Музы

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Музы
античное понятие, обозначавшее сначала богинь-покровительниц искусств (пение, музыка, танцы, поэзия), позднее — покровительниц наук и всей творческой деятельности. Почести им воздавались на Геликоне и в Дельфах, где были источники Иппокрена и Кастальский ключ. Они вдохновляли поэтов, помогали советом. В изобразительном искусстве представлены как групповые и индивидуальные изображения. Это излюбленный сюжет живописи (картины Рафаэля, Боттичелли и др.).

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

МУЗЫ
дочери Зевса и Мнемозины. Их было девять, и каждая из них имела влияние на определенную область искусства и науки: Каллиопа — муза эпоса, Клио — истории, Эрато — любовной поэзии и мимики, Эвтерпа — лирической поэзии, Мельпомена — трагедии, Полигимния — гимнов, Терпсихора — танцев, Талия — комедии, Урания — астрономии. Их любимым местопребыванием считалась гора Геликон в Беотии, где находились священные источники Аганиппа и Гиппокрена. Гора Парнас также являлась священной горой муз, и они любили источник Касталию у ее подошвы. Предводителем муз является Аполлон. Римские камены — то же, что греческие музы.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

МУЗЫ
мусы — в греч. миф. дочери Зевса и Мнемосины. М. — богини поэзии, иск-в и наук, девять сестер, рожд. в Пиэрии и носящих имя «олимпийские». Их имена: Кал-лиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключ. Урании («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Функции М. постепенно разгранич. по мере дифференциации иск-в, и в эллинистич. эпоху М. превратились в символич. образы: Эрато — М. лирич. поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирич. песнь, Каллиопа — М. эпич. поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио — М. истории с теми же атрибутами, Мельпомена — М. трагедии с трагич. маской и венком из плюща, Полигимния — М. серьезной гимнич. поэзии, Терпсихора — М. танца с лирой и плектром, Талия — М. комедии с комич. маской, Урания — М. астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают М. обычно под водительством бога иск-в Аполлона, получивш. имя Мусагет.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Музы
(греч. Musai, лат. Musae), в античную эпоху сначала богини — покровительницы искусств (пение, музыка, танцы, поэзия), позднее покровительницы наук и всей творч. деятельности. Мнемосина родила их от Зевса в Пиэрии у Олимпа. Первоначально чтили 3 М., затем их стало 9. Впервые их имена назвал Гесиод. Почести им воздавались в Пиэрии, на Геликоне и в Дельфах, где были источники Иппокрена и Кастальский ключ. М. вдохновляли поэтов, помогали советом, и поэтому поэты обращались к ним в зачинах своих произведений. Только в рим. время их функции окончательно разграничились: Эрато (лат. Erato) — покровительница лирич. поэзии и эротич. стихов; Эвтерпа с флейтой сопровождала лирич. песнь; Каллиопа (лат. Calliope) — М. эпич. поэзии; Клио (лат. Clio) — М. истории; Мельпомена (лат. Melpomene) — М. трагедии; Полигимния (вариант Полимния) — М. танца, музыки; Терпсихора (лат. Terpsichore) — М. танца; Талия (лат. Thalia) — муза комедии; Урания (лат. Urania) — М. астрономии. В изобразительном искусстве представлены как групповые, так и индивидуальные изображения М. Например, «Три музы», рельеф из сокровищницы Лето в Мантинее; статуя Кановы «Полигимния». Тема М. стала одним из излюбл. сюжетов живописи (картины А. Мантеньи, Рафаэля, Боттичелли, Тинторетто, Пуссена, Лоррена), их часто изображали вместе с Аполлоном. Композиторы (опера Генделя «Терпсихора») и поэты (Гельдерлин «Мнемосина»; П. Клодель) лишь изредка использовали в своем творчестве эту тему.

Источник: Словарь античности. 1989

МУЗЫ
   • Musae,
         ???????, богини пения, позднее также представительницы различных родов поэзии, искусств и наук. Гомер упоминает то об одной М., то о нескольких, но не определяя ни их числа, ни имен их. Только Ноm. Od. 24, 60 (место позднейшего происхождения) число их определяется девятью. Гесиод первый называет девять М. по именам (Hesiod. theog. 77); они следующие: Клио, провозвестница славы, Эвтерпа, радующая, Талия, цветущая, Мельпомена, поющая, Терпсихора, любящая танцы, Эрато, любезная, милая, Полигимния, богатая песнями, Урания, небесная, Каллиопа, сладкозвучная. Он называет их дочерьми Зевса и Мнемозины, рожденными в Пиерии близ Олимпа, по другим, они то дочери Урана и Геи, то Пиера и цимлейской нимфы и т. д. Само число их различно; называются, напр., три: Мелета, раздумье, Мнема, память и Аойда, песнь, культ которых будто бы учредили на Геликоне От и Эфиалт. Но обозначенное Гесиодом число (9), имена и происхождение их были, однако, общепринятыми. У Гомера М. только богини пения, которые вдохновляют поэта и влагают песни в его душу. Они живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Il. 2, 484. 1, 604. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он только им обязан всем, и, напротив, наказывают того дерзновенного, который смеет думать, что может превзойти их в искусстве пения. Так, они ослепили фракийского певца, Фамирида, сына Филаммона и нимфы Аргионы и лишили его дара пения за то, что он дерзнул состязаться с ними. Il. 2, 594 слл. У Гесиода М. имеют уже отношение к танцам, на что указывает имя Терпсихоры. Позднее распространили влияние М. на все отрасли искусств и наук и каждой из них отвели определенный круг деятельности. Каллиопа была М. эпоса; она держала в руках навощенные дощечки и грифель; Эвтерпа, с флейтой, была М. лирической поэзии; Мельпомена, с трагической маской в руках и плющом вокруг головы — М. трагедии; Эрато — любовной поэзии и мимики; Полимния или Полигимния — гимнов; Талия — веселой и сельской поэзии, комедии и т. п., с комической маской, пастушьим посохом и плющeвым венком; Терпсихора — М. танцев, с лирою; Клио, со свертком бумаги — М. истории; Урания, с глобусом — М. астрономии. Пластическое искусство изображает их юными, цветущими существами с тонкими, одушевленными мыслью лицами. Почитание М. первоначально явилось у древнего племени фракийских певцов, которые жили в Пиерии у Олимпа и потом переселились в Беотию на Геликон. Эта гора, равно как и соседние Парнас и Лейбефрон, была любимым местопребыванием М. Здесь они проводили время в пещерах, рощах и у прохладных источников. Особенно они любили источники Аганиппу и Гиппокрену у Геликона и Касталию у подошвы Парнаса, недалеко от Дельф; а на Лейбефроне была их священная пещера. Близ Геликона, где жители Феспии праздновали большой праздник ????????, был храм М. с их статуями, а другой храм — у Кастальского источника. Из Беотии культ М. мало-помалу распространился по всей Греции; храмы, посвященные им, и алтари находились в Афинах, Олимпии, Трэзене, Коринфе и т.д. Поэты дали М. множество названий или по главным местам их почитания или по тем, где они охотнее всего собирались; такие прозвания, напр.: Пиериды, Пимлеиды, Геликониады, Феспиады, Парнассиды, Касталиды, Аониды, Лейбефриады, Гиппокрениды и т. д. М., как богини пения, находятся в тесной связи с Аполлоном, любителем музыки и пения; он называется предводителем ?., ??????????. Благодаря отношениям к Аполлону и в силу того, что они первоначально были одушевляющими нимфами источников, они владеют также даром предсказания. Как богини драматического искусства, они стоят близко к Дионису, на праздниках которого исполнялись драматические произведения; поэтому они называются его кормилицами и спутницами. Римские Camenae (древняя форма Casmenae) то же, что греческие М. Имя их, произведенное от саnо, означает: поющие, предсказывающие. Подобно М. и камены были первоначально нимфами, имевшими дар предсказания. Carmenta, Carmentis то же, что Camena.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Музы
греч. Musai)
   в греческой мифологии богини-покровительницы песен, поэзии, искусства и наук, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины (или Урана и Геи). Гесиод называет их также богинями танцев и указывает их число - 9: Клио - м. истории, Эвтерпа - м. лирической поэзии, Талия - м. комедии, Мельпомена - м. трагедии, Терпсихора - м. танцев, Эрато - м. любовной поэзии, Полигимния - м. гимнов, Урания - м. астрономии, Калиопа - м. эпоса. В легендах об Аполлоне м. выступают в качестве покровительниц пения - древние называли Аполлона Мусагетом (предводителем м.). Согласно преданию, м. обитали на горе Геликон в Беотии (или на Парнасе в Фокиде). В Риме м. называли каменами. В переносном смысле муза означает вдохновение.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   В греческой мифологии девять дочерей верховного бога Зевса и богини памяти Мнемосины. Музы - богини поэзии, искусств и наук. Эрато - муза лирической поэзии, Каллиопа - поэзии эпической, Клио - муза истории, Мельпомена - трагедии, Полигимния - религиозной поэзии, Терпсихора - танца, Талия - комедии, Урания - астрономии, Эвтерпа - эротической поэзии. Как правило, музы сопровождают бога Аполлона, имеющего прозвище Мусагет, то есть «водитель муз».
   Музы обитают на горе Олимп. Они не терпят соперничества. Так, они лишили зрения и отняли музыкальный дар у кифареда Тамириса, который осмелился вызвать их на состязание.
   Среди потомства муз - корибанты и сирены, а также певцы Орфей и Лин.
   (Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)
   * * *
   Согласно "Теогонии" Гесиода, девять муз были дочерьми Зевса и Мнемозины. Музы дали Гесиоду мудрость и дар песнопения. Иногда за такой дар музы брали определенную плату: так, в "Одиссее" они сперва ослепили Демодока, а уже потом дали ему нечто лучшее - дар песнопения. Упоминаемый в "Илиаде" фракийский певец Фамирид вызвал муз на соревнование и за свою самонадеянность был ослеплен и лишен дара пения. Музы также были судьями на соревновании Аполлона с Марсием. Гесиод называет имена всех девяти муз, однако их сферы влияния были распределены только в римскую эпоху, когда каждая из муз стала покровительницей определенного вида искусства или науки: Каллиопа - эпической поэзии, Клио - истории, Эвтерпа - музыки, Терпсихора - лирической поэзии и танца, Эрато - гимна, Мельпомена - трагедии, Талия - комедии, Полигимния - пантомимы, Урания - астрономии. (Впрочем, сферы влияния муз неоднократно варьировались.) Покровителем муз считался Аполлон, как это изображено на картине Рафаэля "Парнас".
   Слово "музей" первоначально означало "обиталище муз": в знаменитом Музее (Музейоне) в Александрии, построенном Птолемеями в 3 в. до н. э., была собрана крупнейшая в античном мире библиотека, при которой находился знаменитый научный центр.
   Платон считал, что вдохновение, даруемое музами, представляет собой род "божественного" и необходимого для поэта "безумия". Противопоставление разума и поэтического вдохновения имело в европейской культуре длительную историю и до сих пор вполне актуально, хотя такой ценитель здравого смысла, как Гораций, и замечал, что эксцентризм еще не делает из человека поэта. В поэзии музы (или муза) - это обычно символ вдохновения:
Я видел вновь приюты скал
И темный кров уединенья,
Где я на пир воображенья,
Бывало, музу призывал.

А. Пушкин
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   богини поэзии, искусств и наук, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. В ранних источниках упоминаются 3 М., позднее их число увеличилось до 9. Функции М. разграничивались по мере дифференциации иск-в, и к периоду эллинизма они превратились в символические образы: Эрато - М. лирич. и любовной поэзии, Евтерпа - сопровождает лирич. песнь с флейтой в руке, Каллиопа - М. эпич. поэзии и знания, Полигимния - М. серьезной поэзии, гимнов, Мельпомена - М. трагедии, Талия - М. комедии, Терпсихора - М. танца, Клио - М. истории, Урания - М. астрономии. Предводительствует М. Аполлон, носящий поэтому прозвище Мусагет («предводитель муз»). М. называют также Пиеридами (по месту их рождения в Пиерии близ Олимпа) и аонидами (по названию местности в Беотии у горы Геликон, считавшейся их любимым местопребыванием). В Риме М. называли Каменами.
   И.К.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

И музы, и пушки (очерк любительского искусства в Воткинске 1940-1945 гг. )

Сорокин Иллирик Александрович
Читать PDF
0.00 байт

«Записки» М. И. Глинки как источниковедческая база изучения его жизненного и творческого пути в музы

Ермак Анна Николаевна
В статье получают освещение результаты проведённого автором анализа автобиографических записок М. И. Глинки в плане представленности в них фактографического материала о его становлении как композитора и педагога-музыканта.
Читать PDF
0.00 байт

Практический Ренессанс дисциплин музыкально-теоретического цикла в вузовской подготовке учителя музы

Горемычкин Анатолий Иванович
В статье освещаются проблемы повышения практической значимости музыкально-теоретических дисциплин.
Читать PDF
0.00 байт

Музыкально-эстетический вкус и его роль в формировании художественной культуры будущих учителей музы

Остапенко Елена Александровна
В статье поднимаются вопросы, связанные с формированием художественной культуры студентов музыкальных факультетов на основе развития их музыкально-эстетического вкуса, а также вопросы, связанные с осмыслением критических оценок, н
Читать PDF
0.00 байт

Отклик на статью Е. Н. Шапинской и О. П. Добренковой «Диалоги в рождественскую ночь: о сказках, музы

Горяинова Ольга Ивановна
в отклике дается высокая оценка рассматриваемого диалога, и излагается авторская концепция феномена сказки и ее культурной значимости в системе мифологического сознания
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о ритмико-экспрессивных образах пушкинской Музы

Гринбаум О. Н.
The article considers the rhythmic-harmonic as well as emotional and thematic organization of Pushkin's three poems dedicated to the Muse: Muse (1821), Autumn (1833) and the initial stanzas of in chapter VIII Eugene Onegin.
Читать PDF
0.00 байт

Поэтическая исповедь Музы Печали. Перифраз как семантическая организующая и важная составляющая поэт

Липатов Александр Тихонович
Поэтическое творчество А. Ахматовой немыслимо представить вне связи со всей общечеловеческой историей.
Читать PDF
0.00 байт

Омские музы

Л. Г. Ветелина
Читать PDF
0.00 байт

2016.02.006. МУЗЫ У ЗЕРКАЛА: АНТИЧНЫЕ МОТИВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ / ОТВ. РЕД. ТАХО-ГОДИ А.А. - М.: Н

Муханова В.В., Старостина Н.А.
Читать PDF
0.00 байт

Индивидуализированные программы формирования коммуникативной компетентности у будущих педагогов музы

Попов Денис Александрович
В статье представлены результаты исследования коммуникативной компетентности у студентов музыкального отделения, свидетельствующие о низком уровне ее сформированности и индивидуализированные программы (методики) формирования комму
Читать PDF
0.00 байт

Музыкант, В. Л. Психология и социология в рекламе : учебное пособие для студентов вузов / В. Л. Музы

Бурдовская Елена Юрьевна
Читать PDF
0.00 байт

2007. 04. 009. Чань ТЭК вин, голдторп Дж. Х. Социальная стратификация и культурное потребление: музы

Соколова М. Е.

Похожие термины:

  • Музы (мусы)

    в мифах древних греков дочери Зевса и Мнемосины, девять сестер, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа - лирической поэзии, Клио - истории, Талия - комедии, Мельпомена - трагедии, Терпсихора - танцев,