Музыка

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МУЗЫКА
от греч. musike – искусство муз), вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, а также произведения этого искусства. Во многих отношениях музыка подобна речи (речевой интонации), с помощью которой внутреннее состояние человека (горе, радость, тревога и т. д.) и его эмоциональное отношение к миру выражаются с помощью изменений интонации голоса. Принято разделять музыку на светскую и духовную (религиозную, церковную). В соответствии с исполнительскими средствами выделяют вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную музыку.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Музыка
вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно и убедительно передавать эмоциональные состояния людей. Средством воплощения музыкальных образов служат музыкальные звуки, определенным образом организованные. Основные элементы и выразительные средства музыки – лад, ритм, метр, темп, динамика, тембр; мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Музыку подразделяют на роды и виды (опера, симфоническая, камерная и др.), а также жанры (героический, комический, песня, марш, симфония, сюита, соната и др.).

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

МУЗЫКА
(греч. Musike — искусство муз) — вид искусства, в котором художественные образы формируются посредством особо организованных звуков, и опирается на способность человека ассоциировать слу-ховые ощущения с собственными переживаниями, с состояниями и процессами внешнего мира. Музыка характеризуется активным и непосредственным воздействием на слушателя, возможностью передавать эмо-ции непосредственно, абстрагируясь от зрительной и словесносмысловой конкретики. В зависимости от исполнительской формы, музыка делится на вокальную, инструментальную, вокально-инструментальную. Кро-ме того, в ней различается ряд видов — симфоническая, камерная, оперная и др., а также жанров — песня, танец, марш, симфония, сюита, соната и т.д.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

музыка
как видно из Писания, широко использовалась в древности евреями при всяких торжественных событиях и при богослужении, но характер ее теперь трудно определить. Вероятно, это была более ритмическая, чем гармоническая музыка. Возможно также, это были протяжные мелодии, приспособленные для исполнения псалмов. Прекращение музыки и особенно пения (которое, по-видимому, было более распространено, чем отдельно музыка) считалось большим бедствием (Иер 25.10; Иез 26.13). Наравне с пением и музыкой были распространены и танцы (см. лики), даже и в религиозных целях (1Ц 18.6; 2Ц 6.14; Иер 31.4).
В Библии упоминаются следующие музыкальные инструменты:
- струнные-арфа, гусли, псалтирь, цевница, цитра;
- духовые-рог, свирель, симфония, труба;
- ударные-кимвал, систра, тимпан.
Кроме того, упоминаются следующие музыкальные термины: Аламоф, Гефское орудие, Махалаф, Шошанним Эдуф (см.). (См. также пение)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Музыка
(musike – искусство муз) – вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований. Музыка – специфическая разновидность звуковой деятельности людей. Относительно происхождения музыки в 19 и начале 20 в.в. были выдвинуты гипотезы, согласно которым истоками музыки явились интонации эмоционально-возбужденной речи (Г. Спенсер), пение птиц и любовный позыв животных (Ч. Дарвин), ритмы работы первобытных людей (К. Бюхер), их знаковые сигналы (К. Штумф), магические заклинания (Ж. Комбарье). Современная наука на основании археологических и этнографических данных считает, что в первобытном обществе происходил длительный процесс постепенного «вызревания» музыки внутри практической деятельности людей и еще не выделившегося из нее первобытного синкретического комплекса – праискусства, таившего в себе зародыши музыки, танца, поэзии и других видов искусства и служившего целям коммуникации, организации совместных трудовых и ритуальных процессов и эмоционального воздействия на их участников с целью воспитания духовных качеств, необходимых коллективу. Многократное повторение мелодических и ритмических формул, закрепившихся в общественной практике, привело к постепенному осознанию и усвоению возможностей логической организации звуков. В период разложения родового строя, когда художественная деятель ность отделяется от практической, а синкретический еомплекс праискусства постепенно распадается, рождается и музыка как самостоятельный вид искусства. В мифах различных народов зафиксировано представление омузыке как о могучей силе, способной влиять на природу, исцелять человека от болезней и т.д. См. Первобытное искусство.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

МУЗЫКА
   • Mus?ca (ars),

         ??????? (?????), иногда также musica, orum; ??? ???????, как искусство муз вообще, охватывает гораздо большую сферу, чем то, что ныне называется М. К ней относится всякая духовная деятельность как научная, так и художественная, по преимуществу философия, поэзия, мимика, орхестика и даже мантика. Вследствие такого соединения мудрости с М., Аполлон, владеющей лирою, является мудрейшим между богами, а Орфей — между героями. Вместе с гимнастикой М. была необходимым элементом благородного воспитания, ???????. Отделение М. от поэзии последовало лишь во времена Платона, который, впрочем, не одобряет этого разделения. Но за М. постоянно признавали большую силу смягчать и облагораживать нравы. Пифагор смотрел на М. как на просветление и успокоение души, даже как на врачебное средство от телесных страданий; Платон и Аристотель считали ее благородным воспитательным средством. Но в то же время слышались уже жалобы на то, что М. изнеживает людей и имеет вредное влияние на народные нравы. Трудно определить, какое влияние на развитие M. y греков имели те слабые зачатки ее, какие были у китайцев, индийцев и египтян; но несомненно, что у греков впервые началась ее теоретическая разработка, хотя греки по своему духовному складу, способному больше к восприятию внешнего, наглядного, и не достигли такого совершенства в М., этом искусстве души, которое служит выражением самых сокровенных чувств человека, до какого доведены были ими ваяние и живопись. В мифах изобретателем М. рядом с Аполлоном считается Гермес, который, говорят, на берегу Нила изобрел трехструнную или семиструнную лиру, или Афина, которой приписывается изобретение флейты, или же Пан, изобретатель пастушеской свирели (имевшей также семь трубок). Кроме того, музыкальными божествами являются Дионис, музы, сатиры и Силен. По причине тесного отношения М. к внутреннему состоянию человека, ей вообще приписывалось высшее происхождение и божественное, чудодейственное влияние на людей и даже на богов. Это видно из мифов об Амфионе и его брате Зефе, Орфее, Лике, кентавре Хейроне и др. Поэтому было время, когда М. была общим достоянием народа и играла выдающуюся роль в общественной жизни: ни одно важное общественное предприятие не обходилось без М. До нас дошло немало имен лиц, которые, как певцы, ???????, пели свои песни в сопровождении музыкального аккомпанемента. Нередко присоединялись к этому и танцы. Так, упоминаются Фамирид, Демодок, Фемий, Гиагнид, Олен, Филаммон, Пиер, Хрисофемид и др. Колыбелью М. были, кажется, Лидия и Аркадия: в Лидии, по преданию, Амфион изучил свое искусство, а в Аркадии пастушеская жизнь способствовала развитию игры на флейте и свирели. Различаемые древними тоны (????? или ?????????, латинское modi) принадлежат отчасти Малой Азии. Известнейшие тоны были: фригийский, с которым соединяется имя Марсия, изобретателя, как говорят, двойной флейты; дорический, приписываемый фракийцу Фамириду. Этот тон был самым низким, лидийский — самым высоким, а фригийский занимал середину между ними. Позднее к ним прибавились еще тоны эолийский и ионийский. Впоследствии интервалы гамм стали делиться на полуинтервалы, отчего произошли два новых тона, названия которых составлены из названий 5 основных тонов. Сильный толчок развитию М. дала лирическая поэзия, которая находилась в тесной связи с пением и инструментальной М. (флейта и струнные инструменты). Лирические поэты греков были вместе и музыкантами. Но особенно способствовали развитию М. устраиваемые во время общественных игр, напр., Пифийских или Панфипейских в Афинах, состязания, ???????? ????????. Настоящим творцом греческой М. был Терпандр Лесбосский, ок. 650 г. до Р. X. (см. Теrpander, Терпандр); за ним следовали: младший современник его фригиец Олимп (см. Olympus, Олимп, 8) и Фалестас с острова Крита, ок. 620 г. до Р. X. (см. Thaletas, Фалет); Клонас из Фив или Тегеи, Гиерак из Аргоса, Ксенокрит из епизефирских Локр, флейтист Сакадас из Аргоса, ок. 590 г. до Р. X. (см. Sacadas, Сакада). Эти музыканты были вместе с тем и поэтами. Другие, как-то: Агафон, Аристоник, Аристоним, Клеон, Гиппомах, Филотас, Стратоник, Телефан и др. — известны только как музыканты. Первое теоретическое сочинение о М. было, говорят, написано учителем Пиндара Ласом Гермионским ок. 546 г. до Р. X. Пифагор, Филолай и другие изучали математическое отношение музыкальных звуков, для чего был изобретен монохорд, впоследствии названный пифагорейским каноном, представляющий натянутую на резонансовой доске струну, которая передвижением кобылки делилась на различные части. Во времена Платона и Аристотеля объем гаммы был увеличен, и ок. 277 г. до Р. X. Евклид представил математическое учение о звуке. На этом же поприще трудились Аристоксен (Aristoxenus), Плутарх, Никомах, Клавдий Птолемей и др. У римлян М. далеко не пользовалась столь высоким уважением и была больше забавой, чем искусством. Поэтому M. y них занимались преимущественно иностранцы, рабы и вольноотпущенники. Применение М. имело место при жертвоприношениях, на сцене и в войне, кроме того, при триумфальных и погребальных процессиях, религиозных празднествах и пирах. М., которою сопровождались жертвоприношения, римляне получили, как и большую часть своего культа, от этрусков, а инструментальную М. для сцены и военной службы от греков. Музыкальные струнные инструменты появились, говорят, в Риме впервые ок. 186 г. до Р. X. Рецитация под аккомпанемент М., по-видимому, относилась к ораторскому произношению точно так, как ритм в стихах (rhythmus) — к ударению в прозаической речи (numerus). Музыкальное введение, своего рода прелюдии к следующей за ним речи, давал тон ораторам и актерам; но даже на сцене М. не сопровождала непрерывно произносимых речей и только по временам раздавалась тогда, когда желали придать большую силу и выразительность тому, что произносилось. Хоры сопровождались игрой на флейтах и других духовых инструментах, также на лирах и цитрах. Флейты, tibiae, были двух родов: dextrae и sinistrae. В военной М. были флейтщики tibicines и трубачи tubicines. На пирах впоследствии стали появляться psaltriae и sambucistriae, гусельщицы и арфистки, преимущественно гречанки и вольноотпущенницы не всегда безупречной репутации. Императоры покровительствовали М., за исключением Тиберия, который изгнал из Рима музыкантов и актеров. Нерон отличался таким пристрастием к М., что после его смерти пришлось уволить сразу 500 певцов и музыкантов. Предметом литературной обработки М. сделалась у римлян поздно. Писателями на этом поприще явились: Витрувий, А. Геллий, Апулей, Цензорин, Макробий, Марциан Капелла и др. Звук вообще у греков назывался ?????, sonus; звук не определенный по тону — ????, v?x, определенный — ???????, sonitus. Гамма, ???????, была сначала мала и увеличилась после изобретения Терпандром семиструнной лиры; Пифагор, говорят, присоединил еще к гамме восьмой звук. Впоследствии образовалась полная система звуков в 18 тонов, которые были разделены на 5 тетрахордов. М. естественным образом делилась на вокальную и инструментальную М.; к ним присоединилась еще орхестическая или пантомимическая М.; первая называлась одическою, вторая — органическою, а третья — гипокритическою. Сочетание высоких и низких тонов, приспособленное к пению, называлось ?????????, а определенная продолжительность отдельных звуков — ???????????. Эта последняя совпадала с законами стихосложения, по которым долгий звук равнялся по продолжительности двум кратким. В театре посередине оркестра стоял дирижер (????????? или ??????????), который выбивал такт подвязанными к ногам железными подошвами (????????). Обыкновенные песни исполнялись, вероятно, иначе, чем мелические части греческих драм; последние, кажется, исполнялись речитативом под аккомпанемент флейты и кифары. Ноты были известны древним со времени Терпандра или Пифагора. Обозначение нот буквами создавало столь большие неудобства и количество разных знаков для отдельных звуков было столь велико, что, по Платону, на изучение начатков М. требовалось три года времени. При этом буквы обозначали только высоту тона, а продолжительность его или совсем не выражалась, или же обозначалась иными способами; впоследствии введены были знаки для различных изменений звука, напр., его усиления, ???????, proiectio или ????????????, и его ослабления, ´???????, dissolutio. Музыкальные инструменты были:

         a) духовые: ?? ??????, tibia, флейта, (??????????, флейтраверс не считалась хорошим инструментом), ?? ???????, tuba или buccina, труба, ?? ?????, cornu, рог, ?? ???????, свирель или Панова флейта, принадлежащая началам М. и не имевшая почти никакого применения в М. древних;

         b) струнные инструменты: ?? ?????, testudo, первая лира, выделанная Гермесом из щита черепахи, ?? ????, lyra, лира, имевшая с самого начала семь струн или же произошедшая из изобретеннoй Амфионом или Лином четырехструнной кифары, ???????, ??????, через прибавление еще трех струн. Позднее, говорят, Симонид прибавил 8-ю и Тимофей 9-ю струны; но, по всей вероятности, в этом известии обозначены несколько различных инструментов одним и тем же именем. Оба загнутых конца лиры сходились внизу (?????????), а вверху расходились в виде рогов и назывались поэтому ??????. Загнутые концы (??????) соединялись перекладиной (?????, iugum); на нижней части находилась кобылка (?????????? или ?????), утвержденная на резонансовой доске, ????????. Струны прикреплялись к кобылке (?????), а на перекладине (?????) наматывались на колышки (????????); настраивались они посредством ключа (??????????). Струны делались обыкновенно из кишки, и играли на них палочкой (?????????, plectrum) из дерева или из слоновой кости или металла; ее держали в правой руке. Ни кифаре первый, говорят, играл без пения Фамирид Фракийский. Амфион же и Лин первые стали сопровождать игру на ней пением. (Играющий назывался ??????????, citharista, поющий — ?????????, citharoedus.) Много относящихся к игре на кифаре вопросов не выяснено; о многом уже сами древние сомневались. Часто упоминаемый римским барбитон (?? ???????? или ?? и ?? ????????) был не что иное, как семиструнная лира больших размеров. Также наподобие лиры или скорее нашей арфы был древнейший греческих струнный инструмент ???????, считавшийся особенно благородным и свойственным Аполлону; он часто украшался золотом, слоновою костью и другими драгоценностями (????????, ??????????); во время игры держали его на перевязи на плече, и т. к. у него, вероятно, резонанс был хуже резонанса лиры, то по отношению к тону ??????? имеет постоянный эпитет ???????. Наконец ???????, sambuca, род треугольной арфы с резким тоном;

         c) бубенные инструменты: ???????? (от ???????), tympanum, литавра, состоящая из котловидного резонанса, обтянутого пергаментом, употреблялась преимущественно во время шумных празднеств Диониса и Кибелы; литаврщик назывался tympanista; ????????, crotalum, гремушка, бубенчик, металлические доски, наподобие теперешних кастаньет; употреблялся при танцах. Струнные же инструменты, на которых играют посредством смычка, не были известны древним. Об инструментах римлян почти все сказано выше; только lituus, Литуус, tibia, Тибия, и tuba, Туба, они усовершенствовали.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

МУЗЫКА
   • Mus?ca (ars),

         ??????? (?????), иногда также musica, orum; ??? ???????, как искусство муз вообще, охватывает гораздо большую сферу, чем то, что ныне называется М. К ней относится всякая духовная деятельность как научная, так и художественная, по преимуществу философия, поэзия, мимика, орхестика и даже мантика. Вследствие такого соединения мудрости с М., Аполлон, владеющей лирою, является мудрейшим между богами, а Орфей — между героями. Вместе с гимнастикой М. была необходимым элементом благородного воспитания, ???????. Отделение М. от поэзии последовало лишь во времена Платона, который, впрочем, не одобряет этого разделения. Но за М. постоянно признавали большую силу смягчать и облагораживать нравы. Пифагор смотрел на М. как на просветление и успокоение души, даже как на врачебное средство от телесных страданий; Платон и Аристотель считали ее благородным воспитательным средством. Но в то же время слышались уже жалобы на то, что М. изнеживает людей и имеет вредное влияние на народные нравы. Трудно определить, какое влияние на развитие M. y греков имели те слабые зачатки ее, какие были у китайцев, индийцев и египтян; но несомненно, что у греков впервые началась ее теоретическая разработка, хотя греки по своему духовному складу, способному больше к восприятию внешнего, наглядного, и не достигли такого совершенства в М., этом искусстве души, которое служит выражением самых сокровенных чувств человека, до какого доведены были ими ваяние и живопись. В мифах изобретателем М. рядом с Аполлоном считается Гермес, который, говорят, на берегу Нила изобрел трехструнную или семиструнную лиру, или Афина, которой приписывается изобретение флейты, или же Пан, изобретатель пастушеской свирели (имевшей также семь трубок). Кроме того, музыкальными божествами являются Дионис, музы, сатиры и Силен. По причине тесного отношения М. к внутреннему состоянию человека, ей вообще приписывалось высшее происхождение и божественное, чудодейственное влияние на людей и даже на богов. Это видно из мифов об Амфионе и его брате Зефе, Орфее, Лике, кентавре Хейроне и др. Поэтому было время, когда М. была общим достоянием народа и играла выдающуюся роль в общественной жизни: ни одно важное общественное предприятие не обходилось без М. До нас дошло немало имен лиц, которые, как певцы, ???????, пели свои песни в сопровождении музыкального аккомпанемента. Нередко присоединялись к этому и танцы. Так, упоминаются Фамирид, Демодок, Фемий, Гиагнид, Олен, Филаммон, Пиер, Хрисофемид и др. Колыбелью М. были, кажется, Лидия и Аркадия: в Лидии, по преданию, Амфион изучил свое искусство, а в Аркадии пастушеская жизнь способствовала развитию игры на флейте и свирели. Различаемые древними тоны (????? или ?????????, латинское modi) принадлежат отчасти Малой Азии. Известнейшие тоны были: фригийский, с которым соединяется имя Марсия, изобретателя, как говорят, двойной флейты; дорический, приписываемый фракийцу Фамириду. Этот тон был самым низким, лидийский — самым высоким, а фригийский занимал середину между ними. Позднее к ним прибавились еще тоны эолийский и ионийский. Впоследствии интервалы гамм стали делиться на полуинтервалы, отчего произошли два новых тона, названия которых составлены из названий 5 основных тонов. Сильный толчок развитию М. дала лирическая поэзия, которая находилась в тесной связи с пением и инструментальной М. (флейта и струнные инструменты). Лирические поэты греков были вместе и музыкантами. Но особенно способствовали развитию М. устраиваемые во время общественных игр, напр., Пифийских или Панфипейских в Афинах, состязания, ???????? ????????. Настоящим творцом греческой М. был Терпандр Лесбосский, ок. 650 г. до Р. X. (см. Теrpander, Терпандр); за ним следовали: младший современник его фригиец Олимп (см. Olympus, Олимп, 8) и Фалестас с острова Крита, ок. 620 г. до Р. X. (см. Thaletas, Фалет); Клонас из Фив или Тегеи, Гиерак из Аргоса, Ксенокрит из епизефирских Локр, флейтист Сакадас из Аргоса, ок. 590 г. до Р. X. (см. Sacadas, Сакада). Эти музыканты были вместе с тем и поэтами. Другие, как-то: Агафон, Аристоник, Аристоним, Клеон, Гиппомах, Филотас, Стратоник, Телефан и др. — известны только как музыканты. Первое теоретическое сочинение о М. было, говорят, написано учителем Пиндара Ласом Гермионским ок. 546 г. до Р. X. Пифагор, Филолай и другие изучали математическое отношение музыкальных звуков, для чего был изобретен монохорд, впоследствии названный пифагорейским каноном, представляющий натянутую на резонансовой доске струну, которая передвижением кобылки делилась на различные части. Во времена Платона и Аристотеля объем гаммы был увеличен, и ок. 277 г. до Р. X. Евклид представил математическое учение о звуке. На этом же поприще трудились Аристоксен (Aristoxenus), Плутарх, Никомах, Клавдий Птолемей и др. У римлян М. далеко не пользовалась столь высоким уважением и была больше забавой, чем искусством. Поэтому M. y них занимались преимущественно иностранцы, рабы и вольноотпущенники. Применение М. имело место при жертвоприношениях, на сцене и в войне, кроме того, при триумфальных и погребальных процессиях, религиозных празднествах и пирах. М., которою сопровождались жертвоприношения, римляне получили, как и большую часть своего культа, от этрусков, а инструментальную М. для сцены и военной службы от греков. Музыкальные струнные инструменты появились, говорят, в Риме впервые ок. 186 г. до Р. X. Рецитация под аккомпанемент М., по-видимому, относилась к ораторскому произношению точно так, как ритм в стихах (rhythmus) — к ударению в прозаической речи (numerus). Музыкальное введение, своего рода прелюдии к следующей за ним речи, давал тон ораторам и актерам; но даже на сцене М. не сопровождала непрерывно произносимых речей и только по временам раздавалась тогда, когда желали придать большую силу и выразительность тому, что произносилось. Хоры сопровождались игрой на флейтах и других духовых инструментах, также на лирах и цитрах. Флейты, tibiae, были двух родов: dextrae и sinistrae. В военной М. были флейтщики tibicines и трубачи tubicines. На пирах впоследствии стали появляться psaltriae и sambucistriae, гусельщицы и арфистки, преимущественно гречанки и вольноотпущенницы не всегда безупречной репутации. Императоры покровительствовали М., за исключением Тиберия, который изгнал из Рима музыкантов и актеров. Нерон отличался таким пристрастием к М., что после его смерти пришлось уволить сразу 500 певцов и музыкантов. Предметом литературной обработки М. сделалась у римлян поздно. Писателями на этом поприще явились: Витрувий, А. Геллий, Апулей, Цензорин, Макробий, Марциан Капелла и др. Звук вообще у греков назывался ?????, sonus; звук не определенный по тону — ????, v?x, определенный — ???????, sonitus. Гамма, ???????, была сначала мала и увеличилась после изобретения Терпандром семиструнной лиры; Пифагор, говорят, присоединил еще к гамме восьмой звук. Впоследствии образовалась полная система звуков в 18 тонов, которые были разделены на 5 тетрахордов. М. естественным образом делилась на вокальную и инструментальную М.; к ним присоединилась еще орхестическая или пантомимическая М.; первая называлась одическою, вторая — органическою, а третья — гипокритическою. Сочетание высоких и низких тонов, приспособленное к пению, называлось ?????????, а определенная продолжительность отдельных звуков — ???????????. Эта последняя совпадала с законами стихосложения, по которым долгий звук равнялся по продолжительности двум кратким. В театре посередине оркестра стоял дирижер (????????? или ??????????), который выбивал такт подвязанными к ногам железными подошвами (????????). Обыкновенные песни исполнялись, вероятно, иначе, чем мелические части греческих драм; последние, кажется, исполнялись речитативом под аккомпанемент флейты и кифары. Ноты были известны древним со времени Терпандра или Пифагора. Обозначение нот буквами создавало столь большие неудобства и количество разных знаков для отдельных звуков было столь велико, что, по Платону, на изучение начатков М. требовалось три года времени. При этом буквы обозначали только высоту тона, а продолжительность его или совсем не выражалась, или же обозначалась иными способами; впоследствии введены были знаки для различных изменений звука, напр., его усиления, ???????, proiectio или ????????????, и его ослабления, ´???????, dissolutio. Музыкальные инструменты были:

         a) духовые: ?? ??????, tibia, флейта, (??????????, флейтраверс не считалась хорошим инструментом), ?? ???????, tuba или buccina, труба, ?? ?????, cornu, рог, ?? ???????, свирель или Панова флейта, принадлежащая началам М. и не имевшая почти никакого применения в М. древних;

         b) струнные инструменты: ?? ?????, testudo, первая лира, выделанная Гермесом из щита черепахи, ?? ????, lyra, лира, имевшая с самого начала семь струн или же произошедшая из изобретеннoй Амфионом или Лином четырехструнной кифары, ???????, ??????, через прибавление еще трех струн. Позднее, говорят, Симонид прибавил 8-ю и Тимофей 9-ю струны; но, по всей вероятности, в этом известии обозначены несколько различных инструментов одним и тем же именем. Оба загнутых конца лиры сходились внизу (?????????), а вверху расходились в виде рогов и назывались поэтому ??????. Загнутые концы (??????) соединялись перекладиной (?????, iugum); на нижней части находилась кобылка (?????????? или ?????), утвержденная на резонансовой доске, ????????. Струны прикреплялись к кобылке (?????), а на перекладине (?????) наматывались на колышки (????????); настраивались они посредством ключа (??????????). Струны делались обыкновенно из кишки, и играли на них палочкой (?????????, plectrum) из дерева или из слоновой кости или металла; ее держали в правой руке. Ни кифаре первый, говорят, играл без пения Фамирид Фракийский. Амфион же и Лин первые стали сопровождать игру на ней пением. (Играющий назывался ??????????, citharista, поющий — ?????????, citharoedus.) Много относящихся к игре на кифаре вопросов не выяснено; о многом уже сами древние сомневались. Часто упоминаемый римским барбитон (?? ???????? или ?? и ?? ????????) был не что иное, как семиструнная лира больших размеров. Также наподобие лиры или скорее нашей арфы был древнейший греческих струнный инструмент ???????, считавшийся особенно благородным и свойственным Аполлону; он часто украшался золотом, слоновою костью и другими драгоценностями (????????, ??????????); во время игры держали его на перевязи на плече, и т. к. у него, вероятно, резонанс был хуже резонанса лиры, то по отношению к тону ??????? имеет постоянный эпитет ???????. Наконец ???????, sambuca, род треугольной арфы с резким тоном;

         c) бубенные инструменты: ???????? (от ???????), tympanum, литавра, состоящая из котловидного резонанса, обтянутого пергаментом, употреблялась преимущественно во время шумных празднеств Диониса и Кибелы; литаврщик назывался tympanista; ????????, crotalum, гремушка, бубенчик, металлические доски, наподобие теперешних кастаньет; употреблялся при танцах. Струнные же инструменты, на которых играют посредством смычка, не были известны древним. Об инструментах римлян почти все сказано выше; только lituus, Литуус, tibia, Тибия, и tuba, Туба, они усовершенствовали.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Музыка
Музыкальные инструменты, изобретение которых приписывается Иувалу (Быт. 4:21), упоминаются с древнейших времен вместе с танцами и пением; ими пользовались в торжественных случаях (Быт. 31:27; Исх. 15:20; 32:6,18; 3 Цар. 1:40 и дал.; 1 Цар. 18:6); при разгульных пиршествах (Ис. 5:12; 24:8; Ам. 6:5) и в царских дворцах (2 Цар. 19:35; Еккл. 2:8). С другой стороны музыка и пение выражали и горе при печальных событиях (Иер. 9:17; 2 Пар. 35:25; Мат. 9:23). Возбуждающее и успокаивающее влияние музыки было известно придворным тоскующего Саула (1 Цар. 16:16, 23). Во время игры на гуслях Илия принял дух пророчества (4 Цар. 3:15). В школах для пророков, видимо, упражнялись в музыке (1 Цар. 10:5). В установленном законом богослужении музыка также занимает выдающееся место. Уже при Чермном море женщины восхваляли Господа с тимпанами, ликованием и пением (Исх. 15:20 и дал.). Моисей дал определенные предписания, чтобы священники при приношении всесожжении и мирных жертв трубили в серебряные трубы (Чис. 10:2 и дал.). Царь Давид, который обладал поэтическим и музыкальным талантом, установил, чтобы пение и музыка в святилище исполнялись левитами (1 Пар. 16:4 и дал.; 25), при освящении храма Соломонова музыкальная часть богослужения была более величественна, чем когда-либо (2 Пар. 5:12 и дал.). По 1 Пар. 23:5 Давид, поставил не менее 4000 левитов для того, чтобы они воспевали Господа на музыкальных орудиях. После прекращения теократического образа правления и гибели Соломонова храма музыкальное искусство пришло в упадок, так что при богослужении после Вавилонского плена от него осталось только слабое подобие прошлого (Езд. 3:10 и дал.; Неем. 12:27 и дал.). Для 70 толкователей Ветхого Завета музыкальные выражения надписей над псалмами были уже непонятными. Во время восстановления «дева Израилева» будет «украшаться тимпанами... и выходить в хороводе веселящихся» (Иер. 31:4). Мы не много знаем о музыкальных инструментах евреев; некоторые из них, вероятно, принесены праотцами из Халдеи (Быт. 4:21; 31:27); с другими же израильтяне, наверное, познакомились в Египте. Из изображений на ассирийских и египетских памятниках мы можем получить некоторое представление о формах музыкальных инструментов того времени. Упоминаемые в Библии музыкальные инструменты можно разделить на три рода, а именно: духовые, струнные и ударные инструменты.
1. Духовые инструменты. Второй из упоминаемых в Библии музыкальных инструментов называется по-еврейски «угав» (Быт. 4:21), что в русской Библии переведено словом «свирель» (Иов. 21:12; 30:31; Пс. 150:4). Мнения о значении слова «угав» различны. Одни предполагают, что оно означает волынку, которая теперь еще нередка в Египте и Аравии и которая в Италии называется «самбонья», это название весьма напоминает название одного из музыкальных инструментов в Даниила (3:5), халдейского «симфония». Другие предполагают, что «югаб» представляет пастушескую свирель. Этот инструмент состоит из нескольких трубочек различной длины и высоты тона, соединенных друг с другом в один ряд; он очень распространен среди пастухов на востоке. Третьи же предполагают, что это инструмент по-халдейски назван «маш-рокита» (Дан. 3:5), а по-русски — труба. Другой духовой инструмент, называемый «халил» (1 Цар. 10:5), по-русски — свирель (3Цар. 1:40; Ис. 5:12; 30:29; Иер. 48:36), представлял, вероятно, флейту из тростника, дерева или рога. На ней играли и в горе и в радости (Мат. 9:23; 11:17). также при религиозных торжествах (Срав. 1 Цар. 10:5; Ис. 5:12). Слово «нехилот» в Пс. 5:1, вероятно, также обозначает флейту (по-русски духовой инструмент). Египетские памятники показывают нам одинарные и двойные флейты и свирели. Инструмент, который называется «хацоцра» — труба, употреблялся исключительно для священных целей. Моисею было приказано от Бога сделать священникам две серебряные трубы и употреблять их для собирания народа, для сигналов на войне, при провозглашении праздников и при приношении жертвы всесожжения и мирных жертв (Чис. 10:2 и дал.; Срав. «хацоцра» 1 Пар. 13:8; 2 Пар. 20:28; Пс. 97:6). Во 2 Пар. 5:12 говорится о 120 священниках, которые трубили такими трубами в храме Соломоновом. Почти для тех же целей употреблялся инструмент, называемый «шо-фаром» (евр.); по-русски трубный звук весьма сильный (Исх. 19:16). Иоав затрубил трубою для того, чтобы собрать войско (2 Цар. 2:28). Праздник нового года проходил при трубных звуках (Пс. 80:4). Срав. далее Иов. 39:24 и дал.; Лев. 25:9; Ис. 18:3; 27:13; 58:1; Мер. 4:5,19; Мер. 6:1, 17). Разница между «хацоцра» и «шо-фаром» — неизвестна. Предполагают, что разница между ними состоит в том, что первый представляет прямую, длинную трубу, какая изображена на триумфальной арке Tита, последний же формой напоминает рог. Рог упоминается как особое музыкальное орудие в Дан. 3:5 (русск. перев. — труба). В И. Нав. 6:5 юбилейная труба (евр. керен) — тот же инструмент, который в 4 стихе называется «шо-фар». Если сравнить эти стихи с Чис. 10:10, то выходит, что «хацоцра», «шо-фар» и «керен» могут служить названиями одного и того же инструмента. В Пс. же 97:6 два первые различаются: труба и рог. 2. Струнные инструменты. Из них нам следует отметить особенно два, а именно: «киннор» и «небель». Киннор no-русс, «гусли» — первый музыкальный инструмент, упоминаемый в Библии (Быт. 4:21). Лаван умел играть наних (31:27). Они употреблялись в торжественных случаях, как, напр., при возвращении ковчега (1 Пар. 16: 5), при богослужении в доме Господнем (1 Пар. 25:3); при триумфальных шествиях (2 Пар. 20:28) и т.д. Странствующие певцы, как видно, пользовались «киннором» (в русск. переводе — цитрою) (Ис. 23:16). Игрою на «кинноре», по-русск. «гуслях» — Давид служил Саулу (1 Цар. 16:22 и 23). Племные евреи в Вавилоне повесили свои «кинноры» (русск. «арфы) на вербах при реках (Пс. 136:2). О размерах и виде «киннора» трудно сказать что-либо определенное. Думают, что он более походил на гитару или лиру, чем на настоящую арфу, так как иногда играли на «кинноре на ходу (2Цар 6:5; Срав. 1 Цар. 10:5). По 1 Цар. 16:23; 18:10; 19:9 Давид играл на «кинноре» рукою, без всякого приспособления и без косточки. Иосиф Флавий все-таки говорит, что в его время играли на «кинноре» косточкой. Возможно, что название «киннор» обозначает различные виды этого инструмента, от арфы до лиры. Египетские памятники показывают нам арфы очень разнообразных видов. Самая обыкновенная форма арфы представляет дугу, соединенную с резонатором и натянутыми струнами, числом от трех до двенадцати. Крупный инструмент такого рода ставился играющим на землю; небольшие носят на груди или на плече. Кроме того, на памятниках встречаются изображения арфы более простого вида, состоящие из двух или трех сбитых планок, между которыми натянуты струны. Такие небольшие треугольные арфы встречаются также на ассирийских памятниках. Лира отличается от арфы тем, что резонатор помещается внизу и от него поднимаются две изогнутые дуги, соединенные наверху перекладиною; между этой перекладиной и резонатором натянуты струны. На лирах играли пальцами, носили же их по причине их легкости обыкновенно в руках.
Самым обыкновенным струнным инструментом был «небель», по-русски — псалтирь. Обыкновенно, на псалтири играли при пении священных «песней хваления» (3 Цар. 10:12; 1 Пар. 15:16; 16:5; 25:1; 2 Пар. 5:12; 29: 25), на народных торжествах, а также и на веселых пирах (2 Пар. 20:28; Ис. 5:12), где, играя на псалтири (рус. Библия «гусли), думали, что владели музыкальным орудием так же, как Давид (Ам. 6:5). Часто псалтирь и гусли упоминаются вместе (Пс. 70: 22; 150:3). Давид говорит: «Воспрянь, псалтирь и гусли (небель и киннор), я встану рано. Буду славить Тебя, Господи (Пс. 107:3). Форма псалтири точно неизвестна. Предполагают, что она напоминала арфу или гитару и т.д. Псалтирь сравнивают также, благодаря халдейскому названию «псантрин» (Дан. 3:5), с арабским инструментом — «синтир» и предполагают, что «небель» (псалтирь) был одинаковое часто встречаемым теперь у жителей Палестины, так называемым «кануном». Этот «канун» представляет четыреугольный продолговатый деревянный ящик с натянутыми на нем металлическими струнами, на которых играют пальцами. «Синтир» почти такого же вида, только играют на нем косточкой. Вероятно, особенный род «небеля» упоминается в Пс. 32:2; 143: 9 — «небельасор», десятиструнный небель; в Пс. же 91:4 делается различие между «асор» и «небель». Августин объясняет разницу между «киннор» и «небель». По его мнению, первый, который он называет цитхара — имеет звуковой ящик (деку) внизу, последний же (псалтериум) наверху. И киннор и небель делались из дорогого прочного дерева, как, напр., кипариса или сандалового дерева (2 Цар. 6:5; 3Цар. 10:12; 2 Пар. 9:11). Кроме упомянутых инструментов у Дан. 3:5 встречается «китрос» — особый род «киннора», и «сабка», напоминающая латинское слово самбука, треугольный высокого тона инструмент, похожий на арфу, с несколькими струнами. Римляне упоминают о нем, как о восточном увеселительном инструменте. На этом же месте у Дан. 3:5 упоминается «псантрин». Думают, что это род гуслей: маленький ящик с декой и множеством струн, по которым ударяют двумя молоточками.
3. Ударные инструменты, назначение которых было производить шум и отбивать такт, были различны. На первом месте надо поставить так называемый «тоф», по-русски «тимпан», кольцо из дерева или металла, обтянутое только кожею, а по краям обвешенное металлическими побрякушками. Этот инструмент, в который ударяли рукою, женщины любили больше всех других (Исх. 15:20; Суд. 11:34; 1 Цар. 18:6; Пс. 67:26) при танцах и пении. О нем упоминается и в торжественных случаях и при веселых пирушках (2 Цар. 6:5; Ис. 5:12). Тимпан считался также украшением (Иер. 31:4). Подобные инструменты и теперь имеются у арабов под названием «дуф». Другой вид его, также древнего происхождения, называющийся «дарбакке», имеет форму кувшина, с длинным горлышком, нижняя половина которого срезана и заменена натянутой кожей, по которой барабанят рукою {арабский барабан). Общеупотребительные и любимые с древнейших времен на востоке кимвалы (евр. «целцлим») (2 Цар. 6:5; Пс. 150:5) и «мецильтами» (1 Пар. 13:8; 15:16, 19,23; 16:5; 25:1 и 6; 2 Пар. 5:12 и дал.; Ёзд. 3:10; Неем. 12: 27) представляют выпуклые металлические пластинки в виде тарелок, которыми ударяют друг о друга, причем они издают дребезжащий звук. Они употреблялись музыкантами при пиршествах, а также во время богослужения В Пс. 150:4 и дал. общество призывается восхвалять Господа не только с тимпанами и ликами, но также и на «звучных кимвалах и на кимвалах громогласных». Разница между «звучными» и «громогласными» кимвалами, как думают, та, что «звучными» обозначены кастаньеты, которые укрепляются одна на большом, а другая на указательном пальцах руки и ударяются друг о друга, а громогласными» — вышеупомянутые кимвалы, которыми ударяли, держа их в обоих руках. (Срав. 1 Кор. 13:1). Древние памятники показывают нам танцовщиц с тамбуринами. В Египте танцовщицы и теперь еще пляшут с маленькими кастаньетами. Кимвалы, принадлежавшие храму, по Иосифу Флавию, были большого размера. Далее, в 1 Цар. 18:6 упоминается «шалиш», на котором играли женщины, выходившие навстречу Саулу с «торжественными тимпанами». Вероятно, этот инструмент представлял металлический согнутый треугольником прут, издающий при ударе высокий звук. В 2 Цар. 6:5, когда несли ковчег, играли на «менанеим», вероятно, особого рода инструментах, которые назывались «систрами» и представляли треугольный металлический прут, увешанный кольцами, которые при встряхивании издавали звенящий звук, подобно маленьким колокольчикам.
Наконец, что касается высоты музыкального искусства у евреев и характера их мелодий, то не много можно извлечь из имеющихся туманных и скудных сведений. Из 1 Пар. 15:19 и дал. и из заглавий некоторых псалмов видно, что евреи имели различные напевы, но гармония в нашем понятии, была им неизвестна. Следов нотных знаков не найдено. Различные напевы обозначаются выражениями «ал-ала-мот» (1 Пар. 15:20), т.е. по «девичьи» (по-русски, тонким голосом) и «ал-хашминит» в 21 ст., т.е. «октавой» (по-русски на цитрах, а в Пс. 6:1 на восьмиструнном). Предполагают, что «аламот» означает женский голос — сопрано, а «шими-нит» низкую октаву. Слово «аламот» встречается также в Пс. 45:1; в Пс. 7:1 встречается слово «шиггаион», обозначающее (как предполагают) «плачевная песнь» или «песнь в высоком тоне». То же слово стоит у Аввакума 3:1 — «шигионот», т. е. в высоком тоне (по-русски «для пения»). Другим признаком мелодии (мотива) — является выражение в Пс. 9:1 «аль мут лаббен» (русск. перев. «по смерти Лабена»). Предполагают, что эти слова, обозначающие «смерть сыну», показывают, что этот псалом поется по мотиву другой песни, которая начиналась этими словами. Подобные же указания мелодий известных песен находятся, как думают, в заглавиях Пс. 21 «при появлении зари», Пс. 59 «шу-шан-эдут», т.е. «лилия свидетельства», Пс. 44:1 «шошан», т.е. «лилия», Пс. 79:1 «шошаним-эдут», т.е. «лилии свидетельства», Пс. 55 «о голубице безмолствующей в удалении» Пс. 56, 57, 58, 74 «Не погуби». Выражение «Начальнику хора», которое встречается во многих заглавиях псалмов (Пс. 4 и др.), вероятно, обозначает, что помеченный таким образом псалом предназначался для пения при богослужении. То же слово (менацеах) употребляется во 2 Пар. 2:2, о надзирателях над каменотесами Соломона. Наконец, музыкальный термин неизвестного значения представляет слово «села», которое встречается более 70 раз в псалмах, а также ч песни Аввакума (3:3,9,13 по-евр.). Предполагают, что оно означает «вверх» или «выше» и указывает на громкое интермеццо на музыкальных орудиях, пока пение смолкает. Это мление подтверждается тем, что слово «села» встречается в таких местах, где предыдущее предложение имеет важное значение или глубокое содержание. В Пс. 9:17 (евр.) перед «села» стоит слово «хиггаион», которое, вероятно, отмечает тихое интермеццо. Срав. употребление слова в Пс. 91:4 (евр.) хиггаион на кинноре (по-русски «песня на гуслях»).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
307.43 кб

Музыка как элемент культурного ландшафта западно-сибирских городов второй половины XIX начала ХХ век

Литягина Алла Владимировна
В статье анализируется роль музыкальной культуры как элемента общественного быта в городах Западной Сибири во второй половине XIX начале ХХ вв.
Читать PDF
368.52 кб

Музыка как инструмент национализма

Шаров К. С.
Читать PDF
228.16 кб

Опыт создания виртуальных экскурсий для молодежи: казань город развлечений (театр, музыка, кино в Ка

Хайрутдинова Д. Р.
Раскрывается опыт создания виртуальных учебных экскурсий для студентов и школьников при учебном центре исторического факультета КГУ.
Читать PDF
213.09 кб

Ректор Императорского Томского университета Н. А. Гезехус и музыка. Вокруг одного письма

Зима Татьяна Юрьевна
Через детали текста подлинного письма первого ректора первого сибирского университета Н.А. Гезехуса к меценату и меломану М.П.
Читать PDF
372.05 кб

Музыка в средневековом Выборге

Самсонова Т. П.
Читать PDF
274.57 кб

Музыка XIX века сквозь призму европейской истории

Самсонова Т.П.
Читать PDF
176.97 кб

Музыка в советских и немецких концентрационных лагерях

И. Массака
Читать PDF
540.49 кб

Музыка в синтетических видах искусства

Андреева В. А.
Читать PDF
307.55 кб

Китайская народная музыка в контексте подготовки педагогов-музыкантов

Чжан Цзюнь
Читать PDF
264.35 кб

Масскульт и музыка. Проблемы звучания и потребления

Бондарева Мария Сергеевна
Читать PDF
151.58 кб

Музыка как показатель высокого и порочного в жизни общества

Марченко Ю. Г.
В статье освещается роль музыки как основания формирования высокого и порочного в жизни общества.
Читать PDF
3.31 мб

Север versus Юг, или музыка в поисках английскости (на материалах современной северной Англии)

Караваева Дина Николаевна
Данная статья представляет результаты проекта, целью которого является историко-антропологическое изучение дискурса английской идентичности в ее национальной, этнической и региональной проекциях (бри-танскость, английскость, север
Читать PDF
0.00 байт

Рок-музыка в системе звукозаписи СССР и стран Восточной Европы: 1960-1980-е годы

Синеокий Олег Владимирович
Сфера музыкальной звукозаписи в СССР и странах Восточной Европы репрезентируется автором статьи в виде некой условной системы, особенности которой выявляются в контексте формирования и эволюции национальной рок-музыки в каждой из
Читать PDF
337.52 кб

Историографический паноптикум «Музыка и международная история в ХХ В. » и развитие исследований по м

Головлев А.И.
Читать PDF
212.64 кб

Музыка в начальной школе: культурно-познавательный потенциал справочников по искусству

Сосницкая Татьяна Николаевна

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Музыка античная

    вид иск-ва, уходящий в Др. Греции в глубокую древность. О развитой муз. жизни в условиях крито-микен. культуры (II тыс. до н. э.) дают представление материалы археолог, раскопок: найдены фрески и др. изоб
  • Музыка Германии. Бетховен

    Одним из величайших национальных гениев немецкого народа был Людвиг ван Бетховен (1770 — 1827). Значительную часть своей жизни он провел в Вене. Мировое значение Бетховена обусловлено тем, что в его п
  • МУЗЫКА И БЫТ

    журнал, издававшийся в Ленинграде на протяжении 1927 г., всего вышло 12 номеров. «М. и Б.» был задуман как популярное издание, предназначенное удовлетворять запросы клубов и кружков, самодеятельных хо
  • ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

    Разновидность религиозной духовной музыки. Музыка, звучащая во время церковного богослужения, но исполняемая также и вне Церкви – в быту, на концертах и т.д. В основном это вокальная музыка без соп
  • Россия, разд. Церковная музыка

    Р то время как история светской музыки начинается в XVIII с полного господства иноземной музыки, иностранных оркестров и композиторов, и только во второй половине столетия возникают первые создания
  • Музыка в США

    в ранний колон. период муз. жизнь на террит. США ограничивалась исполнением и соч. псалмов и религ. гимнов, т к. светск. М. не поощрялась пуританами. К этому периоду восходят традиции амер. хор. пения.
  • КАНТРИ-МУЗЫКА

    популярный стиль музыки белого населения Юга и Запада США. Возник в 20-х гг. на основе фольклора английских, ирландских и шотландских переселенцев под влиянием негритянского блюза. Характерные инс
  • ПОП-МУЗЫКА

    (от англ, popular music-популярная музыка), современная, преимущественно танцевальная музыка развлекательного плана. Важная часть МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Выделилась в отдельную категорию после появления гр
  • Древнехристианская музыка

    Раннехристианские общины восприняли элементы иудейской культовой музыки, восточной и античной поэзии и музыки. Осн. формами литургии были евхаристия (месса), сопровождавшая жертв, пиры, и часовое
  • МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ У ЕВРЕЕВ

    Означенные названия нередко встречаются в Свящ. Писании, но наши сведения относительно музыкального искусства у Евреев к сожалению очень ограничены. Известно, что у них были в употреблении духовы
  • Греческая музыка

    Наши знания о Г. м. основываются не столько на самих сохранившихся произведениях (число их крайне ограниченно), сколько на высказываниях в лиг. источниках, дополн. свидетельствами изобразительного
  • МУЗЫКА И РЕВОЛЮЦИЯ

    Журнал был создан при Агитотделе Музгиза в 1926 г. как орган «Объединения революционных композиторов и музыкальных деятелей» (ОРКиМД). Ответственный редактор — Лев Шульгин. Издавался в Москве с 1926 п
  • Итальянская музыка

    Главное место в итальянской музыке XIX в. принадлежит опере — жанру, очень любимому народом и опирающемуся на народнопесенные традиции. Крупнейшие итальянские композиторы отразили в своих оперны
  • Конкретная музыка

    направление в музыкальном искусстве XX в., техника сочинения которого заключается в комбинировании записанных на магнитофонную ленту различных физических звуков, например природы (крики животных
  • Культовая музыка

    Греч, музыка была преим. атрибутом культа и исполнялась во время празднеств у алтаря и перед храмом. Игрой на флейте сопровождались процессии к святилищам и жертвоприношения — скорее всего, для то
  • Россия, разд. Светская музыка

    Рет сомнения, что вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским славянам уже в глубокой древности. Н
  • Музыка в Третьем рейхе

    Все виды искусства в нацистской Германии были подчинены политике гляйхшалтунг, или координации, и только музыка, наименее политическое из искусств, не испытывала серьезного давления при гитлеров
  • МУЗЫКА РУССКАЯ

    см. также: Пение церковное), вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским славянам уже в глубокой др
  • ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА

    в греч. трагедию хор перешел из празднеств культа Диониса, составной частью к-рых были танцы сатиров. Инструментал. сопровожд. драматич. хора составляли прежде всего флейты. Композиция и стихи отли
  • МУЗЫКА ВИЗАНТИЙСКАЯ

    музыка греческо-католич. церкви, основанная на др.-христ. и ближне-вост. традициях, богатая гимнами и псалмами, имеющими более глубокие корни, чем в римско-католич. литургии. Из светской В. м. почти ни