Музы

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МУЗА
   • Musa,
         см. Antonii, Антонии, 9.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

МУЗЕЙ
   • Mus?um,
         ?????????, см. Alexandria, Александрия, 9.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Музей
в античную эпоху не существовало музеев в современном понимании, хотя жрецы в храмах и священных рощах сосредотачивали у себя произведения искусства. «Пинакотеку» в Афинском акрополе или императорские и частные коллекции в Древнем Риме уже можно рассматривать как прообраз современного музея.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

МУЗЕЙ
в антич. эпоху не существовало М. в совр. понимании, хотя жрецы храмов и свящ. рощ, напр., храмов Геры в Олимпии или Аполлона в Дельфах, сосредоточивали у себя произв. иск-ва. «Пинакотеку» в Афинском акрополе или императорские и частные коллекции в Др. Риме (Азиний Поллион, Юба) уже можно рассматр. как прообраз совр. М.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Музей
(лат., греч.). В античную эпоху не существовало М. в совр. понимании, хотя жрецы храмов и священных рощ, например, храмов Геры в Олимпии или Аполлона в Дельфах, сосредоточивали у себя произведения искусства. «Пинакотеку» в Афинском акрополе или императорские и частные коллекции в Др. Риме (Азиний Поллион, Юба) уже можно рассматривать как прообраз совр. М.

Источник: Словарь античности. 1989

МУЗА
в древнегреческой мифологии богиня искусств. Первоначально упоминается как единое божество. Позднее число М. возросло до девяти. Они почитались как покровительницы различных искусств, а затем и наук: Евтерпа — лирической поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танца, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпоса.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Музы
античное понятие, обозначавшее сначала богинь-покровительниц искусств (пение, музыка, танцы, поэзия), позднее — покровительниц наук и всей творческой деятельности. Почести им воздавались на Геликоне и в Дельфах, где были источники Иппокрена и Кастальский ключ. Они вдохновляли поэтов, помогали советом. В изобразительном искусстве представлены как групповые и индивидуальные изображения. Это излюбленный сюжет живописи (картины Рафаэля, Боттичелли и др.).

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Музей
учреждение, возникшее в Александрии как центр науч. жизни. Ученые занимались здесь исследованиями в самых разл. обл. знаний. В М. были залы для лекций и для общей трапезы, место для прогулок, обсерватория, коллекции растений, собр. животных для изучения и для опытов. В III в. н. э. М. был разрушен.
   Я.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
   см. Мусейон.

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

МУЗЕИ
храмы муз — научно-исследовательские и научно-просветитепьские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Типы М.: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Профили М.: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественно-научные, искусствоведческие, литературные и пр., а также мемориальные, комплексные, краеведческие и др. Возникли в XV— XVI вв.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Музы (мусы)
в мифах древних греков дочери Зевса и Мнемосины, девять сестер, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа - лирической поэзии, Клио - истории, Талия - комедии, Мельпомена - трагедии, Терпсихора - танцев, Эрато - любовной поэзии, Полигимния - гимнов, Урания - астрономии, Каллиопа - эпической поэзии. Первыми, кто почтил муз и принес им жертвы на горе Геликон, были не поэты и певцы, а великаны От и Эфиальт. Музы выступают обычно под водительством бога Аполлона, получившего имя Мусагет (водитель муз).

Источник: Исторический словарь

МУЗЫ
дочери Зевса и Мнемозины. Их было девять, и каждая из них имела влияние на определенную область искусства и науки: Каллиопа — муза эпоса, Клио — истории, Эрато — любовной поэзии и мимики, Эвтерпа — лирической поэзии, Мельпомена — трагедии, Полигимния — гимнов, Терпсихора — танцев, Талия — комедии, Урания — астрономии. Их любимым местопребыванием считалась гора Геликон в Беотии, где находились священные источники Аганиппа и Гиппокрена. Гора Парнас также являлась священной горой муз, и они любили источник Касталию у ее подошвы. Предводителем муз является Аполлон. Римские камены — то же, что греческие музы.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

МУЗЫ
мусы — в греч. миф. дочери Зевса и Мнемосины. М. — богини поэзии, иск-в и наук, девять сестер, рожд. в Пиэрии и носящих имя «олимпийские». Их имена: Кал-лиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключ. Урании («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Функции М. постепенно разгранич. по мере дифференциации иск-в, и в эллинистич. эпоху М. превратились в символич. образы: Эрато — М. лирич. поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирич. песнь, Каллиопа — М. эпич. поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио — М. истории с теми же атрибутами, Мельпомена — М. трагедии с трагич. маской и венком из плюща, Полигимния — М. серьезной гимнич. поэзии, Терпсихора — М. танца с лирой и плектром, Талия — М. комедии с комич. маской, Урания — М. астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают М. обычно под водительством бога иск-в Аполлона, получивш. имя Мусагет.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Музы
(греч. Musai, лат. Musae), в античную эпоху сначала богини — покровительницы искусств (пение, музыка, танцы, поэзия), позднее покровительницы наук и всей творч. деятельности. Мнемосина родила их от Зевса в Пиэрии у Олимпа. Первоначально чтили 3 М., затем их стало 9. Впервые их имена назвал Гесиод. Почести им воздавались в Пиэрии, на Геликоне и в Дельфах, где были источники Иппокрена и Кастальский ключ. М. вдохновляли поэтов, помогали советом, и поэтому поэты обращались к ним в зачинах своих произведений. Только в рим. время их функции окончательно разграничились: Эрато (лат. Erato) — покровительница лирич. поэзии и эротич. стихов; Эвтерпа с флейтой сопровождала лирич. песнь; Каллиопа (лат. Calliope) — М. эпич. поэзии; Клио (лат. Clio) — М. истории; Мельпомена (лат. Melpomene) — М. трагедии; Полигимния (вариант Полимния) — М. танца, музыки; Терпсихора (лат. Terpsichore) — М. танца; Талия (лат. Thalia) — муза комедии; Урания (лат. Urania) — М. астрономии. В изобразительном искусстве представлены как групповые, так и индивидуальные изображения М. Например, «Три музы», рельеф из сокровищницы Лето в Мантинее; статуя Кановы «Полигимния». Тема М. стала одним из излюбл. сюжетов живописи (картины А. Мантеньи, Рафаэля, Боттичелли, Тинторетто, Пуссена, Лоррена), их часто изображали вместе с Аполлоном. Композиторы (опера Генделя «Терпсихора») и поэты (Гельдерлин «Мнемосина»; П. Клодель) лишь изредка использовали в своем творчестве эту тему.

Источник: Словарь античности. 1989

МУЗЕЙ
греч. museion – храм муз), научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеи разделяются на исторические, естественно-научные, художественные, литературные, технические и др. Особое место среди музеев занимают мемориальные и краеведческие, в экспонатах которых представлены разные области знания. В античную эпоху не существовало музеев в современном понимании, хотя, например, святилища Зевса в Олимпии или Аполлона в Дельфах были одновременно и сокровищницами искусства. Одним из первых собраний живописи была Пинакотека афинского Акрополя. В эпоху Возрождения при дворах европейских правителей появились великолепные коллекции античных памятников: собрание Лоренцо Медичи во Флоренции, 15 в., музеи Ватикана в Риме, 16 в., собрание Августа Саксонского в Дрездене, 16 в. и др. В 17–19 вв. формируются многочисленные частные коллекции, многие из которых составили основу государственных национальных музеев (собрание П. М. Третьякова, И. С. Остроухова и др.) Главные европейские музеи стали доступны широкой публике в 19 в.
В художественных музеях изучают и систематизируют произведения искусства: издают каталоги, организуют научные конференции и выставки. Музеи выполняют важную задачу эстетического воспитания: в них проводятся экскурсии, лекции, создаются кружки для школьников. В комплекс любого художественного музея входит не только экспозиция – залы, где выставлены произведения искусства, доступные для посещения публикой, но и запасники – хранилище произведений искусства, реставрационные мастерские, где восстанавливают памятники, научная библиотека, архив рукописей и визуальных материалов, фотолаборатория и т. д. Экспозиция художественного музея чаще всего строится по хронологическому принципу, представляет национальные школы и творчество отдельных мастеров. Иногда в экспозиции представлены частные коллекции, принесенные в дар музею (Музей личных коллекций при Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В музеях, как правило, функционирует особая система круглогодичного поддержания оптимальной температуры и режима влажности (микроклимат), специально оборудованное верхнее освещение и подсветка, охранная сигнализация и т. д. Часто музейные здания являются одновременно памятниками архитектуры (Лувр в Париже, Эрмитаж в Санкт-Петербурге). Иногда для музеев строятся специальные новые сооружения, которые позволяют интересно «обыграть» и преподнести экспозицию (музей Гугенхайма в Нью-Йорке и др.)

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Музеи
первонач. частн. «кабинеты» или коллекции ботанич., зоол. и этногр., гл. обр. индейск., редкостей, появивш. в США в 18 в. Первый обществ. М. открыт в 1773 в Чарлстоне, Ю. К. Выставка Ост-инд. мор. об-ва, действовавшая с 1799 в Сейлеме, Масс., со временем превратилась в существующ. и поныне М. Пибоди. Первый М. естеств. истории осн. в 1794 в Филадельфии изв. художником и натуралистом Ч. У. Пилом. В М. экспонировались скелет мамонта, раскопан. в США, многочисл. чучела, изготовл. Пилом, написан. им картины и др. экспонаты. На волне всеобщ. интереса к подобным явлениям природы и диковинкам появились платные М. Первым из них стал Американский М. Скаддера, осн. в Нью-Йорке в 1810. В 1841 его, а также М. Пила приобрел Ф. Т. Барнум, открывший в 1842 свой М. Популярность Амер. М. Барнума привела к возникновению по всей стране сотен подобных, в т. ч. передвижных, «десятицентовых» М., расцвет к-рых пришелся на 1870-1910. Параллельно развивалась сеть науч. М. С 1812 начала экспонировать свои коллекции Академия естеств. наук в Филадельфии, с 1814 Линнеевское об-во в Бостоне. Смитсоновский институт, с момента основания в 1846 постоянно увеличивавший свои собр., неизменно выставлял их на всеобщ. обозрение в целом ряде М., входивш. в его состав. В Гарварде в 1859 Ж. Л. Р. Агассис создал М. сравнит. зоологии. В 1866 изв. предприниматель Дж. Пибоди содействовал открытию М. амер. археологии и этнологии в Гарварде и физ. М. в Йельском университете. Крупн. в стране стал Американский музей естественной истории, открывшийся в 1869 в Нью-Йорке. Быстрыми темпами развивался аналог. М. в Чикаго, осн. в 1893 на средства М. Филда и получивший его имя. На протяжении 19 в. во мн. ун-тах и городах были созданы собств. М. или выставоч. залы с постоян. или врем. экспозициями. Шир. распространение получили аквариумы, зоол. и ботанич. сады, дендрариумы. С нач. 20 в. активно выставлялись практически все предметы ист., духов. и пром. развития страны, появились специализир. М. транспорта, пром-сти, костюма, медицинские. Проводившиеся в США всемирные выставки практически представляли собой М. совр. достижений во всех обл. знаний. Выставлявшиеся в период их проведения ху-дож. коллекции стали М. Пенсильв. М. искусств в Филадельфии, Академия изящ. искусств в Буффало, худож. М. в Сент-Луисе и Сан-Франциско. Первыми худож. М. в США были Пенсильв. академия художеств, осн. при помощи Пила в 1805, и бостон. Атениум, галерея к-рого передала бол-во своих коллекций Бостонскому музею изящных искусств, открытому в 1876. Худож. галерея У. Коркорана, выросшая из частн. коллекции этого изв. финансиста, была в 1869 подарена г. Вашингтон и в 1872 открыта для публики. Своеобр. М. является Капитолий. Во 2-й пол. 19 в. каждый кр. город или ун-т имел свою худож. галерею. Этот процесс увенчало открытие в 1870 ставшего всемирно знаменитым худож. Метрополитен музея в Нью-Йорке. Украшением мн. М. и картин. галерей стали частн. собр., завещанные разл. М. или образовавшие нов. М. В качестве М. в США функционируют также нац. ист. парки и мемориалы Ап-поматокс корт-хауз, Вэлли-Фордж, Саратога, Харперс-Ферри, форт Мак-Генри, форт Самтер и мн. др., многочисл. ист. зданияИндепенденс-холл, Маунт-Вернон, Монтичелло, Федерал-холл и пр., а также дома, в к-рых родились или жили выдающ. американцы.

Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.

МУЗЫ
   • Musae,
         ???????, богини пения, позднее также представительницы различных родов поэзии, искусств и наук. Гомер упоминает то об одной М., то о нескольких, но не определяя ни их числа, ни имен их. Только Ноm. Od. 24, 60 (место позднейшего происхождения) число их определяется девятью. Гесиод первый называет девять М. по именам (Hesiod. theog. 77); они следующие: Клио, провозвестница славы, Эвтерпа, радующая, Талия, цветущая, Мельпомена, поющая, Терпсихора, любящая танцы, Эрато, любезная, милая, Полигимния, богатая песнями, Урания, небесная, Каллиопа, сладкозвучная. Он называет их дочерьми Зевса и Мнемозины, рожденными в Пиерии близ Олимпа, по другим, они то дочери Урана и Геи, то Пиера и цимлейской нимфы и т. д. Само число их различно; называются, напр., три: Мелета, раздумье, Мнема, память и Аойда, песнь, культ которых будто бы учредили на Геликоне От и Эфиалт. Но обозначенное Гесиодом число (9), имена и происхождение их были, однако, общепринятыми. У Гомера М. только богини пения, которые вдохновляют поэта и влагают песни в его душу. Они живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Il. 2, 484. 1, 604. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он только им обязан всем, и, напротив, наказывают того дерзновенного, который смеет думать, что может превзойти их в искусстве пения. Так, они ослепили фракийского певца, Фамирида, сына Филаммона и нимфы Аргионы и лишили его дара пения за то, что он дерзнул состязаться с ними. Il. 2, 594 слл. У Гесиода М. имеют уже отношение к танцам, на что указывает имя Терпсихоры. Позднее распространили влияние М. на все отрасли искусств и наук и каждой из них отвели определенный круг деятельности. Каллиопа была М. эпоса; она держала в руках навощенные дощечки и грифель; Эвтерпа, с флейтой, была М. лирической поэзии; Мельпомена, с трагической маской в руках и плющом вокруг головы — М. трагедии; Эрато — любовной поэзии и мимики; Полимния или Полигимния — гимнов; Талия — веселой и сельской поэзии, комедии и т. п., с комической маской, пастушьим посохом и плющeвым венком; Терпсихора — М. танцев, с лирою; Клио, со свертком бумаги — М. истории; Урания, с глобусом — М. астрономии. Пластическое искусство изображает их юными, цветущими существами с тонкими, одушевленными мыслью лицами. Почитание М. первоначально явилось у древнего племени фракийских певцов, которые жили в Пиерии у Олимпа и потом переселились в Беотию на Геликон. Эта гора, равно как и соседние Парнас и Лейбефрон, была любимым местопребыванием М. Здесь они проводили время в пещерах, рощах и у прохладных источников. Особенно они любили источники Аганиппу и Гиппокрену у Геликона и Касталию у подошвы Парнаса, недалеко от Дельф; а на Лейбефроне была их священная пещера. Близ Геликона, где жители Феспии праздновали большой праздник ????????, был храм М. с их статуями, а другой храм — у Кастальского источника. Из Беотии культ М. мало-помалу распространился по всей Греции; храмы, посвященные им, и алтари находились в Афинах, Олимпии, Трэзене, Коринфе и т.д. Поэты дали М. множество названий или по главным местам их почитания или по тем, где они охотнее всего собирались; такие прозвания, напр.: Пиериды, Пимлеиды, Геликониады, Феспиады, Парнассиды, Касталиды, Аониды, Лейбефриады, Гиппокрениды и т. д. М., как богини пения, находятся в тесной связи с Аполлоном, любителем музыки и пения; он называется предводителем ?., ??????????. Благодаря отношениям к Аполлону и в силу того, что они первоначально были одушевляющими нимфами источников, они владеют также даром предсказания. Как богини драматического искусства, они стоят близко к Дионису, на праздниках которого исполнялись драматические произведения; поэтому они называются его кормилицами и спутницами. Римские Camenae (древняя форма Casmenae) то же, что греческие М. Имя их, произведенное от саnо, означает: поющие, предсказывающие. Подобно М. и камены были первоначально нимфами, имевшими дар предсказания. Carmenta, Carmentis то же, что Camena.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

МУЗЕИ
греч. moyseion (от mousa - муза) - место, посвященное музам, храм муз) - науч. учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры и естественно-ист. коллекций, являющихся первоисточниками знаний о развитии природы и человеческого общества. По принятой в СССР классификации М. различаются по типам, к-рые определяют осн. целевое назначение М. (научно-исследовательские, исследовательские, просветительные, учебные), и по профилям, к-рые характеризуют специализацию М., их отношение к науч. дисциплинам, областям иск-ва. отраслям произ-ва (исторические, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, технические). Кроме названных основных профилей, существуют и сложные, комплексные профили М. (наиболее распространено сочетание ист. и естеств.-науч. специализации, определяемой как краеведч. профиль М.). Внутр. специализация наук, иск-ва также находит отражение в профилировании М. Так, ист. профиль охватывает М. общеисторические, археологич., этнографич., военно-ист., историко-революционные и др. Особую группу составляют мемориальные М., к-рые также распределяются по профилям (исторические, литературные, художественные и т.д.).

Первые музейные собрания возникли в Др. Греции; произведения иск-ва постепенно сосредоточивались в храмах, священных рощах, дворцах, домах собраний. Начало систематич. коллекционирования и создания М. как специфич. науч. учреждений относится к эпохе Возрождения. Географич. открытия, становление совр. науки вызвали к жизни в 15-17 вв. кунсткамерно-музейные собрания, включавшие памятники природы, ист., этнографич. коллекции, раритеты.

В России первый публичный М. открыт в нач. 18 в., сеть М. сформировалась в течение 2-й пол. 18 и 19 вв. В дореволюц. период действовало несколько более 150 М. (не считая закрытых М. в воинских частях и воен. уч. заведениях). Они состояли при науч. об-вах, ученых архивных комиссиях, статистич. к-тах, ун-тах. Много музейных ценностей находилось в частных собраниях, малодоступных даже для ученых и специалистов. Ведомств. разобщенность М. порождала разнобой и в области научно-методической. Попытка выработать общие принципы музейного дела на общеросс. музейном съезде не реализовалась (был проведен лишь подготовит. съезд в 1913).

Сов. гос-во превратило М. во всенар. достояние, приняло меры к охране М., ист. памятников, художеств. и науч. ценностей. Правительств. распоряжения, декреты и постановления СНК РСФСР 1917-18 объявили о национализации крупнейших М. и собраний, установили порядок охраны М. и памятников, регистрации и принятия их на гос. учет. В нояб. 1917 при Наркомпросе была создана Всеросс. коллегия по делам музеев и охране памятников, в мае 1918 - спец. Музейный отдел (в 1921 отдел вошел в состав Главнауки), в ведение к-рого перешли все М. На местах были созданы губподотделы по делам М. К науч. руководству М. были привлечены Академия наук, Социалистич. академия, Академия материальной культуры. Создание единой гос. сети М. сопровождалось их быстрым количеств. ростом. Только в 1918-23 было создано св. 250 М. В дек. 1930 состоялся 1-й Всесоюзный музейный съезд. В 1937 в СССР функционировало 745 М. (без М. воинских частей). В годы Вел. Отечеств. войны 1941-45 нем.-фаш. захватчики нанесли сов. М. огромный ущерб, разрушив мн. здания, уничтожив и разграбив коллекции. В послевоен. годы сеть М. была восстановлена. В 1965 в СССР насчитывалось (включая филиалы) св. 1100 М. (в т. ч.: краеведческих - св. 400, исторических - ок. 400, литературных - св. 120, искусствоведческих - св. 130 и др.; данные о М. по профилям включают и соответствующие мемориальные М.). Кроме гос. М., функционируют сотни нар. М., созданных по инициативе общественности. Воен. фондах гос. М. СССР сосредоточено св. 25 млн. единиц хранения. Абсолютное большинство М. (ок. 900) состоит в ведении союзного и республиканских Мин-в культуры. Науч.-методич. советы мин-в. и Научно-исследовательский институт музееведения разрабатывают единые науч. принципы для М. всех ведомств. М. ведут большую исследоват. работу, издают монографии, каталоги, путеводители, публикации первоисточников. Осн. формой пропаганды науч. знаний являются экспозиции М., создаваемые на базе марксистско-ленинской методологии и методики, разработанной сов. музееведением. Важнейшей формой работы с посетителями сов. М. является проведение экскурсий. Ежегодно М. в СССР посещает св. 60 млн. чел.

Лит.: Тр. Н.-и. ин-та музееведения, в. 1-3, 7, 9, М., 1957-63; Основы сов. музееведения, М., 1955.

А. М. Разгон. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Музы
греч. Musai)
   в греческой мифологии богини-покровительницы песен, поэзии, искусства и наук, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины (или Урана и Геи). Гесиод называет их также богинями танцев и указывает их число - 9: Клио - м. истории, Эвтерпа - м. лирической поэзии, Талия - м. комедии, Мельпомена - м. трагедии, Терпсихора - м. танцев, Эрато - м. любовной поэзии, Полигимния - м. гимнов, Урания - м. астрономии, Калиопа - м. эпоса. В легендах об Аполлоне м. выступают в качестве покровительниц пения - древние называли Аполлона Мусагетом (предводителем м.). Согласно преданию, м. обитали на горе Геликон в Беотии (или на Парнасе в Фокиде). В Риме м. называли каменами. В переносном смысле муза означает вдохновение.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   В греческой мифологии девять дочерей верховного бога Зевса и богини памяти Мнемосины. Музы - богини поэзии, искусств и наук. Эрато - муза лирической поэзии, Каллиопа - поэзии эпической, Клио - муза истории, Мельпомена - трагедии, Полигимния - религиозной поэзии, Терпсихора - танца, Талия - комедии, Урания - астрономии, Эвтерпа - эротической поэзии. Как правило, музы сопровождают бога Аполлона, имеющего прозвище Мусагет, то есть «водитель муз».
   Музы обитают на горе Олимп. Они не терпят соперничества. Так, они лишили зрения и отняли музыкальный дар у кифареда Тамириса, который осмелился вызвать их на состязание.
   Среди потомства муз - корибанты и сирены, а также певцы Орфей и Лин.
   (Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)
   * * *
   Согласно "Теогонии" Гесиода, девять муз были дочерьми Зевса и Мнемозины. Музы дали Гесиоду мудрость и дар песнопения. Иногда за такой дар музы брали определенную плату: так, в "Одиссее" они сперва ослепили Демодока, а уже потом дали ему нечто лучшее - дар песнопения. Упоминаемый в "Илиаде" фракийский певец Фамирид вызвал муз на соревнование и за свою самонадеянность был ослеплен и лишен дара пения. Музы также были судьями на соревновании Аполлона с Марсием. Гесиод называет имена всех девяти муз, однако их сферы влияния были распределены только в римскую эпоху, когда каждая из муз стала покровительницей определенного вида искусства или науки: Каллиопа - эпической поэзии, Клио - истории, Эвтерпа - музыки, Терпсихора - лирической поэзии и танца, Эрато - гимна, Мельпомена - трагедии, Талия - комедии, Полигимния - пантомимы, Урания - астрономии. (Впрочем, сферы влияния муз неоднократно варьировались.) Покровителем муз считался Аполлон, как это изображено на картине Рафаэля "Парнас".
   Слово "музей" первоначально означало "обиталище муз": в знаменитом Музее (Музейоне) в Александрии, построенном Птолемеями в 3 в. до н. э., была собрана крупнейшая в античном мире библиотека, при которой находился знаменитый научный центр.
   Платон считал, что вдохновение, даруемое музами, представляет собой род "божественного" и необходимого для поэта "безумия". Противопоставление разума и поэтического вдохновения имело в европейской культуре длительную историю и до сих пор вполне актуально, хотя такой ценитель здравого смысла, как Гораций, и замечал, что эксцентризм еще не делает из человека поэта. В поэзии музы (или муза) - это обычно символ вдохновения:
Я видел вновь приюты скал
И темный кров уединенья,
Где я на пир воображенья,
Бывало, музу призывал.

А. Пушкин
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   богини поэзии, искусств и наук, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. В ранних источниках упоминаются 3 М., позднее их число увеличилось до 9. Функции М. разграничивались по мере дифференциации иск-в, и к периоду эллинизма они превратились в символические образы: Эрато - М. лирич. и любовной поэзии, Евтерпа - сопровождает лирич. песнь с флейтой в руке, Каллиопа - М. эпич. поэзии и знания, Полигимния - М. серьезной поэзии, гимнов, Мельпомена - М. трагедии, Талия - М. комедии, Терпсихора - М. танца, Клио - М. истории, Урания - М. астрономии. Предводительствует М. Аполлон, носящий поэтому прозвище Мусагет («предводитель муз»). М. называют также Пиеридами (по месту их рождения в Пиерии близ Олимпа) и аонидами (по названию местности в Беотии у горы Геликон, считавшейся их любимым местопребыванием). В Риме М. называли Каменами.
   И.К.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

МУЗЕЙ
от др.-греч. "муза") - учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой чего-либо. Впервые М. возникли в Древней Греции.
История М. в России восходит к XVI-XVII вв. Первой их формой было накопление в ризницах крупных монастырей, в царских дворцах и домах знати искусно выполненных культовых и бытовых предметов из драгоценных металлов, произведений живописи, рукописных и старопечатных книг и т.п. Результатом такого собирательства были собрания Оружейной палаты в Московском Кремле, которая уже в XVI в. была широко известна не только в стране, но и за рубежом. В ней хранились наследственные сокровища рус. царей, дары иностранных государств, военные трофеи, вооружение и снаряжение рус. воинов и т.п. В ней имелся и своеобразный экспозиционный зал - Большая оружейная казна. Сокровища первых рус. хранилищ служили показателем богатства и знатности их владельцев. В начале XVIII в. возникли уже самостоятельные рус.
М. В 1714 г. была организована Петербургская кунсткамера, где были собраны "диковинные", "куриозные" вещи, "древности", а также необычные образцы минералов, растительного и животного мира. В начале XVIII в. стали образовываться и собрания военно-исторического характера. Напр., при Московском и Петербургском арсеналах демонстрировались коллекции редкого "достопамятного" оружия, трофеев и коллекции моделей, чертежей, снаряжений кораблей (в так называемой "Модель-камере"), Эти собрания легли в основу ныне действующих в Петербурге Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи и Центрального военно-морского музея.
Уже тогда была осознана воспитательная роль М. Петербургская кунсткамера сразу же после основания была открыта для посещения. Ко второй половине XVIII в. открываются и первые учебные М. Горного института в Петербурге, Минералогического, Зоологического ("Кабинет естественной истории"), Ботанического ("Гербарий") музеев МГУ. Одним из первых местных школьных М. стал музей естественных произведений при городской школе в Иркутске, открытый еще в 1782 г.
В первой половине XIX в. в связи с развитием археологии и истории стали создаваться специальные М. при исторических обществах в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Риге, Ревеле. Возникли музеи на месте раскопок - в Одессе, Феодосии, Керчи, Севастополе и т.д. Во второй половине XIX в. стала складываться сеть краеведческих М. при отделениях Рус. географического общества, при отделениях Общества любителей естествознания, при статистических комитетах. Во второй половине XIX в. были созданы Вольное экономическое и Русское техническое общества в Петербурге, Общество любителей естествознания в Москве, устраивавшее больше всего всероссийские выставки, материалы которых составили основу крупнейших публичных М. - М.
прикладных знаний в Петербурге, Исторического и Антропологического М. в Москве. В Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Кишиневе, Полтаве, Красноярске, Минусинске, Нерчинске и других городах создавались М. при городских самоуправлениях и губернских земствах. В начале XX в. широко распространились педагогические М. и М. наглядных пособий при учебных округах, дирекциях народных училищ, создаваемые земствами и городскими самоуправлениями. Наряду с наглядными пособиями в них сосредоточивались и коллекции по археологии, этнографии, истории и экономике края, которые применялись при преподавании. Музейная сеть нашей страны включает в себя М.
естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, архитектурные, музыкальные, театральные, М. науки и техники, сельскохозяйственные и др. Особым видом являются М., созданные на основе памятников истории и культуры, М.-ансамбли и мемориальные М. Профиль М.-ансамблей определяется характером памятников, напр.
историко-архитектурные, этнографические, археологические. Профиль мемориальных М. зависит от содержания события или деятельности лица, которым посвящен памятник. М.-ансамбли, имеющие особое значение, объявляются М.-заповедниками. К ним же относятся М., созданные на территории города, области с большим историческим прошлым (Владимиро-Суздальский художественный и историко-архитектурный М.-заповедник, Соловецкий историко-архитектурный и природный М.-заповедник и т.п.). Большим разнообразием профильных групп отличаются исторические М. Среди них общеисторические, археологические, этнографические, мемориальные и др. Общеисторические М. посвящены истории страны, города и т.д., напр. Государственный исторический М. в Москве, М.
истории Новороссийска и др. Из военно-исторических наиболее известны Центральный М. вооруженных сил в Москве, Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге, из М. по специальным историческим дисциплинам Государственный М. этнографии в Петербурге. Из мемориальных наиболее известны Бородинский военно-исторический М., Дом-м. декабристов в Иркутске, Государственный историко-архитектурный и этнографический М.-заповедник "Кижи", Археологический заповедник "Танаис" Ростовской области и др.
Наиболее многочисленны краеведческие М., в которых имеются отделы природы, истории, а при наличии соответствующих коллекций - художественные, литературные и другие отделы.
Помимо государственных М. в нашей стране существует более 10000 М.
работающих на общественных началах, разновидностью которых являются и школьные М., организуемые в школах.

Источник: Археологический словарь. 1996

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

И музы, и пушки (очерк любительского искусства в Воткинске 1940-1945 гг. )

Сорокин Иллирик Александрович
Читать PDF

«Записки» М. И. Глинки как источниковедческая база изучения его жизненного и творческого пути в музы

Ермак Анна Николаевна
В статье получают освещение результаты проведённого автором анализа автобиографических записок М. И. Глинки в плане представленности в них фактографического материала о его становлении как композитора и педагога-музыканта.
Читать PDF

Практический Ренессанс дисциплин музыкально-теоретического цикла в вузовской подготовке учителя музы

Горемычкин Анатолий Иванович
В статье освещаются проблемы повышения практической значимости музыкально-теоретических дисциплин.
Читать PDF

Музыкально-эстетический вкус и его роль в формировании художественной культуры будущих учителей музы

Остапенко Елена Александровна
В статье поднимаются вопросы, связанные с формированием художественной культуры студентов музыкальных факультетов на основе развития их музыкально-эстетического вкуса, а также вопросы, связанные с осмыслением критических оценок, н
Читать PDF

Омские музы

Л. Г. Ветелина
Читать PDF

2016.02.006. МУЗЫ У ЗЕРКАЛА: АНТИЧНЫЕ МОТИВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ / ОТВ. РЕД. ТАХО-ГОДИ А.А. - М.: Н

Муханова В.В., Старостина Н.А.
Читать PDF

Отклик на статью Е. Н. Шапинской и О. П. Добренковой «Диалоги в рождественскую ночь: о сказках, музы

Горяинова Ольга Ивановна
в отклике дается высокая оценка рассматриваемого диалога, и излагается авторская концепция феномена сказки и ее культурной значимости в системе мифологического сознания
Читать PDF

К вопросу о ритмико-экспрессивных образах пушкинской Музы

Гринбаум О. Н.
The article considers the rhythmic-harmonic as well as emotional and thematic organization of Pushkin's three poems dedicated to the Muse: Muse (1821), Autumn (1833) and the initial stanzas of in chapter VIII Eugene Onegin.
Читать PDF

Поэтическая исповедь Музы Печали. Перифраз как семантическая организующая и важная составляющая поэт

Липатов Александр Тихонович
Поэтическое творчество А. Ахматовой немыслимо представить вне связи со всей общечеловеческой историей.
Читать PDF

Индивидуализированные программы формирования коммуникативной компетентности у будущих педагогов музы

Попов Денис Александрович
В статье представлены результаты исследования коммуникативной компетентности у студентов музыкального отделения, свидетельствующие о низком уровне ее сформированности и индивидуализированные программы (методики) формирования комму
Читать PDF

Музыкант, В. Л. Психология и социология в рекламе : учебное пособие для студентов вузов / В. Л. Музы

Бурдовская Елена Юрьевна
Читать PDF

2007. 04. 009. Чань ТЭК вин, голдторп Дж. Х. Социальная стратификация и культурное потребление: музы

Соколова М. Е.