МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков. Дудки и свистульки из рогов и костей животных с просверленными отверстиями существовали уже в эпоху палеолита. Формы музыкальных инструментов менялись и совершенствовались на протяжении столетий. В Древнем Египте и Греции знали флейту, арфу (лиру), трещотки (систры), бубны и барабаны.
Современные инструменты делятся на различные виды по источнику звука, материалу изготовления, способам извлечения звука (духовые, клавишные, струнные, ударные, металлофоны, электромузыкальные и др.). В струнных музыкальных инструментах (хордофонах) звук извлекается с помощью натянутых на корпус струн. Их подразделяют на смычковые (скрипка, виолончель, альт, контрабас), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин). В ударных инструментах звук создается ударом – рукой музыканта или специальными палочками – по твердому корпусу, мембране, струне. Металлофоны – металлические ударные инструменты, состоящие из одного или двух рядов прутьев или пластин, каждая из которых настроена на определенную высоту. Клавишные (фортепиано, клавесин, гармоника, баян, аккордеон, электросинтезатор и др.) объединяют группу инструментов, в которых звук извлекается нажатием клавиши. Сложный механизм связывает клавиши с системой клапанов, педалей, мехов и рычагов. Клавиши расположены в определенном порядке, образуя клавиатуру. В 20 в. появились электронные музыкальные инструменты (электрогитары, синтезаторы), при игре на которых электрическая энергия преобразуется в звуковую. Синтезатор состоит из панели с регуляторами и переключателями, которыми можно задать желаемые параметры звука. Синтезатор может имитировать звучание различных инструментов и звуки природы, создавать шумовые эффекты (звук автомобиля, поезда и т. д.), поэтому он широко применяется при звуковом сопровождении спектаклей и кинофильмов. Живой исполнитель играет каждый раз по-разному, а в электронной памяти синтезатора можно сохранить и затем многократно воспроизводить созданную фонограмму.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
о конструкции и муз.-выразит. возможностях др.-греч. М. и. дают представление сохранивш. изображения (в осн. роспись на вазах), а также лит. произв. Источ. звука в струнных инструментах служит натянутая струна, к-рую исполнитель нажимает или дергает; поэтому в связи с порядком расположения струн на корпусе к др.-греч. струнным инструментам относились лиры, арфы и лютни. Наиболее широкое распростр. получили 4-струнная форминга, упомин. в эпич. поэмах Гомера; применявш. как сольный и аккомпанирующий пению инструмент 7-струнная кифара (первые изображ. относятся к архаич. периоду); более легкая и удобная лира, на к-рой играли во время празднеств и использовали для обучения музыке, а также такие ее разновидности — облегч. кифара, лира черепаховая и барбитос. Др.-греч. арфы представляли собой угловые арфы, в к-рых корпус и струнодержатель образовывали острый угол. Вряд ли можно отнести к этому виду много-струнных инструментов пектис, самбику или тригонон (до нас дошли только назв.). Разновидности лютни, типа более высокой по настрою пандурины, были созданы гораздо позднее. Среди духовых инструментов наибольшей популярн. пользовался авлос, наиболее хар-рным образом к-рого явл. двуствольный инструмент типа свирели. На этом инструменте, чаще всего именуемом двойной авлос, играли во время отправления культа Диониса. Гораздо реже встречаются изображ. сиринги — много-ствольного инструмента, пользовавш. популярностью среди пастухов (флейта Пана), а также салпинкса, на к-ром исполняли маршевые воен. мелодии. Такие ударные инструменты, как кроталон или кастаньеты, кимбалон или литавры, тимпанон или тамбурин без тарелочек, не относились к разряду мелодич. На них прежде всего играли во время отправления оргиастич. культов. В эпоху эллинизма произошли дальнейшая эволюция др.-греч. М. и. архаич. и классич. типа и совершенств. исполнит. иск-ва. У этрусских музыкантов, как и у др.-греч., преобладали духовые инструменты: были созданы усовершенств. конструкции труб — литуус и корн. Этруски также заимствовали у греков двойной авлос, сирингу и попереч. флейту. Развитие др.-рим. М. и. происходило под непосредств. воздействием инструментария музыкантов Греции и эллинист. Востока. Было увеличено число струн на лире и кифаре. Большую популярность приобрела лютня и ее различ. разновидности. Была усовершенств. конструкция авлоса (известная в Риме под назв. тибия) путем увеличения кол-ва отверстий. Широкое распростр. получил в Риме изобрет. александрийским механиком Ктесибием водяной орган. Для исполнения воен. музыки использовались этрусские инструменты — туба, литуус и корн. Римляне заимствовали наряду с эллинистич. мистериями также тамбурин без тарелочек и литавры, к-рые применялись для сопровождения спектаклей и различ. публичных зрелищ. Соед. кастаньет и литавр дало инструмент, используемый для игры во время танцев, тогда как ножные кастаньеты применяли еще и для исполнения музыки во время спектаклей и религ. церемоний; при отправлении культа Диониса играли на бубнах, а культа Исиды — на систре. Отдельные М. и. использовались не только как сольные: их объед. также в ансамбли, к-рые в поздней античности использовались для исполнения массовой музыки.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Музыкальные инструменты
О конструкции и музыкальностровыразительных возможностях др.-греч. М. и. дают представление сохранившиеся изображения (в осн. роспись на вазах), а также лит. произведения. Источником звука в струнных инструментах служит натянутая струна, которую исполнитель нажимает или дергает; поэтому в связи с порядком расположения струн на корпусе к др.-греч. струнным инструментам относились лиры, арфы и лютни. Наиболее широкое распространение получили 4-струнная форминга, упоминаемая в эпич. поэмах Гомера; применявшаяся как сольный и аккомпанирующий пению инструмент 7-струнная кифара (первые изображения относятся к архаич. периоду); более легкая и удобная лира, на которой играли во время празднеств и использовали для обучения музыке, а также такие ее разновидности — облегч. кифара, лира черепаховая и барбитос. Др.-греч. арфы представляли собой угловые арфы, в которых корпус и струнодержатель образовывали острый угол. Вряд ли можно отнести к этому виду многострунных инструментов пектис, самбику или тригонон (до нас дошли только назв.). Разновидности лютни, типа более высокой по настрою пандурины, были созданы гораздо позднее. Среди духовых инструментов наибольшей популярностью пользовался авлос, наиболее характерным образцом которого является двуствольный инструмент типа свирели. На этом инструменте, чаще всего именуемом двойной авлос, играли во время отправления культа Диониса. Гораздо реже встречаются изображения сиринги — многоствольного инструмента, пользовавшегося популярностью среди пастухов (флейта Пана), а гакже салпинкса, на котором исполняли маршевые военные мелодии. Такие ударные инструменты, как кроталон или кастаньеты, кимбалон или литавры, тимпанон или тамбурин без тарелочек, не относились к разряду мелодических. На них прежде всего играли во время отправления оргиастич. культов. В эпоху эллинизма произошли дальнейшая эволюция др.-греч. М. и. архаич. и классик, типа и совершенствование исполнительского искусства. У этрусских музыкантов, как и у др.-греч., преобладали духовые инструменты: были созданы усовершенствованные конструкции труб — литуус и корн. Этруски также заимствовали у греков двойной авлос, сирингу и поперечную флейту. Развитие др.-рим. М. и. происходило под непосредств. воздействием инструментария музыкантов Греции и эллинистич. Востока. Было увеличено число струн на лире и кифаре. Большую популярность приобрела люгня и ее различные разновидности. Была усовершенствована конструкция авлоса (известная в Риме под назв. тибия) путем увеличения количества отверстий. Широкое распространение получил в Риме изобрет. александрийским механиком Ктесибием водяной орган. Для исполнения военной музыки использовались этрусские духовые инструменты — туба, литуус и корн. Римляне заимствовали наряду с эллинистич. мистериями также тамбурин без тарелочек и литавры, которые применялись для сопровождения спектаклей и различных публичных зрелищ. Соединение каст аньет и литавр дало инструмент, используемый для игры во время танцев, тогда как ножные кастаньеты применяли еще и для исполнения музыки во время спектаклей и религиозных церемоний; при отправлении культа Диониса играли на бубнах, а культа Исиды — на систре. Отдельные М. и. использовались не только как сольные: их объединяли также в ансамбли, которые в поздней античности использовались для исполнения массовой музыки.
        
        рис. Музы и Мусей со струнными музыкальными инструментами и двойными авлосами (рисунок на аттической амфоре, ок. 440 до н.э.).

Источник: Словарь античности. 1989

Музыкальные инструменты

Музыка является важнейшей частью человеческой культуры. Она сопровождает человека от рождения и до смерти.
Наиболее ранними считаются ударные инструменты. Они возникли у первобытных народов, сопровождавших свои пляски ударами камней или кусков дерева друг о друга. Подобным образом происходит извлечение звуков у современных кастаньет, которые напоминают по форме раковины и соединяются попарно шнурками или деревянными рукоятками. Первые кастаньеты изготавливались из каштана, отсюда и название. Сейчас кастаньеты изготавливаются из твердых пород дерева: черного, самшита, кокосовой пальмы.
Было замечено, что звук можно сделать более гулким и сильным, натянув кожу на полый деревянный или глиняный предмет. Так появились предки современных барабанов и литавр.
Современный барабан представляет собой полый корпус или раму, на которые с одного или обеих сторон натянута кожа. Звук извлекается ударом по мембране или трением. В современных оркестрах применяют большой и малый барабаны. На большом играют колотушкой с мягким наконечником. Малый имеет более низкий корпус, поверх нижней мембраны натянуты струны, делающие звук сухим и трескучим. На нем играют двумя деревянными палочками с утолщениями на концах.
Первые литавры представляли собой полый сосуд, отверстие которого затянуто кожей. Они были распространены в Индии, Африке, у славянских народов. От них произошли современные литавры, ставшие еще в XVII в. первыми ударными инструментами в оркестре. Сейчас литавры представляют собой большие медные котлы, верх которых затянут кожей. Высоту звука можно регулировать, изменяя натяжение кожи при помощи винтов. На литаврах играют палочками, обтянутыми войлоком.
Бубен представляет собой обруч с погремушками, с одной стороны на него натянута кожа, с другой могут быть прикреплены струны с бубенчиками. На нем играют, потряхивая или ударяя по коже и обручу.
Одним из самых древних инструментов являются тарелки. Это плоские металлические пластинки, звук из которых извлекаются ударом друг о друга, палочкой от барабана, металлической метелкой.
Треугольник сделан из стального прута. Он подвешивается к пульту, и по нему ударяют металлической палочкой.
Если вышеперечисленные ударные инструменты обычно имеют одну высоту звука, то ксилофоны и колокольчики могут издавать различный по высоте звук. Ксилофон представляет собой набор деревянных брусков. На них играют при помощи деревянных палочек. Ксилофон издает сухой звонкий щелкающий звук. Его диапазон – от «до» первой до «до» четвертой октавы.
Колокольчики – набор металлических пластин разной формы, закрепленных на деревянных брусках. На них можно играть палочками или молоточками. Иногда в них используется клавиатура.
Струнные инструменты произошли от охотничьего лука. Постепенно к одной струне?тетиве стали добавлять другие разной длины и толщины, натягивавшиеся с различной силой. Это позволяло извлекать звуки разной высоты.
Примером такого музыкального инструмента является лира, которая была известна еще в Древнем Египте и Греции. Она состояла из фигурной изогнутой рамы, скрепленной сверху перекладиной, к которой тянулись струны. Лиру держали левой рукой, в правой держали плектр, которым извлекались звуки. Родственным лире инструментом была кифара.
Современным представителем этой линии струнных инструментов является арфа. Она появилась еще в древности, была популярна в Древнем Египте, Финикии, Греции, Риме. В Средние века она получила огромное распространение в Европе. Под аккомпанемент переносной арфы исполняли свои сказания ирландские сказители. Неслучайно ее изображение вошло в герб Ирландии.
Постепенно арфа стала инструментом аристократов. Ее богато украшали. Играли на ней, как правило, женщины. Сейчас арфа используется как солирующий инструмент и как один из инструментов в оркестре. Она имеет 45–47 струн, натянутых на треугольную металлическую раму. Укорачивая струны при помощи 7 педалей, на арфе можно извлечь все звуки от «ре» контроктавы до «фа» четвертой октавы.
Позже было замечено, что струны, натянутые на полый ящик, издают более красивый звук. Ящики стали делать различной формы, применяя разные способы крепления к нему струн. Так возникли инструменты, каждый из которых имел свой неповторимый тембр. Эти инструменты издавали короткий звук. Затем для получения протяжного звука стали использовать смычок – палочку с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне. Звучание струны длилось, пока по ней водили смычком.
Первым музыкальным инструментом с ящиком?резонатором был ныне забытый монохорд, что в переводе с древнегреческого означает «однострун». Его создал Пифагор для опытов со струнами. Это был не музыкальный инструмент, а прибор. Монохорд имел простую конструкцию: вдоль длинной коробки была натянута струна, под которой была подвижная подставка. Пифагор, проводя опыты, двигал подставку, останавливая ее под струнами в разных местах. Струна при этом как бы делилась на две части – равные или неравные. Если подставка стояла точно посередине, то части получались одинаковые и звучали одинаково. А если подставка сдвигалась, то отрезки струны получались разные и звучали – один выше, а другой ниже.
Позже появились полихорды, имевшие несколько струн. Различные способы извлечения звуков дали начало различным струнным инструментам.
Одним из наиболее распространенных раньше струнных щипковых инструментов была лютня. Она появилась еще в античности, затем была очень популярна у арабов, благодаря которым она и попала в средневековую Европу.
Лютня состояла из большого полукруглого корпуса и широкого грифа с колками для натяжения струн. Нижняя дека – выпуклая часть корпуса – для красоты украшалась кусочками черного дерева или слоновой кости. В центре верхней деки был вырез в виде звезды или розы. Некоторые большие лютни – архилютни – имели три таких выреза. Количество струн у лютни было в пределах от 6 до 16. Все они, кроме двух самых высоких, были удвоенными в унисон или октаву.
Играли на лютне сидя, положив ее на левое колено. Правой рукой защипывали струны, одновременно фиксируя их на грифе левой рукой, удлиняя их или укорачивая.
Лютня использовалась как сольный инструмент и для сопровождения. Лютни больших размеров звучали в ансамблях и оркестрах.
Еще одним распространенным щипковым инструментом является гитара.
Ее история уходит в глубокую древность. На египетских памятниках встречаются изображения музыкального инструмента, наблы, внешним видом напоминающего гитару. С течением времени этот инструмент эволюционировал и видоизменялся. В XIII в. существовало два вида гитар: мавританская и латинская гитары. Мавританская имела овальную форму, и играли на ней преимущественно плектром, что придавало ее звучанию резкость. Латинская гитара имела более сложную форму. Мягкое звучание сделало ее популярной у любителей утонченной музыки. Именно латинская гитара стала близкой предшественницей современной классической гитары.
В XVI в. широкое распространение получил инструмент, по внешнему виду и приемам игры близкий к гитаре – виуэла. Она обладала более узким и выпуклым корпусом и была популярной в высших слоях испанского общества. На виуэлах аккомпанировали пению, играли соло и дуэтом, исполняли вариации, фантазии, танцы, пьесы.
Вплоть до середины XVIII в. гитара сохраняла свои первоначальные черты. Она имела 9 струн, составлявших 5 рядов. С 1770 г. европейские мастера постепенно изменяли этот инструмент. Появились гитары с одинарными струнами, строй стал фиксированным и сохранился вплоть до нашего времени.
Испания не сразу приняла эти новшества. Там мастера стали создавать инструменты с шестью двойными струнами. Затем самобытное испанское направление влилось в русло европейской традиции. Форму современной классической гитары создал испанский мастер Торрес, живший в середине XIX века.
В Испании была наиболее распространена шестиструнная гитара, которая стала и сольным инструментом. В России большей популярностью пользовалась семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента.
Еще одна разновидность гитары – гавайская – имеет 6 струн, под которыми натянута кожа. На ней играют плектром. Гавайская гитара имеет мягкий тянущийся звук.
Развитие смычковых струнных инструментов привело к появлению целого семейства виол. В зависимости от размера различали дискантовую, альтовую, теноровую, большую басовую, контрабасовую виолы. С увеличением размера понижалась высота звука, издаваемого виолами. Он отличался нежностью, мягким матовым тембром, но слабой силой. Все виолы имели корпус с ярко выраженной «талией» и покатыми «плечами». При игре их держали вертикально на коленях или между коленями.
В конце XV в. появилась скрипка. Она обладала более сильным звуком и большими исполнительскими возможностями, чем ее предшественницы, и вскоре вытеснила их. В конце XVI в. наиболее известные скрипичные мастера жили в итальянском городе Кремона. Они принадлежали к семействам Амати, Страдивари и Гварнери. Качество их инструментов до сих пор не превзойдено.
Корпус скрипки плавно заокруглен и имеет тонкую «талию». На верхней деке находятся вырезы, имеющие форму латинской буквы f – эфы. На звук скрипки влияют размер корпуса, его форма и даже лак, которым он покрыт. К корпусу прикреплен гриф, заканчивающийся завитком. Перед завитком в желобке находятся отверстия, в которые вставлены колки. Они натягивают струны, которые с другой стороны плотно закреплены у подгрифка. В середине корпуса между эфами закреплена подставка, через которую проходят 4 струны. Они настроены на ноты «ми», «ля», «ре» и «соль».
Диапазон скрипки находится в пределах от «соль» малой до «соль» четвертой октавы. Скрипач изменяет высоту звука, прижимая пальцами левой руки струну к грифу. Для удобства игры он кладет скрипку на левое плечо, придерживая ее подбородком. Звук извлекается при помощи смычка, находящегося в правой руке музыканта.
Смычок состоит из трости или древка, на нижнем конце которого закреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса.
Скрипка звучит до тех пор, пока смычок скользит по струне. Это позволяет исполнять на скрипке длинные плавные мелодии. Одновременно можно играть только на двух струнах скрипки, поскольку струны расположены на полукруглой подставке. Для того чтобы взять аккорд одновременно на трех или четырех струнах, применяют прием арпеджиато, беря звуки один за другим, скользя по струнам смычком. Кроме этого иногда защипывают струны скрипки пальцами. Такой прием называется пиццикато.
Кроме скрипки смычковыми инструментами являются альт, виолончель и контрабас. Они отличаются лишь размерами, а форму, в основном, унаследовали от виолы. Во время игры альт держат горизонтально, а виолончель и контрабас – вертикально, упирая в пол специальной подставкой. Самым низким звуком среди смычковых обладает контрабас. Он может брать «ми» контроктавы.
В Средние века появились струнные инструменты, в которых звук извлекался при помощи клавиш.
Первым таким инструментом был клавикорд, появившийся в XII в. Он представлял собой прямоугольный ящик, на одной стороне которого размещалась клавиатура. Играющий нажимал на клавиши, приводившие в движение металлические пластинки – тангеты. Те, в свою очередь, касались струн, которые при прикосновении начинали звучать.
Другой струнный клавишный инструмент – клавесин – был изобретен в Италии в XV в. В нем при нажатии на клавишу двигались деревянные рычажки, на конце одного из которых был укреплен черенок вороньего пера. Перо зацепляло струну, и раздавался звук. Такой механизм был присоединен к каждой струне. Струны клавесина располагались параллельно клавишам, а не перпендикулярно, как у клавикорда. Его звучание было суховатым, стеклянным. Главный недостаток клавесина заключался в том, что сила звука у него всегда оставалась одинаковой и не зависела от силы удара по клавише.
Поворотным моментом в истории европейской культуры стало изобретение в начале XVIII в. фортепиано. Оно полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации.
На рубеже XVII–XVIII вв. появилась потребность в новом клавишном инструменте, не уступавшему по выразительности скрипке.
В 1709 г. итальянец Б. Кристофори, смотритель музыкального музея семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал его «gravicembalo col piano е forte», что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Затем название сократилось до «фортепиано». На первый взгляд он мало чем отличался от клавесина. Но в этом инструменте было одно новшество. Кристофори так изменил механику, что от силы удара по клавише зависела и сила звука. Фортепиано Кристофори состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У него не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее был изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот. Рама у фортепиано Кристофори была деревянной.
Самое замечательное в фортепиано – это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама, изобретенная в XIX в., позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте.
Другое отличие фортепиано от его предшественников – это способность звучать не только тихо и громко, но и менять силу звука внезапно или постепенно.
Славу одного из самых совершенных музыкальных инструментов рояль завоевал далеко не сразу. Его соперником долго оставался клавесин, давно получивший признание. Композиторы создали множество прекрасных сочинений для клавесина. К его изящному звучанию уже был приучен и слух музыкантов, и слух публики. А удары молоточка по струнам фортепиано казались непривычными и грубоватыми.
Для того чтобы перестроить слух музыкантов и любителей музыки с клавесинного звучания на фортепианное, понадобилось около ста лет.
В XIX в. сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный – рояль с корпусом в виде крыла и вертикальный – пианино. Рояль стал концертным инструментом и применяется там, где нужна полная громкость. Пианино ставят там, где большой рояль не поместится и можно обойтись меньшей силой звука.
Третий вид музыкальных инструментов – духовые – ведут свое происхождение от раковин, рога, тростника. Звук возникает в них благодаря колебанию воздуха в полой трубке. Первыми духовыми инструментами были зурна, дудка, свирель, рожок, флейта.
Современные духовые инструменты делятся на деревянные и медные. Они могут быть прямыми и сравнительно короткими, другие – длинные и «свернутые» для удобства. И форма инструмента, и материал, из которого он сделан, определяют его тембр. В отличие от клавишных и струнных, духовые инструменты одноголосны.
К деревянным духовым инструментам относятся флейта, гобой, кларнет, фагот. Они делятся на флейтовые (все виды флейт) и язычковые.
Флейта возникла из тростниковой дудки с отверстиями. Сначала она была продольной, и ее держали вертикально. Позже появилась поперечная флейта, которую держат горизонтально. Этот вид флейты, усовершенствованный немцем Т. Бемом, постепенно вытеснил продольную. Диапазон флейты: от «до» первой до «до» четвертой октавы. Нижний регистр глуховатый и мягкий, средний и часть верхнего имеют нежный и певучий тембр, самые высокие звуки – пронзительные и свистящие.
Предшественниками медных духовых инструментов были сигнальные трубы, применявшиеся в бою, на охоте, во время торжественных церемоний. Валторна, труба, туба, тромбон, корнет издают резкие, сильные звуки. Наиболее низкий звук имеет туба. Появление в начале XIX в. вентильной механики расширило возможности медных духовых инструментов, позволило воспроизводить на них любую музыку.
Новую разновидность деревянных духовых инструментов создал в 1842 г. бельгиец А. Сакс. Этот инструмент он назвал саксофоном. Саксофон, названный так по имени изобретателя, представляет собой духовой инструмент, снабженный девятнадцатью клапанами. На нем играют не как на других медных мундштучных инструментах, а с помощью мундштука, подобного мундштуку бас?кларнета. Саксофон делается из серебра или особого сплава, но относится к деревянным инструментам.
Самым большим музыкальным инструментом является орган. Это духовой инструмент, на котором играют при помощи клавишей. Он обязан своим происхождением флейте Пана – нескольким тростниковым дудочкам разной длины, связанным вместе. Позже воздух стали нагнетать при помощи мехов. Затем для этого стали применять водяной пресс. Трубы стали делать сначала из дерева, а затем из металла. Над клавиатурой органа находятся регистровые ручки. Каждой клавише соответствуют несколько десятков или сотен труб, издающих звук одной высоты, но разного тембра. Переключая регистровые ручки, можно изменять звук органа, делая его похожим на звуки различных инструментов.
Органы долгое время устанавливали в католических соборах. Лучшие органисты, например И.?С. Бах, служили в церкви. Позднее органы стали размещать в специальных органных залах.
В XX в. появились электронные музыкальные инструменты. Первый из них – терменвокс – был изобретен в 1920 г. советским инженером Л. Терменом. В нем звук создавался при помощи электронного генератора звуковых частот, усиленных усилителем и преобразованных громкоговорителем. Высота и сила звука изменялись при помощи вертикального металлического стержня, скрепленного с металлической дугой. Исполнитель управлял инструментом, изменяя положение ладоней: одной – вблизи стержня менялась высота звука, другой – вблизи дуги – громкость. Тембр звука определялся режимом работы генератора.
Электрические инструменты делятся на собственно электроинструменты и адаптированные, т. е. обычные инструменты, снабженные усилителем звука (например электрогитара).

Источник: 100 знаменитых изобретений. 2009



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.51 мб

Музыкальные инструменты Тенгри

Аманжол Бахтияр
Лишь со второй половины прошедшего века просвещенный мир заговорил еще об одной мировой мировоззренческой традиции Тенгри. В трудах учёных предыдущего времени эта традиция называлась «алтайским шаманизмом», «культом предков» и т.
Читать PDF
71.79 кб

Баян-аккордеон как музыкальный инструмент

Шаров Олег Михайлович
В статье рассматриваются многообразные аспекты функционирования баяна и аккордеона: конструктивные особенности, художественные возможности, социальная роль.
Читать PDF
298.27 кб

Чеченские народные музыкальные инструменты

Осмаев Мовла Камилович
В статье рассматриваются актуальные вопросы развития в XVI-XVIII вв. чеченского народного творчества, в том числе музыкального.
Читать PDF
262.80 кб

Музыкальные инструменты эпохи Средневековья

Шабунова Ирина Михайловна
Читать PDF
203.13 кб

Этнография музыкальных инструментов у чувашей

Салмин Антон Кириллович
Читать PDF
304.61 кб

Сакральное значение музыкальных инструментов нивхов

Мамчева Наталья Александровна
Музыкальные инструменты в древней нивхской культуре, особенно в обрядовых жанрах, имели сакральное значение и были магическими посредниками между мирами.
Читать PDF
134.23 кб

Из истории русских ложек как музыкального инструмента

Жданов Сергей Иванович
В работе рассматривается происхождение и использование русских ложек как фольклорного музыкального инструмента.
Читать PDF
1.35 мб

Русские музыкальные инструменты на грани исчезновения

Баранова Г.А.
Статья посвящена исследованию современных проблем сохранения славянских традиций в условиях глобализации.
Читать PDF
859.31 кб

Деревянные музыкальные инструменты: кларнет и саксофон

Подаюров Владимир Михайлович
В статье осуществлен исторический обзор становления, развития и взаимодействия кларнетной и саксофонной педагогики и исполнительства.
Читать PDF
393.66 кб

История формирования якутских музыкальных инструментов

Шамаева Мариам Ивановна
В статье рассматривается история формирования якутских музыкальных инструментов, описываются стадии работы по усовершенствованию музыкального инструментария. Представлены музыкальные инструменты в порядке классификации Э.
Читать PDF
9.05 мб

БАНДОЛА - НЕИЗВЕСТНЫЙ СТАРИННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Бурханов Аркадий Геннадьевич
Отсутствие достоверных сведений об этом инструменте в литературе по исторической органологии на русском языке и разрозненные противоречивые сведения зарубежных авторов послужили причиной написания этой статьи.
Читать PDF
307.41 кб

НАРОДНЫЕ ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КУРСКОГО КРАЯ

Еремин Н.С.
Статья посвящена анализу истории появления и распространения народных духовых музыкальных инструментов на территории Курской области: от раскопок археологов, работ краеведов до информации из статей периодической печати разных веко
Читать PDF
154.85 кб

О некоторых духовых музыкальных инструментах чжурчжэней

Тупикина Светлана Максимовна
The article by Candidate of Historical Sciences Svetlana Tupikina About some spiritual musical instruments of the Tungus Manchus describes traditional musical culture of these peoples and is based on the data of musical ethnograph
Читать PDF
291.59 кб

Оркестры духовых музыкальных инструментов в истории России

Еремин Н.С.
Статья посвящена анализу роли духовых оркестров в истории России с древнейших времен до наших дней. Без их участия не происходило почти ни одно государственно важное событие.
Читать PDF
183.80 кб

Хордофоны в музыкально-инструментальной культуре селькупов

Губайдуллин Фиргат Фирзатович
В статье на основании анализа научных трудов, прямо ищи косвенно затрагивающих традиционную музыкально-инструментальную культуру одного из малочисленных народов Севера, а также полевых работ автора статьи приводятся новые материал

Похожие термины:

  • САМОДЕЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    получили широкое распространение в 1920–1930-е гг. В этот период наблюдается рост оркестровых и ансамблевых форм бытового музицирования, однако потребность в живой инструментальной музыке столкнул
  • РЕКОНСТРУКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

    одна из первых идеологических кампаний, развернутая в сфере народной художественной культуры в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Ее целью была «унификация» разнообразнейших традиционных музыкальных и
  • МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ У ЕВРЕЕВ

    Означенные названия нередко встречаются в Свящ. Писании, но наши сведения относительно музыкального искусства у Евреев к сожалению очень ограничены. Известно, что у них были в употреблении духовы