Мырквичка

Найдено 1 определение
Мырквичка
, Иван (Мърквичка, Иван) 1856, Видим, Чехия — 1938, Прага. Болгарский живописец и график чешского происхождения. Учился в пражской (1873—1876) и мюнхенской (1876—1877) Академиях художеств. Приехал в Болгарию в 1881. В 1882—1889 — учитель рисования в гимназии г. Пловдива. С 1889 жил в Софии, преподавал рисование в тамошней гимназии. Один из основателей болгарского Общества поощрения искусств (1894). С 1896 по 1921 — профессор и многолетний директор Гос. рисовального училища в Софии, в создании которого он принимал активное участие. В 1923 вернулся на родину. Мырквичка изображал сцены из народной жизни. Обычно это многофигурные композиции, исполненные в манере академического реализма, усвоенного во время обучения в Мюнхене. В первый, пловдивский, период пребывания в Болгарии в его жанровых картинах преобладает интерес к местным обычаям, народным костюмам, национальной архитектуре и пейзажу (Базар в Пловдиве, 1888; День поминовения <Задушница>, ок. 1889, обе — София, Нац. галерея). Тогда же им исполнены многочисленные рисунки и акварели, изображающие крестьян. После переезда в Софию творчество Мырквички меняется. Образы крестьян в его произведениях становятся глубже и серьезнее, в самой живописной системе усиливается трезвый реалистический подход. По-иному выглядят теперь в его работах и любимые им сцены сельских праздников. Такова, например, его картина Рученица (1894, София, Нац. галерея). Действие происходит в деревенской корчме, в центре — двое крестьян увлеченно, азартно исполняют народный танец — рученицу. Но не только стихия пляски интересует здесь художника. Его внимание привлекают разнообразные типы крестьян, наблюдающих за этим зрелищем. Сдержанные сероватые тона, лишь слегка оживленные пятнами красного в костюмах главных персонажей, определяют колористический строй произведения. В кон. 1890-х мастер обращается к историческим темам, к трагическим эпизодам болгарской истории в период османского ига, изображает лучших деятелей болгарского просвещения (Отец Паисий, ок. 1898, София, Нац. галерея). В последней картине, исполненной в почти романтическом духе, воссоздан вдохновенный лик монаха Хиландарского монастыря, автора Истории Болгарии, написанной в 1760-х и ставшей своеобразным знаменем национального возрождения страны. В нач. XX столетия Мырквичка написал ряд тонких и выразительных портретов деятелей болгарской культуры. Творчество художника и его длительная педагогическая работа сыграли важную роль в развитии реалистического искусства Болгарии.
Лит.: Львова Е. Иван Мырквичка. М., 1955; Протич А. Иван Мърквичка. София, 1955.
Л. Алешина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006