий муз. в Белоярке, 1967 - Артинский краеведческий, Кытлымский краеведческий, Полевской ист. муз., 1968 - Артемовский ист. муз., 1970 - Североуральский краеведческий муз., 1973 - Михайловский ист. муз., Камышловский краеведческий муз., 1975 - Верхотурский краеведческий муз., в 1980-х - краеведческие муз. в Добрянке, Осе, Чайковском и др. Открылись многочисл. отраслевые муз. 1960 - ист.-произв. муз. Красноуральского медеплавильного комб-та, 1961 - муз. Исовского прииска, 1964 - Мурзинский геол. муз. им. А.Е.Ферсмана; 1967 - муз. Свердл. ж.д., муз. Уралмаша; 1968 - муз. Ирбитского стекольного и мотоциклетного з-дов; 1969 - муз. Северская доменная печь, муз. Уралвагонз-да, 1970 - Березовский муз. золото-платиновой пром. с мемориальным отд., посв. Е.Маркову; 1972 - Тавдинский муз. леса, муз. Уралхиммашз-да, 1973 - муз. Первоуральского новотрубного з-да, 1975 - муз. Ур. компрессорного з-да, 1978 - Гидрометеорологический муз. У. (Свердл.). В 80-е созданы муз. ВИЗА, муз. радио им. А.С.Попова и др. Продолжается формирование лит. и мемориальных муз. В 1969 открыт дом-муз. П.П.Бажова, 1974 - дом-муз. В.Каменского, муз. С.Т.Аксакова, 1989 - дом-муз. инженера Н.Г. Славянова в Перми. 60-70-е отмечены также ростом числа обществ.-полит. муз. и стремлением придать краеведческим муз. ист.-рев. характер. В 1967 создан муз. Павлика Морозова, в 1968 - дом-муз. "Подпольная типография" в Перми, в 1970 - диарама "Декабрьское вооруженное восст." там же. Обл. краеведческие муз. становятся ист.-рев. муз. Развивается сеть муз. в системе АН. Наиб. крупные из них: Минералогический муз. Ильменского заповедника Челяб. науч. ц. УрО РАН, науч. геол. муз. им. А.А.Чернова ин-та геологии Коми науч. ц. УрО РАН, муз. археологии и этнографии ин-та истории, яз. и лит-ры Башк. науч. ц. РАН, муз. археологии и этнографии ин-та яз., лит-ры и истории Коми науч. ц. УрО РАН. Появляются муз. вузов: Почвенно-минералогический муз. Ижевского с/х ин-та, Зоологический и анатомический муз. Кург. с/х ин-та, муз. истории и минералогии Перм. педагогического ин-та, историко-мед. муз. Перм. мед. ин-та, фармацевтический муз. Перм. фармацевтического ин-та, зоологический муз. Башк. ун-та, археол. муз. Челяб. педагогического ин-та, муз. книги Ур. гос. ун-та. Возникают муз. техникумов и школ. С 1960-х худ. муз. У. становятся ц. проведения зональных выставок, что способствовало пополнению их коллекций произв. совр. иск-ва. Открылись новые муз. в Челяб., Уфе, Чайковском, Ирбите. Интерес к нар. иск-ву обусловил создание специальных муз. В 1967 открылся Коптеловский сел. муз., в 1978 - Нижне-Синячихинский муз. ур. нар. живописи, в 1979 - муз. удм. нар. творчества в Можге, в 1980 - арх.-этнографический муз. "Хохловка". Процесс создания новых муз. продолжается и в конце 80-х - нач. 90-х. Среди самых молодых муз. Екат.: муз. истории камнерезного и ювелирного иск-ва, муз. Свердл. киностудии, муз. истории фотографии. Последнее десятилетие отмечено появлением многочисл. галерей. Новые методы работы в сфере иск-ва формируются в галерее банка "Восток" (Уфа), галерее "Русский художественный фонд" при Екат. муз. изобр. иск-в. Экспозиции муз. сегодня интенсивно перестраиваются как в связи с освоением новых экспозиционных пл., что обусловлено, в частности, передачей церкви культовых зданий, так и с новым осмыслением истории. Процесс преобразования обществ.-полит. муз. привлек в них не только новые науч. силы, но и арх., дизайнеров, худ. Зрелищно-театральный подход определяет экспозиции муз. молодежи (созданного на базе муз. истории комсомольских и пионерских орг-ций), муз. полит. истории У. (созданного на базе муз. Свердлова), Алапаевского муз. П.И.Чайковского и др. Муз. в сер. 90-х участвуют в осуществлении крупных культ. программ, выставочная деятельность многих муз. приобрела междунар. характер. Деятельность краеведческих, науч., худ. объединений при муз. играет заметную роль в культуре У. Определяющую тенденцию в развитии М.Д. можно охарактеризовать как созидательное стремление к его оптимизации. Лит.: Музей Академии наук СССР и Академий наук союзных республик. М., 1980; Музеи высших учебных заведений. Аннотированный справочник. М., 1975; Музеи и выставки. Путеводитель по музеям и выставкам Свердловской области. Свердловск, 1981; Музеи и власть. Сб. научных трудов. М., 1991. Ч.1, 2; Овчинникова Б.Б., Чижова Л.В. Из истории русских музеев. Екатеринбург, 1972. Трошина Т.М., Тагильцева Н.Н.