МЁРДОК

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МЁРДОК
1. (Murdoch), Джеймс (1856-1922) - шотл. историк-японовед. С 1890 работал в Японии журналистом и преподавателем англ. яз. С 1917 - проф. в Мельбурнском ун-те (Австралия). Читал лекции по истории Японии и япон. яз. В ранние годы своей деятельности выступал в австрал. и япон. прессе со статьями о тяжелом положении кит. кули и япон. горняков, позднее - по вопросам япон. истории и лит-ры. М. - автор фундаментального 3-томного труда "A history of Japan" (v. 1-3, N. Y., 1926), охватывающего историю с древнейших времен до революции 1867-68 вкл. Стремился рассматривать ист. процесс с материалистич. позиций.

Г. И. Подпалова. Москва. 2. (Murdock), Джордж Питер (р. 11.V.1897) - амер. этнограф, представитель антиэволюционистской т. н. исторической школы в этнографии США. В 1939-60 - проф. Иельского ун-та, с 1960 - глава ф-та антропологии при Питсбургском ун-те, с 1962 - ред. журн. "Ethnologie". Полевые исследования вел на сев.-зап. побережье Сев. Америки и в Микронезии; автор и ред. многочисл. работ по этнографии, гл. обр. социальной жизни, отсталых народов мира ("Our primitive contemporaries", N. Y., 1934; "Outline of South American cultures", New Haven, 1951; "Social structure in Southeast Asia", Chi., 1960; "Africa. Its peoples and their culture history", N. Y., 1959; "Ethnographic bibliography of North America", Oxf., 1941). Наиболее известен теоретич. труд М. "Social structure" (N. Y., 1949), посвященный опровержению учения Л. Моргана о роде с позиций теории многолинейной эволюции.

Ю. П. Аверкиева. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МЁРДОК
Murdoch) Айрис (1919, Дублин – 1999, Оксфорд), английская писательница. Училась в Бристоле и Оксфорде, затем преподавала философию в Оксфорде. Во время 2-й мировой войны работала в правительственной администрации, а затем и в администрации ООН. Награждена орденом Британской империи, почетный член Американской академии искусств и литературы (1975). Литературная деятельность Мердок началась с критической работы «Сартр, романтический рационалист» (1953). Первый роман «Под сетью» (1954). С тех пор она публикует по книге в год. Романы «Бегство от волшебника» (1956), «Отсеченная голова» (1961), «Дикая роза» (1962), «Единорог» (1963), «Пора ангелов» (1966) написаны под влиянием философии экзистенциализма, особенно Ж. П. Сартра. Романы конца 1960–70-х гг. «Приятные и добрые» (1967), «Сны Бруно» (1969), «Черный принц» (1973) называют «неоплатоновскими», в них сильно влияние учения древнегреческого философа Платона об Эросе – любви, лишенной эгоизма и ведущей к мудрости. Романы 1970–80-х гг. «Вполне достойное поражение» (1970), «Человек случайностей» (1971), «Любовь земная и небесная» (1974), «Море, море…» (1978), «Монахини и солдаты» (1981), «Ученик философа» (1983) становятся менее философичными, в них усилен бытописательский элемент. Мердок – один из самых сложных писателей в современной английской литературе. Она часто использует аллегории, многозначные символы, помогающие раскрыть философские идеи, умело пользуется юмором и иронией; сочетает нравственные и философские раздумья о причинах поступков своих героев, об их жизненном выборе с занимательностью, призвав на помощь арсенал детективного, плутовского, готического романа и мелодрамы. Но главный интерес вызывает у Мердок изображение человеческого характера: испытывая своих персонажей в сложных и необычных ситуациях, часто не выносит им никакого приговора, предоставляя читателю самим решать, что хорошо, а что плохо.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
106.17 кб

Готический роман А.Мердок «Бегство от волшебника» в интерьере барокко

Никифорова А. Н.
Исследуется проблема традиций и новаторства Айрис Мердок на примере романа «Бегство от волшебника» (1956).
Читать PDF
0.00 байт

Историческая фактография в романе А. Мёрдок «Бегство от волшебника»

Баратова Ольга Азизовна
Вторая половина ХХ века – время величайших общественно-политических и идеологических противоречий, которые становятся документальной основой литературного творчества многих писателей. В статье рассматривается роман А.
Читать PDF
211.41 кб

Влияние философии Симоны де Бовуар на творчество Айрис Мердок (на материале романа «Колокол»)

Муртазина Дина Фаридовна
В статье представлен анализ женских образов романа Айрис Мердок «Колокол» с точки зрения феминистской концепции Симоны де Бовуар.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозно-философская концепция Айрис Мёрдок в романе «Монахини и солдаты»

Сердитова Татьяна Гарриевна
В статье рассматриваются философские и религиозные воззрения английской писательницы ХХ в. Айрис Мёрдок, анализируется их выражение в eе статьях и романе «Монахини и солдаты».
Читать PDF
218.04 кб

Традиции английского готического романа в произведениях А. Мердок ("Черный принц", "Дитя слова", "мо

Зырянова Ю.И.
Читать PDF
0.00 байт

2002. 03. 027. Бонзон Р. Памяти Айрис Мёрдок. Bonzon R. Iris Merdoch remembered//http://aesthetics-o

Галинская И. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Игровые практики в культуре постмодерна (А. Мердок)

Малишевская Наталья Александровна
Рассматриваются игра и игровые практики постмодерна в качестве концепта, фундирующего разнообразные и разнонаправленные тенденции современной культурной эпохи.
Читать PDF
0.00 байт

«Замок на песке» как неоготический роман Айрис Мердок

Кузнецова Анна Николаевна
В статье рассматривается влияние английского готического романа на прозу А. Мердок, а также особенности авторской рецепции этого жанра.
Читать PDF
9.94 мб

Особенности полифонично организованной структуры романа А. Мердок «Черный принц»

Уварова Надежда Романовна
Статья посвящена анализу полифонической структуры романа А. Мердок «Черный принц». Автор использует различные приемы для создания полифонии.
Читать PDF
414.35 кб

Синавгические мотивы в творчестве А. Мёрдок (на примере романов «Сон Бруно» и «Черный принц»)

Татьяна Юрьевна Тимонина
На основе историко-культурологического и сравнительно-сопоставительного методов литературоведческого анализа двух романов показывается роль синавгической мотивики в творчестве Мёрдок.
Читать PDF
0.00 байт

Р. Бонзон памяти Айрис Мердок R. bonzon Iris Merdoch remembered

Галинская И. Л.
Bonzon R. Iris Merdock remembered // http: // aesthetics online. org / ideas / bonzon. html (updated Jan.26, 2002, N 024447).
Читать PDF
0.00 байт

Образ la princesse lointaine в романах Айрис Мердок

Локшина Юлия Владимировна
В данной статье анализируется один из важнейших образов прозы Айрис Мердок la princesse lointaine. С одной стороны, этот образ связывает прозу Мердок с близкой ей поэтикой романтизма.
Читать PDF
0.00 байт

Об отношении к искусству героев произведений Айрис Мёрдок (на примере отношения к музыке)

Шехтман Элина Нахимовна
В статье рассматривается вопрос о неоднозначной роли искусства вообще и музыки в частности в романах Айрис Мёрдок в сопоставлении с трактовкой данным автором отношения к искусству и художнику Платона, о которой говорится в философ
Читать PDF
0.00 байт

Диалог двух нарративов в романах А. Мердок конца 1960-х - 1970-х годов

Тимонина Татьяна Юрьевна
В статье прослеживается специфика диалога между двумя уровнями нарратива в творчестве А.
Читать PDF
448.00 кб

Мотив света и критика автономного субъекта в творчестве А. Мёрдок

Гильманов Владимир Хамитович, Тимонина Татьяна Юрьевна
Рассматривается хайдеггеровское понятие автономии как философский принцип самостоятельности бытия и его актуализация в творчестве А. Мёрдок.