МЁРДОК
МЁРДОК
1. (Murdoch), Джеймс (1856-1922) - шотл. историк-японовед. С 1890 работал в Японии журналистом и преподавателем англ. яз. С 1917 - проф. в Мельбурнском ун-те (Австралия). Читал лекции по истории Японии и япон. яз. В ранние годы своей деятельности выступал в австрал. и япон. прессе со статьями о тяжелом положении кит. кули и япон. горняков, позднее - по вопросам япон. истории и лит-ры. М. - автор фундаментального 3-томного труда "A history of Japan" (v. 1-3, N. Y., 1926), охватывающего историю с древнейших времен до революции 1867-68 вкл. Стремился рассматривать ист. процесс с материалистич. позиций. Г. И. Подпалова. Москва. 2. (Murdock), Джордж Питер (р. 11.V.1897) - амер. этнограф, представитель антиэволюционистской т. н. исторической школы в этнографии США. В 1939-60 - проф. Иельского ун-та, с 1960 - глава ф-та антропологии при Питсбургском ун-те, с 1962 - ред. журн. "Ethnologie". Полевые исследования вел на сев.-зап. побережье Сев. Америки и в Микронезии; автор и ред. многочисл. работ по этнографии, гл. обр. социальной жизни, отсталых народов мира ("Our primitive contemporaries", N. Y., 1934; "Outline of South American cultures", New Haven, 1951; "Social structure in Southeast Asia", Chi., 1960; "Africa. Its peoples and their culture history", N. Y., 1959; "Ethnographic bibliography of North America", Oxf., 1941). Наиболее известен теоретич. труд М. "Social structure" (N. Y., 1949), посвященный опровержению учения Л. Моргана о роде с позиций теории многолинейной эволюции. Ю. П. Аверкиева. Москва.
МЁРДОК
Murdoch) Айрис (1919, Дублин – 1999, Оксфорд), английская писательница. Училась в Бристоле и Оксфорде, затем преподавала философию в Оксфорде. Во время 2-й мировой войны работала в правительственной администрации, а затем и в администрации ООН. Награждена орденом Британской империи, почетный член Американской академии искусств и литературы (1975). Литературная деятельность Мердок началась с критической работы «Сартр, романтический рационалист» (1953). Первый роман «Под сетью» (1954). С тех пор она публикует по книге в год. Романы «Бегство от волшебника» (1956), «Отсеченная голова» (1961), «Дикая роза» (1962), «Единорог» (1963), «Пора ангелов» (1966) написаны под влиянием философии экзистенциализма, особенно Ж. П. Сартра. Романы конца 1960–70-х гг. «Приятные и добрые» (1967), «Сны Бруно» (1969), «Черный принц» (1973) называют «неоплатоновскими», в них сильно влияние учения древнегреческого философа Платона об Эросе – любви, лишенной эгоизма и ведущей к мудрости. Романы 1970–80-х гг. «Вполне достойное поражение» (1970), «Человек случайностей» (1971), «Любовь земная и небесная» (1974), «Море, море…» (1978), «Монахини и солдаты» (1981), «Ученик философа» (1983) становятся менее философичными, в них усилен бытописательский элемент. Мердок – один из самых сложных писателей в современной английской литературе. Она часто использует аллегории, многозначные символы, помогающие раскрыть философские идеи, умело пользуется юмором и иронией; сочетает нравственные и философские раздумья о причинах поступков своих героев, об их жизненном выборе с занимательностью, призвав на помощь арсенал детективного, плутовского, готического романа и мелодрамы. Но главный интерес вызывает у Мердок изображение человеческого характера: испытывая своих персонажей в сложных и необычных ситуациях, часто не выносит им никакого приговора, предоставляя читателю самим решать, что хорошо, а что плохо.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006