МУЗО НАРКОМПРОСА

Найдено 1 определение
МУЗО НАРКОМПРОСА
1918–1936). 26 июня 1918 г. был организован Народный комиссариат по просвещению во главе с А.В. Луначарским. Одним из его отделов стал М.Н. — первый созданный советской властью централизованный орган по руководству всеми отраслями музыкальной жизни. Его возглавил Б.Б. Красин. Первые мероприятия М.Н. были направлены на установление государственного контроля за вверенной областью культуры: все учебные заведения — от музыкальных школ до консерваторий — перешли в систему М.Н., произошла реорганизация наиболее крупных музыкальных коллективов, было национализировано имущество РМО, а также нотные магазины, склады, издательства, музыкальные театры, концертные залы и т. д. М.Н. делился на секции: хоровую, народных инструментов, музыкального образования (ОМО), лекционную, пропаганды среди трудящихся народной песни и др. Тремя первыми руководили известные музыканты — И.В. Немцев, Г.П. Любимов и Н.Я. Брюсова.Деятельность М.Н. имела несколько основных направлений: организация концертов и концертно-просветительской работы; курирование сферы музыкального образования и просвещения; организация массовой музыкальной самодеятельности; издание пособий, руководств, нотных сборников; музыкальное оформление коммунистических праздников. Наркомпрос являлся проводником и исполнителем партийных указаний в области искусства. В 1918 г. вышел декрет «О государственном музыкальном строительстве», подписанный Лениным. В нем музыка признавалась мощным средством коммунистической пропаганды. В свете этого тезиса главной задачей М.Н. был максимальный контроль за всеми происходившими в музыкальной культуре процессами и управление ими в целях насаждения новой идеологии. Инструментом новой культурной политики являлись указы М.Н. Часть из них носила директивно-запретительный характер. Так М.Н. приобретал право контроля за всеми живущими авторами, которым без его разрешения запрещалось издавать что-либо. Запрещались поездки артистов с концертами без разрешения М.Н. (для его получения требовалось представить программу концерта, афиши и даже билеты). Запрещались концерты, «не имевшие художественной ценности» (т. е. не соответствующие существующим идеологическим установкам). До момента организации Репертуарного комитета М.Н. наблюдал за «идейным содержанием» концертов. С учетом новых идеологических установок была проведена ревизия деятельности учебных заведений, введены уроки музыки в общеобразовательных школах, разработаны подробные учебные планы. В 1918 г. были назначены так называемые эмиссары М.Н., которые наблюдали за всеми учреждениями и докладывали об этом, на основании чего принимались соответствующие решения. Совет по делам учащихся, куда входили представители всех школ, неуклонно боролся с проявлениями вольнодумства, в частности с «антихудожественными» музыкальными вечеринками. Аппарат контроля и осведомления также действовал в самодеятельности. М.Н. подчинялись все культпросветотделы на местах, а им, в свою очередь, — все клубы. Была проведена регистрация всех лекторов, занятых пропагандистской работой. Деятельность многих хоровых кружков проходила под наблюдением инструктора-специалиста, выделенного МУЗО. Все инструкторы составляли коллегию, которая проводила регулярные заседания, вырабатывая общие планы и программы, решала задачу создания районных самодеятельных хоров. В 1920 г. М.Н. утвердил «Положение о музыкальной работе в Красной армии», согласно которому было необходимо уделять особое внимание подготовке армейских инструкторов массового пения. Пропаганда новой идеологии была одной из главных задач М.Н. Ее инструментом являлась репертуарная политика, а принципом управления — упрощение, стремление к единообразному, всеобщему, обязательному; сведение любого явления к идеологической схеме. В «Красной газете» от 2 сентября 1919 г. читаем: «МУЗО Наркомпроса посвящает много времени деятельности рабочих клубов и выработки для них однообразной программы, также МУЗО озабочен тем, чтобы во всех районах существовали рабочие хоры».В хоровой самодеятельности насаждались революционные песни. Странная секция «пропаганды народной песни среди народа» преследовала именно эту цель. Строгий контроль осуществлялся и за репертуаром духовых оркестров. Желая активизировать композиторское творчество в нужном направлении, М.Н. проводил конкурсы на создание революционных песен и выдавал денежные премии. Что касается деятелей профессиональной музыкальной культуры, они тоже должны были неукоснительно соблюдать репертуарные директивы. В 1920 г. М.Н. была разработана серия рекомендательных концертных программ и разослана в концертные организации и на периферию. Деятельность М.Н. демонстрировала новый тип реальности, где на место естественного и живого в своем многообразии организма культуры была поставлена идеологически агрессивная и беспредельная власть чиновника. Социалистическое управление культурой, как и экономика, опиралось на план. Поэтому цифры, количественные показатели присутствуют во всех отчетах М.Н., цифрами пестрят и газетные, журнальные статьи и книги, посвященные проблемам культуры. В художественной самодеятельности это особенно наглядно, т. к. согласно плану создавались клубы, любительские хоры и оркестры, которые должны были охватить как можно больше людей, в пределе — все население. Весь народ должен был петь хором Интернационал и революционные песни. Ориентация на массовость, всеохватность особенно проявлялась в организации «музыкального обслуживания населения», т. е. в проведении демонстраций, коммунистических праздников и общественных мероприятий. Районные хоры объединяли в общегородские. Метод слияния отдельных кружков в большие городские массивы был широко распространен. Он вызывался необходимостью участия клубной самодеятельности в народных праздниках и был призван демонстрировать, что якобы сами массы стремятся к грандиозным ораториальным формам для выражения своих чувств. Хоры объединялись чаще всего механически, без отбора голосов и учета различий в степени подготовленности. Это становилось возможным при руководстве М.Н., ориентированного на четкое выполнение плана работы. В 1920-е гг. управление культурой находилось в стадии становления, существовало много дублирующих друг друга организаций, конфликтовавших между собой. Так, хотя усилия М.Н. шли в одном направлении с Пролеткультом, между ними шла борьба за власть и влияние, за самоутверждение и желание командовать, а не подчиняться. В 1920 г. на съезде Пролеткульта была дана резолюция Ленина о полном подчинении Пролеткульта Наркомпросу. В середине 1920-х гг. власть начинает упорядочиваться, постепенно упраздняются лишние управленческие звенья. Окончательно единая централизованная схема управления сформировалась к 1932 г., когда были созданы творческие союзы. (М. К.) Лит.: Отчеты-бюллетени МУЗО Наркомпрос «О том, что сделано». Вып. 1, 2. М., 1919; Миклашевский М. Задачи и достижения МУЗО Наркомпрос // Художественная жизнь. 1919. № 1. С. 6–7; Гусин И. Советское государственное музыкальное строительство // В первые годы советского музыкального строительства. Л., 1959. С. 62–158; Му-зыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Л., 1967; Ильин В.П. Искусство миллионов. Л., 1967; Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября: Хроника, документы, материалы. М., 1972.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010