Музы

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Музы
античное понятие, обозначавшее сначала богинь-покровительниц искусств (пение, музыка, танцы, поэзия), позднее — покровительниц наук и всей творческой деятельности. Почести им воздавались на Геликоне и в Дельфах, где были источники Иппокрена и Кастальский ключ. Они вдохновляли поэтов, помогали советом. В изобразительном искусстве представлены как групповые и индивидуальные изображения. Это излюбленный сюжет живописи (картины Рафаэля, Боттичелли и др.).

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

МУЗЫ
дочери Зевса и Мнемозины. Их было девять, и каждая из них имела влияние на определенную область искусства и науки: Каллиопа — муза эпоса, Клио — истории, Эрато — любовной поэзии и мимики, Эвтерпа — лирической поэзии, Мельпомена — трагедии, Полигимния — гимнов, Терпсихора — танцев, Талия — комедии, Урания — астрономии. Их любимым местопребыванием считалась гора Геликон в Беотии, где находились священные источники Аганиппа и Гиппокрена. Гора Парнас также являлась священной горой муз, и они любили источник Касталию у ее подошвы. Предводителем муз является Аполлон. Римские камены — то же, что греческие музы.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

МУЗЫ
мусы — в греч. миф. дочери Зевса и Мнемосины. М. — богини поэзии, иск-в и наук, девять сестер, рожд. в Пиэрии и носящих имя «олимпийские». Их имена: Кал-лиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключ. Урании («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Функции М. постепенно разгранич. по мере дифференциации иск-в, и в эллинистич. эпоху М. превратились в символич. образы: Эрато — М. лирич. поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирич. песнь, Каллиопа — М. эпич. поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио — М. истории с теми же атрибутами, Мельпомена — М. трагедии с трагич. маской и венком из плюща, Полигимния — М. серьезной гимнич. поэзии, Терпсихора — М. танца с лирой и плектром, Талия — М. комедии с комич. маской, Урания — М. астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают М. обычно под водительством бога иск-в Аполлона, получивш. имя Мусагет.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Музы
(греч. Musai, лат. Musae), в античную эпоху сначала богини — покровительницы искусств (пение, музыка, танцы, поэзия), позднее покровительницы наук и всей творч. деятельности. Мнемосина родила их от Зевса в Пиэрии у Олимпа. Первоначально чтили 3 М., затем их стало 9. Впервые их имена назвал Гесиод. Почести им воздавались в Пиэрии, на Геликоне и в Дельфах, где были источники Иппокрена и Кастальский ключ. М. вдохновляли поэтов, помогали советом, и поэтому поэты обращались к ним в зачинах своих произведений. Только в рим. время их функции окончательно разграничились: Эрато (лат. Erato) — покровительница лирич. поэзии и эротич. стихов; Эвтерпа с флейтой сопровождала лирич. песнь; Каллиопа (лат. Calliope) — М. эпич. поэзии; Клио (лат. Clio) — М. истории; Мельпомена (лат. Melpomene) — М. трагедии; Полигимния (вариант Полимния) — М. танца, музыки; Терпсихора (лат. Terpsichore) — М. танца; Талия (лат. Thalia) — муза комедии; Урания (лат. Urania) — М. астрономии. В изобразительном искусстве представлены как групповые, так и индивидуальные изображения М. Например, «Три музы», рельеф из сокровищницы Лето в Мантинее; статуя Кановы «Полигимния». Тема М. стала одним из излюбл. сюжетов живописи (картины А. Мантеньи, Рафаэля, Боттичелли, Тинторетто, Пуссена, Лоррена), их часто изображали вместе с Аполлоном. Композиторы (опера Генделя «Терпсихора») и поэты (Гельдерлин «Мнемосина»; П. Клодель) лишь изредка использовали в своем творчестве эту тему.

Источник: Словарь античности. 1989

МУЗЫ
   • Musae,
         ???????, богини пения, позднее также представительницы различных родов поэзии, искусств и наук. Гомер упоминает то об одной М., то о нескольких, но не определяя ни их числа, ни имен их. Только Ноm. Od. 24, 60 (место позднейшего происхождения) число их определяется девятью. Гесиод первый называет девять М. по именам (Hesiod. theog. 77); они следующие: Клио, провозвестница славы, Эвтерпа, радующая, Талия, цветущая, Мельпомена, поющая, Терпсихора, любящая танцы, Эрато, любезная, милая, Полигимния, богатая песнями, Урания, небесная, Каллиопа, сладкозвучная. Он называет их дочерьми Зевса и Мнемозины, рожденными в Пиерии близ Олимпа, по другим, они то дочери Урана и Геи, то Пиера и цимлейской нимфы и т. д. Само число их различно; называются, напр., три: Мелета, раздумье, Мнема, память и Аойда, песнь, культ которых будто бы учредили на Геликоне От и Эфиалт. Но обозначенное Гесиодом число (9), имена и происхождение их были, однако, общепринятыми. У Гомера М. только богини пения, которые вдохновляют поэта и влагают песни в его душу. Они живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Il. 2, 484. 1, 604. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он только им обязан всем, и, напротив, наказывают того дерзновенного, который смеет думать, что может превзойти их в искусстве пения. Так, они ослепили фракийского певца, Фамирида, сына Филаммона и нимфы Аргионы и лишили его дара пения за то, что он дерзнул состязаться с ними. Il. 2, 594 слл. У Гесиода М. имеют уже отношение к танцам, на что указывает имя Терпсихоры. Позднее распространили влияние М. на все отрасли искусств и наук и каждой из них отвели определенный круг деятельности. Каллиопа была М. эпоса; она держала в руках навощенные дощечки и грифель; Эвтерпа, с флейтой, была М. лирической поэзии; Мельпомена, с трагической маской в руках и плющом вокруг головы — М. трагедии; Эрато — любовной поэзии и мимики; Полимния или Полигимния — гимнов; Талия — веселой и сельской поэзии, комедии и т. п., с комической маской, пастушьим посохом и плющeвым венком; Терпсихора — М. танцев, с лирою; Клио, со свертком бумаги — М. истории; Урания, с глобусом — М. астрономии. Пластическое искусство изображает их юными, цветущими существами с тонкими, одушевленными мыслью лицами. Почитание М. первоначально явилось у древнего племени фракийских певцов, которые жили в Пиерии у Олимпа и потом переселились в Беотию на Геликон. Эта гора, равно как и соседние Парнас и Лейбефрон, была любимым местопребыванием М. Здесь они проводили время в пещерах, рощах и у прохладных источников. Особенно они любили источники Аганиппу и Гиппокрену у Геликона и Касталию у подошвы Парнаса, недалеко от Дельф; а на Лейбефроне была их священная пещера. Близ Геликона, где жители Феспии праздновали большой праздник ????????, был храм М. с их статуями, а другой храм — у Кастальского источника. Из Беотии культ М. мало-помалу распространился по всей Греции; храмы, посвященные им, и алтари находились в Афинах, Олимпии, Трэзене, Коринфе и т.д. Поэты дали М. множество названий или по главным местам их почитания или по тем, где они охотнее всего собирались; такие прозвания, напр.: Пиериды, Пимлеиды, Геликониады, Феспиады, Парнассиды, Касталиды, Аониды, Лейбефриады, Гиппокрениды и т. д. М., как богини пения, находятся в тесной связи с Аполлоном, любителем музыки и пения; он называется предводителем ?., ??????????. Благодаря отношениям к Аполлону и в силу того, что они первоначально были одушевляющими нимфами источников, они владеют также даром предсказания. Как богини драматического искусства, они стоят близко к Дионису, на праздниках которого исполнялись драматические произведения; поэтому они называются его кормилицами и спутницами. Римские Camenae (древняя форма Casmenae) то же, что греческие М. Имя их, произведенное от саnо, означает: поющие, предсказывающие. Подобно М. и камены были первоначально нимфами, имевшими дар предсказания. Carmenta, Carmentis то же, что Camena.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Музы
греч. Musai)
   в греческой мифологии богини-покровительницы песен, поэзии, искусства и наук, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины (или Урана и Геи). Гесиод называет их также богинями танцев и указывает их число - 9: Клио - м. истории, Эвтерпа - м. лирической поэзии, Талия - м. комедии, Мельпомена - м. трагедии, Терпсихора - м. танцев, Эрато - м. любовной поэзии, Полигимния - м. гимнов, Урания - м. астрономии, Калиопа - м. эпоса. В легендах об Аполлоне м. выступают в качестве покровительниц пения - древние называли Аполлона Мусагетом (предводителем м.). Согласно преданию, м. обитали на горе Геликон в Беотии (или на Парнасе в Фокиде). В Риме м. называли каменами. В переносном смысле муза означает вдохновение.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   В греческой мифологии девять дочерей верховного бога Зевса и богини памяти Мнемосины. Музы - богини поэзии, искусств и наук. Эрато - муза лирической поэзии, Каллиопа - поэзии эпической, Клио - муза истории, Мельпомена - трагедии, Полигимния - религиозной поэзии, Терпсихора - танца, Талия - комедии, Урания - астрономии, Эвтерпа - эротической поэзии. Как правило, музы сопровождают бога Аполлона, имеющего прозвище Мусагет, то есть «водитель муз».
   Музы обитают на горе Олимп. Они не терпят соперничества. Так, они лишили зрения и отняли музыкальный дар у кифареда Тамириса, который осмелился вызвать их на состязание.
   Среди потомства муз - корибанты и сирены, а также певцы Орфей и Лин.
   (Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)
   * * *
   Согласно "Теогонии" Гесиода, девять муз были дочерьми Зевса и Мнемозины. Музы дали Гесиоду мудрость и дар песнопения. Иногда за такой дар музы брали определенную плату: так, в "Одиссее" они сперва ослепили Демодока, а уже потом дали ему нечто лучшее - дар песнопения. Упоминаемый в "Илиаде" фракийский певец Фамирид вызвал муз на соревнование и за свою самонадеянность был ослеплен и лишен дара пения. Музы также были судьями на соревновании Аполлона с Марсием. Гесиод называет имена всех девяти муз, однако их сферы влияния были распределены только в римскую эпоху, когда каждая из муз стала покровительницей определенного вида искусства или науки: Каллиопа - эпической поэзии, Клио - истории, Эвтерпа - музыки, Терпсихора - лирической поэзии и танца, Эрато - гимна, Мельпомена - трагедии, Талия - комедии, Полигимния - пантомимы, Урания - астрономии. (Впрочем, сферы влияния муз неоднократно варьировались.) Покровителем муз считался Аполлон, как это изображено на картине Рафаэля "Парнас".
   Слово "музей" первоначально означало "обиталище муз": в знаменитом Музее (Музейоне) в Александрии, построенном Птолемеями в 3 в. до н. э., была собрана крупнейшая в античном мире библиотека, при которой находился знаменитый научный центр.
   Платон считал, что вдохновение, даруемое музами, представляет собой род "божественного" и необходимого для поэта "безумия". Противопоставление разума и поэтического вдохновения имело в европейской культуре длительную историю и до сих пор вполне актуально, хотя такой ценитель здравого смысла, как Гораций, и замечал, что эксцентризм еще не делает из человека поэта. В поэзии музы (или муза) - это обычно символ вдохновения:
Я видел вновь приюты скал
И темный кров уединенья,
Где я на пир воображенья,
Бывало, музу призывал.

А. Пушкин
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   богини поэзии, искусств и наук, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. В ранних источниках упоминаются 3 М., позднее их число увеличилось до 9. Функции М. разграничивались по мере дифференциации иск-в, и к периоду эллинизма они превратились в символические образы: Эрато - М. лирич. и любовной поэзии, Евтерпа - сопровождает лирич. песнь с флейтой в руке, Каллиопа - М. эпич. поэзии и знания, Полигимния - М. серьезной поэзии, гимнов, Мельпомена - М. трагедии, Талия - М. комедии, Терпсихора - М. танца, Клио - М. истории, Урания - М. астрономии. Предводительствует М. Аполлон, носящий поэтому прозвище Мусагет («предводитель муз»). М. называют также Пиеридами (по месту их рождения в Пиерии близ Олимпа) и аонидами (по названию местности в Беотии у горы Геликон, считавшейся их любимым местопребыванием). В Риме М. называли Каменами.
   И.К.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
5.82 мб

И музы, и пушки (очерк любительского искусства в Воткинске 1940-1945 гг. )

Сорокин Иллирик Александрович
Читать PDF
363.51 кб

«Записки» М. И. Глинки как источниковедческая база изучения его жизненного и творческого пути в музы

Ермак Анна Николаевна
В статье получают освещение результаты проведённого автором анализа автобиографических записок М. И. Глинки в плане представленности в них фактографического материала о его становлении как композитора и педагога-музыканта.
Читать PDF
346.54 кб

Практический Ренессанс дисциплин музыкально-теоретического цикла в вузовской подготовке учителя музы

Горемычкин Анатолий Иванович
В статье освещаются проблемы повышения практической значимости музыкально-теоретических дисциплин.
Читать PDF
211.97 кб

Музыкально-эстетический вкус и его роль в формировании художественной культуры будущих учителей музы

Остапенко Елена Александровна
В статье поднимаются вопросы, связанные с формированием художественной культуры студентов музыкальных факультетов на основе развития их музыкально-эстетического вкуса, а также вопросы, связанные с осмыслением критических оценок, н
Читать PDF
59.21 кб

Омские музы

Л. Г. Ветелина
Читать PDF
330.42 кб

2016.02.006. МУЗЫ У ЗЕРКАЛА: АНТИЧНЫЕ МОТИВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ / ОТВ. РЕД. ТАХО-ГОДИ А.А. - М.: Н

Муханова В.В., Старостина Н.А.
Читать PDF
954.85 кб

Отклик на статью Е. Н. Шапинской и О. П. Добренковой «Диалоги в рождественскую ночь: о сказках, музы

Горяинова Ольга Ивановна
в отклике дается высокая оценка рассматриваемого диалога, и излагается авторская концепция феномена сказки и ее культурной значимости в системе мифологического сознания
Читать PDF
8.75 мб

К вопросу о ритмико-экспрессивных образах пушкинской Музы

Гринбаум О. Н.
The article considers the rhythmic-harmonic as well as emotional and thematic organization of Pushkin's three poems dedicated to the Muse: Muse (1821), Autumn (1833) and the initial stanzas of in chapter VIII Eugene Onegin.
Читать PDF
401.19 кб

Поэтическая исповедь Музы Печали. Перифраз как семантическая организующая и важная составляющая поэт

Липатов Александр Тихонович
Поэтическое творчество А. Ахматовой немыслимо представить вне связи со всей общечеловеческой историей.
Читать PDF
855.57 кб

Индивидуализированные программы формирования коммуникативной компетентности у будущих педагогов музы

Попов Денис Александрович
В статье представлены результаты исследования коммуникативной компетентности у студентов музыкального отделения, свидетельствующие о низком уровне ее сформированности и индивидуализированные программы (методики) формирования комму
Читать PDF
202.06 кб

Музыкант, В. Л. Психология и социология в рекламе : учебное пособие для студентов вузов / В. Л. Музы

Бурдовская Елена Юрьевна
Читать PDF
117.74 кб

2007. 04. 009. Чань ТЭК вин, голдторп Дж. Х. Социальная стратификация и культурное потребление: музы

Соколова М. Е.

Похожие термины:

  • Музы (мусы)

    в мифах древних греков дочери Зевса и Мнемосины, девять сестер, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа - лирической поэзии, Клио - истории, Талия - комедии, Мельпомена - трагедии, Терпсихора - танцев,